Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Едем на Север. Большое путешествие по Карелии, Мурманской области и Норвегии 2019

Летом 2019 года, прежде чем ехать к теплому морю, мы решили съездить на Север. И это было одно из самых красивых и интересных путешествий в моей жизни. Потрясающая красота Севера и необычная природа.

Наше путешествие планировалось до Мурманска и потом через границу в Норвегию, на мыс Нордкап. Оттуда мы уже прямым ходом через Финляндию вернулись домой, без остановок.

Расскажу коротко про маршрут.

В первый день мы даже не выехали из Ленобласти, и первая наша остановка в пути -  Красный и Белый маяки в поселке Свирица Лодейнопольского района.

Отличная деревня, стоит на пересечении рек и каналов: большая река Свирь, поменьше река Паша, маленькие реки Котиха, Бабья Речка и еще Ново-Свирский канал. Поэтому в достаточно большой деревне все улицы односторонние - с другой стороны река. Красиво  очень, на самом деле. Маяки расположены на входе из Свири в Ново-свирский канал, с разных сторон канала. Мы подъезжали к белому, красный был на другой стороне.

Канал прорыли в 1878-1882 годах, маяки вроде бы поставили тогда же. Свирь здесь широченная, как озеро. Если вы не знали, Свирь - это единственная река, которая вытекает из Онеги и впадает в Ладогу.

После этого мы поехали в Введено-оятский женский монастырь. Он не очень большой. Там недалеко есть огромный Александро-Свирский монастырь, но я там была, и больше нет желания. А этот новый для меня, и, по отзывам, уютный. Действительно, оказалось очень камерное место.

Затем отправились в Верхние Мандроги, это такая туристическая деревня, мы уже были там один  раз. Но в этот раз нам не повезло. Единственный пароход ушел, и все оказалось закрыто. Это не скансен, там все новодел, но размах поражает, конечно. Там и гостиницы, и индивидуальные домики, и трактиры, и деревня мастеров, и мини-зоопарк, и чего только нет. Но это в сезон, когда много параходов идет.

После этого мы поехали в мотель на ночевку. Ночевали мы уже фактически на границе с Карелией, так что утро началось в деревне Большая Сельга в Олонецком районе Карелии.

Деревня включена в перечень исторических населённых мест Приказом Министерства культуры Республики Карелия № 31 от 18 февраля 1998 года.

На вид обычная деревня, красивое местоположение. Мы приехали рано, часов в 9, но для деревни не должно быть это ранним утром. Но никого... потом пару человек увидали.

В середине деревни - маленькое лесное озерцо, такие озера на севере называют ламба, они обычно бессточные. На берегу ламбы - бани.  Самый известный дом - Дом Дубровина, построенный в начале XX века. Дальний на втором снимке.

Следующий наш пункт - Важеозерский мужской монастырь

Следующим местом был городок Пряжа. Есть легенда про это имя, что городу дал его Петр, но она ложная. Деревня была известна до Петра. Пряжское озеро при въезде в город. Осмотрели несколько небольших местных достопримечательностей.

Дальше мы уже ехали до Петрозаводска. Заселились в классный кемпинг, в тихом месте на берегу Онеги, но при этом два шага до центра. И поехали в Петрозаводский Ботанический сад. Если вдруг вас туда поведет судьба, не верьте навигатору, смотрите описание дороги на сайте Ботсада. Ботсад расположен как бы внутри лесного массива, так что машину оставляем на входе в лес - и топаем километр пешком до касс.

Хороший такой ботсад, душевный, видно, что стоит тяжелой работы каждый кустик. И народу нет.

Рядом с ботсадом, прямо от касс, тропинка, находится скала на берегу Онежского озера с забавным названием Чертов стул. Идти примерно полтора километра.

В Петрозаводске мы ночевали одну ночь только.

С утра выдвинулись дальше на Север. Сначала заехали в город Кондопогу. Как я потом вспомнила, я там была. И мы тогда искали Успенскую церковь и вроде так и не нашли. Город примерно в 50 км от Петрозаводска. Надо сказать, что если и сейчас верить навигатору, то церковь вы не найдете. Он врет. Правда, уже и нечего искать. По центральным новостям передавали в том году, что сгорела церковь 18 века :(

Следующим нашим пунктом посещения был палеовулкан Гирвас

Утром от нашей базы в районе Пушного поехали на север, по дороге завернув на Беломорские петроглифы.

От петроглифов поехали мы в Кандалакшу. Кинув вещи, мы спросили, куда ехать смотреть что-то, и девушка с рецепшена нас отправила в красивое место - на высокий берег Белого моря.

Утром мы двинулись вдоль Терского берега Белого моря. Вначале посетили тоню Тетрина.

Доехали до конечной точки, доступной на автомобиле - Варзуги, и там переночевали.

После ночевки мы двинулись в обратный путь, заехав на Кузоменьские пески и аметистовый мыс Корабль.

Мы планировали задержаться подольше на Терском берегу, но справились раньше, поэтому по телефону забронировали гостинцу в Кировске и рванули на один день туда. Следующий день гуляли по Кировску.

Из Кировска наш путь лежал прямиком в Мурманск, дорога там хорошая. Мы в Мурманске провели полных три дня. Погода была ужасная, около +6 градусов, а это июль. Черемуха цвела.

Посетили атомный ледокол "Ленин", послушали очень интересную эксурсию.

Потом проехали все смотровые точки, Алешу на Зеленом мысу, рубку подлодки "Курск" и другие достопримечательности.

В последний день в Мурманске мы ездили в Териберку. Это, конечно, было чуть ли не основной целью путешествия. Ну, точно одной из двух главных точек. Териберка - это село в Мурманской области. На берегу Баренцева моря.

В европейской части России Териберка является единственным местом, куда можно добраться по автомобильной дороге, чтобы увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан.

По дороге туда мы увидели настоящую тундру, очень красивую. Виды в Териберке просто потрясащие, вот он, Северный Ледовитый.

Из Мурманска мы уехали к границе, но не сразу в тот же день, а с ночевкой в городе Никель. Городок крошечный, только переночевать.

На следующее утро пересекли границу. Но в Норвегии мы поехали не сразу к Нордкапу, нашей конечной точке, а сначала сделали вояж вокруг фьорда Варангер. До западной его оконечности, города Вардё. Это маршрут является официальным туристическим маршрутом Норвегии. Дорога красивенная. То есть вот как переедешь границу, так красота и начинается. Очень быстро дорога выходит к берегу моря и идет вдоль сопок и скал. Снимать можно каждый километр.

В Вардё посетили самую северную крепость:

Вернувшись с Варангера, ночевали в Тана Бру, прогулялись немного по городку вечером.

Следующим днем был перегон до Карашока. По пути останавливались у красивых водопадов и других достопримечательностей. В Карашоке снова гуляли вечером.

И в последний день мы достигли практически конечной цели нашего пути - кемпинга возле Нордкапа. Остановились мы в селе Сарсваг. Вечером подянлись на гору возле нашего кемпинга и увидели Нордкап во всей его красе.

Нордкапу мы посвятили один день целиком. Въезд туда платный, но он того стоит. Кроме самого мыса, там большой музейный комплекс, и можно провести полдня с удовольствием. Правда, на самом мысу ужасно холодно.

До дома нам было 1700 км, и мы проехали их одним перегоном. Останавиливались, спали по несколько часов в машине. Не рекомендую никому так делать, если у вас нет нарушения сна. Дорога красивая, хорошая и пустая. Проехали через Лапландию, видели кучу оленей на дорогах.

Про все интересные места напишу отдельно более подробно и добавлю ссылки в описание маршрута.