Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Терский берег Белого моря

Продолжу рассказ про нашу поездку на север летом 2019 года. В прошлый раз я рассказала про Карелию. Теперь расскажу про Терский берег Белого моря.

Терский берег - это юго-восточное побережье Кольского полуострова, берег Белого моря, к востоку от Кандалакши. С нее и начну свой рассказ.

Кандалакша

Это название для меня не пустой звук, у меня подружки в общежитии университета были из Кандалакши. И все это время я была уверена, что Кандалакша - достаточно крупный портовый город, ну как Новороссийск, к примеру :)

Оказалось, что это городочек даже меньше моего родного провинциального Вышнего Волочка. В названии сразу слышно "лакша", то есть финско-карельское "лахти" - залив. Это самый южный город Кольского полуострова. Это уже Мурманская область.

Нам в любом случае было удобно остановиться там на ночь, прежде чем ехать на Терский берег, которым вот прям пугали меня многие, что чуть ли ни в неизведанные земли без заправок и связи отправляемся.

Мы заселились в смешные апартаменты через Букинг - пара комнат над "видовым" рестораном-стекляшкой. Вот он:

Как видно, расположен на краю города, на берегу залива. В принципе, вполне удачный номер и отель. Мы там на ночь остались бы одни, только мы и сторож, но вечером пара парней-иностранцев заехала. Ресторан не работал, персонала не было. Сваааабода :)

Кинув вещи, мы спросили, куда ехать смотреть что-то. И девушка нас отправила в красивое место - высокий берег моря. Вот такое я обожаю, чтоб и посмотреть, и полазить. Уж мы там ползали-ползали.

Это был моя первая встреча с Белым морем. И оно оказалось прекрасным.  В камнях стоит вода, и дети там разглядели каких-то рыб, я не увидела. Можно спуститься к самой воде легко.

На самом деле вот эта "горка", с которой мы спускались - мемориал ВОВ, и еще там небольшое кладбище на другом склоне.

Другой берег залива. Вот так церковь - недалеко от нашего отеля.

Вечером, почти ночью, вышли с Олесей прогуляться вокруг отеля - пристань, море, утки.

Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина

Итак, переночевав в Кандалакше, утром мы заправились, купили продуктов и отправились на Терский берег. Повторюсь, молва народная говорит, что там нет заправок, людей и связи.

Вообще, википедия пишет, что Терский берег от Варзуги, но обычно все едут только до Варзуги. До мыса Белый нос, где конец Терского берега, и где Белое море сменяется Баренцевым, обычному путешественнику доехать будет сложно. Мы вот видели там камазы с жилой будкой, причем с немецками номерами, на таком можно, наверное.

Для простоты будем считать Терский берег начинающимся в Терском районе. Кстати, никакого города или села с названием Терское нет. Это именно название региона, вообще даже весь Кольский полуостров называли Терским.

Два крупных села: Умба примерно посередине пути и в конце - Варзуга. До Умбы идет асфальт, дальше грунтовка, но, кстати, строят там асфальт, поэтому часть дороги пришлось ехать по насыпи под дорогу, камням с хороший такой кулак. Объезда там нет. Дальше Варзуги дорог нет, только если направления по тайге.

В Умбе есть заправка, в Варзуге есть магазины, местами ловит мегафон, так что не совсем так все ужасно, как говорит молва :)

Но мы взяли на всякий случай канистру в 20 литров, потому что по 250 туда-обратно, а если еще куда-то заехать, да дороги плохие, а бак у меня в среднем на 600 км. Про заправку в Умбе мне сначала Яндекс не показал, а теперь я вижу, что и правда там есть Роснефть. Подтверждаю, своими глазами видели. Канистра не понадобилась.

В общем, выехали. До Умбы просто проскакиваем, ничего интересного. После Умбы у меня запланировано посещение поморской тони Тетрина. Вот их группа Вконтакте.

Яндекс его знает, я точку поставила, дорогу построил. Подвоха никто не ожидал, я видела, что почти сразу после Умбы музей. Я-то думала, как Витославлицы примерно, спокойно приедем.

Отдельная история, как мы ездили туда и обратно.  Отзывы я глянула по верхам, интересно, да. Про дорогу никто ничего не писал. Свернули с трассы, едем, упираемся в море.

Недалеко от берега есть какой-то дачный поселок, но и знак стоит «тупик», и навигатор показывает, что там дорога кончается. А мне вроде как навигатор показывает дорогу прямо по берегу. Ну ладно, едем, берёг нормальный. И тут берег нормальный кончается, а начинаются камни... сначала продолжаю ехать, но камни уже становятся с футбольный мяч и, мало того, начинают подниматься вбок стеной ;)

Муж говорит, что вроде видел съезд вбок. Ок, развернулись, нашли съезд и... выехали на нормальную дорогу, которую, оказывается, и имел ввиду навигатор. ;))) Она идёт параллельно берегу, за кустами. Ладно, посмеялись, доехали до тони. Дорога все равно не для низких машин, там и горки с камнями, и грязь, и по берегу вязкий песок кое-где. А местами нормальная лесная дорога. Около 8 км.

Пока мы были на тоне, начался прилив, и вода за пару часов подошла к самому берегу, я удивилась даже. Нас это не напрягло. Поехали обратно, ещё чай попили на остановке по пути. Едем по той дороге вдоль берега, проехали то место, где въехали с берега на дорогу. До того места дорога нормальная. Потом появилась первая лужа. Большая, глубокая, но проехала без особой паники, у нас на даче такие тоже встречаются. И вдруг упираемся в лужу, которую мне уже не проехать, мало того, что глубокая, в конце неё настил из брёвен, без всякого заезда на него, машина моя настолько вертикально вверх прыгать не умеет. А там везде съезды на берег. Ну ладно, поедем по берегу, мы ж ехали уже, нормально там. Ага, никто ж не подумал, что нам повезло ехать в момент максимального отлива и без ветра.

Съезжаем, а там...

Может, оно на фото и не страшно, но в середине этой вымоины - русло ручья, и глубина у него больше метра. Туда-то мы его и не заметили, просто струился ручеёк по песку. А я вот не уверена, что можно нырять на машине на такую глубину, не схватим ли мы гидроудар. Встали, ждём отлива. Облазили все вокруг. Нет другого пути. Между дорогой и берегом русло ручья выглядит как маленькая речка, с высоким берегом, да ещё и кусты. Дальше за дорогой - натуральное болото, вода с кочками и тоже кусты. Подъехали москвичи, которые были с нами на тоне. На форде экслорере. Мой муж и водитель-москвич долго совещались.

Стоим час, стоим два. Когда мы уезжали с тони, нам сказали, что начался отлив. Но когда он достигнет максимума, и не начинается ли уже снова прилив, и всегда ли отлив уходит одинаково или только в какое-то время суток - ничего этого мы не знаем. Нет не только интернета, но и сотовая связь не ловит. Вода вроде и уходит, но как-то неочевидно. В один прекрасный момент, заметив, что в вымоине вода во время отхода волны остаётся только в русле ручья уже, а по бокам нет, я с воплем «некогда думать, надо ехать» переезжаю этот несчастный ручей. Машу москвичам, чтоб убедиться, что и они переедут на наших глазах, а не сядут. Переехали. Их водитель, причём, своих всех из машины выгнал, а я нет ;) Пока стояли, я была уверена, что это последний ручей из встретившимся нам, и вот уже сразу поворот на деревню.

Но оказалось, что впереди ещё два. Один маленький, не заметили, а второй - больше первого. А на дороге в этом месте озеро, уходящее за горизонт, конца и края не видно даже.
Но у нас уже не было сил на панику. Второй ручей был намного глубже, сразу по черте берега не переехать вообще. Там сильнее раскатано вбок. Сбоку он мельче, но разливается широко - метров 7, на дне палки какие-то. Даже не стояла, сразу поехала. Переехала благополучно. Пока стояли, пугали детей, что здесь и разобьём палатку, тут и будем ночевать. Мы никуда не торопимся.

Ну вот такое приключение. Наверное, на Алтае такое сплошь и рядом. Но у меня небольшой опыт езды по бездорожью.

Мы ещё на тоне спрашивали: как к вам доезжают-то? Да вот, говорят, зато лишние люди по пути отсеиваются.

А дальше будет про сам музей.

Приехали, на берегу стоит деревня, но, конечно, это не совсем деревня, как мы ее понимаем, несколько домов на огороженной территории. Вы же уже поняли, что тоня - это деревня поморов, точнее, хутор?

"Первое упоминание тони "Тетрина" датируется XV веком. Это была одна из тех тоней-старожилов, с которых началось освоение Кольского севера, позднее названного частью Русского Севера."

Музей он не только про поморов, но и про саамов и вообще про всю историю освоения Кольского полуострова.

Я сразу подбила мужа взять экскурсию. Хоть мы заранее и не договаривались, но на месте нам согласились сразу провести экскурсию, там сейчас живет и работает молодой историк из Петербурга, очень увлеченный, экскурсия была просто отличной. Хотя детей мы сразу отправили бегать по берегу. Через полчаса к нам присоединилась семья москвичей, вот у них дети все слушали. А наши на берегу искали артефакты. Сказали, что музеи их достали.

Нам показали и рассказали очень много всего, и про монастыри. и про саамов, и про солевой промысел, и про все остальные моменты жизни поморов, и про ВОВ... Часа два шла экскурсия. А еще нас угостили местной копченой рыбой. Можно было пообедать у них, москвичи как раз обедали, мы не стали. Еще у них можно жить, прямо в домиках музея. но все было занято, хотя людей при нас не было, наверное, в море ушли. Пока ждали экскурсию, посидели на шезлонгах с оленьими шкурами на берегу, ощущения фантастические совершенно. А дети на берегу нашли чьи-то яйца.

Там есть вежа - жилище саамов. А в такую "лодку" запрягали оленей, и она едет и по тундре летом, и по снегу зимой.

Это жилище саамов, когда они стали селиться рядом с рускими, и те требовали, чтоб в жилище не было земляного пола (боялись эпидемий). Сейчас там живут туристы.

Поморы были солеварами, это был основной доход, вовсе не рыбалка, соль вся шла монастырям, считался монастырский промысел. Про соль много рассказывали, давали попробоват,ь и я даже купила пакетик соли с ламинарией. А ламинарию, говорят, веганы московские да питерские приезжают, собирают на берегу, готовят всякое вкусное с ней.

Про мореходство и судостроение много было рассказано, поморы не совсем дикими ж были, вот и гирокомпасы у них были. Зато паруса из оленьей шкуры.
Пока мы ходили на экскурсию - начался прилив.

Дальше историю про прилив вы знаете :) Кстати, прочитала в группе, что по берегу моря вначале и надо было ехать. Так что мы все сделали верно.

Варзуга

Выехав на дорогу, мы поехали в Варзугу (по пути сфотографировались у знака полярного круга), у вышки мегафона поймали интернет и дозвонились до одного гостевого дома в Варзуге, сняли комнату. Это оказался именно что дом на частном участке, видимо старый дом, сейчас построен второй, новый, большой. Заселила нас дочка хозяйки младше Марьяны, в этом гостевом доме еще жили какие-то брутальные мужики на крузаках, которые только вернулись с рыбалки и показывали огромных рыб.

Хозяйка пришла с работы попозже, к этому времени мы уже знали, что у нее 5 своих и 8 приемных детей :) Правда, многие уже взрсолые и учатся в городе. Дома было что-то около 5-6 детей, наши дети до ночи с ними бегали во дворе.

Утром встали, выдвинулись. Сначала поднимались на лестницу в самой Варзуге. Там красивая деревянная лестница ведет на холм.

Оттуда вид на Успенскую церковь прекрасный. Церковь 17 века, но очевидно, что там от 17 века не так много, дерево приходится все время подновлять.

И вид на реку Варзугу. Вообще, Север - это водный регион. Тут реки такого размаха, озер настолько много и таких больших, что вообще непонятно, с чего у нас Волга, Дон и Днепр настолько известны и воспеты.

Село расположено на двух берегах, и моста нет :) На лодках только. Посередине реки - острова, на которых, по рассказам, пасутся коровы. При нас не было. Добираются вплавь.

Дальше мы поехали на

Кузоменьские пески

Кузомень - это село недалеко от Варзуги. Но мы до него не доехали. Проехали пару глубоких луж, в одной долбанулись об трубу, которая воду должна отводить, но нет. Доехали до первых песков и решили посмотреть их - в принципе, песок и песок. Говорят, возле самой деревни бегают дикие лошади, и ради них стоит ехать.

Не могу сказать, что такие пески прямо что-то удивительное, у нас на Балтике в Ленобласти подобного песка много. Но все равно симпатично и есть особенность.
Песок очень мягкий и нежный.

Эти пески называют терскими красноцветными песками. И вот такие удивительные камни.

А еще там, очевидно, гоняют на джипах.

По этой дороге от песков на трассу остановилась поснимать ягель. У нас он тоже растет, но вот чтоб полностью покрывать землю - такого нет.

Аметистовый мыс Корабль

Выезжаем на дорогу и следуем к следующей достопримечательности Терского берега - мысу Корабль. Это Аметистовый мыс.

Я до сих пор не уверена, что мы приехали именно на то место, которое нужно. Ну, примерно все же туда. Нам в тоне сотрудник (не экскурсовод, а другой дядька, явно из местных, который по хозяйству) рассазал, как искать. Ориентироваться на ручей Лодочный (который на самом деле Лудошный, это картографы бестолочи с его слов). Но дело в том, что мы свернули по одной дороге, по левой стороне ручья, а мне показалось, что больше накатано по правой. Наверное, там все больше и ползают. Когда мы уже доехали до моря, там ручей не перейти и тем более не переехать.

Кое-что мы нашли, не знаю уж, насколько это аметисты, но красиво. Но честно говоря, у меня и цели такой не было - искать именно аметисты. Просто посмотреть красивое место.

Вот самая интересная находка:

Вот ручей, он тут приличного размера.

Тут тоже вокруг такие же плоские красные камни, как и на песках. Мы пришли в начале прилива, так что бродили, постепенно уходя от наступающего моря. Очень много морской растительности, немного противной, но красиво и удивительной.

Некоторые нашла фиолетовые на срезе. Или вот такие камни интересные есть.

Та самая удивительная растительность:

Вот тут еще интересное, на солнце дно очень блестит, как будто блестки рассыпаны. Конечно, это не золото :)

В общем, очень рекомндую это место любителям полазить и поррасматривать всякое диковинное.

Свернули с дороги по указателю "Часовня безымянного терского инока". Оказалось, что это дорога, параллельная основной, только совсем вдоль берега.

Пока ехали, краем глаза смотрю, на камне вроде кто-то сидит. Мои - да, птица. Выскочила, пока доставала фотоаппарат из багажника - полетела.

Еще заехали в село Кашкаранцы. Там видно с дороги церковь и маяк. К маяку не пройти, там военная часть. Село тоже очень старое, с 15 века известно. Тихвинская церковь 1895 года, в ней есть икона Тихвинской Божьей матери известная. Есть легенда, что эта икона спасла село от цунами в конце 19 века. Правда, было цунами, высота волны 3,5 метра.

Дальше мы выехали на дорогу и, поскольку непонятно, где нам было ночевать, мы-то думали, что еще одну ночь проведем на берегу, но лень было ставить палатку, уехали в отель в Кировск.

29.08.19,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

Asbuka (10/09/2019)
Наталья, как хорошо написано! И чудесные фотографии. Прям захотелось там побывать...
Наташка (08/09/2019)
Анна25
МариЖа
HappyCat
спасибо, что прочитали и за приятные слова!
HappyCat (07/09/2019)
Замечательное путешествие и отчет, большое спасибо автору!
МариЖа (07/09/2019)
Спасибо!!!!! Какие вы счастливые, что побывали в таком месте!!! Теперь и я "загорелась"!!!!!!!!!
Анна25 (06/09/2019)
Спасибо за интересный рассказ!
Гость (31/08/2019)
Перечитала с огромным удовольствием! Как ты здорово, образно и детально всё описываешь! Спасибо за виртуальное путешествие по русскому Северу!!!

Объявления
Дачная. Все для сада и огорода. Саженцы Бийский, Любвит.питомник (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)Егорьевские растюхи. Сезон 2023-2024 + Сумки Envirosax® (Коммерческие предложения)✈ SUN TRAVELS ✈ ___ туристкомпания ___ Нск-Академ (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)ТОМ3-🍒GLAMOURная Турция👗👖---->ОРГ 🅾 % ---стр 714 (Зарубежные покупки)💚 ЭНГРОС - Клубные цены - СТОП КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ 💚 (Коммерческие предложения)## 100 ДИЗАЙНЕРСКИХ ОДЕЖЕК В ОДНОМ МЕСТЕ## (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)💃👗💝ОДЕВАЕМСЯ МОДНО ВМЕСТЕ С НАМИ! СтильнаЯ БелоруссиЯ! (Коммерческие предложения)ДИЗАЙНЕРСКАЯ БЕЛАРУСЬ (Коммерческие предложения)Натали10%*Байрон10%*ЕМKA*woollamb10%*ЧУДО-МАЗЬ11% (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)❤️*ЛУЧШАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ БЕЛОРУССИИ И НЕ ТОЛЬКО*ТОМ 4 ❤️ (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)