Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Ближнее зарубежье

Большое автомобильное путешествие из Петербурга в Грузию

Вначале я расскажу подробности маршрута, как и где останавливались, какими дорогами ехали. А после отдельными рассказами буду писать уже про каждое интересное место.

Итак, начальная точка маршрута - Санкт-Петербург, конечная - село Гонио под Батуми, Грузия. Это почти на границе с Турцией.
Ездили вчетвером, детям 12 и 5 лет, машина большая, восьмиместная, но свободного места не было совсем, все пространство было забито багажом. Один водитель, то есть я. Все остановки были запланированы заранее, почти везде была внесена предоплата, сделан прозвон непосредственно перед поездкой. Надо сказать, что никаких отступлений от плана у нас не случилось, никаких неприятностей, отказов отелей, автомобиля, непредвиденных больших задержек в пути не было. В общей сложности поездка заняла 29 дней. По примерным подсчетам - около 8 000 км. На бензин ушло около 40000 р, на платные дороги около 3000 р.

У нас не было цели доехать до Грузии как можно быстрее, почти все остановки у нас были по нескольку дней в интересных местах.

Вкратце маршрут был такой: Санкт-Петербург - Тверь - Елец - Ростов-на-Дону - Кабардинка - Кисловодск - Гонио - Тбилиси - Степанцминда - Пятигорск - Ростов-на-Дону - Воронеж - Тверь - Санкт-Петребург. Тут обозначены только точки, где мы ночевали минимум одну ночь.

Итак, выехали из Петербурга мы 20 июня 2017 года. В этот день у нас был перегон до Твери. По пути мы заехали в Дом-музей Некрасова в поселке Чудово Новгородской области.

Дом-музей Некрасова в поселке Чудово

Ночевали в Твери у моей двоюродной сестры, это уже наша стандартная ночевка по пути в южную сторону.

Следущий перегон у нас был почти до города Ельца. Там мы останавиливались на две ночи не в самом городе, а в Археологичеком парке "Аргамач". Жили там в юртах :)

Археологичекий парк

Следующий день мы никуда не ехали, а посвятили день осмотру старинного города Елец (и кое-чего вокруг).

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Кроме осмотра самого города, мы съездили на Воргольские скалы. Это природная достопримечательность в 10 километрах от Ельца, на реке Воргол.

воргольские скалы Елец

Переночевав еще одну ночь в юртах, мы выдвинулись в Ростов-на-Дону. Там живет мой папа, и там мы останавливались аж на три ночи. Если не считать дней приезда и отъезда, то в Ростове мы провели два полных дня. И это время мы не просидели дома, а тоже успели поездить вокруг. Например, мы съездили на грязевое озеро Пеленкино в 50 км от Ростова-на-Дону.

озеро Пеленкино

А потом заехали искупаться на Азовское море. И пусть кое-кто любит обозвать Таганрогский залив Азовского моря лужей, тем не менее, дети были очень довольны купанием, несмотря на то, что вода была прохладная. Зато мелко и песочек. Первое море на нашем пути.

азовское море

Второй день в Ростове мы провели в городском парке.

Из Ростова-на-Дону мы не поехали напрямую к границе с Грузией, как могли бы, а еще завернули на "наше" Черное море. У меня всегда была мечта - "постоять" на море с палаткой. Поэтому две ночи мы провеили в кемпинге "Скала" в поселке Кабардинка. Это под Геленджиком. Ехали через Краснодар, но не оставливались в нем.

Наша палатка в кемпинге, вид на лестницу к море, кафе. Кемпинг находится на высокой скале, спуск к морю оборудован удобной, но высокой лестницей. Пляж скалистый, зато закрытый, людей мало. Купаться хорошо в кроссовках, дети ловили под камнями крабов. В кемпинге столбик с розетками возле каждой палатки, горячий душ и туалет, мангальная зона, титан с горячей водой, песчаные подушки под палатки. В общем, все очень удобно и цивилизованно, мне понравилось очень. Также в кемпинге, кроме палаткоместа, можно арендовать шатры для проживания.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Из Кабардинки мы ездили погулять в Новороссийск, гуляли, в основном, по набережной. А младшая дочь даже искупалась.

Еще вечером мы съездили в центр Кабардинки погулять. А утром в день отъезда даже остановились там, чтобы искупаться. Там, конечно, в 10 утра уже полный пляж.

Из Кабардинки мы отправились в Кавказские Минеральные воды, в Кисловодск. По пути мы проезжали снова Краснодар и остановились погулять и посмотреть город. Несмотря на то, что нам удалось удачно встать на платную парковку прямо в центре, более часа прогулки мы не смогли выдержать. Даже 32 градуса было уже невыносимо, на море или в горах подобная жара переносится намного легче, чем в степи.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

В Кисловодске тоже ночевали две ночи. Жили в хостеле "Жить просто". КМВ - самый проблемный регион в плане жилья, отелей-кемпингов почти нет, либо санатории, либо загородные рыболовные базы. Квартиру на пару дней там найти непросто, да и я предпочитаю хостел квартирам, в квартирах мне почти всегда слишком грязно. Хостел нам понравился, мы жили в двух хостелах этой сети, в Кисловодске и на обратном пути в Пятигорске. В Кисловодске хостел более продуман, да еще нам повезло, на наш приезд он был пустой.

В Кисловодске мы провели прекрасный день, прокатились на канатке, погуляли по парку, посмотрели Долину роз, вечером сходили в нарзанную Галерею и попали под ливень на Курортном бульваре.

p>

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

И вот, наконец, 30 июня, через 10 дней от начала путешествия, мы направились к границе с Грузией. На данный момент у России с Грузией один пропускной пункт, Верхний Ларс, который находится за Владикавказом. Выехав из Кисловодска, проехав Кабардино-Балкарию и Северную Осетию, мы оказались на границе. Уже после Владикавказа начинается Военно-грузинская дорога, а это значит - горы и потрясающая красота. Ну и очень сложная дорога, хотя до границы она хотя бы идет "по низу". Границу прошли очень быстро, никаких проблем не было, как и народу, и оказались в Грузии. Но нам предстояло еще в этот день уехать на другой конец страны, на море, на самый юг побережья. А это еще ровно 500 км. До Мцехты ехали по Военно-Грузинской дороге. Наполнились восторгами и адреналином. Дорога достаточно качественная, но сам рельеф местности и Крестовый перевал на высоте 2300 м расслабиться не дают.

военно-грузинская дорога

После Мцехты дорога идет по равнине, хорошее новое скоростное шоссе. И примерно на середине пути, где-то после Хашури, снова лезет в горы. Далее мимо Кутаиси и других городов есть также куски новой дороги, но по ним пускают машины только в сторону Тбилиси, а в сторону Батуми приходится плутать по городам, хотя навигатор был уверен, что можно ехать по новой дороге. Даже с подключенным роумингом перестроить маршрут не удавалось, так что ехали наугад, но выехали, куда надо. Указателей вне трассы почти нет. Доехали уже ночью.

Село Гонио, в котором был наш отель, находится в 10 километрах к югу от Батуми, в сторону Грузинской границы. Там мы остановились на 8 ночей. Бронировала все грузинские отели через Букинг. Отель в Гонио назывался "Капитан", находился в 5 минутах от моря, достаточно комфортные номера, парковка во дворе для автомобиля, завтрак включен.

Сама хозяйка находится в отеле весь день, с раннего утра до поздней ночи, можно решить любую проблему или вопрос, просто подойдя к ней.

отель капитан гонио грузия

Из Гонио мы ездили гулять вечером на набережную в Батуми.

набережная Батуми

В другой день с утра ездили в Батумский ботанический сад, он воистину огромный.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Вообще мы специально сняли отель не в городе, чтобы никуда не ходить и ничего не делать эту неделю, но не выдержали :)

В самом селе Гонио есть старинная крепость, посетили.

крепость Гонио

Съездили на водопад Махунцети и в Аджарский винный дом.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

7 июля мы уезжали из Гонио в Тбилиси. Перегон не очень большой по километражу, около 500 км, но у меня на него было много запланировано. Мы заезжали в два города - Кутаиси и Цхалтубо. В детстве я была в санатории в городе Цхалтубо, и мне очень хотелось посмотреть эти места сейчас. Первой нашей остновкой на этом пути стала Пещера Прометея за Цхалтубо. Я думала, что она будет маленькой, но она оказалась огромной просто, мы потратили там более двух часов времени, поэтому далее пришлось уже ускоряться. Пещера чудесная, обязательно посетите при возможности.

Пещера Прометея

После пещеры мы поехали в Цхалтубо. К сожалению, сильно пострадавшему после развала Союза. Мало что осталось от всесоюзного курорта. Огромное количество заброшенных санаториев. Но минеральные ванны в парке действуют, нас звали.

Цхалтубо

Планировали подольше пугулять в старинном Кутаиси, но было уже 6 вечера, поэтому посмотрели только маленький кусочек. В эти дни река Риони показала всю свою мощь. Но мы успели подняться на маленькой местной канатке.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

В Тбилиси мы приехали в темноте, несклько раз промахнулись мимо нужных поворотов уже в городе, запутались в 6-стороннем перекрестке, но добрались. В столице мы жили уже не в отеле, а Гестхаусе, по сути, у нас была отдельная небольшая квартирка во дворе у хозяйки. Гестхаус называется Nise, бронировали тоже на букинге. Остались очень довольны.
В самом Тбилиси мы провели три дня, машину даже не трогали, везде передвигались пешком и на такси, которое в Тбилиси очень дешево. Осмотрели весь центр и даже забирались в явно нетуристические районы. Более подробно: Что посмотерть в Тбилиси

Тбилиси

Через три ночи мы поехали одним днем на восток Грузии, доехали только до Сигнахи, ибо нам предстояло в этот день ночевать в Степанцминде (бывшей Казбеги), почти у границы. Доезжать до Телави не стали, ибо поехать по Военно-грузинской дороге ночью не пожелаю никому. А Сигнахи очень красивый город-картинка. Рядом монастырь Бодбе, с которого открываются виды в Алазанскую долину.

Сигнахи

По пути от Сигнахи до Тбилиси заехали в несколько монастырей и крепостей. А в Мцехте поднялись к монастырю Джвари, одной из главных грузинских достопримечательностей. От него открывается вид на слияние Куры и Арагви.

Монастырь Джвари

И отправились в сторону границы, по пути покупая подарки родным :) Успели до темноты. Ночевали в гестхаусе достаточно заброшенного вида, но одну ночь ничего. Вид на церковь Святой Троицы в Гергети на высоте 2 170 м.

церковь Святой Троицы в Гергети

До границы тут оставалось совсем уже немного, так что утром мы быстро прошли границу и быстро приехали в Пятигорск, где остановились на две ночи. Ночевали в хостеле "Жить просто", как я уже писала выше.

На следующий день мы осматривали Пятигорск, катались на канатке, дети купались в сероводородных ваннах. А также пили минеральную воду в разных местах!

Пятигорск сероводородные ванны

Из Пятигорска наш путь лежал в Ростов-на-Дону, где мы снова отдыхали два дня. Потом мы уже напрямую отправились домой, почти нигде не останавливаясь. Из Ростова в Воронеж, из Воронежа в Тверь, из Твери в Петербург. Ехать каждый день труднее намного, чем с перерывами.

Единственное место, которое мы посетили на перегоне от Воронежа до Твери - Музейный комплекс "Куликово поле". Он недавно отреставрирован и очень впечатляет.

Музейный комплекс

Вот такое у нас получилось путешествие длиною в месяц. Теперь хочется рвануть месяца на два :) Или даже на всё лето :)

21.07.17,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

Матис (04/06/2018)
Молодцы! Ваш опыт вдохновляет:)
Кхалисси (03/08/2017)
Очень красиво, фото шикарные, представляю, насколько дух захватывает, когда видишь эту красоту вживую!
Monaroza (02/08/2017)
Здорово! Обязательно возьму на заметку в следующую нашу поездку. Удивило, что границу перешли быстро, нам почему-то катастрофически не везет((
юсенька (31/07/2017)
Отличное путешествие, вы молодец, вот детям повезло с мамой.
Лёля (31/07/2017)
Наталья, сказать, что это круто, этот ничего не сказать! Вы просто нереальный для меня путешественник, детям повезло несказанно!!!!
Наташка (30/07/2017)
Спасибо всем за отзывы :) Самой путешествие очень понравилось :)
Красота! Вы огромные молодцы. Познавательно и ооочень красиво.
Ирина (22/07/2017)
Наташа! Фантастический отпуск, аж дух захватывает!!!
Raia (21/07/2017)
Ух, я прониклась. Военно-грузинская дорога прям страсть, с моей боязнью высоты.
Морозко (21/07/2017)
Вот это маршрут! Супер!!!