Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Мой Питер

Мой Питер.  Музей прикладного искусства им. А.Л. Штиглица

Итак, мои рассказы про интересные места в Петербурге возвращаются :)

Сегодня мы с вами отправимся в один из самых красивых и насыщенных разнообразными прекрасными вещами музеев Петербурга - в Музей при Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Если вам незнакомо это название, то наверняка вы слышали о другом имени этого высшего учебного заведения - "Муха". Да-да, это то самое Мухинское училище.

Та самая "Муха", которая  в загадке петербургского художника Ильи Тихомирова.

Находится музей в Соляном Переулке, дом 13, недалеко от Чижика-Пыжика, рядом с Музеем Блокады. Само здание примечательное, с куполом, видным издалека.

 Перед зданием стоят Фонари с фигурками путти: они олицетворяют различные ремесла (путти - художественный образ маленького мальчика из искусства Ренессанса).

И вот вы заходите в музей и сразу попадаете в сказочные палаты:

Это вестибюль музея, или аванзал.

  

Углубимся немного в историю создания Академии.

В январе 1876 г. на средства, пожертвованные бароном А. Л. Штиглицом (1814-1884 г.), было основано Центральное училище технического рисования. Оно было создано для подготовки специалистов (рисовальщиков, живописцев, скульпторов) для художественной промышленности.

Само здание училища находится здесь же, в Соляном пеерулке. Изначально музей занимал несколько залов в основном здании. Но коллекция росла, и пришлось строить отдельное здание. Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор Училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего. Официальное торжественное открытие музея Училища Штиглица состоялось 29 декабря 1881 года.

Что же за коллекия представлена в музее? Вскоре после открытия Училища сюда начали поступать дары в виде произведений искусства. Кроме того, руководство и само взялось за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Месмахер мыслил музей как необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства.

Давайте же прогуляемся по залам музея, где изначальная коллекция пополнилась работами студентов  и выпускников, и где все залы музея оформлены учащимися училища.

Музей создавался в первую очередь как учебное пособие для будущих художников, и все-все в его архитектуре, оформлении и отделке посвящено различным этапам в истории мирового искусства.

Сразу скажу, что, поскольку я не имею профессионального худжественного образования, то рассказывать, какой зал или образец чему посвящен, я не буду. Могу ошибиться, да и неинтересно это слушать от непрофессионала. Все же рекомендую всем посетить музей с экскурсией и послушать рассказ от тех, кто в этом хорошо разбирается.

Моя же задача показать, насколько интересно и красиво вам будет на этой экскурсии.

И должна сразу предупредить о том, что в музее так много всего, каждая деталь - откосы окон, ступени, ручки дверей, стулья - так интересны и так хочется их рассматривать, что это требует огромного эмоционального и умственного напряжения. Я пишу это для того, чтоб вы оценили свои силы, и что в музей лучше идти с утра и не планировать на этот день других столь же насыщенных мероприятий.

Итак, из вестибюля вы попадаете в главный зал, и на вас внимательно глядит основатель учебного заведения - барон Штиглиц.

Вот он, Большой зал со стеклянным куполом!

Статуя Штиглица расположена так, что глаза его следят, не отрываясь, за всем, происходящем в зале. Он сидит на самом верху парадной лестницы.

На стеклянном куполе есть несколько квадратов из цветного стекла. Это напоминание о том, каким был купол до Великой отечественной войны. Ведь бомба и пара снарядов попали прямо в стеклянный купол, и восстановили его после войны уже в нецветном виде.

Несмотря на то, что это музей, он все же часть учебного заведения, поэтому тут много студентов, которые занимаются, то есть рисуют, конечно.

 

Большой зал украшен портретами художников и сульпторов, правда, после революции часть портретов иностранных художников была заменена русскими.

В Музее больше 30 залов, каждый из них посвящен какому-то периоду мирового искусства, все это несет в себе образовательную составляющую.

Рафаэлева галерея - итальянский Ренессанс. "Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века".

Винтовую лестницу воткнули уже в советское время, испортив потолок.

Малые итальянские галереи.

Фреска с изображанием Собора Святого Петра в Риме, выполнена тоже одним из выпускников училища, который специально ездил в Рим для этого.

Вспомним, что учили тут именно прикладному искусству, то есть изготавливать и украшать все на свете, от ювелирных изделий до зданий, нести искусство в быт, так сказать. Работать руками, в первую очередь, мастерить и творить во всех жанрах. И навыки учащихся вовсю использовались для украшения музея.

Посмотрите, какой потолок на лестнице! Почему бы сейчас не привлекать учащихся к украшению публичных мест, например, вестибюлей метро, остановок, общественных пространств, наконец, школ и садов? Сплошной же пластик везде :(

 

   

И вот мы попадаем в нижний, подвальный этаж, и тут каждая колонна имеет свое значение в воспитании подрастающего поколения творцов.

В то же время, кроме произведений  учеников, музей имеет большое количество подлинных старинных экспонатов. Например, такая кровать с армуроом (шкафчиком) из дуба 16 века, сделанная в Голландии.

Коллекция старинной мебели в музее потрясающая. Я очень неравнодушна к этому, каждый предмет хочется разглядывать часами. По-моему, все техники, которые только можно представить, собраны в музее. Я даже не пыталась запомнить названия хотя бы части из них.

 

   

Или вот еще: коллекция ключей в различных техниках!

 

 

Коллекция предметов прикладного искусства насчитывает более 35 тысяч экспонатов, так что в Музее на самом деле есть все :)

Следующий потрясающий зал  - в русском стиле "Теремок".

Это зал для собраний древнерусского исскуства. Выполнен в стиле Теремного дворца в Москве.

 

Майолика по нижним частям колонн в зале.

Зал напоминает жилые палаты русских  дворцов.

Одной из особенностей музея является метлахская плитка на полу. Это задумка архитектора, как раз в конце 19 века стали использовать плитку для публичных мест, а чем является музей, как не публичным местом? Пол должен выдержать любые наплывы посетителей.

Очень сильно меня впечатлила коллекция кукол в костюмах русских губерний! Содержит 72 фарфоровые куклы, костюмы изготовлены студентами вручную. Насколько я успела понять, там губернии только европейской части страны. Наверное, остальные сделать не успели.

 

Еще один шкафчик ручной работы для столовых предметов. Стоит на наши деньги несколько неплохих квартир в  Москве :)

Нельзя оставить без внимания зал изразцовых печей. Уж на что я их люблю и обращаю внимание везде, но такой красоты я еще не встречала. Здесь печи с 17 по 19 век.

 

 

Очень надеюсь, что мои картинки вас впечатлили, и вы запланируете посетить этот музей в следующий приезд в Петербург.

Музей прикладного искусства Академии А.Л. Штиглица
Санкт-Петербург, Соляной переулок, 15
Ближайшие станции метро: Невский пр-т, Гостиный двор, Чернышевская

Телефон/факс: (812) 273-32-58 (научный отдел), 273-59-03 (экскурсионное бюро), ПРИЕМ ЗАЯВОК осуществляется со вторника по пятницу с 11:00 до 17:00.

Официальный сайт музея

Записаться на эксурсии стоит заранее в группе Вконтакте.

Напоследок такая байка из сети про студентов Мухинского училища:

Рядом со знаменитым Летним Садом в Питере находится Мухинское художественное училище. Вот студенты этого училища как-то подшутили зимой, на одной из пустующих тумб, видимо, сама скульптура на реставрации была, взяли и слепили статую из снега. Ну, они же профессионалы, так что, когда блюститель порядка обнаружил зимой среди снега незакрытую статую, шума делать не стали и быстренько заделали, как и все остальные, в "гробик". Ну, а весной, когда стали эти "гробики" раскрывать, в одном из них ничего не оказалось (статуя-то растаяла)... Волнения по этому поводу было много, но за пределы Летнего сада не выплеснулось.

04.04.19,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург,
справочная информация взята с официального сайта музея.

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


ТаняшкА (09/08/2019)
Я как-то поздно вечером забрела в соляной переулок. Приглушённый свет в окнах и чуть подзапущенный фасад здания - это нечто. Как их фильма, казалось, что или бальные пары кружиться в окнах начнут или тени-приведения.
А фото, даже самые профессиональные, к сожалению не передают масштабы зала. Мы зашли и просто замерли от обилия света и воздуха, от смотрящего в спину памятника.
Считаю, что обязательно к посещению, наравне с Зимним и прочими известными местами.
Анна25 (09/04/2019)
Такие печи были и в жилых помещениях. Раньше люди иначе относились к бытовым предметам. Очень часто даже обычные каждодневные расчески были очень красивы - практически произведения искусства.
Наташка (08/04/2019)
Анна25
это все же не жилое помещение и никогда не было. Жить в таком постоянно, особенно, если это единственное жилье, тяжело. Насыщенный декор больше для общественных мест подходит.
Анна25 (08/04/2019)
Спасибо! Очень красиво! Удивительно, как раньше люди украшали свои жилища. А сейчас потолок белый, стены белые, печки белые...
Алена (06/04/2019)
Сколько красоты!!!
Наташка (05/04/2019)
Скорпиоша
maschustik
pooha
Tasha-N
желаю удачного посещения музея :)
Tasha-N (04/04/2019)
Спасибо за рассказ!
pooha (04/04/2019)
Спасибо!!!!
maschustik (04/04/2019)
Спасибо за рассказ!!!!

Как раз летом собираюсь опять в Питер!!! Обязательно схожу!
Скорпиоша (04/04/2019)
Какая красота! Я уже хочу туда!

Ваш комментарий:



Автор:



Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость

Реклама


[Рассказы о родах]

Как я оказалась на кресле?

Реклама