Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Впечатляющий поход на мультинские озера одним днем

Напишу рассказ о том, как мы наконец-то добрались до Мультинских озер. Рассматривали этот вариант уже года два, но в прошлом году решили ехать на Актру, а в этом все-таки сюда.

Поход вышел впечатляющим! Один раз в жизни, наверное, стоит пройти по такому маршруту. А может, и не один. Все зависит от того, сколько у вас времени в запасе. Мы не берем никогда отпуск ради поездок на Алтай. всегда присоединяем несколько отгулов к праздничным выходным, например, поэтому располагали всего 5,5 днями вместе с дорогой из Новосибирска.

Вообще, несколько раз все было на грани срыва наших планов. Началось с того, что через 950 км пути выяснилось, что брат не взял паспорт, хотя я всех предупреждала, что без этого никак. Итого в приграничной зоне нас остановили. Нет, и все. Дальше не поедете. Хоть иди лесами, где нет погранцов. Кое-как доказали, что через границу не пойдём, права показывали, базы на брони, маршруты... А так сказали: либо ссаживайте и езжайте без него, либо не пустим. А это мы почти добрались тогда уже до места. Наверное, паника на моем лице и грусть в глазах смягчили погранца. В общем, мы проехали, но это секрет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПАСПОРТА!

Отдельно стоит сказать о дороге в сторону села Мульта. По карте это совсем немного от Чуйского тракта (поворот с указателем Усть-Кокса), 200 с хвостиком км, но ехать нам пришлось это расстояние аж 5 часов. Причем в этом году там активно ремонтируют дорогу, делают новый асфальт, и местами можно ехать до 100 км/ч спокойно, но местами приходится ехать 20-25 км/ч. Кто ездил на Кату-Ярык на машине с южного берега озера, это чем-то похоже. В среднем намного лучше, но быстро не добраться. При хорошей погоде на седане 4,5 ехать, если машину не жалко. МЫ ехали и в дождь, и в град. На джипе побыстрее, быть может. На пути никаких кафе за это время не будет, обедать нужно до того, как повернуть на Усть-Коксу. Хороших заправок, да и вообще заправок, там тоже не наблюдается особо. Есть Сибнефть в Усть-Кане. Самое нормальное, что нам попалось.

В Мульту мы добрались часам к 5 дня, заселились на отличной комфортабельной базе Мультинские озера, все удобства есть, организовано отлично и для самостоятельно питающихся, и для любителей кафе. Есть баня. В самой Мульте делать больше нечего, пойти некуда, это просто перевалочный пункт на ночлег перед заброской в горы.

Заброска - это транспортировка на вас на ГАЗ-66 к Нижнему озеру. Такие заброски из разных мест происходят, в нашем случае из Мульты. Сначала это обычная дорога, потом в гору по лесам и полям. Из-за того, что мы приехали после недели дождей, дорога была вся из колеи и месива. В какой-то момент нас даже взяли сомненья, а сможем ли мы в принципе сегодня подняться? Машину стаскивало сильно, несмотря на большой опыт водителя, и лебедкой выдергивали, и кренились, и откапывали. Было очень экстремально, как нам тогда казалось, но экстрим нас застал в полной мере на обратной дороге, когда мы не "почти падали на бок", а два раза "господи, как вообще мы не завалились только что плашмя?!". Потому что за время нашей тусовки наверху дожди все шли, и дорогу размывало еще больше. Туда мы поднимались 3 ч. 15 мин., и думали, что это долго, зато на обратной дороге выручали другой ГАЗ, подъем которого занял аж 5 часов, и если бы не мы, спуск бы занял непонятно, сколько дней. Потому что у них машина все время застревала, мы ее вытаскивали, а по итогу у них кончился бензин, и мы забрали их к себе на борт, заработав страшный перегруз, что чуть и не привело к полному заваливанию машины. Периодически мы шли юзом, сносили деревья и все, что попадалось на пути.

Вот так выглядела наша заброска в горы, обратных фотографий нет, было не до фотографирования, стоило это удовольствие, кстати, 3000 р. с человека, так как наша машина была понадежнее, и забрасывала, и забирала нас в разные дни. Те, кто ездил другими авиалиниями-шишигами без ночевки, могли добраться туда-обратно за 2000 р.

По плану в первый день было размещение на одноименной базе, читай, бросить сумки и сразу идти к Нижнему озеру, так и сделали. Оно, конечно, прекрасно, хоть и ничем особо непримечательно, но аура спокойствия и благодати настигает уже тут. Чтобы не тратить время и просто развлечься, на дальнюю сторону озера мы решили прокатиться на катере. Стоимость 350 р. с человека, по времени минут 10, наверное. Озеро небольшое, всего около 2,5 км в длину и в ширину поменьше. Обратно, кстати, мы шли пешком. Недолго, кругом бурундуки, идти по корням деревьев преимущественно. После дождя, конечно, лучше в сапогах, но можно было бы и в кроссовках. В пути час обычным шагом.

В обратную сторону озеро выглядит так. Кстати, местами лежал снег, несмотря на то, что это было 12 июня, и вообще мы попали в довольно холодную погоду, вечером 6/8 градусов, днем 10-16.

А это Шумы - перекат между Нижним и Средним озером. Довольно красиво, и правда, шумно, там мы достаточно долго сидели на камнях и смотрели вокруг. Нам повезло, во время нашей прогулки туда, кроме нашей компании, не было вокруг почти никого, или периодами никого.

Среднее озеро. Виды с Шумов на него еще более величественные и умиротворенные.
Фотографии не передают силу воды, очень многое в этот раз мы записывали на видео, а не фото.

Вечером по плану был ужин, отдых и сборы на завтра. Опережая события, сборы у нас прошли на троечку, надо было тщательнее искать лодочников. Утром мы должны были выходить по маршруту на водопад и озеро Куйгук, так как выбрали именно это направление из еще двух интересных (может, мы в будущем когда-то вернемся туда ради Верхнего озера и горы Михайловка), и маршрут этот начинался с переправы через реку Мульта, что вытекает из Нижнего озера. Чтобы не идти по пояс в воде в 10 градусов воздуха и, наверное, ещё меньше градусов воды (по ощущениям около 5-7), там есть лодочник с лодкой, но делать ему там нечего, и вечерами он пьянствует. В связи с этим мы его и не нашли, и не смогли договориться на утро. Старт планировался на 7.50, а фактически мы переправились "на перекладных", чьих-то случайных лодках со случайными людьми, только в 9.10. Стоило это удовольствие тогда по 200 р. с человека, обратно на той лодке, что предусмотрена, кажется, 300 р.

Этот маршрут по описаниям и картам к водопаду и озеру Куйгук составлял около 9-10 км в одну сторону, перепад с точки старта до озера около 450 м по высоте, итого маршрут около 20 км, смотря какой дорогой идти. Мы были ограничены во времени, так как вечером нас в определённый час и без минуты задержки должна была забрать машина обратно вниз, в Мульту. Перед стартом мы опросили всех, кого могли, кто только что пришел или ходил туда когда-то. Все говорили приблизительно одно и то же, что "если вы хорошо ходите, то путь туда-обратно 9-10 часов + остановки". У нас не было столько времени, так что мы еще старались по gps и часам выдерживать нужный темп ходьбы. Сама тропа там протоптана, не потеряешься, иногда есть развилки, но по приложению maps.me легко разобраться, куда направиться. В основном это ровная земля либо протоптанные конями "шпалы". Мы часто шли по ним, хоть там и грязнее, потому что там не было травы, а значит, и клещей. Так как на трети пути брат снял с себя клеща с красным брюхом, и все чуть не передумали идти дальше. Это было в красивом месте - на обзорной площадке. Кто дойдет до этого места, имейте в виду, это, пожалуй, где-то середина перепада по высоте. В итоге мы поднялись за 3.15 ч., а спустились за 2.45. Но обратно-то мы вообще последний км шли прям бодро, под музыку и громкие разговоры, и с огнём под рукой, но об этом позже.

Цветочки алтайские по маршруту на Кугук.

Всю дорогу "туда" озирались, нет ли медведя, чьи следы, чей помет... Хотя мы бы и не разобрали, чей это помет, кто бы знал, какой он у медведя? Никого не было вокруг, даже и людей, только шутки шутили про то, что в кустах, может быть, сидит медведь. Дойдя до верха, так устали, что на обратном пути нам было вообще плевать на возможность его появления, и мы ничего не осматривали и не осматривались на клещей, но вылили тонну спреев "для тайги".

Тяжело идти, конечно, когда не видишь цели и не понимаешь, где она. Выручала карта. Вот уже осталось 2 км, вот 500 м, вот уже 300 м, а ты все еще ничего не видишь, и тут мы вышли к водопаду. Это было одновременно и радостно, и разочарованием немного. Во-первых, он был не столь огромен, как описывал его интернет, в позапрошлом году на Кату-Ярыке доводилось видеть мощнее. Хоть и 30 м в высоту, но реально сама мощная ниспадающая часть метров 15-20 визуально, не больше. Во-вторых, дорога к нему, чтобы подойти вплотную, оказалась по огромному курумнику, а мы уже так устали... И самый ужас был в том, что перед нами была каменная стена, по которой непонятно, как взбираться, а озеро-то за этой стеной.

Водопад.

Команда наша так устала, что, дойдя до водопада и увидев гору, в которую надо ещё подняться, чтобы попасть на озеро, чуть не отказалась. Но я всех сподвигла тащиться за мной, потому что я сказала, что точно пойду, а они могут меня подождать, если не хотят подниматься, и все пошли, и никто не пожалел, разумеется. Красотища там невероятная! И вблизи водопада, и на озере. Сидишь там, внизу у озера, как микроб. Кстати говоря, после того, как тропа-таки после курумника нашлась по лесному склону, и мы по нему вскарабкались, там остаточно крутой подъем, за ним оказалось какое-то маленькое озерцо, совсем не похожее на картинки в сети об озере Кцуйгук. Хорошо, что я на картах перед этим смотрела, что там сначала какая-то "лужица", а потом озеро, а то так мы и подумали, что это оно. Точнее, некоторые из группы так и подумали, и успели шокироваться.

На самом же деле, надо было пройти еще метров 150 м вперед, чтобы увидеть то самое озеро Куйгук.

Температура воздуха там была всего около 6 градусов тепла, изо рта шел пар, и за время нашего там пикника и отдыха озеро сменило цвет несколько раз, прошёл дождь и облака то поднимались, то садились. Вообще, за время нашего пребывания в тех краях несколько раз шёл снегоград, даже когда было 12 тепла. Озеро ждало нас очень величественным и одиноким. И, даже несмотря на пасмурную погоду и довольно низкие облака, очень красивым!

Купаться я не стала,  хотя подумывала, очень уж ледяная была вода и холодный воздух. Озеро на высоте около 2100 м, кстати. Прикольно.

Напомню, на всем маршруте туда-обратно не было ни души, а ходили мы впятером (остальные отказались после первого похода). Потом на обратном пути нам навстречу попалась большая группа настоящих туристов, что шла ночевать в горы. Потом еще 3 женщины, тоже шли за ними ночевать, хотя уже было поздновато, ближе к вечеру. Мы пошутили, что вот бесстрашные какие, вечер скоро, а они втроём в лес пошли. Медведя не боятся. Шутили, что нас развели про медведей, наверное. Нет их тут. И через 10 минут обнаружились следы на том пути, где мы шли 5 ч. назад и никаких медведей не было точно, но они вроде как шли, пересекая поперёк, и мы такие: "фу, ну, ладно". И пошли вперёд побыстрее к базе. А там опять, и это было уже очень близко к базе, к которой мы кааааак ломанулись во весь шаг, готовы были в реку прыгать без всякой лодки, лишь бы быстрее к домикам.

До лодки мы все же дошли, хотя для этого надо было пройти почти километр вдоль реки, а потом обратно к базе. Так что маршрут наш за день вышел очень приличным, около 23 км "прогулочка" и еще несколько км потом гуляний просто так. Как следует "потренировались".

Кстати, забыла сказать, связи там нет вообще, никакой. Сотовая связь появляется только, когда возвращаешься в Мульту, и то не у всех. В основном немного работает только мтс. Но на нашей базе был вай-фай, так что пользовались для связи им.

06.07.21,
Непростая,

sono io (15/07/2021)
Непростая
Спасибо!
Непростая (14/07/2021)
sono io
Одна. Две вокруг были в селе Мульта. Мы не с группой ездили, наняли Газ на заброска в Базе Мультинские озера
sono io (14/07/2021)
Одна ночевка на Мультинских или можно две? Кто возит с ночевкой?
Непростая (14/07/2021)
Еленка1978
Пожалуйста!)
Гость (14/07/2021)
сомнения
Еленка1978 (14/07/2021)
Очень красиво, местами страшно, а местами страшно красиво :)) Спасибо! ЗдОрово!