Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых

Монголия. В страну пустынь и озер. Часть 2

Начало: Монголия. В страну пустынь и озер. Часть 1

День 5. Дорога до Алтая, Алтай, Тайшир

Сегодня нам предстоит длинный переезд — около 700 км. Просыпаемся пораньше и возвращаемся на нашу трассу.
Едем мы в самую дальнюю от дома точку нашего путешествия — в город Алтай. Были мы на Алтае, а теперь едем в Алтай.

Дорога, сначала асфальтовая, очень быстро превращается в перекопанную. Китайские рабочие строят главную монгольскую трассу, которая будет идти от Цаганнуура в Улан-Батор. Вернее, трасса-то уже идет, просто она не всегда хорошая, не всегда асфальтовая и, я подозреваю, не всегда очевидная. Но сейчас на участке от Толбо и почти до Ховда есть хороший, просто идеальный асфальт, но ехать по нему нельзя — дорога закрыта на отлежку, а чтобы самые умные на нее не выскакивали, то там, то тут пересыпана земляными валами. Так что ехать приходится рядом, по разбитой петляющей грунтовке. Вот тут-то я и задумалась, что, возможно, автопутешествия — это не мое: я не только не вожу машину, я еще и не люблю на ней ездить, по крайней мере, по извилистым кривым дорогам.
Потом дорога все-таки пускает нас на асфальт, настроение улучшается, а еще приходит время для самой приятной части поездки — обеда. Каждый раз, когда у нас есть шанс поесть в кафе (Цайны Газаар по-монгольски), мы им пользуемся: очень радует соотношение цены-качества. Правда, получалось не часто — гораздо больше мы ездили по тем местам, где никаких Газааров нет, а цай только тот, который сам вскипятил. Но в этот день нам повезло — нам досталась отличная придорожная кафешка. В ней даже есть меню, а не просто перед тобой гору бууз ставят. Так что заказали мы разной еды. Все монгольские блюда объединяет одно — они состоят из мяса и теста в разных комбинациях: суп с мясом и лапшой, суп с чем-то вроде пельменей, лапша с мясом, просто жаркое из мяса с мясом, буузы, опять же — мясо в тесте. Но при этом все очень вкусно!

Там же, в кафе, наливаем воду в бутылки — она нам пригодится дальше. Пить воду из монгольских рек мы не рисковали — слишком много вокруг пастбищ, слишком плотно все засыпано навозом. Но, наверное, при желании можно воду обеззараживать, кипятить и пить — ручьи и озера есть везде (вот такая пустыня).
После обеда сворачиваем с основной трассы, но дорога от этого становится только лучше — идеальный асфальт и никого от горизонта до горизонта. Такой простор — одно из самых приятных ощущений!

Дорога постепенно спускается с гор и приходит в самую настоящую пустыню. Голые камни, редкая травка и миражи. Миражи, похожие на озера и озера, похожие на миражи. И не всегда можно отличить одно от другого. А еще, как и положено в пустыне — верблюды! Сначала мы увидели, как пастух переводит стадо верблюдов через дорогу. Вот у нас медведи по улицам ходят, а у них — верблюдики.

Через какое-то время мы увидели еще одно стадо. Это уже дикие, вернее, одичавшие верблюды — они нестриженые, без каких-то меток или веревок. Просто ходят, щиплют травку, смотрят на дорогу так безразлично. А если подойти слишком быстро, то начинают очень смешно складывать губы и говорить «бу!».

Вот такая она, Алтай-Гоби. Хотя, на самом деле — не Алтай и не Гоби. Просто название региона. Но пустыня у него даже в названии, так что ничего удивительного.

Трасса практически пустая, машин почти нет. Только изредка кто-то проезжает. Чаще всего это либо мотоциклы, либо небольшие грузовички. Именно так сейчас кочуют монголы — грузят разобранную юрту в кузов грузовичка, навьючивают на мотоцикл другие пожитки и кочуют с одного стойбища на другое. И мы потихоньку кочуем вместе со всеми нашими пожитками.
К вечеру доехали до Алтая. Здесь нам надо заправиться и залить бензин в канистру — следующая заправка может быть еще не скоро. С бензином вообще в Монголии все не так просто. Во-первых, он ощутимо дороже, чем у нас, а во-вторых, заправки есть далеко не везде. Просто так, на трассе, мы видели ровно одну заправку, остальные — только в городах. В крупных населенных пунктах это нормальные заправки с нормальным бензином, а вот в маленьких поселках может быть такое, что заправка есть, а бензина на ней нет, либо есть только восьмидесятый. Да и сама заправка в деревнях выглядит как одинокая бензоколонка в чистом поле.
Газ там тоже купить можно: на выбор либо авто-газ, либо просто очень хороший газ.

После Алтая еще немного едем до реки Тайшир. Там на берегу, над скалами, есть красивое место для стоянки.

День 6. Река Тайшир

Хотели мы в этот день доехать до песков, а по дороге поснимать скалы в каньоне. Но утром было серо и пасмурно — решили ждать солнца. Раз погода плохая — сидим, неторопливо пьем кофе. Хотя, на самом деле, погода очень даже хорошая — не жарко, легкий ветерок, вокруг степь и цветочки, река журчит. Вот чего бы не радоваться? Но фотографы — самый противный народ, им всегда что-то не так: то солнца нет — плохо, то потом солнце выйдет — опять плохо, что свет высокий, то облаков нет, то облака не те — все не то.

Раз все равно делать нечего — пошла я мыть голову в реке. Надеялась потом хоть немного прилизать волосы. Но в этих условиях это невозможно — слишком мощный фен вокруг. Я еще не дошла от реки до палатки, а ветер уже высушил мне волосы так, как считал нужным. Так что будете собираться в Монголию — фен не берите. А вот пылесос берите — точно пригодится, то комаров собрать, то песок из палатки вымести.
В своей борьбе с ветром я была не одинока — совсем рядом, почти над головой, боролся с этим же ветром огромный коршун. Он то кружил совсем над нами, то улетал обратно к своему гнезду в скалах. Но всегда было видно, как ему тяжело держать эти резкие порывы.

После обеда погода только ухудшилась — ветер усилился до штормового, стоять под его порывами было уже тяжело. Я выбралась из палатки посмотреть, что там и как, как раз вовремя, чтобы увидеть, как над ущельем поднимается пыльная буря.

Обратно эту сотню шагов я шла уже, прикрывая глаза. А палатки наши в это время гнуло и трепало. Как минимум одна дуга не выдержала буйства стихии, и палатка не устояла. Потом уже, без ветра, дугу выправили, а палатку поставили обратно.

Ветер пригнал дождь. Нет, не дождь, а настоящий ливень, который хлестал до глубокой ночи. Так в этот день мы никуда и не поехали.

День 7. Каньон в Тайшире, Пески Монгол-Элс

Утром погода явно лучше, чем вечером. Хотя света все равно нет. Так что эти замечательные скалы так и остались не сфотографированными.
Километров через пять река остается в стороне, а дорога входит в каньон. Ну, на самом деле он какой-то не очень каньон, скорее, просто узкая долина, где больше нет реки. По бокам крутые ярко-красные скалы.

Если у реки была степь и заливные поймы, то здесь, в каньоне, настоящая пустыня, только вместо перекати-поля растут акации.

Надо сказать, сам каньон меня не особо впечатлил – света так и не было, да и мало ли таких скал. А вот на выходе из каньона я нашла скалу из базальтовых шестигранников – старых, разрушенных, уже неправильной формы, но это именно они. Вот я не знала, что в Монголии была зона активного вулканизма, а больше таким базальтам взяться неоткуда. Смотрю я на все это и не могу представить, что же здесь происходило! Когда-то здесь под давлением выходила лава, потом ее засыпало песками, потом пески сжались в камень, а потом пришла река и создала этот каньон. А сейчас здесь нет ни реки, ни вулканов, а есть только напоминание о том, что время течет.

Горы остались позади, теперь – к барханам. Где-то на границе между горами и пустыней на одинокой горе стоит ступа. Как положено – с башенкой, которая тянется к небу, с крутящимися барабанами и с лентами, развивающимися на ветру. Мы тоже не смогли пройти мимо – барабаны покрутили, ступу обошли – вдруг она помогает даже тем, кто в нее не верит.

И вот, наконец, перед нами открываются пески Монгол-Элс. Сначала кажется, что это горы, но это – горы песка. Высота большого бархана от подножья до гребня – около 300 м.

Прямо вдоль песков течет река, а где-то внутри – озеро. Барханы, в основном, поросли осокой, хотя песок еще живой, катится, шевелится под порывами ветра.
Первое, что нас встретило на песках – дождь. И это тоже какая-то неправильная пустыня, пустыня - это где с неба не капает. Зато после дождя выходит солнце и красиво подсвечивает барханы.

А потом и радуга появляется. Какая-то очень странная – пологая и низкая.

До озера на машине мы не доехали – может, на чем-то и можно, но мы побоялись застрять. Так что ночевать встали у границы барханов, а на озеро пошли пешком.

Пока шли, опять собрался дождь, так что красивых отражений в озере нам не досталось. Зато достались красивые ящерицы, а еще одинокие деревца в песках.

Дважды промокшие и снова высохшие (большой природный фен хорошо работает), мы вернулись в лагерь. И, правильно, опять начался дождь. Вернее уже не дождь, а ливень и гроза. Но перед грозой был такой нереально красивый свет, что можно и помокнуть потом.

Только за палатки было страшно, что их ветром сорвет и унесет куда-то в страну Оз. А там уже даже Гудвина нет, чтобы подарить нам немного мозгов.

День 8. Пески Монгол-Элс

Утром дождя нет, даже ветра почти нет. Но на месте не сидится – надо кочевать куда-то еще. Пока завтракаем и собираемся, с бархана за нами наблюдает гриф. Честно говоря, сначала мне показалось, что это человек сидит – такой он огромный!

Далеко кочевать не стали – уехали вдоль песков к большим барханам. Мы надеялись, что там будет меньше растительности на песке, но, похоже, год слишком мокрый, так что все барханы волосатые.

Зато, когда после дождя выглянуло солнце и песок начал сохнуть, на склонах появились удивительные узоры.

Пока есть время и погода, идем погулять по барханам. С одной стороны, странная идея - гулять по песку, с другой – это особое удовольствие, просто идти, куда глаза глядят. Шли мы так шли мимо красивых гребней, мимо волн, которые почему-то есть только на некоторых барханах.

А потом обнаружили себя уже почти перед вершиной большого бархана. Мы вообще не планировали на него подниматься – зачем на него лезть, он и снизу красивый. Но раз уж все равно пришли – полезли наверх. Песок там уже совсем сухой и очень сыпучий. Честно говоря, стоять на том гребне как-то жутковато – гребень он и есть гребень, что это скала, что куча песка.

Да еще и ветер все усиливается. С кромок барханов сдувает песок, к нам идет очередная гроза.

На этот раз гроза прошла стороной, зато оставила за собой кусочек радуги, прямо над песками.

День 9. Пески Монгол-Элс, Алтай-Гоби, дорога до Ховда

Утром даже был рассвет – солнце вылезло из-за гор, а не из-за туч высоко над головой. А раз есть низкое солнце, то есть и отражения.

Со стороны это озеро так красиво выглядит, а на деле - такая лужица глубиной по колено, а в ней купается и пьет скотина. То лошади прибегут, то стадо козлов.

А на другом берегу озера – очередная юрта. Вообще в Монголии, куда ни глянь, везде кто-то есть. Вроде людей очень мало, но живут они в самых неожиданных местах. В каждой долине стоит по юрте, а то и по несколько.

По плану мы хотели проехать вдоль песков по какой-то маленькой дороге километров 150 до озера Дурген. Но что-то посмотрели мы на погоду, на разлившиеся реки, и решили не рисковать. Как потом оказалось, видимо, правильно решили. Да и пески мы уже посмотрели, а если есть время, то можно еще другой район посмотреть. Так что вместо песков поехали мы в сторону озера Хяргас-Нуур.
Но пески нас то ли не хотели отпускать, то ли, наоборот, поскорее гнали отсюда. Но почти сразу на выезде с песков, на одной из многих степных дорог, к нам подкрался камень. Спрятался где-то в колее, а потом выпрыгнул между колес. В машине что-то нехорошо застучало и зарычало. После этого она рычала, как мотоцикл, да и обороты нормально набирать не хотела. Вообще, машины о монгольские дороги ушатываются сильно – очень много каменистых дорог, много неожиданных ям, много кочек и песка.

Зато погода молодец - солнышко такое красивое, ветерок легкий (даже не шевелит обломки арматуры). Подъехали мы к тем скалам, где два дня назад ночевали, специально, чтобы сфотографировать. Все-таки очень приятное место!

Кое-как выбрались на асфальт – здесь машина уже нормально едет, так что в ремонт не поехали: все равно непонятно, как там объяснять, что произошло и чего мы хотим. Вместо этого поели и поехали дальше.
Опять по дороге через Говь-Алтай (Алтай-Гоби) в сторону Ховда. В этот раз верблюдов и миражей на дороге было еще больше, чем по пути туда. Через какое-то время мы даже перестали останавливаться у верблюдов – ну, сколько уже можно.

Определенной цели на этот день у нас не было – понятно, что до Хяргаса мы не доедем даже близко, так что едем просто до вечера. Уже ближе к закату увидели у дороги озеро. По дороге сюда мне казалось, что это мираж. А нет, все-таки озеро. Это же прекрасно – озеро, закат, отражения! Мы тут же к нему свернули, чуть не закопали машину в грязи, но до берега доехали. На этом дорога кончилась. Вышли мы и поняли, что ночевать здесь не получится – озеро соленое и пахнет тухлой грязью так, что даже находиться рядом тяжело. Зато отражения в нем потрясающие!

Раз с озером не получилось, то едем к реке. Вроде река Ховд, хотя я не уверена. На берегу отличные места для стоянки, и даже ветер почти не дует. А над горами висит огромная луна.

Продолжение следует… Завтра к озеру Хяргас.

18.07.19,
Aysa,
Новосибирск
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ирина (24/07/2019)
Ощущение другой планеты...
-Sane4ka- (22/07/2019)
Какая красота! Мне очень понравились фотографии.
Aysa (22/07/2019)
Я каждый вечер в путешествии пишу короткие заметки, чтобы не забыть какие-то основные моменты и какие-то интересные мысли, а потом сам текст пишу уже дома после возвращения.
-астра- (22/07/2019)
а вы свои заметки в путешествии пишете? или потом по фото вспоминаете что и как было?

Ваш комментарий:



Автор:



Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость


Реклама