Туризм и отдых

Монголия. В страну пустынь и озер. Часть 1

Монголия - она, вроде бы, и недалеко. Вон, указатель рядом с домом говорит мне, что до Ташанты, что на границе с Монголией, ехать нам 900 км по трассе. Казалось бы, никаких проблем — бери да езжай, тем более, что визу туда не надо. Но все равно Монголия остается какой-то дикой и недоступной.

Хотела я в Монголию уже давно, и даже как-то собиралась, но все время что-то не получалось. А тут меня очень удачно позвали в фотопоездку. План был доехать до песков Монгол Элс, а по пути посмотреть побольше всего.
Маршрут у нас получился такой: Новосибирск - Кош-Агач - Ташанта (граница) - озеро Толбо-Нуур - г. Алтай - р. Тайшир - пески Монгол-Элс - г. Алтай - г. Ховд - оз. Хяргас-Нуур - г. Улангом - оз. Урэг-Нуур - г. Цаганнуур (граница) - Кош-Агач - Улаганские озера - Новосибирск.
Вот маршрут по Монголии на карте:

День 1. Новосибирск — Тыдтуярык

А за окнами Чуйский тракт. Пишут, что это одна из красивейших дорог мира. Не знаю, как насчет мира, но дорога очень красивая. И очень интересно наблюдать, как плоские лесостепи Алтайского края постепенно превращаются в горы Алтая.

Алтай весь цветет, на склонах поля огоньков, вся зелень такая яркая и свежая — здесь еще весна.

Проезжаем мимо слияния Чуи и Катуни, которое иногда бывает двухцветным, но сейчас реки слишком мощные и смывают слишком много глины. Мимо крутых скал, под снежными вершинами Северо-Чуйского хребта, и даже немного мимо далеких вершин Южно-Чуйского.

В этот день мы доехали почти до Кош-Агача. Ночуем в юртовом лагере «Тыдтуярык», его хозяин — знакомый фотограф, который рад нас видеть и не против, что мы тут палаточку поставим. Так что после длинного переезда начинается длинный вечер за разговорами.

День 2. Алтайский «Марс» и окрестности

Этот день у нас отведен на осмотр ближайших достопримечательностей Алтая. Во-первых, их тоже посмотреть хочется, а во-вторых, монгольская граница по выходным закрыта. Вот просто раз, и закрывают переход на выходные, на праздники, а еще вечером после шести. Это и называется «граница на замке».
Совсем рядом с нашим лагерем находится ущелье Кызыл-Чин, он же Алтайский «Марс». Мне кажется, там уже все были. А вот я не была. Так что поехали мы на этот самый Марс. Первое впечатление: а чего это он Марс? Второе впечатление: гораздо круче, когда видно, что это не безжизненный Марс, а вполне себе наша планета — с деревьями, цветами и цветными каньонами.

По сути Кызыл-Чин — это выходы цветных глин. Их там вообще много вокруг, но именно здесь собраны самые яркие цвета. По красно-оранжевым склонам расходятся полоски красного, фиолетового, оранжевого цвета. Глины вымывает водой и склоны принимают какие-то совершенно причудливые формы, а вода в реке становится такой же красноватой, как и все вокруг.

Наверное, половину красоты и необычности таким местам придает правильный свет. Мы успели немного пофотографировать, пока солнце еще было, а других людей — не было. Ближе к обеду все стало ровно наоборот — солнце пришло, а люди начали приезжать, так что пришлось заканчивать.
Больше в этот день солнца не показалось, а без света какие фотографии? Так что вернулись обратно в лагерь и опять сидели, разговаривали, пили чай.

Надо сказать, просто сидеть в юрте и разговаривать за чаем — само по себе отличное занятие. Тем более, когда можно узнать что-нибудь полезное о предстоящем маршруте. Правда, кто бы этим полезным еще воспользовался — надо же все проверить на себе и убедиться, что там, где сказали, что дороги нет, ее и правда нет.

День 3. Граница, г. Улгий, озеро Толбо-Нуур

И вот, наконец, на третий день нашего путешествия мы все-таки подъезжаем к границе. Граница открывается в 9 утра. Хорошо бы к этому времени уже стоять в очереди. Мы немного задержались, приехали в начале десятого, и очередь была уже внушительная.

Перед нами было несколько казахских машин и несколько бензовозов, которые пойдут в другое окошко. Так что на российской части границы нас позвали без очереди, и там все получилось быстро. Хотя тоже не прям просто — наш квадрокоптер их очень заинтересовал, заставили заполнять декларацию. Хотя, вроде, не обязательно это все, но спорить с погранцами — себе дороже.
Между российской и монгольской частями границы нейтральная полоса километров 30, так что тоже быстро не проскочишь. У монголов очередь скопилась еще больше, да и без очереди нас тут никто пропускать не будет. Так что стоим, ждем. Смотрим, как ветер отгоняет коршуна от смотровой вышки. Какой-то час - и мы подъезжаем к зоне таможенного досмотра.
Тут все тоже очень неторопливо. Монгольские пограничники очень заняты общением друг с другом и на такие мелочи, как ожидающие их туристы, особо внимания не обращают. Стоим, ждем непонятно чего. Потом выяснилось, что мы ждем, пока заработает рентгеновский аппарат, чтобы они могли просветить наши сумки. Честно говоря, за время ожидания можно было все эти сумки руками перетрясти. Ну, что делать, здесь никто никуда не спешит.
Итого, каких-то 4 часа - и граница позади.
За это время мы успели оголодать, так что первое, что мы увидели в Монголии — буузы и цай. Ну, что я могу сказать, не самое плохое зрелище. Еда в Монголии вообще очень вкусная и очень дешевая, а порции очень большие. Например, в кафе на границе не спрашивают, чего ты хочешь, а просто приносят порцию из 13 (!) бууз. Они, конечно, поменьше, чем бурятские, но все равно это очень много. А вот с чаем там как-то не очень — здесь нам принесли огромный термос, в котором плавало два, ну, может, три чайных листика. Мы потом уже научились, что надо простить суут цай — чай на молоке с солью, вот он вкусный, и тоже в огромном термосе. А просто цай — это три листика в термос.
Сразу после границы асфальтовая дорога заканчивается, начинается гравийка. Наверное, это предупреждение тем, кто приехал. Потому что уже через 30 км дорога снова становится нормальной. Уже сразу после границы пейзажи становятся не похожи на те, к которым мы привыкли. На голых каменистых склонах растет меленькая травка, а на ней пасутся лохматые коровы и худые лохматые лошадки.

Через пару часов приезжаем в первый на нашем пути город — Улгий. Город — это, конечно, громко сказано. Но это скопление людей, и там ничего не понятно. Туристов в Монголии мало, общения с иностранцами — еще меньше (по крайней мере, в той части, где мы были), так что языков тут не знают, а на монгольском мы изъясняться не умеем. Поэтому даже поход в магазин вызвал у нас некоторые сложности.
О, еще же деньги меняли. А они там смешные. Мало того, что слово «тугрики» уже больше похоже на мем из интернетика, чем на реальное название денег, так там еще и богачом можно себя почувствовать. Главное, правильно сосчитать нули на купюрах — в ходу и 100, и 1000, и 10000 тугриков. А 100000 — это всего лишь чуть больше 2000 рублей, но такой купюры я не видела.
Дальше от Улгия идет хорошая трасса. Нам по ней ехать еще долго. Но на сегодня наша конечная цель — озеро Толбо-Нуур. Выговаривать все эти монгольские гласные нам как-то непривычно, поэтому название озера быстро трансформировалось в «Долбонур», ну, либо просто Толбо, без приставки «Нуур» - «озеро».
Озеро Толбо лежит на границе полупустыни и гор. Кое-где к берегу подходят скалы, а чуть дальше видны снежные вершины Монгольского Алтая.

Со стороны трассы, под скалами, есть база, где можно остановиться в домиках. А мы хотели ночевать на другом берегу, чтобы смотреть, как закат подсвечивает эти скалы и отражается в озере.
Вышли мы из машины у берега, а там ветер такой, что стоять, конечно, можно, а вот идти против ветра уже сложно. Попытались поискать место без ветра, нашли. Ну, не без ветра, но здесь хотя бы можно палатку поставить, не боясь, что она улетит вместе с тобой.

Где ветра чуть меньше, живут огромные тучи комаров. Это не те комары, которые живут в тайге и пьют кровь, это всего лишь звонцы. Но их такие толпы, что они, мало того, что бесят, так еще и в кадр лезут — вычищай их потом с идиллических пейзажей.

К вечеру ветер нагнал тучи, так что заката мы не увидели. Легли спать в надежде на хороший рассвет. Мы тогда еще не знали, что это нормальная погода, и со съемкой закатов-рассветов тут не срастается.

День 4. Озеро Толбо-Нуур, стойбища в долине

У нас фототур, так что спать нам не положено и отговориться, что желание снимать рассвет бывает только вечером, уже нельзя. Встаем в пять утра и идем фотографировать озеро. И это того стоило! Ночью ветер стих, на озере зеркальная гладь, склоны гор подсвечены утренним солнцем, и невероятная тишина вокруг.

Утренняя пробежка с фотоаппаратом по соседним склонам, фотографирование всего, что видим (глаз еще не «замылился», и необычным кажется вообще все вокруг), а потом можно и кофе попить. Да и просто посидеть — солнце уже слишком высокое, чтобы фотографировать окружающие склоны, а рябь на воде слишком сильная, чтобы ловить отражения. Так что просто сидим на берегу, смотрим вдаль, наслаждаемся видами. Сегодня решили никуда не ехать, в надежде все-таки увидеть закат на Толбо.

Ну, никуда не ехать — это, прямо скажем, нам не удастся. Часок отдыха на берегу, потом еще кусочек фотоохоты за отражениями.

Потом еще одна пробежка по склонам — за цветочками, которые отлично освещает полуденное солнце.

А потом — все, сидеть на месте надоело. Так что поехали мы покататься по окрестностям. В горы от озера уходит дорога, а там рассыпается на много дорог и идет куда-то вверх, к ледниковым озерам. Ну, это по карте так. А на самом деле вверх в горы уходит накатанная колея, которая после перевала рассыпается на множество следов, которые ведут к отдельно стоящим юртам.

Едем, смотрим стойбища. По долине разбросаны одинокие юрты, кое-где стоят небольшие домики. Рядом с юртой может стоять лошадь, а может — мотоцикл. Пастухи активно используют оба этих вида транспорта. Во все стороны по долине гуляют стада — коз, баранов, коров.

Мы останавливаемся посмотреть на монгольские стойбища, а они подтягиваются посмотреть на нас. Квадрокоптер их заинтересовал еще больше, чем тех пограничников, так что пришлось показывать, что это и как работает. И языковой барьер как-то особо не мешал — жестов вполне достаточно.

Пока рассматривали монголов, чуть не пропустили журавлей. Вообще, птиц в Монголии очень много — и степных, и водных, на любой вкус. Ну, пара журавлей никого не оставит равнодушным!

А вот до ледниковых озер мы не доехали — на пути нам встретилась река, и мы решили в нее не соваться. Зато поднялись на какой-то совсем пустынный перевальчик, посмотрели на зеленую долину внизу. Вообще удивительно, как быстро здесь меняются природные зоны. Вот внизу ярко-зеленые мокрые луга, вот на склонах степь с ковылями и осокой, а вот чуть выше уже настоящая каменная пустыня, где выживает только мелкая-мелкая полынь.

К ужину возвращаемся в лагерь, чтобы успеть спокойно поесть, пока с нами не случился закат. Пока мы ездили, у места нашей стоянки собралась кучка монгольских детей. Они вроде и со стороны на нас смотрят, но явно чего-то хотят. Потом один мальчик посмелее подошел к нам, начал тыкать пальцем в продуктовую коробку. Ну, я ему дала печенья, чая предложила. Печенье съел, а в коробку тыкать не перестал. Нам стало интересно, мы ему предложили показать, что он хочет. Он схватил банку консервированной сайры и, увидев, что мы не отбираем ее, радостно убежал. Вот, спрашивается, чего ему эта сайра? На голодающих эти детки похожи совсем не были.
О, а еще же на озере были птицы — лебеди, утки, какая-то певчая мелочь.

И рыбы еще. Вообще, Толбо, как и многие другие озера Монголии — отличное место для рыбалки, даже жалко, что мы не ловим.

А потом все-таки случился закат. Вернее, сам закат был не такой интересный — солнце просто спряталось среди гор. А вот вечерний свет был замечательный. А на противоположном берегу льет дождь — зрелище какое-то нереальное.

10.07.19,
Aysa,

Ната62 (23/07/2019)
Спасибо! И фотографии и комментарии... просто с Вами попутешествовала... Удачи и новых впечатлений... Делитесь, пожалуйста, с нами.
HappyCat (21/07/2019)
Отчет великолепен!
А рыбалка на Толбо так себе:(

А национальный монгольский суп с очень веселым для нашего уха названием вы не пробовали?
Unbekannterin (21/07/2019)
Как здорово! Очень понравилось, спасибо!
Aysa (17/07/2019)
В июне, по крайней мере, жары там не было. Как-то в пустыне термометр показал +28, но там такой ветер, что совсем не жарко. В остальные дни было холоднее, ночами иногда прям прохладно.
ANSO (17/07/2019)
Какая красота... Что-то я пропустила, как там насчет жары? По казахским степям летом едешь, такой выжигающий зной.
WD_w (17/07/2019)
Aysa, ваши фотографии? Шикарные!!!
koncyella (17/07/2019)
Какие красивые фотографии!
natibest (17/07/2019)
Красота какая.
-астра- (16/07/2019)
очень нравятся ваши рассказы! с нетерпением жду продолжения