Идея поехать в Японию пришла внезапно, когда у S7 случилась распродажа, и билеты стали стоить умеренных денег. Поездка состоялась в конце октября 2019 года. Основной повод поехать был довольно уважительным - увидеться с дочерью. И в то же время просто очень хотелось посмотреть мир из параллельной реальности - не зря Япония считается очень удивительной и необычной страной!
Токийское метро - это невероятная паутина. Да это и не совсем метро в нашем понимании. Это смесь аналогов наших электричек (но выглядят они, как поезда метро) и метро. Пользоваться таким городским железнодорожным транспортом - это своего рода квест для туриста. К счастью, нам с Андреем этот квест пришлось пройти самостоятельно всего три раза, в остальное время у нас был проводник.
Сначала надо найти правильный вход на нужную линию. Потому что перевозчиков несколько, и у каждого не одна линия. И я с первого раза не запомнила, где названия перевозчиков, а где название линии. На входе над турникетами висят указатели с обозначением линии, и стрелкой - направления движения. Нужный вход очень важен! Терминалы по продаже билетов очень похожи на разных линиях, их легко перепутать. Ещё обязательно нужно отслеживать платформу, с которой отправляется поезд именно в вашем направлении! Потому как просто перейти на другую платформу часто бывает невозможно. Придется выходить в город и заново оплачивать поездку, чтобы попасть на нужную платформу. Приходилось всё время быть сосредоточенной на перемещениях, а Андрею хотелось поболтать по пути. Это был сильный отвлекающий фактор.
Билеты покупаются в автоматах. Это я видео делала, чтобы им пользоваться как подсказкой.
Стоимость проезда – в 4-5 раз дороже, чем в Новосибирске (зависит от расстояния). Приятный момент – для детей до 12 лет на всех линиях и у всех перевозчиков скидка 50%. Над автоматами висит карта всего метро, надо выбрать нужную станцию (названия дублируются на английском), рядом написана стоимость проезда. В автомате надо вводить не название станции, а выбрать кнопку стоимости проезда. При проходе через турникет билет вставляется в щель, компостируется внутри турникета и вылетает с другой стороны. Когда вставляется детский билет, турникет издаёт мелодичный свист – это сигнал контролёру обратить внимание, что по детскому билету действительно проходит ребёнок. Билет надо обязательно сохранить до конца поездки, выход строго по билету, турникет его забирает.
Большую помощь оказывает Googl map. Выстраивая маршрут, он пишет и название входа (на англ. и японском), и на какую линию сесть, и с какой платформы. И в какой выход затем выходить, чтобы оказаться поближе к интересующему объекту. Так многие и ходят, уткнувшись в смартфон, чтоб не заблудиться.
Посадка в вагон по очереди. На платформе размечены места, где будут двери вагонов. На некоторых, особо загруженных, станциях, размечены места для первой очереди (для посадки в ближайший поезд) и второй очереди (она переходит на место первой, когда уедет ближайший поезд). Во вторую очередь становишься, если хочешь зайти первым в вагон и застать свободные сидячие места.
В вагоне на информационных табло постоянно предоставляется информация о движении – какая станция следующая, сколько минут ехать, в какие двери выходить, порядковый номер вагона, показывается весь маршрут движения, также мелькает информация о том, какие линии закрыты по каким причинам (heavy rain, typhoon).
Вся информация дублируется на китайском и английском языках.
Места уступают только те, над которыми есть значок, что это места для пожилых людей, инвалидов или маленьких детей. Можно свободно переходить из одного вагона в другой, двери между вагонами не закрыты. Когда я выходила из метро, чувствовала невероятное облегчение и некоторую гордость за себя – я прошла этот квест!
Автомобильного транспорта (по сравнению с Новосибирском) мало. Время от времени (но строго по расписанию) проедет автобус. В дневное время улицы вообще пустынны.
Иногда встречаются такие милые автобусы.
На самом большом перекрестке в Сибуе, пока горит зеленый свет для пешеходов, собирается всего по 2-3 автомобиля с каждой стороны. Может быть, это одна из причин невероятной чистоты в городе. Чистоты не от мусора, а от пыли. Можно прислониться к любой стенке или присесть на поребрик в светлой одежде, и не останется никаких следов!
Еда
Суши понравились с конвейера.
Рамен – нормально, лапшичный суп. К нему по запросу выдают такой слюнявчик, чтобы одежду не забрызгать.
Дня через три жутко захотелось свежих овощей. Купили в магазине морковки, хрустели дома по вечерам. И захотелось банальной пиццы. Нашли место недалеко от дома, где был шведский стол. Платишь 1300 йен с человека и в течение двух часов ешь пиццу и пасту, сколько сможешь.
Конец октября - начало сезона хурмы. Очень вкусная хурма! У нас такой не продают. Она по форме приближается к кубической, без косточек, и в ней совершенно отсутствует терпкость, даже в твердой. Так, как я люблю. Груши тоже интересные, хрустящие и крупинчатые.
Также в один из вечеров захотелось чего-нибудь вкусненького. Пошли в сладкие ряды, купили по пирожному. Японцы - фанаты упаковки. Пирожные упакованы, как будто это драгоценность.
Купили однажды готовые блюда в конбини. Рис с сырыми морепродуктами оказался беее. Если креветки и лосось с соевым соусом проскользнули в желудок, то сырой порубленный тунец и на вид и на вкус напомнил мне сырой мясной фарш. Не смогла его съесть. Это субстанция под зеленым луком.
Район Сибуя в Токио
Я влюбилась в Сибую!
Этот район прекрасен и днём, и ночью. Ночью особенно великолепен! Музыка, реклама, обрывки фраз до сих пор звучат в голове! Я готова была просто бродить по улицам и переулкам, запоминать всё, дышать этим воздухом, слушать, ощущать, натурально чувствовать бурление жизни. Пару раз так и сделала – оставила Андрея дома (он довольно-таки сильно уставал к концу дня) и пошла гулять. Всё гремит со всех сторон, голова немного пухнет от обилия сваливающейся информации, от безумного количества людей.
Одно из развлечений на перекрёстке в Сибуе – просто переходить площадь около станции на зелёный свет. Или занять позицию чуток повыше, на ограждении клумбы или на втором этаже станции, и снимать эту движущуюся толпу.
У меня было чувство, что я вернулась в место, где уже была давным-давно и за давностью лет успела всё позабыть. Но какие-то места были знакомы.
Я обязательно вернусь в Сибую ещё!
Парк Синдзюку гёэн
В четверг пошли в императорский парк Синдзюку гёэн. Вход в парк платный — 200 йен. Детям приличная скидка, всего 50 йен. Этот парк с высоты выглядит огромным мохнатым зеленым пятном на фоне серого Токио.
Синдзюку гёэн состоит из нескольких зон: традиционный японский сад, английский сад, французский регулярный парк. Есть просто лес, в нем интересные деревья, такие как болотный кипарис. От его корней сквозь землю прорастают конические выросты.
Повезло увидеть цветущую сакуру! Оказывается, есть вид сакуры, который цветёт осенью - дзюгацу-сакура (Jugatsuzakura).
Много клёнов момидзи, которые начнут полыхать с середины ноября. Мы смогли полюбоваться только зелёными листьями.
В японском саду прекрасные стриженые кустарники, извилистые дорожки, пруды с карпами. По газонам ходить нельзя.
Один из павильонов в японском саду был весь завешан циновками. Мы заглянули в щёлочку, а там - тысячи хризантем с уже окрашенными бутонами. Готовятся к фестивалю хризантем в ноябре.
В английском саду можно просто отдохнуть на траве, чем и занялись мои дети, категорически отказавшись осматривать вместе со мной розарий в регулярном саду.
Роз я нафотографировала великое множество, не буду все выкладывать. Нашла знакомые сорта, которые растут в моём саду. Кусты были высотой с меня. Розарий на фоне небоскрёбов Синдзюку.
Рядом с розарием огромная платановая аллея. Какая у них невероятная кора!
Цветы из оранжереи.
А ещё Андрей обнаружил в этом парке дуб, у которого ветка точно такая же, как та, на которой сидел Тоторо со своими друзьями и девочками.
В этом саду можно гулять не один день, но наш путь лежал в специальный район Митака.
Специальный район Митака
Наверное, главная достопримечательность Митака - музей анимационной студии Джибли. Билеты в музей надо покупать сильно заранее, но и я, и Галя об этом забыли. Вспомнили про билеты за неделю до поездки. Галя воспользовалась своими знакомствами и за два дня до вылета в Токио билеты нам купили! Оказывается, для жителей Митака и для студентов тамошнего университета существуют особые условия продажи билетов. Билет продаётся на определенный день, но время не указывается. Можно прийти с самого утра и провести в музее целый день. У девушки, которая купила нам билеты, с утра были занятия в университете, поэтому договорились встретиться в 15 часов у музея.
Мы приехали в Митаку немного загодя, пошли перекусить в заведение, где делают вкусные панкейки.
Кафе расположено над торговыми рядами. Пока ждёшь заказ, можно рассматривать движения этого торгового центра.
Впервые в жизни полакомилась панкейком. Порции большие, мы заказали две на троих - еле доели. ;)
И пошли к музею. Путь от станции ведёт через парк Инокасира, в котором и находится музей. Парк бесплатный, без забора. Его границей являются бордюры из кустарников и идущий вдоль них тротуар.
Около парка расположен большой многоквартирный дом. Галя моя прям заинтересовалась возможностью снять там квартиру. Место приятное и достаточно удобное - и до метро недалеко, и с собачкой есть где погулять, и стоит наверняка дешевле, чем её квартира в Сибуе. В одном из переулочков росла хурма.
В парке указатели, сколько осталось до музея.
Музей сказочный! Посетителей встречает Тоторо. Там в окошке надпись, что настоящий вход расположен дальше..
Администратор обменяла бумажные билеты из автомата на настоящие, с фрагментами киноплёнки.
В музее фотографировать нельзя. Но сколько же там тщательно сделанных мелочей! На третьем этаже стоит котобус (нэкобас). Андрюша сначала застеснялся ("там одни малыши..."), но приободрился, увидев надпись, что в котобус пускают детей до 12 лет, и воплотил свою мечту - залез внутрь котобуса, посидел у каждого окошка, забрался на крышу, всего его потрогал, пообнимал, покидал чернушек через окошки. Потом мы слазили по винтовой лестнице на крышу, там стоит печальный робот с Лапуты
и имеется железная дорога из никуда в ниоткуда.
В одном из залов музея вдруг взгляд зацепился за знакомые иллюстрации - целый стенд был увешан рисунками Билибина. Галя перевела подписи под рисунками - Миядзаки вдохновлялся ими, придумывая хмурых и злых персонажей, типа Юбабы в "Унесенных призраками" или ведьмы пустоши из "Ходячего замка".
В рабочем кабинете художника-мультипликатора опять увидели старых знакомых - кадры из "Ежика в тумане", а в коридорчике перед кабинетом сидела Баба-Яга. В лаптях и с метлой. В этом кабинете Андрюшу впечатлила огромная стеклянная ёмкость, наполненная источенными карандашами.
Также в музее есть небольшой кинотеатр, в котором можно посмотреть короткометражные мультфильмы, нарисованные Миядзаки специально для гостей музея.
Вышли из музея, когда уже смеркалось (в начале шестого).
Остров Одайба
В пятницу наши планы спутал очередной тайфун. Мы собирались ещё в один парк - Ёёги, он недалеко от галиного дома, и там можно собак без поводков выгуливать. Но дождь лил не переставая. Я прошлась с утра по магазинам, у Гали была небольшая рабочая встреча. Наступил обед, дождь не унимался. Ну не сидеть же весь день в квартире! Поехали на Одайбу.
На этот искусственный остров можно добраться как на обычном метро, так и на "монорельсе". Для разнообразия решили прокатиться на типа "монорельсе", хотя никакого рельса там не видно. Бетонный жёлоб, а по нему идёт "поезд" на резиновых колёсах. Мы сели в первый вагон. В этих поездах нет машинистов. Снаружи лил дождь, внутри стёкла запотели, но немножко видно, как мы движемся по петле для въезда на Радужный мост, а в конце уже по самому мосту поехали.
Отметились у статуи Свободы.
И пошли по направлению к колесу обозрения. Здание с шаром - штаб-квартира Фуджи-фильм.
Ветер гнёт деревья и вырывает зонтики из рук, но мы идём ;)
Впереди виднеется Радужный мост. Кустарник, который растёт вдоль дорожки - розмарин! Вот он какой может вырасти в благоприятных условиях.
Прошли мимо 18-метрового робота из аниме по имени Gundam.
С колеса обозрения видно не очень хорошо из-за капель дождя на стеклах кабинки.
После колеса обозрения завернули в Toyota mega web. Прошли мимо японских ретро-автомобилей, попали на выставку.
Были представлены различные технологии будущего.
Оказалось довольно-таки интересно, хотя и не всё понятно.
Обратно ехали на обычном метро. Пересадка была на станции Tokyo Teleport.
Помечтали, как было бы здорово, если б это был пункт телепортации прямо в Новосибирск. Андрей пообещал, как вырастет, поработать над этим.
Зоопарк в парке Уэно
Последний день в Токио прошёл без дочери. В шесть утра она уехала в командировку, аж на другой остров, на Сикоку.
Проводила дочь, разбудила сыночку, погуляла с Химэ, позавтракали все неспешно и поехали в зоопарк, который в парке Уэно находится.
Мелкий мой детёныш уже подустал от недельного забега по Токио, поэтому мы с ним договорились посмотреть в зоопарке панду и сразу домой. В этот раз я уже более расслабленно прошла квест по передвижению в токийском метро. Благо Сибуя и Уэно на одной линии.
В зоопарке сразу же пошли к большой панде. Посетителей с детьми (какими мы были) пропускают посмотреть большую панду в отдельную очередь, которая проходит ближе к вольером с пандой, чем стоят просто одинокие взрослые без детей. Панды сладко спали и плевать им было на толпу желающих увидеть милых плюшевых мишек.
Панду быстренько посмотрели, ну не уходить же сразу. Пошли дальше. Зоопарк интересно устроен, много милых приятных уголков.
День опять выдался жарким, на солнце запекаться не хотелось, и поэтому решили, что весь зоопарк обходить не будем, посмотрим лишь животных, которых нет в нашем зоопарке.
Зоопарк в Уэно состоит из двух частей, разделённых прудом с лотосами. Интересующие нас животные были за прудом. По пути туда мы все ж полюбовались яркими фламинго. Судя по расцветке, рацион там явно лучше, чем у их сородичей в нашем зоопарке.
Завернули к обезьянам по тенистой дорожке.
Указатели красивые. На солнышке грелись тюлени.
Пингвины наоборот прятались от жгучего солнца.
В дальнюю часть зоопарка можно попасть, проехав на монорельсе или просто пройдя по мостику через пруд.
Что мы, монорельса не видели? Пошли по мосту.
Лотосы на пруду были сильно потрёпаны, это последствия прохождения тайфуна Хагибис. Наверное в июне, когда они цветут, здесь потрясающе красиво.
Посреди пруда сделан баобаб, вокруг него вольер с лемурами.
Добрались до длинношеего жирафа.
Подивились носорогам.
К этому времени мальчик съел все съестные припасы из рюкзачка и заканючил, что пора обедать. Пошли выбираться из зоопарка, потому что обед нас ждал дома. Выйдя из зоопарка, ещё надо некоторую часть пути до метро пройти по парку Уэно. День был субботний, была ярмарка, были различные представления.
Фокусник с карточными фокусами:
И снова про Сибую
Когда выходишь из метро на станции Сибуя, возникает ощущение, как будто попадаешь на праздник, окунаешься во всеобщую расслабленную атмосферу. Все смеются, улыбаются, просто развлекаются и резвятся. И это настроение разлито здесь везде. Сибуя - обязательный к посещению район Токио! Именно там находится памятник самой верной собаке.
Недалеко большое "собачье" панно.
На перекресток около станции можно смотреть бесконечно. Как толпа людей собирается около пешеходного перехода в ожидании зелёного света... В это время проезжают редкие машины... А как только загорится зелёный, сразу со всех семи сторон идут в наступление человеческие потоки. Но, встречаясь, они не разбиваются друг о друга, а как бы растворяются друг в друге.
Сибуя притягивает к себе, очень хочется вернуться туда ещё и ещё, просто гулять по переулкам, смотреть на людей, дышать воздухом этого вечного праздника. Там получалось так интересно - вот вроде идёшь в толпе людей, но никто ни на кого не натыкается. И создаётся впечатление, что ты внутри чего-то большого, но как бы сам по себе.
И я понимаю, почему дочь сняла квартиру в этом районе.
В последние дни нашего пребывания Сибуя уже начала готовиться отмечать Хеллоуин.
С вечера пятницы и всю ночь были смех, крики под окнами, вой полицейских сирен. Во всех витринах стояли тыквенные головы, в магазинах расхватывали маскарадные костюмы.
Когда после посещения зоопарка вернулись на Сибую, попали как будто на карнавал.
Вот те маленькие красные гоночные машинки берут в прокат и гоняют на них по Сибуе. У них электромотор, но ревет как настоящий гоночный автомобиль. И есть ещё одно условие - на этих машинках можно кататься только в костюмах анимешных персонажей. Забавное зрелище.
Вечером гуляла с Химэ - собакой дочери, она знает свой маршрут и бодро бежала, обнюхивала все закоулки.
Собачка дела свои большие и маленькие делает только на землю, а незаасфальтированной земли в округе были лишь небольшие клочки.
В переулках и подворотнях встречаются интересные объекты. Старый стеллаж, на его полках всякая всячина и доска с прибитыми рыбьими хвостами.
Какой-то буддистский алтарь? И горшок с оливками в окружении винных бутылок на дубовой бочке.
Парковка для велосипедов.
Вечерний вид из окошка.
Отъезд домой. Ночь за окном была шумная и весёлая. Вышли из дома в 4.15. Галя предупредила, что по улицам будут ходить зомби. Да, занимательных личностей было полно.
В вагоне метро всего лишь пятый час утра, а народу-то! Как оказалось, этот весёлый народец курсирует в основном между Сибуя и Синдзюку. Самые тусовочные районы Токио.
Взлетаем.
Через шесть часов прилетели.
Расскз написан в 2009 году,
опубликовано 13.05.20, Тася Бася, Новосибирск
Спасибо большое за возможность еще раз пережить впечатления от этого города!!! Я была там 10 дней в марте 2020 года. Наверное неделей позже, и нас бы не выпустили из страны. Я до сих пор в эйфории от этой поездки!!! Влюбилась и в страну и в Токио в первого взгляда. Конечно, хотелось бы побывать там еще хоть раз!!!
Про транспорт вы все правильно написали, очень сложно разобраться, даже сами жители Токио полностью в линиях метро и ж/д не разбираются. Я заблудилась, перепутала, что приезжала по ж/д линии, а села на ветку Джапан метро и уехала не туда. Мое неискушенное понимание названий станций завело меня очень далеко от нужного места.
Мне посчастливилось посетить Японию в 2018 году, незабываемые впечатления. Для меня Токио - в основном запомнился ночным, так как дни были заняты стажировкой, учебой, посещением местных заводов и фирм.