Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Живой туман на Демерджи. Весна 2023 в Крыму

Долина Привидений находится в южной части горного комплекса Демерджи.

Почему Долина Привидений?

Есть несколько версий происхождения этого названия. Наиболее популярная и, на мой взгляд, логичная - очертания каменных глыб, расположенных на склоне, в тумане напоминают силуэты живых существ. Причем не только человеческих. Туман движется, и туманные силуэты, напоминающие привидения, как будто шевелятся - сама наблюдала этот эффект. Для впечатлительных людей это может выглядеть зловеще. А потом ррраз, туман сдуло, и вот же они - глыбы и глыбы, ничего зловещего. И ещё один эффект наблюдала, хотя не совсем точный - брокенского призрака. Этот эффект наблюдается в горах. И туман тут тоже играет роль.

Атмосферное оптическое явление, тень наблюдателя на поверхности облаков в направлении, противоположном Солнцу. Эта тень может казаться очень большой и иногда окружена цветными кольцами. Призрак может шевелиться из-за движения облачного слоя и колебания плотности в облаке.

Выглядит это так (фото из Википедии):

Мои друзья не раз бывали на Демерджи. Но говорят, что таких крутых визуальных эффектов в сочетании с разнообразием погодного спектра никогда не видели. А кто бы сомневался! Ведь мне так хотелось сюда попасть и увидеть как можно больше!

Поход мы начали от окраины села Лучистое. Красивыми тропинками идём к началу подъема. Я увидела, как цветет омела! Причем омелу я начала замечать после того, как мне ее в Калининграде показали. В Крыму ее тоже много.

Отсюда ещё водят походы на лошадях. Видела их следы на узких горных тропах.

Виды, конечно, великолепные! Горы, солнце, облака.

Тропинки:

Начались "скульптуры". Основной состав крымских гор - известняк. Порода довольно мягкая, со временем выветривается и растворяется. Вот на Демерджи смесь известняка с более твёрдыми породами. При выветривании именно они и остаются. Ещё играет роль вода. Она не может сама по себе растворить известняк. Но при реакции с углекислым газом образует слабую кислоту, и вот уже может.

На что похоже? Вот именно так оно в народе и называется. Зато вы теперь будете знать, куда посылают, когда ругаются :-)

Те, кто ходит в походы, например, на Кавказе, часто крымские горы горами не считают - слишком низкие, да ещё и плоскогорья (яйла). Поднимаешься на гору, а там поле - что это за гора такая? Просто эти горы придуманы специально для меня! Мне вполне этих высот хватает, и плоскогорья меня вполне устраивают. Высота Демерджи (самой высокой точки) - 1356 метров над уровнем моря. Но мы не от уровня моря поднимались, а где-то с пятисот метров. Сюда и на джипах забрасывают. Фотографы, например, чтоб не тащить по горам тяжёлое оборудование, так делают.

В какой-то момент вышли на высокогорную полянку. Здесь у нас был привал и прогулка. Виды открывались великолепные.

Пора было идти дальше - на горы опускался туман.

Уже рукой подать было до каменных скульптур на склоне. Некоторые из них имеют названия. Например, вот это Екатерина. Можно рассмотреть профиль - глаз, нос...

Вдоль тропинок начали появляться крокусы. Если на Аю-Даге крокусы желтые, то тут они белые, сиреневые, фиолетовые и даже полосатые.

Наверх поднимаемся в плотном тумане. У горного комплекса несколько вершин. Мы идём к Аленге. Именно здесь туманные силуэты скал показалось мне как будто живыми. Чуть отойдешь, и уже ничего не видно.

Сосна на самой вершине. Пример упорства и жизнелюбия.

Идём к самой высокой точке массива. Внешне она ничем не примечательна - находится посередине относительно ровной дороги. Вот тут:

Ну, и здесь мне совсем не страшно, потому что ощущение, что идёшь по полю, а не по горе, только туман придает экзотичности. Кстати, отошли совсем немного, а уже никакого тумана. Но это обманчивое впечатление - пара минут, и он снова налетал, буквально гнался за нами по тропинкам.

Дальше был долгий спуск. Если поднимались мы километров пять, то спускались десять, по другой, "коровьей" тропе.

Пока было солнце, высмотрели в бинокль белоголового сипа. Это самая большая птица Крыма. Краснокнижная, конечно. Причем я как раз в поезде по дороге в Крым про него читала. Я насобирала немного шиповника и чабреца, потом вечером заварила с ними чай.

А дальше сбылась ещё одна моя мечта - мы нашли поляну сон-травы! Вроде как не время ей еще, никто не ожидал этот цветок встретить. Сразу всю усталость как рукой сняло. Эти цветы ещё называют "котиками". Подозреваю, что за пушистый "мех" и милоту. Я впервые увидела эти цветы :-)

Спуск с поляны:

А потом мы ещё и снег нашли. Мы с Максом его старательно обходили, а крымчане радостно по нему топтались и играли в снежки.

А тут ещё и поляны жёлтых примул пошли.

Ну, и уж раз пошло такое веселье, решили ещё и на водопад завернуть. Но туман не дремал - догнал нас и перегнал.
Водопад в тумане:

А вот через пару минут:

И всякие визуальные спецэффекты с туманом:

Дальше уже в обратный путь по временами туманным, а временами солнечным тропинкам.

Мальчишки видели оленей, но те особо не показались, молниеносно ускакали.

Финальное фото похода.

Итого мы прошли 15 километров. Честно говоря, не знаю, как тут ходят по жаре. Тяжело, наверное, хотя местность лесистая. Сейчас легче, но беда с одеждой - то вспотеешь, разденешься, потом замёрзнешь, оденешься. Но это того стоит!