Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях

Большое автомобильное путешествие из Петербурга в Болгарию

В 2017 году мы ездили на машине в Грузию, вроде бы все прошло хорошо. Но там большая часть пути лежала по России. В этом году решили замахнуться на Европу. Особого опыта езды на машине по европейским странам у меня не было, только Финляндия и Эстония.

Было страшно, но все получилось.

Технические данные поездки

Один автомобиль, один водитель, двое взрослых, двое детей 6 и 13 лет. Двухгодовой финский шенген у всех.

Даты поедки: с 1 июля по 15 августа 2018 года. Проехали 7 346 км. Десять стран: Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Сербия, Болгария, Румыния, Словакия, Эстония, Россия. Считаю Россию, потому что не просто проездом, а новый для нас регион, Калининградская область.

Восемь раз переходили границу, я имею ввиду МАПП:

• Уболенка-Гребнява (Россия-Латвия)
  • Реске-Хоргош (Венгрия-Сербия)
  • Градина-Калотина (Сербия-Болгария)
  • Русе-Гиургиу (Болгария-Румыния)
  • Борш-Артанд (Румыния-Венгрия)
  • Голдап-Гусев (Польша-Россия)
  • Совестк-Панемуне (Россия-Литва)
  • ЛуХамаа-Шумилкино (Эстония-Россия)

Все отели, кроме хостела в Будапеште, бронировали на Букинге. Это были и квартиры, и отели, и загородные кемпинги, и даже трейлеры. В палатке не ночевали ни разу. Хостел в Будапеште бронировала на сайте hostelworld. Было несоколько сбоев в бронировании, перебронировали на месте, дважды искали ночью отель так, без интернета, просто по городу. Оба раза крайне удачно.

Маршрут

Примерно так выглядел наш маршрут на карте:

Города, которые посетили (хоть небольшая прогулка):
Даугавпилс, Тракай, Вильнюс, Белосток, Люблин, Эгер, Будапешт, Белград, Чуприя, Ниш, София, Святый Влас, Созополь, Бухарест, Брашов, Бран, Сигишоара, Дебрецен, Мишкольц, Прешов, Тарнов, Варшава, Гусев, Светлогорск, Калининград, Юрмала.

Денег на бензин потратили 71 тысячу (машина 3,5 литра). Покупали виньетки в трех странах.

Ночевали примерно в 17 местах разных.
А вот полиция нас не остановила ни разу.

Здесь я опишу именно маршрут, а рассказы о городах и достопримечательностях будут отдельными статьями.

Итак, 1 июля мы выехали из Петербурга в сторону латышской границы. Достаточно быстро доехали и прошли границу в МАПП "Уболинка". Разница между финской и латышской границой значительна, но зато здесь машин нет совсем. К вечеру уже были в Даугавпилсе.

Один полный день (2 июня) мы провели в Даугавпилсе. Этот регион Латвии называется Латгалией, и традиционно латгальцы себя латышами не считают. Сейчас Даугавпилс - типичный провинциальный городок, ничем не отличающийся от российских, те же хрущевки кругом. Разве что патологически чисто. По-моему, я ни одной упаковки от чего-нибудь, на улице валяющейся, не видела. Очень тихий и спокойный, даже автомобили тут еле ползают.  Достопримечательностей тут на 1 день ровно, основные: Динабургская крепость и Церковная горка.

3 июля мы выехали в сторону Вильнюса, это уже Литва. Проехали насквозь Вильнюс и остановились в Тракае, пригороде Вильнюса. Я решила еще зимой, когда бронировала, что проще съездить из Тракая в Вильнюс, чем обратно, и что доехать и запарковаться в Тракае легче. Несмотря на то, что Тракайский замок является одной из самых популярных достопримечательностей Литвы, городок Тракай удивительно маленький, тихий и безлюдный. Вообще Литва - самая малонаселенная страна Европы, вы знали? Тут реально нигде нет людей. Ну нет, в Вильнюсе есть, но по сравнению с Таллином - пфф :)

4 июля мы посвятили осмотру Тракая.

5 июля мы гуляли в третьем городе на нашем пути, в долгожданном Вильнюсе. К сожалению, это такой город, что одного дня, который на самом деле всего несколько часов получается, для него совсем мало. Так что я обязательно еще вернусь в Вильнюс. Очень понравился район художников Ужюпис. Вечером вернулись в Тракай.

6 июля выехали в сторону Польши. В этой стране у нас было две остановки - Белосток и Люблин. Вообще Польша очень понравилась. Муж так вообще в восторге. Он пробовал все продукты, что мы покупали, и удивлялся: "Почему ТАК вкусно? Как они это делают?" Простые продукты: хлеб, йогурт, мороженое :))) Очень чисто и красиво, потрясающе красивые деревни, в каждой, даже малюсенькой, большой костел, все поля, вообще все - засеяны. В какой-то момент навигатор взбрыкнул и повел нас реально полями-полями - ни клочка пустой земли.

Белосток не очень туристический город, но нам понравилось по нему гулять. Так что 7 июля мы посвятили Белостоку. Главная достопримечательность Белостока - это Дворец Браницких и пейзажный парк при нем.

8 июля выехали в Люблин, который еще называют маленьким Краковым за старый город, и 9 июля целый день гуляли в Люблине. Еще в Люблине есть замок, правда, небольшой. И очень-очень много таких фонтанов, по которым можно бегать и купаться.

10 июля мы покинули Польшу и въехали в Венгрию. По пути часа за два миновав Словакию :) Напоминаю, что это все шенгенская зона, и никаких границ между странами нет. Первой остановкой в Венгрии стал Эгер. Старый городок в венгерских горах, очень и очень красивый, со старым замком, узкими улочками и купальнями. Первую половину дня 11 июля мы изучали крепость и Деревню Красавиц (местная достопримечательность, где находятся винные дома), во вторую половину дня посетили купальни. И в этот же день вечером, после купален, выдвинулись в сторону Будапешта.

В Будапеште заселились в очень смешной хостел. Так вышло, что в ноябре 2017 я была в Будапеште неделю, поэтому у меня была четкая программа, что показать семье по максимуму, как это сделать максимально удачно. Ничего, они выжили :) С утра 12 июля дети посмотрели потрясающий будапештский зоопарк, днем сходили в купальни, а всю оставшуюся часть дня осматривали город по оптимальному маршруту.

13 июля мы из Будапешта двинулись в сторону Белграда. Тут граница была  долгой, но еще не очень. Зато пограничники ничего не спрашивают и не смотрят, просто штампуют паспорта. В Сербию для россиян безвизовый въезд.

У нас был забронирован пригородный отель на две ночи. Написано было, что он в 38 км от Белграда, большой загородный отель с бассейном. Во-первых, 38 км там разве что на вертолете. Если по линейке напрямую мерить. Так-то все 55. Во-вторых, это оказались такие дальние дали, прям самая дальняя деревня из всех, здесь кончается дорога :)
Надо сказать, что Сербия сельская страна. Деревни там оживленные и многонаселенные, с кучами детей, мужиков на завалинках и т.п. Но деревни-деревни, ни одного здания выше 2 этажа. И ползли мы по этим деревням долго. Хотя и с хорошим настроением :) Даже захотелось снять домик тут и пожить в тишине и покое месяц. В общем, отель оказался таким загородным местом, где празднуют свадьбы, проводят банкеты и т.п. Все для этого. Да, наверху этаж комнат, но жить там нельзя вообще. Это прокуренные комнатки для свиданий. Надо сказать, что хозяйка Лиля была радушной, но они явно очень удивились, что мы приехали. Непонятно, зачем они вообще выставляются на букинге. Они явно не для этого. Первая комната, куда нас привела хозяйка. оказалась неубранной. Она отвела нас в номер, больший по размерам. Как-то мы переночевали, детям понравился бассейн. Но утром я сказала, что мы уезжаем, возвращаться сюда после прогулки в Белграде точно не хотелось... Деньги за вторую ночь нам вернули без вопросов, и я сняла квартирку в городе Чуприя, это примерно посередине между Белградом и болгарской границей.

14 июля гуляли в Белграде. Белград прекрасен и огромен, абсолютно нецивилизован и при этом вполне гостеприимен. Доступен по ценам. Туда надо приехать обязательно на несколько дней, но, пожалуй, лет через 7 хотя бы, когда они научатся делать уличные туалеты и пешеходные переходы :) Хотя если для вас интересен именно город до того, как он станет обычным европейским, надо ехать сейчас. Но думаю, его характер никуда не денется и с благоустройством.

В Чуприи нас ждала очень милая квартирка в мансарде нового многоэтажного жилого дома. Я так поняла, это распространено на юге Европы - вместо чердаков делают апартаменты, которые идут под кратковременную сдачу. Я вылезла через окно в потолке и сняла прекрасный закат.

Чуприя - совершенно крошечный городок. Да мы и не были в нем нигде, жили сразу, как въезжаешь с трассы в город. Цены в магазине умиляют, на 600 р. мы купили два пакета еды :)  И останавливались купить фрукты на дороге. Дядька, который продавал, сказал, что все местное. Я не люблю сливы, но они оказались совершенно потрясающими. Очень вкусными. Вообще, оказалось вкусным все, что взяли, и опять же, практически даром по нашим ценам.

Выехали 15 июля мы утром из Чуприи и двинулись к сербско-болгарской границе. Еще не знали, что нас там ждет :) По пути заехали в городок Ниш - третий город Сербии. Там есть крепость, вот ее-то и планировали посмотреть. "Здесь сходятся основные транспортные пути из Центральной Европы в Грецию и Турцию. В течение столетий Ниш был административным, торговым и военным центром." Википедия
Еще в Нише же есть Челе-Кула - "памятник времени первого сербского восстания, построенный турками из черепов сербов, убитых в битве на горе Чегар. Является памятником культуры Сербии исключительной важности". Это часовня, внутри которой башня. Мы не пошли, так как с детьми.

Примерно час погуляли по крепости, точнее, поездили на паровозике за 1 динар (17 р.)

и поехали на границу.

Это было долго. Сначала мы поняли, что у нас осталось куча сербских динаров, и планировали их потратить на еду в дорогу. Но почти сразу за Нишем въехали в Восточно-Сербские горы (Сербские Карпаты), где магазины были только в самом начале... А потом пошла система мелких туннелей.

В конце мы выскочили на равнину и встали в дикую пробку.

Я писала Вконтакте тогда же: "А ещё, когда вчера встали в огромную пробку, которая начиналась за небольшим уклоном дороги вправо, перед уклоном стоял сотрудник полиции и изо все сил махал руками - снижайте скорость, тормозите, тормозите..."

Здесь стояли 4 часа почти мертво. Люди глушили машины, ходили... Машины были со всевозможными европейскими номерами, но все же большинство немецких и голландских, а внутри все в хиджабах и с бородами. Немцы турецкого происхождения едут на историческую родину на каникулы. Причем они все там ехали анклавами по 3-6 машин, поэтому в пробке возникал этакий караван-сарай, разве что мясо на углях не жарили. Весело все это было наблюдать, но немного страшновато, потому что реально движения никакого, свернуть некуда, а у нас бензина немного, еды и воды почти нет. Оказалось, что не работал пункт оплаты платной дороги, на нем и стояли. Но там почти сразу и граница, и естественно, все, кто стоял тут 4 часа, одновременно оказались на границе. И хоть там пропускают очень быстро, но в общей сложности еще 5 часов у нас вышло. Еще час после границы на покупку болгарской виньетки и заправку, и в полной темноте мы двинулись к Софии, где нас ждал еще один сюрприз...

Итак, около 11 вечера мы приехали в Софию, нашли нужный нам дом. Сразу после границы я написала смс, что мы будем через час. Мне ничего не ответили. Приезжаем на место, пишу, что мы приехали. Тут приходит смс, что "извините, заселение до 22.00". Ну так и в самом деле стояло на букинге, это я не посмотрела. Но можно было бы ответить сразу, что ли... Мы бы хоть не крутились по дворам, ища этот злополучный дом. Интернета нет, посмотрела по заранее загруженным картам мэпс.ми ближайший отель, приехали туда. Взяли два номера по 100 евро за ночь! Старая, но пафосная "четверка" с отличным завтраком. Мужу очень понравилась. С утра я еще успела неплохо поработать с их отличным быстрым интернетом прямо в номере. И забронировала на вторую ночь в Софии квартиру на окраине, все же 100 евро за ночь за двоих дороговато...

16 июля гуляли по прекрасной Софии. В общем, София мне понравилась не меньше, чем Белград (она, кстати, намного  чище), сюда стоит вернуться на несколько дней. Опять же, недорого там (по сравнению с курортными городами Болгарии).

На следующий день, 17 июля, мы двинулись к конечной точке нашего путешествия, Святому Власу. От Софии идет практически прямая автомагистраль. Мы хотели заехать в пару мест, чтобы недалеко от трассы.

Одно из них - крепость Трояновы Врата. Это крепость на перевале в горах Средна-Гора. Небольшая такая крепость, значительная в болгарской истории. Мода болгар докладывать старинные развалины современным кирпичом вызывает у меня двоякое чувство.

Второе место был Пловдив, у меня с детства была мечта посмотреть Алешу на холме Бунарджик. Но моя мечта не сбылась. Мы заехали в Пловдив и еле выехали. Такого ужаса на дорогах я не видела нигде еще. Машины припаркованы так, что часть улиц (односторонних!!!) просто перегорожена. Не то что мне на широкой машине не проехать, а никому не проехать, просто в конце улицы наставлены машины на проезде. И так не один раз. Возле горы улицы старые, узкие, там ужас, несмотря на синюю зону (надо покупать пропуск для парковки). Такое ощущение, что всех водителей настигла диарея, и они побросали машины, где были. Мало того, до самого края города не было места, где можно припарковаться и построить маршрут. И на заправке, на которую я заехала, нет нормального сквозного проезда, пришлось корчиться между колонок, чтобы развернуться на выезд. Короче, только напалм поможет Пловдиву. Туда надо возить мэров на экскурсию "что будет с вашим городом, если вы не начнете регулировать парковку".  Алешу увидели издалека, с моста.

Итак, 17 июля мы приехали в конечную точку нашего путешествия - на курорт Святой Влас. Там мы остались до 1 августа. Купались, загорали, отдыхали.

Отель "Корона 3*", но рекомендации писать бессмысленно, он закрывается на реконструкцию, и это будет совсем другой отель потом.

Мы не первый раз были в Болгарии, 10 лет назад отдыхали в "Святом Константине и Елене", так вот, в этот раз Болгария понравилась мне гораздо меньше. Дорого, некрасиво, сплошная торговля и попытки содрать с каждого туриста три шкуры. И Святой Влас не очень понравился, совсем нет зелени, не говоря уж об архитектуре :) Все то, что было на нашем юге 10 лет назад, теперь есть в Болгарии (а у нас стало существенно лучше).

Но море и солнце никто не отменял, с этим все хорошо.

Из Святого Власа ездили в два соседних старинных городка, Несебр и Созополь. Несебр совсем превратили в рынок, Созополь понравился гораздо больше, как городок для прогулок. Как курорт - тоже нет.

1 августа мы выдвинулись в обратный путь, и он был другим. Для начала мы пересекли границу Болгарии и Румынии и приехали в Бухарест. Пробки на границе не было никакой. Въезд в Румынии по румынской визе, или по шенгенской тоже можно.

Сразу скажу, от Бухареста я в восторге, как и от Румынии в целом. Если я буду в тексте писать порой плохое, ну это потому, что нельзя не замечать бардак и разруху. Но я думаю, они быстро приведут все в приличный вид, и 10 лет не пройдет. Как-то у них все равно иначе, чем в Болгарии. Виден рост, а не упадок. Да и сам город точно не хуже того же Будапешта, а главное, вот он и есть такой весь "ай-на-нэ", как вы себе, может быть, представляете Румынию.

К сожалению, на Бухарест у нас был отведен даже не целый день., а всего лишь вечер 1 августа. Но мы успели погулять еще и утром 2 августа, а точнее, вечером мы погуляли по старому центру, а утром посмотрели прекрасный скансен - деревенский музей.

2 августа же мы доехали до следующего румынского города - Брашова. Тоже прекрасный город, один из самых замечательных на моем пути, потрясающий рельеф, красивый, уютный, прогулочный город... Ночевали мы в нем две ночи. Между ними мы уезжали из Брашова в города Бран и Рышнов, а вечером вновь гуляли по Брашову.

Итак, 3 августа мы ездили в Бран и Рышнов, в первом замок, во втором крепость. Первый более популярен (отстояли очередь в замок), но крепость в Рышнове нам понравилась намного больше.

4 августа мы уехали из Румынии в Венгрию, снова пришлось проходить границу, и снова это было быстро.

По пути заехали в чудесный городок Сигишоару, исторический центр которого ялвяется наследием Юнеско.

Но тут мы уже заранее посмотрели, что квартира в Венгрии принимает гостей до 17.00, и решили не рисковать и отказаться от нее, правда, со штрафом. При этом слегка перестроили маршрут. Планировали ехать в Хайдусобосло (там купальни), но подумали, что купальни нам надоели, поэтому сразу от границы двинулись в сторону Дебрецена, третьего по величине города Венгрии.

Дебрецен - вполне современный крупный город, с большой пешеходной центральной улицей, с трамваями и большими площадями, с супермаркетами в центре. Погуляли там несколько часов.

Прогулявшись по Дебрецену, поехали в сторону Мишкольца (это все еще 4 августа), быстро очень доехали. Все-таки в Европе крошечные расстояния. И в центре Мишкольца нашли отличный отель с завтраками :)
Утром 5 августа встали, вышли из отеля на главную улицу Мишкольца, а там -  блошиный рынок по субботам. Очень интересный, совсем не похож на наши. Сам город тоже достоин внимания.

Прогулявшись несколько часов, поехали дальше. Вообще-то в Хайдусобосло у нас было изначально забронировано две ночи, а следующий отель был уже в городе Тарнув, Польша. Но нам так понравилось смотреть разные города, что мы решили эти две ночи пререночевать в разных местах. Так что вот первая ночь была в Мишкольце, а следующая уже в Словакии, недалеко от города Першов. Туда мы и выдвинулись 5 августа.

Словакия оказалась в нашем маршруте незапланировано, мы думали ее просто проезжать. А тут решили посмотреть и нагуглили в интернете такую достопримечательность, как Ясовскую пещеру. В пещерах мы в этой поездке еще не были, так что, естественно, поехали туда. Пещера была открыта для туристов в 1846 году, что делает её старейшей публично доступной пещерой в Словакии. Очень красивая сталактитовая пещера, не хуже Новоафонской или пещеры Прометея в Грузии. Экскурсия была на словацком, все понятно вообще. Очень родственный нам язык, по мне так самый понятный из славянских.

После пещеры держим путь на Першов, по пути посетили город Кошице. Очень красивый словацкий город, многие его считают красивее Братиславы (не была).

Итак, поздно вечером под дождем мы приезжаем  в маленькую деревню Trnkov и заселяемся в загородный отель. Утром, съев отличный словацкий завтрак, едем в Першов. Но по пути поднимаемся к крепости Капушанский Град, которую заметили еще вчера по дороге в отель. Там пустяки, всего около полутора километров в гору по лесу и по жаре :) Но вид на всю Словакию того стоит :)

Першов оказался крошечным уютным городком с очень вкусной едой :) Не попали в музей вина, так как там было мероприятие. Но бутылку словацкого Токая купили :)

Вечером приехали в Тарнув. Это уже Польша. И на следующий день, 7 августа, утром мы погуляли по Тарнуву. Основание города датируется первой половиной 14 века. Красивый старинный центр, небольшой. Но сам город - достаточно крупный промышленный центр.

И выдвинулись в сторону Варшавы, еще одной еровпейской столицы на нашем пути. Я была в Варшаве зимой 2010 года, но летняя Варшава поразила меня в самое сердце. Это город для жизни. Но и туристу там хорошо. Нагуляли километров 15. Жили в отеле на окраине, в центр ездили на автобусе. Поднялись на смотровую площадку Дворца Культуры и Науки, посетили сад на крыше университетской библиотекии, прогулялись по набережной, по старому городу...

И 9 августа мы снова въехали в Россию. На польской границе возникло непонимание, откуда именно мы приехали. Сейчас смешно, тогда очень расстроило. В Калининградской области мы остановились у сибмамы Ёлочка :) в городе Гусев.

10 августа гуляли по Гусеву, 11 августа поехали на Куршскую косу и в Светлогорск. Конечно, Дюна Эфа - это что-то потрясающее. Танцующий лес тоже видели. А Светлогорск очень милый курортный город, со всем атрибутами, неожиданно для нас.

12 августа посетили Калининград. Интересный город, но отношение властей города к жителям и туристам мне показалось пренебрежительным. Ремонт дорог идет так, что не то, что автомобилистам, даже пешеходам очень неудобно... Побывали на острове Канта, съездили в зоопарк и на Пятый форт (очень понравился).

Кроме этого, еще из Гусева вечером мы съездили в соседний Черняховск, чтобы посмотреть крепости Инстербург и Георгенбург.

Георгенбург.

Тут уже лето кончилось, и начались сплошные ливни.

13 августа мы опять въехали на территорию Шенгенского соглашения, сначала в Литву, а потом и в Латвию. Нашей целью была Юрмала. Там как раз мы жили в трейлере во дворе у одной латышки :) Это забавно, конечно.

14 августа съездили на электричке в центр Юрмалы, и, несмотря на похолодание, младшая дочь даже искупалась в Балтийском море. Опять же, в Юрмале я была за год до этого и знала, что показать детям и мужу: парк Дзинтари, променад и т.п.

15 августа мы вернулись в Россию, домой, в Петербург :)

28.09.18,
Наталья Очева, Санкт-Петербург

Молодцы.Я очень хочу так же.Но пока как то страшновато.Хотя стоит только сорваться с места....
ТаняшкА (13/02/2019)
Сууупер! Спасибо за статью!
Наташка (02/10/2018)
Roza_
рада, что была полезна!
Roza (02/10/2018)
Я следила весь ваш путь в Инстаграмме и тут ещё раз скажу, что в моих глазах ты герой!
Ну и отдельно про пост: Спасибо! Твои рассказы всегда вдохновляют. Я не побоялась освоить аренду жилья благодаря тебе. И снять квартиру в Чехии. Смотрела на ваши квартиры и поняла, что в Европе это работает 😘
Наташка

Да, был бы большой трип. Это требует совсем других сил. От вас как от ОРГа в первую очередь. )Я вот дозреваю до идеи большой поездки, но, чувствую, пока не дозрела. ))
Наташка (01/10/2018)
Кумир миллионов
я бы с удовольствием осталась в каждом регионе дней на 10, но представляете, насколько бы растянулось мое путешествие тогда? :)
Отличный трип! Поздравляю с такой замечательной поездкой. Мы приехали в Калининград 15 августа и ездили по области 10 дн. Это для меня ну ооочень спокойный темп.
Не было дождя ни разу. :) Видимо вы все увезли с собой.
Наташка (29/09/2018)
спасибо за отзывы :)
Потрясающе во всех смыслах!
Молодец, что описала, это гигантский труд, но он вдохновит кого-нибудь обязательно.
Акварельная (28/09/2018)
Масштабное путешествие, вы большие молодцы!
1 | 2  >  >>

Объявления
✈ SUN TRAVELS ✈ ___ туристкомпания ___ Нск-Академ (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)ТОМ3-🍒GLAMOURная Турция👗👖---->ОРГ 🅾 % ---стр 714 (Зарубежные покупки)💚 ЭНГРОС - Клубные цены - СТОП КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ 💚 (Коммерческие предложения)## 100 ДИЗАЙНЕРСКИХ ОДЕЖЕК В ОДНОМ МЕСТЕ## (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)💃👗💝ОДЕВАЕМСЯ МОДНО ВМЕСТЕ С НАМИ! СтильнаЯ БелоруссиЯ! (Коммерческие предложения)ДИЗАЙНЕРСКАЯ БЕЛАРУСЬ (Коммерческие предложения)Натали10%*Байрон10%*ЕМKA*woollamb10%*ЧУДО-МАЗЬ11% (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)❤️*ЛУЧШАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ БЕЛОРУССИИ И НЕ ТОЛЬКО*ТОМ 4 ❤️ (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)⚡*САДОВОД СТОП 24.03*⚡*Сима Ленд СТОП 20.03*⚡*НаТаЛи СТОП 20.03⚡ (Коммерческие предложения)Егорьевские растюхи. Сезон 2023-2024 + Сумки Envirosax® (Коммерческие предложения)