Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Ледник Актру

Началось с того, что отпуск мы решили посвятить горам. Выбрали, в качестве наименее опасного и наиболее живописного, и простого, Северо-Чуйский хребет. Ледник Актру.

Выехали в 17:00 местного времени в сторону Барнаула по Чуйскому тракту, первую ночевку сделали после села Зудилово, в первом найденном съезде с дороги. Лес, комары, воды нет, но мы, предвидя это, набрали ее в деревне в колонке. Примус работал хорошо и быстро. Утром поели каши с тушенкой. Поехали дальше. В Усть-Семе поели шашлык, с хлебом и луком. Причем шашлычник, увидев, как быстро мы съели лук, ухмыляясь, предложил нам еще тарелочку лука с горкой, обильно сдобренную уксусом. Каково было его удивление, когда мы, 4 взрослых и двое детей, вернули ему чистую посуду и сказали спасибо. В эту ночь мы остановились, не доезжая Манжерка на 465км Чуйского тракта.

Берег Катуни, комаров нет, вода холодная, но мы - Сибиряки, нам если льда нет, то тепло, а детям и вообще жарко. Кстати, надо заметить, что, несмотря на снег, холодную воду и полную антисанитарию, дети даже не кашлянули ни разу. И насморка, который обычно сопровождает промокшие сапоги и замерзшие руки-ноги, тоже не было. На третий день утром вставать рано было как-то лениво, и мы почти до обеда купались, строили песочные замки, ели и просто отдыхали. Выехали в 11 утра. Перевал Семинский преодолели наиболее сложно, видимо, из-за резкого набора высоты старшего сына укачало, пришлось несколько раз останавливаться и освежаться.

Перевал Чикетаман, красивый, запутанный, посмотрели, показали детишкам, встретились с велосипедистами из Санкт-Петербурга. На Чикетамане, на обзорной площадке сделали что-то вроде "мини-аржансуу". За третий день пути у нас было преодолено всего 120 км.
Такой неторопливый темп был выбран в связи с нашими планами посмотреть солнечное затмение. Стоянка номер 4 находилась на речке Большой Яломан, в 5 километрах от ее устья. Вода чистая, камушки круглые. Мы быстро соорудили "ванну" и вода в ней была довольно теплая, даже лежать было хорошо. Погода была очень жаркая и сухая.

Утром мы встали рано, но собирались неторопливо, потому что по плану до 17 часов, то есть до затмения, нам надо было проехать всего 15 км. Часа в два подул ветер и показались тучи, мы напряглись, потому что тучи в наши планы не входили. К самому затмению на небе почти не осталось больших туч, которые могли бы нам помешать. Когда стали заводиться, то оказалось, что кто-то включил в машине всю иллюминацию и за ночь аккумулятор сел. Хорошо, что мы выбрали механику, иначе выхода бы не было, а так мы с 15 метров в три лошадиных силы завели нашу замечательную машинку с толкача и поехали смотреть затмение.

Полное затмение видеть до этого мне не приходилось, поэтому было очень интересно. Мы запаслись засвеченной пленкой. Кстати, очень удобно для маленьких детишек: обмотал им эту пленку вокруг головы, и они наблюдают себе затмение, и глазки не пострадают. Кузнечики стихли до затмения и после долго не могли прийти в себя. И вообще впечатляющее зрелище.

Нам очень понравилось, и мы довольные поехали искать место для ночевки. По дороге посмотрели место слияния Чуи и Катуни. Красиво!

Место для ночевки нашли в 100м от Чуйского тракта на 720км, у самой Чуи.

Утром собрались довольно быстро. Ночью был сильный ветер, дуги у палатки прогибались, но выдержали. Утро началось рано, потому как солнце встало за горой и было прохладно. Но к моменту отъезда солнце уже жарило очень сильно. В 12:40 двинулись в последнюю автомобильную "ходку".

Машину оставили в Кызыл-Таше. Стоит это 70 руб./сутки. У хозяина гостиницы, в которой мы оставили машину, есть ЗИЛ и УАЗ, на которых он доставляет грузы и людей прям до ПСО Актру. Это было увлекательнейшее путешествие. Там нет дорог, но УАЗ ехал по этим валунам и речке как по дороге. Почти каждую минуту у меня возникало ощущение, что мы вот-вот перевернемся, но, к счастью, этого не случилось. Ехали мы с одной только мыслью, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Особенно, если двое маленьких уставших детишек и очень много вещей.

После этой поездки мы дошли еще пару километров после этого ПСО и остановились в прекрасном месте. Высота 2200м над уровнем моря, под мореной, которая закрывает от ветра. Вокруг кедры, речка шумит, родник с чистой водой.

Утром следующего дня дети остались с папой, а счастливая мама и остальные участники похода пошли покорять вершину "Купол трех озер".

Вечером сын играл снегом, который мама ему пообещала и принесла. С "Купола" видно хозяина гор, он взирает на Курайский хребет и внимательно следит за порядком.

Набор высоты за день составил 800 метров, но самочувствие оставалось прекрасным. Следующий день был папин – делать заброску на Голубое Озеро, а мы остались в лагере.

Видели бурундуков, пищух, полевок, белок, горностая и зайца. Все они ходили вокруг лагеря и таскали наши сухари, сало и прочие вкусности.
Вечером наши вернулись, пришел последний участник нашего похода и мужчины стали готовиться к восхождению на Пик Актру (4044м). По плану они покидали нас на 3-5 дней, в зависимости от погоды. Надо сказать, что погода, на удивление, нас радовала. И Актру покорился им с первого раза.

Они походили в окрестностях, покорили еще несколько вершин, взяли несколько перевалов. К концу третьего дня, когда мы уже и не надеялись, что они придут, прибежал наш папа. Он радостно мне сообщил, что завтра рано утром на ледник пойду я!
И вот я на леднике Большой Актру!

Столько лет я этого ждала. Забытые ощущения морозного ледника, тугой обвязки, звякающих карабинов. Мы пошли на вершину Юность (3800м). Мы бурились, было трудно и холодно. Но это было очень здорово.

Мы вернулись в базовый лагерь почти в 10 вечера. Утро пришло очень быстро. Начался путь домой. Наш сын, которому 3 будет только в сентябре, сам прошел 15 км ногами! Путь до Курая занял полтора дня. На обратном пути нам даже пришлось бродить реку, но наша машина прекрасно справилась с этой задачей.

Первое, что мы купили в магазине в Курае, были яблоки. Именно их весь поход рисовал старший. Ночевали под Акташом. Утром встали рано и выдвинулись домой в 10:00. Обедали в Онгудае, ужинали в машине, а спать ложились уже дома.