Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Сплав по Золотому Китату

Как нам наши томские друзья описывали сплав по Золотому Китату: мелкая таёжная речка с достаточно прогретой водой, с медленным течением, с небольшими перекатами и всего одним порогом. Когда сильно жарко, идёшь рядом с байдаркой/катамараном по колено или по пояс в воде, купаешься на ходу. Прозрачная вода, куча рыбы, за которой наблюдаешь, проплывая над нею. Куча щуки, которую ловишь и ужинаешь ею. Безлюдные берега. Правда, предупредили, что на берегах имеется гнус. Но пока идёшь по реке, эти мелкие твари не досаждают.

Что в итоге получилось...

День первый

Стартовали из Томска. В 9 утра приехал заказанный автобус с прицепом для багажа. Весело загрузились и быстро поехали.

Через три часа были на месте старта - около п. Новый Свет. Безлюдностью там и не пахло... Списали этот ажиотаж на выходной день и близость к населенному пункту. На фотографию ещё не влезли две машины и палатка, стоящая за кустами. Участников нашей группы в кадре нет.

Первое знакомство с тем самым "прозрачным" Золотым Китатом. Предыдущую неделю лили бесконечные дожди. Уровень воды поднялся больше, чем на метр.

Байдарку накачали быстро, а с катамараном пришлось повозиться подольше. Баллоны накачать, раму связать, настил сделать между рамами.

Мошкара начала проявлять к нам интерес. А Дениса цапнул клещ. Он так их боялся( Из Подмосковья человек. У них, оказывается, от клещевого энцефалита прививки не ставят. И именно он и привлёк этих кровососов.

Пообедали на берегу и спустились на воду. "Земля, прощай! В добрый путь!"
Прощаемся с проявлениями цивилизации, такими, как дороги, мосты и сотовая связь.

Плывем по мутной полноводной реке. Байдарка у нас была трехместная. Олег сел сзади, меня посадил впереди, Андрей посередине. Вскоре выяснилось, что я в самые ответственные моменты путаю право-лево. Мне надо говорить не "греби направо", а "греби левым веслом".

Речка равнинная, неспешная, очень извилистая. За одним из поворотов вдруг показались скалы. Удивительны были скалы на таёжной речке.

Воды было очень много, и прибрежной полосы земли нигде не было видно. Сплошные заросли тальника. И именно в первый день в этих зарослях несколько раз увидели зимородка - "птицу цвета ультрамарин". Фото из интернета, сама я не смогла поймать его в объектив. Один раз даже видели, как эта маленькая птичка нырнула под воду, промчалась метра три под водой и выскочила с маленькой рыбешкой в клюве.

Из-за высокой воды мест для чалки стало очень мало. Еле нашли подходящее место, чтобы можно было нормально зачалиться и поставить на берегу наши три палатки. Быстренько приготовили ужин и рухнули спать.

День второй

Второй день начался с дождя.

Мы поменялись местами в байдарке с Андреем. Теперь он упражнялся с веслом, а я стала отдыхающим пассажиром. У Андрея хорошо получалось грести.

А я расслаблялась.

На борта к нам присаживались разные пассажиры:

В "нормальную" воду до этой пещерки от воды полтора метра.

Ближе к обеду включили жару и в нагрузку выдали кучи мошкИ. Для обеда причалили к скальным ступеням, хоть немножко скрывавшимся в тени деревьев.

А потом мошка совсем одолела меня. Ничего её не пугало - ни ванилин, ни Рефтамид. Поэтому фотографий минимум, я была занята выковыриванием мошек из-под москитной сетки.

Мест для стоянок на реке не очень много. Благодаря тому, что места обычно безлюдные, всегда есть где встать на ночлег. Но не в этот раз. За этот день либо мы обогнали, либо мимо нас проплыли две моторки с четырьмя рыбаками и двумя собаками, 4 лодки с пятью весёлыми алкоголиками, суровая молчаливая женщина-одиночка с горой вещей на лодке. На предполагаемой красивейшей и удобнейшей стоянке, про которую нам с восторгом рассказывали друзья, стояла группа школьников из Анжеро-Судженска в количестве 30 человек и одной собаки (на пяти катамаранах). Представляете, какое столпотворение было в эти дни на Золотом Китате?
Уже вечерело, к мошкаре стали присоединяться комары. Мы еле нашли более-менее удобное место, причалились. Поставили палатки, поужинали и, наконец, были песни у костра. Мошкару выключили в 22-30. Ночью на другом берегу реки шатался, треща деревьями, лось (это мы так решили, что лось. Потому что если бы медведь, то было бы беспокойно). Под утро черные вороны устроили перекличку над нашими палатками. Голосок у них противнее, чем у павлинов.

День третий

Третий день - вода по-прежнему высокая и мутная.

Любоваться остается только прибрежными красотами. Жуткая жара в сочетании с высокой влажностью дают эффект мгновенной усталости. В байдарке особо двигаться не приходится, а вот на берегу прошёл метров десять, и всё - пот льёт ручьями, начиная прямо с макушки, и сердце бешено колотится. Мошки проснулись часов в девять утра, комары по-джентльменски уступили им место.
Прибрали бивак за собой и за тех, кто был перед нами, стартанули неспешно в 11 часов. На обед выбирали местечко, чтобы можно было искупаться. Метров пять травостоя, затем снова скальные выходы.

А там маслята и вкусные травки для чая:

Накупались все, кроме меня. Мне было страшно раздеваться под атакой мошки. Сидела в небольшом тенечке, фотографировала.

В этот день нам для бивака достался шикарный песчано-галечный пляж. Даже стоящие рядом анжеро-судженские школьники почти не мешали. Единственный раз они громко кричали, когда играли в "Мафию", и какой-то мальчик всё пытался выяснить: "А кто такая путана?"

Поставили палатки, залезли в них. Почти что кайф - мошкары в них нет! Но пекло жуткое.

В этот вечер я уже была не рада, что попала на Золотой Китат. Фотографировала, не снимая москитную сетку с головы. Андрей приноровился пить через сетку, а вот есть так не получалось. На песке то тут, то там растут разные цветочки.

Вечером песни у костра и дымовуха от гнуса. Мошки, кстати, опять выключились ровно в 22-30.

Четвертый день

Ночью от жары отдохнуть не смогли, утром опять включилось жгучее солнце и мошки. Но появилась надежда на перемену погоды. Собирались медленно, часто заходили в речку для охлаждения. Вскоре должны были бы быть перекаты, но по высокой воде мы их и не заметили.
До обеда я засунула фотик подальше и была занята отбиванием от мошек и паутов. Как здорово, что ехала я пассажиром! Грести в таких условиях было бы трудно. Андрею шею искусали по кругу горловины. Тихонечко шли по течению, Олег бросал спиннинг. Щука зацепилась за крючок, высунула пасть из воды и сорвалась.
На обед остановились на скальных столах с земляникой и чабрецом.

Вдруг в липкой зудящей жаре появился свежий ветер, пригнал тучи. Мы успели быстренько натянуть тент над нашим обеденным столом. Ели в сухости, но все мошки сидели вместе с нами под тентом, так и норовили вместе с ложкой залезть в рот.
Дождь переждали, двинулись дальше.
Скалы кончаются, начинаются луга и поля.

Предполагаемое место стоянки опять занято.

Пришлось плыть дальше, искать место для ночевки.

Свежий ветер дул, не переставая и давая нам отдых от мошкары и жары.

День пятый

Утро пятого дня было дождливым, но без гнуса.

Позавтракали под тентом. Аня, дочка наших друзей, обнаружила на себе впившегося клеща. Вытащили, спрятали в баночку для анализов.
Предстояло прохождение Новониколаевских порогов. Андрей хотел расслабиться и побыть пассажиром, но Олег его убедил, что я с порогами не справлюсь, и поэтому весло мне доверять на таком ответственном участке нельзя.

Около деревни Мальцево расположен гидрологический пост.

В Китат впадает много шумных ручейков, мы из них брали воду для готовки и питья. А это устье Алчедата - полноценной речки, чуть меньше Китата.

После впадения Алчедата должна быть первая ступень порога. Я зачехлила фотоаппарат и приготовилась быть облитой водой с головы до ног. Ждем, чтобы катамаран прошёл первым.

На порогах наша байдарка была похожа на синего китайского дракона. Также преломлялась в каждой своей точке ;) Большинство камней было под водой, мы прошли их, почти не промокнув. После второй ступени нам нужно было быстро чалиться, чтобы нас не утянуло на третью ступень. Вторая ступень с берега выглядела так:

Это третья ступень, на которую мы не пошли.

Прекрасная погода случилась в последний день - прохладно, нет обжигающего солнца и мошек.
Народ не просто так лежит, а важным делом делом занят.

Раскинули тент, приготовили последний походный обед.

Пока всё собрали, перетаскали в несколько ходок ближе к деревне, тут и автобус за нами приехал. Два часа дороги - и мы опять в Томске, в гостеприимном доме наших друзей. Пошли вечером в баньку, и там в зеркале я обнаружила, что на мне ожерелье и широкий пояс на талии из укусов мошек. Я оказалась самой скусной, ни у кого больше столько укусов не было.

Друзья пытались извиниться за капризы Китата. Мол, такого раньше не бывало - чтоб одновременно высокая мутная вода, отсутствие рыбы, куча мошкИ и народа.
У речки, конечно, неповторимый облик - скалистые берега Золотого Китата придают реке волшебное суровое очарование. Хотелось бы попасть туда при стечении всех благоприятных факторов.

26.11.2021,
Тася Бася,

Тася Бася (02/12/2021)
pumpurus
А ведь ребенок наш наковырял там красивых камушков, где-то лежит мешочек. Надо внимательно присмотреться, вдруг это и есть сердолики или агаты.
pumpurus (01/12/2021)
Спасибо за рассказ. В детстве не раз бывала в тех краях и кучу гнуса хорошо помню. К описанию реки добавила бы россыпи сердоликов и агатов на косах и отмелях. Вы, конечно, прошли по большой воде, но и на том пляже, что на фото, можно было поискать. В россыпях ещё попадается красивое окаменелое дерево и яшма.