2 3 |
/О детях/Детское здоровье и уход
«И не заикайся!» или пусть король говоритО заикании у детей дошкольного возраста. Часть II: что делать?
В статье «И не заикайся!» или пусть король говорит, часть I мы обсудили причины заикания и пути развития этого недуга. Но если проблема есть – как ее решать? Поговорим о возможных вариантах работы над устранением заикания. Заикание: отцы и детиМногие думают, что заикание предается по наследству, и если родители в детстве заикались, у ребенка обязательно будут с проблемы с речью. Это неверно, единственное, что может наследовать ребенок – это тип нервной системы, определяющей особенности реакции. Однако в семье заикающихся родителей дети порой тоже заикаются, как же не говорить о наследственности?
Но если проблемы с речью вызваны состоянием нервной системы, личностными конфликтами и проблемами в отношениях с окружающими, потребуются специальные меры. Начнем с детского сада и воспитателя
Если такого садика поблизости нет, можно работать с педагогом индивидуально или обратиться в развивающие центры. Сверстники в этот момент могут больно ранить ребенка, дразня его и указывая на его дефекты. Воспитателю важно подобрать к малышу ключик, и родители могут оказать ему в этом серьезную помощь. Расскажите педагогу об интересах ребенка, это поможет ему завязать разговор с малышом, и, поговорив об увлечениях и любимых игрушках, расположить его к себе и начать работу. При этом важно не столько содержание разговора, сколько интонации: приятная, неторопливая и ласковая речь. По мере занятий ребенка важно вводить в круг уравновешенных и спокойных малышей, чтоб он слушал их речь и повторял за ними. Нужно чтобы дети вовлекли заикающегося малыша в спокойные игры и говорили с ним помедленнее – об этом их предварительно можно попросить. Важно, чтоб ребенок нашел себе в группе друзей, которые подбадривали бы его и приглашали к играм. По мере социализации ребенка в детском коллективе воспитатели и логопеды ведут работу по восстановлению плавности и ритма речи, прививают навыки коммуникации. Работа с семьейЛечение заикания – это не только задача логопеда, это огромная работа для всей семьи.
Специалист тщательно изучит ситуацию в доме, модель межличностных, бытовые условия и установит возможные причины заикания, даст практические советы по решению конфликтных ситуаций. Психолог также может рассказать другим членам семьи, как правильно говорить и взаимодействовать с заикающимся крохой, чтоб смягчить проблему. Многие семьи не видят в этом смысла или стесняются «вывалить грязное белье», в результате годами не могут решить проблему заикания, так как не могут устранить травмирующего фактора. Важно понять, что ребенку нужна от вас выдержанность, спокойствие и внимание, а не жалость, слезы и потакание всем капризам. Необходимо твердо соблюдать режим дня и поддерживать дисциплину, что также создает спокойную атмосферу в семье. Не стоит вести при ребенке разговоры о его дефекте и даже вскользь упоминать о проблеме, не подчеркивайте эту особенность. Работа над речьюКонечно, ежедневные речевые упражнения с педагогом придают ребенку сил и уверенности, помогают бороться с недугом. Задача воспитателя – научить ребенка говорить неторопливо, слитно и ритмично, чтобы все понимали его речь, и ему не приходилось волноваться и заикаться. Это достигают, произнося несколько слов сразу на одном выдохе, без пауз. Кроме того, просят малыша не растягивать гласные звуки в словах и говорить ритмично. Например, пусть он говорит «бабушкаИдетВЛес» как одно слово. При медленной речи не только проще справиться с заиканием, но и тренируется характер, малыш становится спокойнее и выдержаннее. Если у ребенка возникает затруднение в произношении конкретного слова, можно произнести его медленно и четко, пусть малыш подражает речи взрослого. Затем надо предоставит ребенку возможность продолжить разговор, не задерживаясь на запинке. Если он разволновался и начал заикаться, необходимо закончить фразу за него и успокоить малыша, переключив его внимание на другие объекты.
Надо просто часто и медленно говорить с малышом, пусть он повторяет за вами или воспитателем простые фразы, и речь постепенно станет боле плавной и легкой. В тяжелых случаях
Это может быть совместный рассказ по картинкам, повторение фразы за взрослым, а в случае успеха – ее повторение самостоятельно. Можно побуждать малыша к ответу на вопросы, рассказам о картине за окном, о своих игрушках, одежде. При специальных занятиях с детишками рекомендуется разучивать много коротких стишков, они ритмичны, а значит, помогут упорядочить речь и увеличат ее плавность. При этом необходимо следить за правильным дыханием - после каждой строчки нужно сделать остановку и легкий вдох. Произносить стихи нужно плавно, не скандировать. При этом используется тот же прием – сначала говорит взрослый, потом вместе, потом ребенок сам. Развитие логического мышленияМалыша с заиканием важно приучать к медленной и плавной речи, для этого он должен слушать рассказы с названием предметов, игрушек, смотреть на представления кукольного театра. Желательно составлять небольшие связные рассказы о предметах и их взаимодействии, говорить медленно, с вдохами и паузами, после чего попросить малыша рассказать о том, что он увидел, узнал. Что делает собачка? Как репку тянем?
После рассказа задавайте вопросы для развития логического мышления, оно у заикающегося малыша из-за страха речи нарушено. Полезно занятие подобного рода – «я буду говорить одно слово, а ты продолжи фразу», например: «собака – собака лает». Иногда можно попросить малыша закрыть глаза и читать ему вслух или рассказывать сказку. Это исключает отвлекающие кроху факторы и позволяет более четко воспринимать акустическое строение речи. Пой и играй на здоровье
Песенки детям полезно учить по частям, равно как и стишки: воспитатель поет или рассказывает первые две фразы, затем дети с ним вместе и потом дети одни или по очереди. Это дает ребенку с заиканием уверенность в речевых навыках и помогает преодолеть страх. Если поставить заикающегося малыша запевалой, можно развить зычный и громкий голос. Стесняющиеся дети могут петь и в одиночестве, поскольку пение само по себе регулирует дыхание и прерывистость речи. Если ребенку не нравится петь, можно занять его играми: речевое лото, игры с мячиком с речевым и музыкальным сопровождением, декламация стихов – хором, под музыку, с движениями. Поощряйте игру малыша на музыкальных инструментах - хотя бы просто хлопки в ладошки под песенки. Это развивает чувство ритма и просто создает хорошее настроение! Хорошо помогает игра с собиранием мячиков или ловлей рыбки, при этом мячики надо посчитать со стишком или рыбок выловить с присказкой. Дайте ребенку несколько картинок из одной сказки и попросите рассказать историю или сцену из сказки. Можно вовлечь ребенка в групповое занятие - рассказывание сказки по цепочке.
Имитируем полоскание белья в тазу, изображаем, как мы рвем травку, показываем, как растет цветочек, а мама с папой или педагоги проверяют тонус мышц. Это полезно делать перед речевыми играми, либо во время паузы между ними. Ощупайте ручки и шею, предплечья, затем можно расслабить их – попросите ребенка покачать головой, подвигать, вскинуть, встряхнуть руки, покачаться как медвежонок. Главное – воспитывать в ребенке уверенность, что он ничем не отличается от других детей. Если есть косноязычиеПараллельно с борьбой заиканием важно вовремя и быстро устранить косноязычие. Надо объяснять и внушать малышу, что если он будет хорошо и правильно произносить звуки, он перестанет запинаться. Чаще всего так и бывает: у заикающихся часто неправильно поставлено дыхание. Следите за тем, чтобы малыш дышал при разговоре спокойно, часто и без усилий, не поднимая плечевого пояса и не раздувая легких.
Надо тренировать дыхание и во время занятий лечебной физкультурой. Подведем итоги
19.07.2012 Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь |
[Воспитание] Детские конкурсы красоты: полезный опыт или опасные состязания? Актуальные темы форумов
Музыкальный театр в Новосибирске и не только - 3 (Культурная жизнь)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)Анапа 2024🐬 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)О чем бы еще поныть...))) Том 19 (Обо всем)Essential Parfums (Парфюмерные распивы)Цветик-первоцветик (Наш цветник )Томаты - том 20 (Сад и огород (семена, рассада, урожай))Екатеринбург (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Предложения к распиву - 59 (Парфюмерные распивы)
Объявления
Женская одежда(сержинет**ти, Лак*би, Бур*вин) (Одежда для взрослых (ДО))Продам вещи из квартиры (Мебель и крупногабаритные товары для дома(ДО))Советские ткани (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)Школьные брюки и жилетка на подростка (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Продам молокоотсос Avent (Товары для беременных и кормящих (ДО))Продам для мальчика (Одежда для малышей до года (до 85 см)). Хосты. 2024 (Дачный базар. Товары для дачи, сада и огорода)Продам (Одежда для малышей до года (до 85 см))Бижутерия, пенал Лего (Отдам даром)Курточки Деми размер 140 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |