Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Зимний Ярославль. Часть первая

Это была поездка из серии "научный туризм", то есть по работе - на конференцию Тотального диктанта.

Новосибирск-Москва-Ярославль

Утренним рейсом мы с Линой прибыли в Москву, до поезда в Ярославль было без малого 5 часов, поэтому мы рванули в город. Как только вышли из здания Павелецкого вокзала, дочь моя начала восторженно верещать: "Как тут классно! Как красиво! Ааааааа! Тут реально люди живут? И они настоящие?" :)

Первым делом мы поехали в кафе "У Моники" (для фанатов "Друзей") на трамвайчике - милое дело! Чисто, пусто, по сторонам глазеешь. Поели в кафе и решили идти, естественно, на Красную площадь. Навигатор проложил маршрут нам по милым тихим улочкам (около 30 минут).

Погуляли в Зарядье, сходили на саму площадь и вокруг, поняли, что уже довольно сильно устали (встали-то рано).

Погода, и так не очень-то приличная, начала портиться - пошел снегодождь, и мы решили ехать на вокзал. Минут 40 погуляли в районе Ярославского вокзала, купили перекус и с радостью уселись в поезд. Ехать до Ярославля +/– 3 часа, быстрее всего на Ласточке - 2,5, но стоит она от 2500₽, нам по времени и цене (около 1000₽) удобнее был дневной экспресс - та же электричка, но с мягкими креслами и биотуалетом. За это время мы вроде и отдохнули, но всё-таки очень хотелось избавиться от вещей уже (мы были налегке - обе с рюкзаками).

Да, самое забавное. Только во время прогулки у вокзала в Москве я вдруг поняла, что не знаю, куда именно мне в Ярославле надо. Все дело в том, что организаторами было объявлено, что всем, кто подтвердит заявку на участие, бронируют гостиницу. Недели за три я уточнила, что мне нужен двухместный номер, так как я буду с дочерью, мне пообещали все узнать и устроить, ну, и я успокоилась. Потом было много событий и дел, и я просто выпустила из внимания, что никакой рассылки по поводу гостиницы я не получала.

Только мы сели в поезд, я начала писать девушке, чей контакт мне дали три недели назад. В процессе переписки выясняется, что а) почему-то мой адрес не попал в рассылку, б) мой телефон не был добавлен в чат участников конференции, где вся информация и - та-дам! - в) мне не забронировали гостиницу :( Конечно, я сама-дура-виновата, но вот так вот накосячить по всем пунктам! Девушка, надо отдать ей должное, пытается делать хорошую мину, и тут же бронирует мне номер, но... только на 2 дня из 4-х в той гостинице, "где все мы жить будем", а потом мест нет, поэтому вот вам бронь на другую гостиницу по той же цене, но без завтраков :(

Соглашаюсь - какой выбор-то у меня на ночь глядя?

В итоге прибыли мы в Ярославль уже в темноте, прокатились на автобусе до центра, пришли в гостиницу, и нас хватило только на поход до ближайшего магазина за чаем и шоколадкой.

Да, в номере было миленько, но холодно! Уж на что я люблю, чтобы было свежо, но даже у меня нос замерз, благо одеяла там были толстые-претолстые, так что спать было нормально. Утром был план самостоятельной экскурсии, в 13 была запланирована обзорная с гидом для тех участников, кто уже успел приехать.

Ярославль

Следующий день был насыщенным, так что рассказ будет длинный.

После завтрака мы с Линой пошли в ярославский музей-заповедник, который находится в бывшем монастыре, окруженном настоящими крепостными стенами.
По дороге рассмотрели со всех сторон здание, виденное накануне в темноте - это оказался старейший в России театр Ф.Г. Волкова (1750 г.).

Потом по пути была Знаменская башня - то, что осталось от крепостной стены, некогда окружавшей город и имевшей 5 башен-выходов (сохранилось три, как говорит интернет, но нам показывали и рассказывали только об этой). В ней действующая церковь.

Дальше - узнаваемый во всех городах Гостиный двор и просто живописный дворик.

И вот мы уже в музее-заповеднике. Купили входные билеты и еще в музей истории Ярославля и на "Слово о полку Игореве". Очень жалею, что не пошли на сокровища Ярославля, но мы бы и не успели в этот раз.

На территории находится Спасо-Преображенский собор, который, как и все такие же древние храмы в Ярославле, закрыт для посещения с ноября по май.
Мы побродили по территории, дошли до вольера медведицы Маши (на гербе Ярославля медведь, поэтому этот символ в городе встречается часто), но она, как приличная, была в спячке, и к нам не вышла .

Музей истории немного разочаровал: я ждала больше от музея, а он маленький совсем. Может быть (и даже наверняка), специально экспонаты рассредоточили по разным зданиям музея, чтобы не утомлять посетителей всем прекрасным сразу.

Зато аудиогиды там неплохие.

Потом мы пошли в музей "Слова...", он тоже небольшой, но атмосферный: так много древних книг! Да ещё в таких древних стенах! Фотографий из музеев у меня почти и нет, оказывается.

Нам двух музеев и территории до обеда вполне хватило.
После заповедника вернулись в гостиницу, чтобы отправиться оттуда на обзорную экскурсию с гидом.

Рассказали нам немного и про театр Волкова, и про Знаменскую башню. Потом по пешеходной улице Кирова направились к центру Ярославля. По дороге потерли лапу одному из медведей, отметили магазинчик "Сувениры" напротив этого медведя, рекомендованный нам гидом (кстати, отличный магазин! В нем действительно оказалось много отечественных сувениров, а не мэйд ин чина, мы купили там несколько фарфоровых фигурок Императоского фарфорового завода и отличные открытки с видами города).

Нам рассказали душещипательную историю - уж не знаю, сколько в ней правды. Однажды в гостинице "Бристоль" К. Бальмонт презентовал книгу своих стихов, но они были так непонятны и депрессивны, что не нравились даже его жене, и презентация провалилась. Бальмонт расстроился настолько, что решил покончить с собой и кинулся с балкона, но не учел, что был всего лишь на втором этаже, а потому не убился, но ногу сломал. Не знаю, я не фанат поэзии Бальмонта, но некоторые стихотворения у него прям отличные, чего его публика не приняла?
Позже в этой же гостинице любили останавливаться и кутить Шапяпин с Коровиным (дорогущая гостиница была).

Затем мы прошли на главную площадь, от которой раньше расходились лучами основные улицы Ярославля. Кроме Присутственного места и построенного в советское время здания областной администрации, там находится один из самых красивых и знаменитых храмов - церковь Илии Пророка, про которую тоже была интересная история.

После Гражданской войны церковь сделали было музеем, а потом передумали и решили взорвать, но там забаррикадировался один сотрудник музея. Несколько дней его пытались выкурить из храма, история получила известность, и тут уж за церковь вступились ученые и культурные деятели, в результате ее не взорвали, а сделали там музей... атеизма. А потом еще и напротив соорудили обладминистрацию.
В церковь мы тоже не попали - до весны законсервирована.

Справа от церкви есть интересный памятник в виде карты исторического центра Ярославля, который полностью считается зоной, охраняемой ЮНЕСКО.

Дальше мы прогулялись по парку, послушали еще несколько баек и посмотрели несколько памятников, затем вышли к набережной Которосли. Надо сказать, что Ярославль стоит на стрелке Волги и реки со смешным названием Которосль (тут тоже есть байка насчет названия, но это уж явная байка: из Ярославля в освобожденный от блокады Ленинград в целях борьбы с крысами были отправлены 2 вагона котов, вот поэтому и кото-росль), и у обеих рек есть свои набережные, а на самой стрелке стоит памятник тысячелетию Ярославля и разбит красивый парк (наверное, красивый - под снегом мало что видно было). Но в тот день на стрелку мы не ходили, а дошли до возведенного несколько лет назад на месте древнего храма, взорванного в советское время, Успенского кафедрального собора. Собор большой и красивый, но внутри пока нет росписи. Кстати, построен был на деньги какого-то олигарха, который собирался рядом возвести еще и самую высокую колокольню в России, но ЮНЕСКО запретила - в историческом центре постройки не могут быть выше исторических зданий. Олигарх обиделся и уехал строить колокольню в Кострому, кажется, а храм в Ярославле остался без колокольни, но с колоколами - они теперь стоят рядышком. Это очень странно выглядит: огроменные многотонные колокола на перекладинах практически на земле.

Затем дошли до знаменитой беседки на набережной

и пошли вниз вдоль Которосли обратно к центру города, по пути было еще несколько храмов, медведей и баек. Одна из них касается вот этой церкви.
Говорят, она послужила прообразом для картины Саврасова "Грачи прилетели". На картине в итоге своего рода компиляция двух разных мест: вот этой церкви и подмосковной деревни.

Тут просто несколько фото с обратной дороги.

Вечером этого дня был конкурс столиц ТД в мэрии Ярославля, где речь толкнул даже сам... Ярослав Мудрый :)