Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Сплав на байдарках по Волге летом 2022 года

Я давно собиралась присоединиться к этому водному походу, но срослось только в этом году. В прошлом году получились другие поездки на эти даты. В этом я сначала собралась в поход, но меня никто не поддержал. Я расстроилась и решила не ехать. Потом выяснилось, что девочка с работы едет одна, без компании, я решила ехать с ней в байдарке, и еще нашу подружку Веру уговорила третьей. Вот так у нас получилась единственная исключительно женская байдарка, Наташа первый раз ходила в прошлом году, мы с Верой новички. В остальных байдарках были равномерно распределены женщины, мужчины и дети.

Об истории водного похода по Волге. Старейшины этой группы ходят каждое лето уже более 30 лет, с 1987 года точно. Но началось это еще раньше. Сначала на сплав ходили спортсмены-профессионалы, студенты. Потом к ним присоединились друзья. Когда же у них стали появляться дети, поход адаптировали под семейный и стали ходить семьями. Наша подруга Лена, которая и пригласила нас, ходит на сплав с 4 лет. Тогда же, в походе, она познакомилась с будущим мужем Димой, ему было 12. Много позже, тоже в походе, кузина Димы познакомилась с братом Лены, и они тоже поженились. Лена с Димой стали возить своих детей в походы с года. Вот такие традиции. Группа была 32 человека, 3 поколения. Были бабушки-дедушки с внуками, даже трехлеткой, был папа с двумя маленькими детьми, потому что мамы остались дома с младенцами. Это так здорово. Атмосфера в команде невероятная. Люди потрясающие. "Деды" такие интересные, врачи, физики, и т.д., с ними очень интересно общаться. Все с потрясающим чувством юмора, невозмутимые, уважающие личные границы, всегда готовые помочь, когда нужно, и не вмешиваться, если не просят. Не было никаких истеричных, гиперэмоциональных. Настолько комфортно было с этими людьми. Дети все были идеальные. Дети - полноценные участники похода. Подросткам уже доверяют весла, дежурство. Младшие помогают ставить палатки, мыть посуду и прочие мелкие обязанности. Вот, например, отмывают байдарку перед сборкой.

Каждый день дежурит бригада, начиная с обеда и заканчивая завтраком следующего дня. То есть наша тройка везла продукты и напитки на наше дежурство, меню составлено заранее. Мы готовили суп харчо, салат, на ужин макароны с мясным соусом, на завтрак - овсянка с вареньями. Ели в походе очень вкусно, надежды слегка похудеть на активных физических нагрузках не оправдались.

Каждый день между завтраком и обедом делали остановку на арбуз. Астраханские арбузы.

За 8 дней пути мы прошли примерно 120 км по воде, от деревни Ступино недалеко от Волгограда до Ветлянки. Причем 100 км мы прошли в первые 4 дня, потом на расслабоне ехали по полдня и была стоянка на весь день, выходной. Из Астрахани до Ступино и обратно от Ветлянки - на автобусе.

Из Ветлянки не могли выехать, груженый автобус забуксовал в песке - пришлось толкать.

Пока собирались байдарки и ждали автобуса, мы прогулялись по деревне в магазин. Как будто на машине времени.

У одного двора очень интересные инсталляции из мусора, в основном, пластиковых бутылок.

Вокруг богатый животный мир. Про рыбу понятно, с нами были два рыбака, и мы почти каждый день ели рыбу в дополнение к основным приемам пищи. Понятно, почему мы не похудели. Тоже мне, активный отдых - сказала Вера, когда ей не понадобился ремень по приезде в Астрахань.

Местные пугали нас гигантскими сомами, которые могут утащить на дно, и рассказывали страшные реальные истории. "У меня на работе одна женщина не ест рыбу, потому что в детстве сом утащил ее пятилетнего брата. Спасти не удалось." Поэтому мы далеко не заплывали. Ну и змеи всякие в воде тоже водятся. Вода в Волге желтоватая, непрозрачная. Ну нафиг.

Я научилась есть щуку, а раньше я считала, что она невкусная. Но тут поймали довольно большую и зажарили стейки на решетке, это было волшебно!

Помимо рыб, тут богатый мир мелких тварей. Комары не особо докучали, обычно вылетали вечером на часик и потом снова засыпали. Достаточно было раз побрызгаться и можно было обойтись совсем без укусов. А вот при походе в кустики в туалет обнаруживались интересные экземпляры.

Ну и самые интересные - уховертки. Или двухвостки. Поскольку вдоль Волги везде сплошной песок, их там тьма. Они живут в песке. Днем их немного, они прячутся от солнца, а ночью выползают на охоту. Говорят, они могут немного щипаться, но меня ни разу никто не ущипнул. Вид у них устрашающий, но вообще они довольно безвредные.

Когда они бегут по песку, остается смешной след. Утром вылезаешь из палатки - а там вокруг все истоптано! Прям табунами из-под палатки выползали, забирались в наши мешки с вещами, в байдарки, мигрировали, как могли. Причем, если их вытряхнуть из мешка, они сразу очень быстро бегут к ногам, отойдешь в сторону - они за тобой. Просто они автоматически бегут прятаться в твоей тени, а ощущение, что они тебя атакуют.

Один парень из группы сказал, что он привез несколько уховерток домой специально, чтобы они съели муравьев, которые завелись в квартире. Они истребили всех муравьев, а потом сами умерли. От голода, наверное.

Это фото не мое, но я тоже видела ужей и гадюку. Впервые в жизни, кстати, я увидела змей в живой природе. Вообще у меня много чего в этом походе случилось впервые.

Дети ловили лягушек. А еще на островах много коров, их сюда вывозят пастись. Непонятно, что они там едят, один песок.

Правый берег Волги (если лицом на юг, как мы шли) обычно крутой, с утесами, и там много гнезд береговых ласточек. Мы иногда видели гигантские стаи ласточек, поздно вечером пролетающие, почти бегущие по воде. Очень интересно и необычно.

Ну, и раз я про природу, то, конечно, мы наблюдали потрясающие восходы и закаты.

Это наша первая ночевка.

В первую ночь нас ожидало настоящее боевое крещение. Поскольку утром мы встали в 4.30 для раннего выезда, то вечером все рано разошлись спать, а мы втроем засиделись у костра. Ничего не предвещало. Вдруг налетел ветер, полетели тарелки и стаканы, мы стали быстро все ловить и прятать в шатер. И началась гроза. Мы успели быстро закрепить палатку и спрятаться, но все ходило ходуном. Я лежала спиной к ветру и держала палатку самой выдающейся частью своего тела. Гроза была недолгой, может, 30 минут, может, больше, мы уснули раньше, чем она закончилась.

А Наташа была одна в палатке и не спала, снимала репортаж. Потом еще ходила нашу палатку проверять, подтягивала шнуры.

Это вторая ночь. Смотрите, там костер как будто небо зажег. Еще один лагерь там стоял, подальше от воды.

Лунная дорожка.

А тут я впервые узнала, что на ночном режиме могу вручную выставить выдержку до 9 секунд. Это была наша последняя ночевка, мы ночевали на острове напротив деревни, откуда нас с утра забирал автобус, поэтому там огни цивилизации.

Восход.

Еще там потрясающее звездное небо. Я впервые явно увидела Млечный путь. То есть в детстве я наверняка его видела, но, наверное, потом забыла. Поэтому это для меня было откровением, как в первый раз. Я слишком давно живу в городе.
Большая Медведица очень фотогенична.

О нашей гребной команде

Рассаживались по весу, я на носу, как самая легкая. Затем Вера, и последняя - Наташа. Она уже второй раз в походе, так что самая опытная из нас, а также и самая отважная. Наташа еще и археолог, каждое лето большую часть своего отпуска проводит на раскопках. Это хобби. В целом, очень отважная девушка!

Здесь вместо Наташи - Лена, как раз инициатор и спонсор нашего похода. Лена тоже наша коллега, сама родом из Астрахани. Байдарка у нас тоже от Лены. В целом, данный поход обошелся мне 5000 руб. билет туда-обратно аэрофлот, 2300 на автобус и примерно 2500 руб. на еду. Все. Палаткой поделилась Вера, у Лениных знакомых была свободная квартира в городе.

Мероприятия на сплаве

В общем, стандартный день у нас выглядел так:

Примерно в 7 утра подъем и завтрак. Дежурные вставали пораньше, чтобы приготовить кашу. На завтрак всегда были каши на воде, кто хотел - добавлял сгущенку, варенье, сухофрукты и кто во что горазд. Плюс всякие печеньки, конфетки к чаю или какао. Одна Лена для меня и по моей просьбе варила кофе каждое утро на газовой горелке. Прочие желающие присоединялись к тому, что осталось.

После завтрака сворачивали лагерь, заново грузили байдарки. На ночь вещи складывались под байдарки, но иногда мы не парились и бросали прямо на берегу, потому что по прогнозам дождей больше так и не было. В теории мы должны были выходить около 9 утра, но на практике всегда выходили минут на 40 позже. Ну без напряга, никто не ругался.

Гребли час-полтора-два, затем привал - отдохнуть и поесть арбуз. Тут многие местные любят есть арбуз с воблой и хлебом, да-да, воблу мы тоже везли с собой. Я попробовала, не впечатлилась. Ела сначала воблу, потом арбуз.

Остановка на арбуз, похоже на стадо пингвинов.

Потом гребли еще полчаса-час и делали остановку на обед. Несмотря на то, что были расписаны дежурства, все равно все всегда помогали готовить обед и ужин. Так было быстрее и дружнее. Резали салаты, чистили картошку, накрывали столы. Очень слаженно работала команда.

После обеда - небольшой отдых, сворачивали столы, еду, мыли посуду (дети 6-летки очень активно мыли, можно было даже им свою подсунуть, они прям с энтузиазмом к этому подходили) и гребли дальше. По времени, как повезет - искали подходящее место для ночевки. Чтобы был чистый пляж, чтобы были дрова, были кустики для туалета и т. д. Ну, и потом ставили лагерь на ночевку. Ужин, игры, посиделки у костра.

В какой-то из дней нам с Верой и еще некоторым новичкам (кроме нас, все новички были маленькие дети 3 лет) устроили обряд посвящения в походники.
Детей-бывалых походников разрисовали в индейцев, и они внезапно стали на нас охотиться. Поймали в сети и притащили к вождю. Почему-то Посейдону. Посейдон велел пройти несколько испытаний. Сначала нас тоже разрисовали. Потом были разные испытания, например, полопать шарики с водой, наполнить миски водой из речки разными способами. Кто в шляпе носил, кто бикини отжимал. Было весело

И вот нас приняли в команду.

Еще мы отмечали Верин день рождения. Было два пирога со свечками - на обед и на ужин. И надувная корона! А ночью еще и фейерверки.

В какой-то день для детей устроили квест с поиском сокровищ.

В последний вечер был праздник холи.

Между делом играли в пляжный волейбол. Я очень плохо играю в волейбол, иногда присоединяюсь, но мне сразу начинает казаться, что я косячу, всем мешаю и всех подбешиваю, поэтому я минут через 10 самоустраняюсь. Но это лично мои загоны, никто никогда мне слова плохого не сказал.

По вечерам у костра играли в крокодила, пели под гитару, иногда просто пили вино или другой алкоголь и общались.