Праздники
Вербное воскресенье
Съешь палочку вербы – решится важное дело.
Постучишь по телу палочкой вербы – получишь здоровье на целый год.
Так говорят в народе о приметах, которые связанны с одним из двенадцати главных праздников православной церкви – Вербном воскресеньем. Как и во все иные православные праздники, в этот праздник проникло самое что ни на есть языческое язычество, которое, благодаря своему глубокому символизму, по-прежнему работает, несмотря ни на что (собственно, поэтому мы верим в приметы). Исторически же праздник уходят корнями в день входа Иисуса в Иерусалим, и с этим праздником начинается последняя неделя Великого Поста, которую особенно отмечают воспоминаниями страдания Христа перед распятием.
В нашей стране (где в день Вербного воскресенья цветут в лучшем случае подснежники, а пальмы, мягко говоря, растут не во всех регионах), вместо южных сочных цветов и пальмовых ветвей, которыми жители Иерусалима выстилали дорогу Христу, Вход Господень в Иерусалим принято отмечать первыми распустившимися цветочками и «вербами» - ивовыми ветвями, которые уже распушили свои «котики», как называют их дети. При этом вербам, которые принято освящать в церкви затем придается мистическая сила. Так, еще наши бабушки хранили вербные ветви в течение всего года, в самом главном месте дома – в красном углу, и в случае надобности использовали их при лечении особо сильных заболеваний или даже в легкой любовной магии (например, при самом процессе освящения ветвей следовало думать о возлюбленном). К Вербному воскресенью делались и особые обрядовые куклы – Вербницы, которые также хранились в течение всего года, а у некоторых мастериц и гораздо дольше. При этом кукла эта отличалась от всех остальных кукол годового цикла тем, что голова и ручки её делались из красной материи (а не белой, как у остальных куколок).
С этим праздником у наших предков было связано много ритуалов и обрядов, причем некоторые из них сохранились до сих пор. Так, например, жива до сих пор следующая традиция: по возвращению из церкви хозяин дома мог на здоровье в ритуальной форме слегка «побить» своих домочадцев, приговаривая: «Не я бью, вербы бье, хай здоровеньки жыве». Точно так же поступала потом и хозяйка с хозяином. Кроме этого можно было съесть кусочек веточки или ягоду можжевельника (в северных регионах освящались ветви можжевельника) для того, что бы получить здоровье на весь год, вплоть до следующего Вербного воскресенья. Для того, что бы уберечь от мора скот и придать полю-огороду урожайность с освященными веточками обходили хозяйственные строения и угодья.
Пытались и Вербное и гадать: так девушка идя по улице могла стукнуть веточкой по руке незнакомого парня и спросить о его имени, по поверьям такое же имя будет носить и будущий муж девицы. Гадали и на погоду: если на Вербное был мороз (неважно ночью или днем) верили, что морозов больше не будет и можно сеять определенные культуры, не опасаясь заморозков.
Отправлялись с вербой и на кладбище, навестить предков. Там втыкали в могилу пару освященных веточек.
Оставшиеся от всех «процедур» веточки хранили за иконой, как обережьей для всей семьи от болезней.
И все же, несмотря на такое обилие упоминания самой вербы и традиций, с вербой связанными, хотелось бы помнить, о чем этот праздник и о тех православных традициях, которые этот праздник сопровождают. Первое, о чем следует помнить обязательно, что это праздник не вербы (несмотря на название), а праздник Входа Господа в Иерусалим, и главная персона здесь не деревья, а человек, который и выступает объектом освящение во время праздничного богослужения. Текст молитвы таков: « … и нас, по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Если мы обратимся к истории двух книг священников – Требнику и Священнику – то обратим внимание, что в исторически более «пожилой», Требнике, нет указания для священников окроплять вербные ветви святой водой. А вот в Служебнике – книге о последованиях Литургии, вечерни и утрени, уже есть указание окроплять вербу водой, но, скорее, уже как отображение укоренившийся традиции.
Так что празднуйте на здоровье и с радостью, но и с пониманием смысла этого праздника.
07.04.12,
Кристина Вязовская
по-моему как раз в статье и рассказано, откуда связь
На мой взгляд, последнии 1000 лет православная культура как раз и является традиционной на Руси. Если кто-то с этим не согласен - ради Бога, это никому не навязывается. Но если празднование Вербного воскресенья, сам этот праздник появился в нашей жизни только благодаря Православию и связан именно с ним, то при чем тут все эти языческие поверья, гадания, магия и прочее? Это абсолютно противоположные вещи, не имеющие никакого отношения к настоящему празднику
Ремилия, позвольте заметь, что статья о традиционной российской культуре, а не о православии.
Вербное вокресенье - воспоминание события входа Господня в Иерусалим, и ничего более. В это же статье какое-то смешение христианства и обрядоверия, абсолютного язычества. Описанные гадание, "мистическое отношение к вербочкам" и прочие "ритуалы" совершенно чужды этому празднику и христианству в целом. Это в прошлом еще языческая Русь, не до конца избавившись от своих языческих идолопоклоннических наклонностей привнесла их к празднованию практически всех церковных праздников.Но сейчас уже через столько-то времени можно разобраться где христианство, а где язычество и не сваливать все в одну кучу.