Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Праздники  »  Свадьба

Свадебные традиции в русском фольклоре

 
Начну статью с банальности: лето – самое горячее на свадьбы время года.  И хотя в традиции лето – это время для тяжелых полевых работ, а праздновали свадьбы осенью, мы все равно решили подготовить для вас, дорогие невесты, фольклорные тексты. Заодно дадим свой комментарий о важности того или иного произведения в жизни будущей семьи.
 
С чего начинается Родина, мы примерно себе представляем, а вот воспоминания о том, с чего начинается свадьба - практически утеряны.  А начинались свадьбы со сватовства. Как оно происходило, и что испытывала будущая невеста, эмоционально рассказывает следующий текст:
 
Мое сердце испугалось,.
Резвы ноженьки подогнулися,
Белы рученьки опустилися.
У меня ли, сизой пташечки,
Горе-горькой сиротинушки,
Голова с плеч покатилася,
Во устах речь помешалася.
Запоручил милый дядюшка
И кормилица тетушка
За поруки-то за крепкие,
За замки вековечные.
От замков ключи потеряны,
Во сине море опущены.
Ты взойди, красно солнышко,
Обсуши ты сине море!
Уж вы свет мои подруженьки,
Мои милые голубушки!
Вы сходите во сине море,
Поищите золотых ключей.
 
В тексте, может быть при первом прочтении. Не совсем понятном, идет речь о печали только что сосватанной сироты, которая проживает у дядюшки и тетушки. Тема сиротства в русском фольклоре довольно распространена: вспомним хотя бы русские сказки, в которых детки живут, как правило, у бабок и дедок, и мама которых или умирает в зачине сказки, или ее нет в тексте вовсе. Такой подход имеет довольно глубокий символический смысл. Для того, чтобы хорошо понять саму сказку и прочувствовать переживания героини, следует «убрать» из нее главный «помогающий инструмент» - родителей. Только тогда произойдет разделение ребенка и родителей, только тогда личность будет считаться (отделившаяся от родителей) взрослой.
 
Но вернемся к самому тексту: виден испуг девушки, ее неготовность и даже нежелание идти замуж – явления для нас, современных женщин. Немыслимые. Тем не менее – « замки вековечные». Заключаемые браки практически не подвергались разводу. Во многих случаях молодоженам удавалось только уповать на тяжеловесное для современного уха «стерпится-слюбится».
 
Дальше – описание обряда свадьбы, но не детального, а скорее подготовительного и объясняющего:
 
На море утушка купалася,
На море серая плескалася,
Вышедши на берег, встрепенулася,
Встрепенувшись, утка воскликнула:
-Как-то мне с морем расстатися?
Как-то мне о крутых берегов поднятися? –
Придет зима холодная,
Придут морозы жестокие,
Выпадут снега глубокие,
Нехотя с морем расстанешься,
Нехотя с крутых берегов подымешься.
В тереме Фекллуша умывалася,
В высоком Климовна умывалася,
Горючими слезами обливалася,
Как-то мне с батюшкой расстатися,
Как-то мне с матушкой прощатися…
Приедет Наум со всем поездом,
Возьмет Феклу-душу за праву руку,
Поведет Климовну ко суду божию,
От суда божия к себе на двор.
 
Снова встречаем в тексте иносказаня, которые легко трактуются в психоаналитических позиций. Так, море  - символ матери, крутые берега – символ отца. Птица – сама девушка. Расшифровку находим ниже, описанную простым текстом. С мамой и папой, при вступлении в рак молодая прощалась буквально навеки: жить предстояло со свекрами. Которые, мягко говоря, не всегда испытывали любовь или хотя бы симпатию, к молодой невестке.
 
Родительское же отношение к дочке выражается в следующих строках:
 
На дворе, матушка, что ни дождь, ни роса,
В тереме мила теща бояр дарила:
Камкой, тафтой, золотой парчой,
Милого зятя – вековечным даром,
Вековечным даром – своей дочерью.
 
Стоит отметить, что в этих коротких строках собрана не реальность, а мечта любой семьи: жить в мире с новой родней. В тексте упомянуты одни из самых дорогих вещей тех времен. И если парча и тафта были в массе своей совершенно недоступны крестьянам, то на их фоне величие невесты даже не обсуждается – «вековечный дар».
 
На самой свадьбе желали:
 
Ты и скуй нам,
(Кузьма-Демьян), свадебку! –
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,
Чтобы дождем не размачивало,
Чтоб ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали.
 
Интересно, что среди всех неприятностей и «форс-мажоров» от природы, стоит отдельной строкой упоминание о людской молве – тому, что ровно также может повредить браку как излишняя эмоциональность, голод и все остальное, что «зашифровано» в тексте.
 
Невесту хвалили так:
 
Мы далеко ездили,
Мы дородну привезли,
В дому кукобницу,
А в поле работницу,
И бела, и румяна.
Личиком написана,
А умом написана.
 
Это всего лишь небольшой очерк, который не ставил перед собой целью даже хотя бы прикоснуться к богатому русскому свадебному фольклору, а лишь перечислил и процитировал народные творения, отражавшие давнишнее отношение к свадьбе, к сватовству, к покиданию отчего дома. И пусть сейчас все проходит гораздо легче и все же, чаще. По любви, есть некоторые моменты которые стоит перенять у предков. Например, их серьезное отношение к данному событию.
 
Будьте счастливы!
 
 
10.06.2013
Александра Постышева
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+

Ваш комментарий:



Автор:



Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость

Реклама



Реклама