Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Турция и Египет

Истанбул нот Константинополь. Турция. Февраль 2020

Мы тут, как настоящие буржуи, на  февральские каникулы в Турцию смотались. В Стамбул.
Вообще, это супертрадиция - ездить в феврале с детьми в путешествие. Прошлогодний Крым до сих пор у меня как идеал и образец поездок с детьми. И даже Стамбул его не переплюнул, хотя тоже удался на все ...99% :)

Летели мы бюджетно Победой, а Победа прилетает в аэропорт Сабиха Гёкчен, что расположен в азиатской части Стамбула. Поэтому вся информация будет с поправкой на этот аэропорт. Если вы прилетаете в новый аэропорт, то там должно быть ещё проще, раз уж мы из Сабихи выбрались, то и из нового тем более выбраться не проблема.

Конечно, нам предлагали трансфер в отель за 60 евро. Но я что-то решила экономить и не платить такие деньжищи, а поиграть в Орла и Решку.
Итак, прилетели мы и первым делом обменяли небольшую сумму долларов на турецкие лиры. Курс в аэропорту так себе, для примера, 5.75 лир за доллар. В городе потом меняли за 6 и даже 6.05 лир.
После этого вышли из здания аэропорта и стали искать автомат, в котором можно купить транспортную карту - Истанбулкарт. Желтые автоматы находятся на автобусной остановке, которая прямо перед зданием аэропорта.

Надо только перейти дорогу, по которой ездят машины и такси. Покупать карту в аэропорту не обязательно, тем более, если вы едете в город на автобусе-шаттле Хавабас. В этих автобусах можно расплатиться и наличными. Есть вариант доехать городским автобусом E10, но я этот вопрос не изучала.
Шаттлы "как бы" ходят по расписанию, но по факту отправляется очередной автобус тогда, когда заполнится людьми. Из Сабихи есть два маршрута - до района Кадыкёй (это азиатская часть Стамбула) или до района Таксим, это европейская часть, но немного не там, где я забронировала отель.
В итоге я выбрала маршрут до Таксима, оттуда как-то очевиднее было, как добраться до нашей гостиницы. Стоит шаттл Сабиха Гёкчен - Таксим 18 лир с человека.
Едет автобус часа полтора по пробкам. Или даже больше.
Кстати, остановка шаттла у районе Таксим очень неочевидная, настолько, что нам пришлось подумать, как оттуда выйти к площади и к фуникулёру.

Фуникулёров в Стамбуле два. Один соединяет площадь Таксим и район Кабаташ, конечную трамвайного маршрута Т1. А второй фуникулер или "туннель", как его называют местные, соединяет остановку Каракёй (сразу за Галатским мостом) и станцию Бейолу, что находится в конце популярной пешеходной улицы Истикляль.

Все эти сложности с фуникулером и трамваем вам придется преодолеть только, если вы будете жить в районе Султанахмет. Если же остановитесь в районе площади Таксим, то сразу из автобуса пешком спокойно дойдете до отеля.

Собственно, это и есть два самых популярных района, в которых ищут жилье туристы. Не слышала, чтобы кто-нибудь останавливался в азиатской части города или в его отдаленных районах. С мостами и проливами в Стамбуле может возникнуть путаница, где какая часть и какой район.
Если упростить, то Галатский мост, по которому ходит трамвай, соединяет два берега бухты Золотой рог, оба берега, это европейская часть.
А вот европейскую и азиатскую части соединяет совсем другой мост. Он ведет через пролив Босфор, и его даже не видно из исторического центра города.

После фуникулера на остановке Кабаташ надо пересесть на трамвай и ехать в сторону района Султанахмет, а там уже ориентироваться, где выходить, в зависимости от вашего отеля. Мы выходили на Чемберлиташе.

Оттуда к нашей гостинице вел крутой спуск с брусчаткой. 500 метров "тыц-тыц-тыц" колесами по камням. А потом каждое утро обратно в горку. И то, несмотря на этот фитнес, я не потеряла ни грамма драгоценного веса.

В отеле мы были уже часов в восемь вечера. А прилетели в четыре :) В этот вечер сил у нас хватило только на ужин. Поднялись в свою гору и сели в первом попавшемся ресторане.
Атака местных зазывал настолько сильна, что сил бороться у нас с ними не было, поэтому, кто оказался проворнее других, тот нас и заполучил. Кстати, неплохо поели, в последний вечер сходили в это же место второй раз. Бонусом нам была огромная труба над столиками, которая грела пространство внизу. Кафе почти все уличные, а вечером совсем не жарко.
Везде расставлены и развешены всякие приспособления для обогрева воздуха. :)

На следующий день мы проснулись бодро и рано. Съели отельный завтрак и пошли гулять по нашему району. До основных достопримечательностей от гостиницы было не больше километра.

Колонна Константина. Залипли мы здесь конкретно, очаровало нас купание голубей в тазиках.

Потом нас очаровали коты, не отпускали до самого отъезда, дети, наверное, всех перетискали и перегладили, а их было по 2-3 на квадратный метр.

Голубая мечеть.

Внутренний двор на реставрации, внутри тоже леса.
Я забыла свою мусульманскую шапочку в отеле, а там везде строгие картинки, что в капюшоне нельзя. Отжала у Андрюхи его шапку.

Из Голубой мечети пошли в Айя Софию. По дороге увидели мужиков на дереве, которые огромными палками сбивали вниз шишки. Шишики такие массивные, гладкие, прикольные, мы у них разрешение попросили шишку стырить. А через минуту туда подскочили полицейские, что-то разогнали эту шайку, один причем угрожал расправой, а другой снимал дядек на телефон. Что это за волшебные шишки, мы так и не поняли, но одну привезли домой.

В Айя Софию была очередь, туристов много, но очередь в основном из местных школьников, которые группами туда заходят. Стоимость билета - 72 лиры. Самый дорогой музей. Голубая мечеть бесплатно, кстати.

После Софии перекусили симитами - это местные бублики в кунжуте, продаются на каждом шагу, стоят 2 лиры.

Оттуда двинулись в Базилику цистерну. В общем, ничего оригинального, наш маршрут первого дня был совершенно стандартным. Билет в Базилику стоит 20 лир, но в Стамбуле есть и другие цистерны, ничуть не хуже этой, зато бесплатные.

После Базилики спустились к воде живописными улочками, продолжая тискать котов :)

Прошли по длиннющей набережной.

Помогли местным уборщикам почистить "пляж".

Дошли до Галатского моста,

там отобедали в рыбном ресторане, прогулялись пешком по мосту, посмотрели на рыбаков.

Сели на трамвай и доехали до остановки Гюльхане. Это парк. В парке красота, цветы и птички щебечут. И кошки на солнце греются.

Перед парком дети выпросили у меня шоу с мороженым. Видели, наверное, таких фокусников, которые крутят, вертят мороженое, в руки не дают всякими способами. Удовольствие стоит 20 лир (кстати, чтобы в рубли переводить, лиры можно примерно на 10 умножать). Парень лихо раскрутил не только детей на мороженое, но и меня.

После парка мы решили поесть рахат-лукумов, нашли такую специальную забегаловку.

А оттуда уже двинулись в отель. Если вы думаете, что на этом мы закончили есть в этот день, то вы ошибаетесь. Полежав в гостинице пару часиков, мы ещё сходили поесть кебабов в кафе.

Кафе прям рядом с гостиницей, четыре столика, покрытых клетчатыми скатертями, везде такие шатающиеся разномастные стулья, в общем, для своих заведение. И места все заняты, турками в основном. Но не скажу, что это заведение для местных было лучше тех, что на туристов ориентированы.

На следующий день у меня тоже был вполне четкий план.
Кроме плана, я манифестировала погоду без дождя, потому что дождь и Стамбул у меня не очень монтируются. С утра была какая-то дымка, но в целом день обещал быть скорее солнечным.
И мы поехали на Галатскую башню. Она, конечно, красива и снаружи, но главное её достоинство - фантастические виды на город сверху. И вот без солнца эти виды теряют всякую привлекательность.

Добраться до Галаты можно двумя способами:
1. На трамвае доехать до остановки Каракёй (сразу за мостом) и там на старом фуникулере (туннеле) подняться до станции Бейоглу и пешком спуститься вниз по улочке метров 300.

2. Доехать до конечной остановки трамвая - Кабаташ, там сесть на новый фуникулер, подняться до остановки Таксим, пройти пешком по улице Истикляль (ориентир, рельсы старого трамвая) и там, где рельсы делают круг, по указателям спуститься вниз к башне.

Мы выбрали второй вариант, прогулялись по Истиклялю, утром этот стамбульский Арбат вполне пригоден для прогулок, народу мало. Андрюха помечтал о кроссовках, глядя на витрины магазинов, я поймала трамвайчик, но так мы и не проехали на нем ни разу.

И вот перед нами ОНА.

В прошлый раз мы с Лёшей стояли в длиннющей очереди, она закручивалась на два раза вокруг башни. В этот же раз перед нами было человек пять, вот что значит - не сезон. Подъем на смотровую площадку стоит 45 лир. Меня опять спросили, сколько Ване лет, я сказала правду, но кассир выписал чек на 100 лир. Ценообразование у них, конечно, вполне вольное.

Подъем наверх на лифте, слава богу, не представляю, что бы меня могло заставить лезть туда пешком.

Два или три раза мы обошли вокруг, изучили все крыши, всех котиков на крышах, позавидовали парочкам, завтракающим на крышах, и спустились вниз.

Потом дошли до моста, сели на паром, чтобы переехать на другой берег бухты. Паромы в Стамбуле входят в систему общественного транспорта, поэтому оплата там тоже осуществляется Истамбулкартой. С парома круто кормить чаек. Наглых и жирных. Что мы и сделали, истратив на них целый симит.

Переправившись через Золотой рог к пристани Эминёню, мы прошли метров 100 до автобусной остановки. Эминёню - это вообще такой большой транспортный узел, и остановка автобусов там не просто остановка, а целая автостанция.

Ехать мы планировали на популярный в Стамбуле холм - Пьер Лоти.
Расскажу, в чем прикол этого холма.
Холм назван так по имени французского писателя и путешественника Жульена Вио. Он любил сидеть в кафе на вершине, пить чай и творить под псевдонимом Пьер Лоти.
Сам холм занят старинным османским кладбищем, поэтому, когда вы сидите в кафе наверху, то полное ощущение, что пьете чай на кладбище.

Доехать до этой достопримечательности можно на автобусе от пристани Эминёню. Автобусы 36СЕ, 44В и 99. Остановка так и называется Пьер Лоти Телеферик. Teleferik значит "канатная дорога". Именно она и доставила нас на холм.

Сверху открывается вот такой вид:

Само же кафе вообще никакашечное, еды там нет, только чай и европейские десерты, типа тирамису и чизкейков. Ваня клянчил у меня стакан с очищенными зернами граната за 20 лир.

В итоге я уступила, стакан был куплен, настроение исправлено и, поплевывая косточки на землю, мы стали спускаться вниз с холма через кладбище.

На кладбище Ваня же обратил наше внимание на забавные даты, выбитые на памятниках.

Что это за летоисчисление, я так и не поняла. Но мы от души повеселились, находя то тут, то там могилы Дунканов Макклаудов, живших по 600 с лишним лет.

Спустились, сели на автобус и проехали остановки три-четыре до ещё одного интересного стамбульского района, который называется Балат.
Это такой совсем непопулярный у туристов бедный район с очень колоритными улочками и домами.
У меня был какой-то куцый обрывок маршрута по этому району, в картах этот кусок никак не хотел открываться, а в том масштабе, который открывался, было совершенно непонятно, по каким улицам идти и куда поворачивать.
Но за дело взялся Андрей. Держа в руках два телефона с двумя картами, он крутил-вертел туда-сюда и вел нас по улицам, в итоге мы вышли, куда хотели, а хотели мы посмотреть на цветные домики.

Греческий лицей.

Самый крутой спуск во всем Стамбуле:

Утомившись скакать туда-сюда, засели в кафе, где кормили панкейками. Гигантскими причем.

Там же у нас приключилась забавная история с хитрым дедом, которого Дюха сфотал. Дед подозвал Андрея, попросил показать фотографию, погладил по голове, потрепал за щеку и вручил симит.

А потом ещё один - Ване.
Я рассыпалась в благодарностях, на что дедуля, хитро зыркнув на меня, сказал - 4 лиры. Надо сказать, что к тому моменту мы уже видеть эти бублики не могли, не то что есть.

На следующий день, как мы ни колдовали, пошел дождь. И шел он с перерывами до самого нашего отъезда :(  Я с возрастом становлюсь капризной, на меня всякие такие неудобства сильно влияют, поэтому настроение было совсем не огонь, хотелось сесть в кафе и не выходить, но это был не вариант, конечно.

Значит, будем сидеть в автобусах, решила я, и мы поехали в крепость Румели Хисар, которая находится почти что у моста через пролив Босфор, соединяющего Европу и Азию. От остановки Кабаташ можно доехать на автобусах 22 и 25Е. А от площади Таксим на 25Т. В автобусе не работала система оповещения об остановках, так что я ориентировалась на виды из окна. Крепость вы точно не проедете.

Построена она в 15 веке султаном Мехмедом Фатихом в рамках подготовки к осаде и штурму Константнополя. Место выбрано не случайно, это самый узкий перешеек пролива Босфор.
Стены толстенные - до 7 метров толщиной.
Сейчас погулять по крепости можно в любой день, кроме среды, стоит посещение 18 лир.

Залезать где попало на стены и башни нельзя, везде стоят знаки, и проходы закрыты. Можно залезть наверх по скользким ступенькам и посмотреть на Босфор и с высоты.

Сначала дети, как обычно, тискали кошек, Ваня пытался выманить и приручить котенка, но тот на контакт не шел.

Пока мы там бродили, забирались и спускались, дождь пошел совсем сильный, частично мы его пересидели в кафе, которых полно у подножия крепости, но потом устали тупить, надели дождевики и пошли пешком вдоль набережной "куда глаза глядят" в направлении движения автобуса.
Это, наверное, очень богатый район, с одной стороны частные дома, с другой яхты.

Дети периодически предпринимали попытки искупаться, но в этот раз обошлось.

Когда набережная внезапно пропала, мы вылезли на дорогу и сели на автобус.
Добрались до пристани Эминёню и снова пересели, уже на автобус 47 (с любой буквой). Теперь мы ехали вообще в противоположную сторону, и тоже довольно далеко (минут 20-25 на автобусе), в парк миниатюр Миниатюрк.
Ну, про парк что рассказывать, это и по фотографиям понятно. Все достопримечательности Стамбула в мини-версиях, много интерактивных моментов, особенно впечатлил стадион.
Много зелени, есть кафе, детская зона с лабиринтом и площадкой, но, блин, в дождь и ветер всё это не втыкает на все 100%.

Вернувшись из Миниатюрка, мы решили поесть пахлавы и рахат-лукумов в каком-то историческом кафе у стен парка Гюльхане.

Было очень вкусно и опять много, и мы объелись так, что решили не ужинать в этот день, а утром пойти не на завтрак в отель, а на настоящий турецкий завтрак в проверенное место.
Утром следующего дня даже недолго светило солнце и к 10.30 мы уже стояли у дверей ресторана с видом и с завтраком и стучали копытами.

Турецкий завтрак - это особая история. Для турков он священен :)
Ни одному приему пищи не придают турки такого значения, как завтраку.
Много маленьких тарелочек и мисочек с различными сырами, намазками на хлеб, овощами и оливками, обязательно подают плошечки с медом, вареньем, шоколадной пастой, несколько видов хлеба, омлет или яичница, это я перечислила обязательные составляющие. Дальше могут вас просто завалить дополнениями к завтраку - сковородка с плавленным сыром Мыхлыма, минимен - яйца с помидорами, зелень, какие-то колбаски-сосиски, не удивлюсь, если рейтинги турецких ресторанов составляют по богатству их завтраков.

Saade Kahvalti находится на последнем этаже гостиницы, вид открывается и в сторону моря, и в сторону Голубой мечети.
Пока мы ели, за окном тусовались две чайки, переминались с одной желтой ноги на другую и явно ждали от нас вкусняшек.
Андрей не выдержал и угостил их хлебом.

Потом снова полил дождь, а мы отправились сначала через Гранд Базар к мечети Сульймание, а потом на улицу Истикляль, покупать Андрюхе заветные кроссовки.

После мы доехали до дворца Долмабахче, поцеловали закрытые ворота, побродили вокруг, сделали видео кафе, в котором снимали последнюю сцену Бандитского Петербурга, и уехали отдыхать в отель.

Ну, а на следующий день мы улетели в Москву :)

13.02.20,
Кондолиза Райс,
Москва

Интересно рассказано!
kasteban (16/03/2020)
Спасибо за рассказ! Мой любимый город Стамбул ! Мы тоже как-то "целовали закрытые ворота Долмабахче" 🤣🤣🤣
Отличная статья! Спасибо! Особо позабавило "никакашечное кафе" :)