Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Путешествие на Соловки: увидеть белух, а по пути – половину Карелии

Пару лет назад мы с детьми читали книжку про то, как на далеком острове в Белом море живут белухи. И оказалось, что они там и правд, живут, вернее, каждое лето туда приплывают. Одного этого уже, казалось бы достаточно, чтобы взять билеты и поехать. Но ехать далеко, дорого и не так-то просто. Поэтому мысль сидела в голове, ждала своего часа, пока все звезды совпадут. И вот очередная распродажа авиабилетов подкинула нам такую возможность. Правда, билеты были в Питер, а белухи — на Соловецких островах, но это же уже почти рядом, правда? Да еще и в Питере так удачно живет Наташка, которая любит ездить на машине и тоже хочет на Соловецкие острова. Так что план сложился сам собой — большое путешествие на северо-запад. Конечно же, хотелось посмотреть и Карелию, и Питер.

День 1. В Карелию

Итак, прилетели мы в Питер, прямо в аэропорту нас встретили Наташка с Кирой, и поехали мы на север. Прямо за полдня до Сортавалы, что в Карелии.

В первый день времени у нас было немного, так что увидеть успели только крепость Корела. Эта крепость построена древними карелами, еще в 12 веке о ней упоминается в Новгородских летописях. За многие века она кому только не принадлежала, как и все подобные крепости.

Сейчас там музей и вид на саму крепость, по крыше которой ходят горделивые чайки.

А перед крепостью очаровательный прудик, где я тут же нашла новую для себя птицу — свиязь, тоже утка, но не такая, как у нас. Вообще, я за поездку 14 новых для себя видов сфотографировала. В основном морских, которых у нас не бывает. Да, вы поняли, что я смотрю вместо музеев.

День 2. Сортавала - Медвежьегорск

Это уже полноценный день путешествия. Начали мы осмотр достопримечательностей Карелии с горы Паасо. Она находится прямо в городе Сортавала. Вход на гору платный, зато сделана экотропа и лестница наверх со всякими интересными табличками и указателями.

Я просто радуюсь зелени. Май у меня был настолько сложный, что я не успела заметить, как пришло лето, а тут открыла глаза — все зеленое, все цветет, и в небе облака летние-летние!

С горы открывается панорама Сортавалы, всех окрестных озер и рек.

А еще видно железную дорогу, которая идет в Рускеалу, на мраморный карьер. Наверху, с заботой о туристах, висит расписание, когда пройдет ретропоезд. И нам повезло — поезд как раз через несколько минут. Заняли наблюдательный пост и ждали. Сначала услышали гудок — паровоз отправляется со станции. Потом радостные крики — кто-то внизу встречает поезд. И только потом увидели дым — паровоз выходит на дамбу.

Ретропоезд встречают все! Вон, человек в лодке делает «Ку!»

В этом парке вообще много для туристов сделано, например, прямо на спуске с горы киоск с едой — все же проголодаются за получасовую прогулку. Вот, мы проголодались. И здесь съели первые свои карельские калитки — местная выпечка из ржаного теста с разными начинками. Традиционно калитки делались с остатками вчерашней каши, но продают их с чем угодно — с ягодами, с картошкой, с творогом. Вкусно и достаточно оригинально.

После горы отправились к Рускеальским водопадам. Это не в самой Рускеале, и до мраморного карьера мы не доехали — говорят, там толпы людей, и можно вообще не попасть. И все равно все достопримечательности Карелии мы увидеть не можем, пришлось выбирать. Выбрали водопады.

Водопады Ахвенкоски ("окуневые водопады" в переводе) — это тоже платный парк. Здесь над системой порогов сделаны чудесные навесные мостики и тропы. Очень красивое и душевное место!

Водопады совсем не высокие, скорее, водоскаты — большой поток воды раскатывается по камням. Вода здесь, как и во всей Карелии, темно-коричневая, торфяная — для нас смотрится очень необычно!

В этой темной воде играет солнце, иногда она кажется золотистой, иногда — красноватой.
А на поверхности воды ярко-белая пена, которую набивают водопады. Река уносит и закручивает пену, получаются настоящие картины. Они движутся, меняются, переходят одна в другую.

Вы думаете, мы тут только по паркам гуляем? Нет, мы все еще едем на Соловецкие острова, просто очень медленно, со стороны кажется, что мы доехали до Ладоги и легли отдохнуть на берегу. Легли на камень, который даже на карте обозначен специально для этого. Полюбовались просторами моря-Ладоги.

Я немного поснимала птиц, но никого особо интересного не встретила. Вот крачка речная — их везде много.

Зато вокруг заросли ландышей и брусника цветет.

А по обочинам дорог цветут люпины. Просто поля люпинов от горизонта до горизонта! И они бывают разных цветов — от белого до насыщенно-фиолетового.

И за окнами машины так и мелькают то реки, то озера. Часто реки такие полноводные, что кажутся озерами, а озера перетекают из одного в другое и кажутся реками. Их так много, что я совершенно не могу отличить одного от другого. Да и названия у них у всех сложные и похожие. Все что озеро, то какое-нибудь Бумбозеро, а все что река, то какая-нибудь Йоки.

Просто ехать скучно, поэтому мы все время куда-то заезжаем, находим какие-то интересные места на карте или просто в интернете. Например, настоящее месторождение гранатов альмандинов. Нашли на карте, поехали. Сначала карта привела нас куда-то не туда — в глубину леса, где мы познакомились с карельскими комарами. Надо сказать, не особо страшными, ну комары и комары — у нас часто в городе хуже бывает, не то что в лесу, зря карелы ими так гордятся, что аж магнитики с комарами продают. Я за всю поездку от них брызгалась всего один раз.
Со второй попытки все-таки нашли месторождение. Это выходы скал, судя по виду, какой-то слюды, среди которой встречаются достаточно крупные темно-красные кристаллы гранатов. Хотя место и малоизвестное, но сюда уже возят туристов автобусами. Люди приезжают подготовленные, с молотками, зубилами и прочими удобными инструментами. Мы-то не подготовились, у нас только топор был. Топором порода очень плохо откалывалась, только осколки в глаза разлетались. Но если поискать под ногами, то можно найти себе сувениров и без разрушения стен.

Так мы доехали до Петрозаводска, а нам сегодня еще дальше — в Медвежьегорск. На повороте в Петрозаводск останавливаемся еще у одной небольшой достопримечательности — долины зайцев. Здесь местный художник в скале вырезает зайцев. Их здесь действительно много — просто сотни зайцев!

В основном просто зайцы, но есть и всякие странные — зайце-олень, зайце-череп и даже зайце-пицца. Забавно по пути заехать. А Сереже настолько понравилось, что он еще и по дороге обратно захотел заглянуть.

День 3. Медвежьегорск - Кемь

Проснулись мы на берегу Онежского озера, в городе Медвежьегорске. И лично я проснулась неприлично рано — часа в четыре, наверное. Ну, полежала до пяти и встала. И это не только джетлаг — ложилась я там тоже не особо рано (дома обычно раньше), это все близость полярного дня. Организм не понимает, зачем спать, если солнце так высоко. В итоге я сплю 4-5 часов и просыпаюсь с мыслью, что надо бежать, еще, еще и еще больше!
С утра побежали мы смотреть берег Онежского озера. Красота и тишина!

Сегодня у нас длинная дорога на север, но это не значит, что мы просто едем. Почитали в интернете и нашли одно не популярное, но очень впечатляющее место — Воицкий падун. Это огромный водопад на реке Верхний Выг. Мощная полноводная река скатывается со скалы тремя красивыми круглыми потоками.

Пишут, что раньше этот водопад был еще полноводнее, но потом из-за строительства Беломорканала он обмелел. Не знаю уж, что там было до, но и сейчас очень впечатляет! На мой взгляд, самое эффектное место, которое мы увидели в Карелии. Такая невероятная мощь!

И сам Беломорканал тоже глянули. Вернее, мост через него. Канал с системой шлюзов, которые пропускают корабли. А мост над каналом на время прохода судна разворачивается, не поднимается, как в Питере, а именно поворачивается. Так и написано: «мост маневрирует». Посидели, посмотрели, как он маневрирует, и только после этого смогли ехать.

Кстати, о местных названиях. Поселок Сегежа — это как Серёжа, только Сегежа. А вчера мы ели в кафе Вилга, там, видимо, едят вилгой и ложгой.

Да-да, мы все еще едем на север. Но по дороге заезжаем в Беломорск, посмотреть беломорские петроглифы. Хотели найти какой-то подъезд к ним поближе, но нашли только невероятно красивую реку Верхний Выг, ту же, которая водопад делала.

А на петроглифы все-таки пришлось идти пешком. Недалеко, километра полтора, но с нами же Кира, ей столько уже далеко, ее пришлось нести. Тоже небольшая проблема, когда она соглашается ездить на ком-то, кроме мамы.

Сами петроглифы нарисованы на гладких плитах, где местами стоит вода.

Рисунков очень много — тут и люди, и рыбы, и тюлени. Не все хорошо сохранились, но некоторые отлично видно.

Вечером приехали в Кемь — именно отсюда ходит паром на Соловецкие острова.

День 4. На Соловки

Это только говорится, что паром ходит из города Кемь. На самом деле, из соседнего поселка Рабочеостровск. Там есть туркомплекс Причал, где мы выкупаем билеты, которые бронировали сильно заранее (кстати, билеты только за наличку, как и почти все на Соловках). Здесь же оставляем машину — дальше пешком. И отправляемся в Белое море.
Паром идет 2 часа, за это время я успеваю пофотографировать чаек на верхней палубе, дважды замерзнуть, дважды погреться в теплой каюте и снова выйти наверх, смотреть прибытие на Соловки.

На катере сразу видно, что едут сюда за очень разными вещами — кто с Библией, кто в походных ботинках и с рюкзаками, а кто вообще случайно, на экскурсию.
Прямо с моря открывается вид на массивные стены Соловецкого монастыря. Погода нас встречает не самая радостная — пасмурно, и начинает накрапывать дождь. Все бы ничего, но виды от этого сильно проигрывают.

Но, тем не менее, мы здесь. «Добро пожаловать в Архангельскую область!». Первым делом пытаемся узнать про белух — мы же за ними приехали. Но показания местных расходятся. Кто-то говорит, что нет их, и что они только в июле приходят, кто-то обещает свозить, но не знает, когда. В итоге все-таки находим, кто согласен нас свозить завтра к белухам, а сегодня предлагают съездить посмотреть лежбища тюленей. Это нам тоже надо! В общем, договорились на две морские экскурсии.
Пока есть время, идем гулять по острову. Сначала обходим монастырь, смотрим на стены 16 века и более свежие купола.

А потом идем к морю. Сколько же тут жизни! Если полазить по отливной зоне, можно не только провалиться в грязь по колено, но и найти водоросли, ракушки, маленьких креветочек.

И, конечно, сфотографировать множество птиц. Я не буду вас утомлять своими орнитологическими изысканиями, просто посмотрите картинки.
Морская чернеть.

Кулик-сорока.

Обыкновенная гага.

Хотя про полярную крачку я вам все-таки расскажу. Это птица, которая совершает самые длинные перелеты — каждый год на зиму она улетает в Антарктиду, а летом возвращается в Арктику — целое кругосветное путешествие. Мне очень интересно было ее увидеть. Я почему-то думала, что это должна быть какая-то очень большая птица, этакий альбатрос-марафонец. Но нет, не больше нашей речной крачки. Вот она, путешественница.

Пришло время отправляться к тюленям. Надеваем всю имеющуюся у нас теплую одежду, но, когда приходим на причал, наш капитан ругается, что мы голые, и приносит толстенные зимние куртки на всех. Плыть нам предстоит на открытой лодке — настоящем антарктическом «Зодиаке». Погода на острове +10, переменная облачность, но на воде будет заметно холоднее — Белое море прогрелось аж до +4 градусов, бодрит, да еще и ветер. В общем, толстые куртки очень пригодились.

Движемся мы к Топострову, или, проще говоря, к Топу. Издалека видим его маяк, он действующий, но сейчас почти полярный день, маяк не нужен.

Погода портится, начинается дождь, а ветер нагоняет на берег волну. На покатых каменных берегах этого острова любят лежать тюлени-лахтаки, они же морские зайцы. Но тут погода им не понравилась, видимо, в воде теплее. Так что высадились мы на пустынный «обестюлененный» остров. Я уже успела расстроиться. Но, сразу скажу, зря — не в тюленях счастье!

Я не знаю, почему эту экскурсию рекламируют как «на тюленей». Надо говорить «на птиц и на маяк». На Топострове гнездится множество морских птиц — чайки, гаги, чистики, поморников я здесь впервые увидела.

И это не только птицы над головой. Здесь можно увидеть их гнезда. Сначала нашли яйца — пятнистые чаячьи и однотоннные гагины.

А потом увидели птенцов. В основном эти комочки прячутся среди камней, но вот эта особо наглая парочка радостно бегала рядом с нами. Очаровательные пушистые хулиганчики.

А потом Денис спросил: «А какая вероятность увидеть вылупление птенца?», я еще фыркнула, что нулевая. Но оказалось, что вообще не нулевая! Вот он — новорожденный малыш-чайка! Прямо при нас от скорлупы избавился, еще весь мокрый лежит.

А тюленей мы все-таки увидели, на соседнем острове. Правда, других, не морских зайцев, за которыми ехали, а кольчатую нерпу. Смотрите, какие милашки!

Погода окончательно испортилась, а потом исправилась, а потом снова испортилась, и так по кругу, зато радугу показали.

В общем, если бы я выбирала маяк, на котором хочу остаться, Топостров был бы вне конкуренции.

День 5. К белухам

Опять просыпаюсь «полярным утром», героически лежу аж до шести, но все-таки не выдерживаю, и идем гулять по острову. На другой стороне острова, совсем недалеко, есть саамская святыня — лабиринт. Место силы, фигуры из камней и травы. В местах силы я не очень понимаю, но вдруг вы хотите увидеть лабиринт.

Зато чайки там прекрасные, и отливная зона тоже!

Пока коротаем время до встречи с белухами, идем на обзорную экскурсию по монастырю. Сразу скажу, больше ни для чего эта экскурсия не годится — гида было вообще не слышно, а что слышно — не очень интересно. Но монастырь посмотрели изнутри и снаружи.

Нам быстро надоело, и мы отправились в трапезную — монастырскую столовую.

И, наконец, мы отправляемся к белухам! Здесь, у берегов Большого Соловецкого острова белухи выводят детенышей. Глубины совсем маленькие, поэтому косатки, их естественные враги, не могут проникнуть в детский сад. А теплая вода, которая с отливом скатывается с острова, согревает малышей. Одновременно вокруг острова могут собираться до нескольких сотен белух.
На белужий мыс можно прийти пешком, идти около 12 км в одну сторону. Сама бы я с удовольствием прогулялась пешком, но дети точно были бы не рады 24-километровой прогулке по заболоченной тайге. Да и по морю на лодке нам понравилось!

Сегодня нет ветра, так что не так холодно, зато дождь приходит и не уходит. Я только успеваю стряхивать воду с объектива. На фотографиях хорошо видно дождь. Приплыли. Белухи на месте — еще издалека видно их белые спинки!

Но тут выяснилась совершенно неожиданная проблема: белуха – не дельфин! Вообще, по систематике, она нарвал. Но нам важно другое — она не выпрыгивает из воды, как дельфин, и красивого спинного плавника у нее нет! Поэтому только спинки и видно.

Они выгибают спины, высовывают их то тут, то там. Ярко-белые спины — взрослые особи, серенькие — малыши. Все это вместе невероятно похоже на морского змея! Думаю, отсюда легенды и появились.

Выпрыгивать они не стали. Лицо одна показала мельком, я сфотографировать не успела, только вот, дырочку от белухи.

И хвостик несколько раз показывали. Взрослые ныряют сразу спинкой, хвостом не машут, а серый хвостик малыша видно.

Караулили мы их, пока насквозь не промокли, а нам еще назад плыть. В очередной раз порадовались курткам, которые нам добрый капитан дал!

День 6. Соловецкие каналы

Соловецкое вам, что ли, показать? Вообще, у меня очень мало бытовых фотографий, вот все что есть — немного деревянных жилых домов.

Вы лучше у Наташки просите, пусть она хоть про Соловецкое репортаж напишет — она это умеет. А я лучше дальше про природу.

Соловецкие монахи еще в каком-то то ли 15, то ли 16 веке накопали огромную систему каналов между многочисленными озерами острова. Это было основным способом передвижения — не терпит дорог земля соловецкая. Эти же каналы снабжают монастырь и поселок питьевой водой — подводят пресную воду из озер к берегу моря.

Каналы эти и до сих пор активны. По ним возят экскурсии на лодках. В классическом варианте — на двухвесельных яликах, но, кто не хочет грести, тот может и моторку найти. А кто очень хочет грести, может просто взять в прокат лодку и грести, куда хочет. Разумеется, мы так и сделали. Наташка с Кирой с нами не пошли, они на экскурсию по дальним скитам отправились, а мы загрузились в лодку и погребли. Ну, будем честными, я погребла, Сережа порулил немного.

Вокруг красота! Тихие лесные озера с голубой водой.

Кувшинки в воде.

И сами каналы с черной-черной водой, стенками из поросших мхом валунов и отражением елок.

Фотографий немного, потому что я там веслами развлекалась, а не фотоаппаратом. Но было очень красиво! Прогулялись на 10 км и, честно говоря, хотелось еще, но время проката вышло.

Уже вечером нам уезжать на континент, но есть немного времени. Идем в морской музей. Здесь местные энтузиасты собирают поморский корабль. И вообще очень интересная экспозиция о жизни поморов.

Ну, вот и все, до свидания, Соловки!
Кстати, на пятисотрублевой купюре, которая с Архангельском, изображен Соловецкий монастырь.

День 7. Кемь - Петрозаводск

Утром просыпаемся в Кеми. Хотели еще город посмотреть, так-то он очень древний. Помните, «Кемска волость», вот, это здесь. Но что-то особых достопримечательностей в городе нет, так что едем мимо. Сегодня надо доехать до Петрозаводска, так что сильно нигде не останавливаемся. Только уже ближе к концу пути заезжаем по указателю «Белая гора». Здесь старый мраморный карьер. Пропущенную Рускеалу он вообще никак не заменяет, совсем не похоже, но место приятное.

На одном берегу реки деревня, на другом — мраморные скалы и парк. Из деревни за умеренные деньги паромщик возит в парк на таком смешном моторном понтоне.

Тут экотропа для небольшой прогулки по скалам. Можно полюбоваться на сколы мрамора, на деревню и разрушенную церковь внизу и на темную воду реки.

И комаров погонять — вот ту-то и было то единственное место, где мне рефтамид понадобился. Поэтому пробежали все достаточно быстро.

День 8. Петрозаводск

Этот день решаем посвятить Петрозаводску. А что я в первую очередь ищу в городе? Ну, ладно, в первую очередь я ищу еду. Но где-то в высоком приоритете – покататься на сапах. И они в Петрозаводске есть. Находим прокат и отправляемся на прогулку по Онежскому озеру. Погода просто чудесная, вода гладкая и отражения!

Из достопримечательностей Петрозаводска — огромная прогулочная набережная и ботсад. На набережную мы ходили много раз, жили совсем рядом. Там всякие забавные скульптуры.

И куча птиц в воде.

В ботсад мы тоже съездили. Не знаю, что про него написать. Красиво, все цветет. Вот, цветочки.

Еще в наличии птицы и лягушка.

День 9. Кивач и Гирвас

Чувствуете, что мы уже устали? Про каждый следующий день все меньше. Но не сегодня. Сегодня у нас одни из самых крутых достопримечательностей Карелии.
Когда говорят о Карелии, первым, пожалуй, вспоминают озера, потом Рускеалу, а номером три — водопад Кивач. Вот к нему-то мы и поехали. Кивач — это уже высокий полноводный водопад.

Все с той же темной торфяной водой. И даже брызги коричневые среди белой пены.

У водопада несколько ступеней и несколько смотровых площадок, чтобы можно было увидеть с разных сторон.

В воде играет радуга.

А сразу после водопада река такая гладкая, что только узоры пены напоминают о том, что только что вода бурлила и рассыпалась.

И еще одно очень интересное место неподалеку от Петрозаводска — вулкан Гирвас. Да-да, в Карелии, кроме озер и водопадов, есть еще и вулкан. Конечно же, не действующий, очень давно не действующий, примерно пару миллиардов лет.
Палеовулкан Гирвас. Если не знать, то можно увидеть просто плиты, по которым течет вода.

Если знать чуть больше, то можно увидеть, что плиты эти базальтовые, а кое-где даже остались следы «столбчатых отдельностей» – здесь когда-то были шестигранники.

А если смотреть внимательно, то можно увидеть очень много. На поверхность выходит зона кристаллизации — здесь черные кристаллы турмалинов, прозрачные и желтые — разных кварцев. И даже кое-где видно полость жеоды — в ней родятся кристаллы.

Есть места, где видны потеки лавы. Видите эти дуги — это жидкий базальт сверху застывал, а снизу еще тек, и корочка сминалась.

Да и сами скалы очень приятные. Можно не только радовать своего внутреннего геолога, но и просто с удовольствием полазить.

И умыться в теплой реке. И маленькие водопадики посмотреть.

Место очень необычное и интересное, главное, знать, куда смотреть.

Честно говоря, после Гирваса мне уже ничего не хотелось — я получила свой вау-эффект, и все остальное уже не впечатляло.
Но мы все-таки поехали на Марциальные воды. Это выход природных железистых вод. Сережа назвал это «Марсианские воды», и оказался не так уж неправ, слово происходит именно от Марса, потому что железные. Здесь на небольшой территории несколько источников с немного разным составом воды. Каждый лечит от каких-то своих болезней. На мой взгляд, вода абсолютно несъедобная, но все пьют.

Зато мы тут в качестве местных сувениров купили ягель в сиропе — пожевали мха, почувствовали себя оленями.

День 10. Дорога в Питер. Олонец

Все, сегодня последний день в Карелии. Едем в Питер. Дорога неблизкая, да и впечатлениями уже пресытились, так что из интересного смотрим только одну точку — город Олонец. Это один из самых древних городов Карелии — основан в начале 12 века. Исторических построек особо не сохранилось, но сейчас восстанавливают древнюю крепость. В центре города остров, на котором эта крепость и была. Остров превратили в парк, который соединен с основным городом множеством милых пешеходных мостиков.

На острове — старая церковь, которая как раз и обозначена как достопримечательность.

А вокруг — разливы реки Олонец. В темной реке цветут кубышки и плавают толпы уток.

Современный Олонец известен еще тем, что тут находится молочный комбинат фирмы «Олония». Мы этой «Олонией» всю дорогу питались — йогурты и тому подобное у них просто чудесные! Я после них привычные вообще не воспринимаю, даже обидно, что у нас такого не продают.

День 11. Питер

У нас осталось еще три дня, в которые мы хотели посмотреть Питер. Сразу уточню, что я вообще не хотела, я бы предпочла эти три дня продолжить изучать карельские болота. Но дети в Питере еще не были, и надо было показать им, что это такое. А Денис вообще хотел в Питер, а в болота не хотел. Пришлось мне идти на компромисс. Я в таких местах всегда чувствую себя подростком, которого родители в музей притащили: «Ага, и что я тут должна смотреть? Можно мне уже в телефон?» Тем более, что ощущение в голове после большого путешествия на север, как будто месяц в лесу жили — в городе все непривычно, хочется на природу и дышать. Зато петербуржские белые ночи после почти полярного дня Соловков воспринимаются организмом как «Ура, темнота есть, можно поспать подольше».
Ладно, это было не-лирическое отступление, теперь про Питер. В первый день у нас была прогулка по знаковым местам — ногами по центру с осмотром всех открыточных видов. Питер встретил нас типичной питерской погодой — дождь и толпы людей под зонтиками.

Промокли мы очень быстро и спрятались в музей. Тем более, Наташка нам посоветовала «Петровскую Акваторию» – огромный макет исторического Петербурга. Потрясающе — крошечные домики, в которых живут крошечные люди, ездят на крошечных повозках и поднимают крошечные мосты. Все это подвижное, можно нажимать на кнопки и включать какие-то действия. Очень интересно и красиво.

Прогулки по музею не хватило, чтобы дождь кончился, так что пошли еще поесть — настоящие питерские пышки.

И, наконец, после обеда погода исправилась, остался только ветер. И мы пошли гулять по самым знаменитым местам. Думаю, тут даже писать комментарии нет смысла — все там были и видели. Просто открыточные виды покажу.

День 12. Петергоф

Фонтаны Петергофа для меня были обязательной программой. Да еще и дополнительный бонус — туда можно попасть по морю на «Метеоре». Два в одном — и транспорт, и прогулка по Финскому заливу.

Парк в Петергофе невероятно красивый! Мы решили, что гораздо богаче и эффектнее того же Королевского Дворца в Таиланде.

Типичный вид.

И еще фонтаны.

И главное развлечение — шутиха. Фонтан, который то включается, то затихает, приманивая детей.

Когда мы ехали в Петергоф, я же собиралась фонтаны смотреть и по парку гулять, поэтому телевик не взяла. И очень пожалела. Сколько же там птиц! Покажу, что получилось без телевика. Во-первых, лазоревка — птица, которую я уже давно искала. У нас она не водится, а в европейской части банальная птица, все ее видели, а я — нет. Вот, на парковой дорожке девушка прикормила молодую лазоревку.

Черный дрозд.

Чайка, максимально наглая.

Скворец с малышом.

И не-птица, белка.

На вечер у нас была запланирована прогулка на сапах, но погода опять испортилась — мало того, что дождь, так еще и сильный ветер, прогулка отменилась. А вот Денис с папой поехали на свою запланированную прогулку на кораблике, прямо под дождем. Не знаю, насколько это того стоило, но вроде довольны.

День 13. Остров Котлин

Кронштадт, думаю, все знают. Находится он на острове Котлин. Но, кроме фортов, там есть еще заказник Западный Котлин, где собирается множество морских птиц. Конечно, мне туда надо. Правда, погода все еще не очень, совсем не птичья — очень сильный ветер.

Но все равно удалось увидеть много интересного и даже пару видов, которых у меня до этого не было.
Малая чайка.

Черная болотная крачка.

Лебеди в море — этих я уже снимала, но тут уж точно никто не скажет, что они искусственно завезенные.

И очаровашки кулики (этот называется перевозчик) — очень мне такие птички нравятся.

Посмотрели птиц и отправились гулять по парку «Остров фортов». Это не по самим фортам и подземельям лазить, а скорее небольшой музей-прогулка. Форт в стороне тоже видно.

И всякие интересные парковые штуки стоят.

А еще веревочный парк, который Сережа не мог пропустить. Все бы ничего, но замерзли жутко, так что в сам Кронштадт уже не пошли.

А поехали обратно в город — у нас там еще одно дело было. Музей зоологического института. Я сначала очень скептически отнеслась к идее туда идти, но мои все очень хотели и на мои попытки увести их в геологический музей не поддавались. Даже когда увидели очередь в кассу. Обычно нам такого хватает, чтобы развернуться и уйти.

Но тут сильно припекло. И не зря! Наверное, это самый большой музей, где я была. Хотя нет, Эрмитаж, конечно, больше, но мне там просто не очень интересно было. А тут мы чуть жить не остались. Самой большой ошибкой было прийти сюда так поздно. Около полчетвертого мы зашли, а музей до семи — пришлось ускоряться, чтобы успеть до закрытия. По времени в музее это точно мой рекорд.
В первом же зале висит скелет кита. Какой же он огромный! Я на Камчатке видела отдельные позвонки, но все равно размер не представляла. А тут идешь, идешь вокруг него, а он все не кончается.

А дальше представлены, по-моему, все животные, которые есть на свете. Тут вообще сбылась многолетняя мечта. Сережа еще лет в пять, когда услышал про морских коров и про то, что их съели, очень хотел увидеть ее скелет. Я тогда поискала, где он есть, обещали в Иркутске в краеведческом, но там мы не нашли. Почему я про этот музей тогда не нашла — не знаю. Но вот он — скелет морской коровы. Ребенок абсолютно счастлив!

Бродили по музею почти до его закрытия, так и закончился последний день нашего путешествия. Следующим утром мы уже едем домой.

За две недели увидели настолько много, что даже в голове не удерживается – все, что хотели, и гораздо больше. Мой топ мест. В Карелии — водопад Воицкий падун и вулкан Гирвас. На Соловках — Топостров и каналы. В Питере — Петергоф и Зоологический музей.

16.07.24

karamelika (22/07/2024)
Ой, как круто! сейчас по-быстрому посмотрела, времени нет, потом обязательно подробно изучу)) уже обзавидовалась белой завистью))
а какой примерный бюджет на карельскую часть получился?
Анна25 (21/07/2024)
Спасибо за рассказ!
Мы ездили в Питер, много где были, но вот Карелию не посмотрели.
*Нирвана* (20/07/2024)
Спасибо большое за рассказ, замечательный. Очень понравился!)