/О детях/Воспитание и психология

О раннем развитии

Дело не в том, что “раннее развитие” сейчас модно. Главное что ребенок может получить огромное количество информации, различных полезных навыков и даже полюбить сам процесс обучения! Маленький ребенок любой “урок” воспринимает как игру. И ваша задача, чтобы эта игра была ему интересна и полезна. И главное тут – интерес. Как бы вы ни хотели навязать малышу очень полезную на ваш взгляд игру, если она ему не интересна, то он не будет в нее играть и все. Более того, настаивая на обучении, вы можете нанести непоправимый вред – нелюбовь к учению. Вспомните свою школу – наверняка найдется такой предмет, который вы не любили. А почему? Я, например, до сих пор недолюбливаю английский язык – такую стойкую неприязнь мне привили в школе где-то в 8-9 классе. Ну не повезло с учителем. И хотя потом были прекрасные педагоги, но въевшаяся антипатия…

Итак, желание/нежелание ребенка играть – закон. Может быть вы, предлагая малышу игру, требуете от него слишком много, и именно поэтому он не желает играть? Пройдет месяц, неделя, или может даже пара дней и ребенок уже сможет оценить ваше предложение. Не торопитесь. Но есть еще один момент. Пропустить время тоже опасно! Я видела, как девочка в два года учила буквы. Она с увлечением лазила по коробкам и находила среди иностранных букв знакомые “А”, “О” и т.д. В то же время мальчик 6-ти лет сидел за столом и учил буквы “потому что надо”. Печальное зрелище.

Чему и как учить? Можно прочитать много книжек на эту тему (я так и сделала), но любой автор методики является фанатом этой своей (своей!) методики и за ее достоинствами не видит недостатков. Известный Доман – ну, он американец. У них совершенно другое представление об обучении, чем у нас. В общем-то, его книжки читать полезно – они наводят на умные мысли, но применять его методики я бы советовала осторожно. Ему так хочется поставить галочку, что ребенок умеет то-то и то-то в таком-то возрасте, что он достигает этого в ущерб другим, не менее важным вещам. Приведу только один пример.

“Как научить ребенка считать”. Сначала карточки с точками. В принципе идея неплохая. Как это часто бывает, некоторые дети с удовольствием разглядывают эти карточки, а некоторых они совсем не интересуют. Дальше - хуже. Переходим к арифметическим действиям. Это предлагается делать так: показываете карточку с двумя точками, говорите “два”, показываете карточку с “+”, говорите “плюс”, карточка с одной точкой, говорите “один”, карточка “=”, говорите “равно”, три точки, “три”. И так все операции с числами до ста. Теперь проанализируйте, что вы получите, если ребенок все это запомнит (это реально). Да, малыш очень рано и очень хорошо будет решать арифметические примеры (по крайней мере, с числами до ста). Но, подумайте, как ребенок (не обученный по Доману) прибавляет к двум один. Он думает! В его маленькой головке протекает тяжелый мыслительный процесс. А теперь скажите, на чем будет учиться думать ребенок, обученный “считать” по методике Домана? Он ведь уже знает ответы. Я репетировала поступающих в вузы по физике и математике. Основная проблема ребят в том, что если им показали, как решать такую задачу, то они решат, но если задача другая, то они входят в ступор. Они не могут, просто не умеют подумать. Так стоит ли еще усугублять эту проблему только ради того, чтобы ребенок пораньше и побыстрее складывал (вычитал, умножал) числа? Может тогда просто дать ему калькулятор?

Впрочем, в любой методике свои проколы. Я так критикую методику Домана только потому, что только что перечитала его книжку “Как развить интеллект ребенка”. Вообще любую методику надо принимать со здоровым скепсисом. А лучше всего, прочитать несколько разных методик, потом перемешать их (забудьте, что многие авторы требуют неукоснительного следования методике, дабы она возымела эффект), выберите то, что больше подходит вашему ребенку (ну и то, что вы реально можете сделать/купить/найти), добавьте своей фантазии и вы получите идеальную методику для вашего ребенка.

 

Что делали мы.

Приведу примеры, чем занималась с малышом я и какие у меня возникли мысли. Сразу оговорюсь, что-то я где-то прочитала, что-то допридумывала, что-то у других мам увидела.

Первая и самая глобальная трудность – это катастрофическая нехватка времени. Поэтому, если вы еще только ждете своего малыша, то не теряйте время за глупыми романами. Лучше почитайте книжки полезные для образования, воспитания малыша, ухода за ним. Потом у вас просто не будет ни сил, ни времени (вернее, вы, конечно, что-то все же умудритесь прочитать, но далеко не все, не с таким удовольствием и не так вдумчиво). Приготовьте пособия. Все, что придумаете, потом пригодится.

Я, например, во время беременности потратила 3 дня (как сейчас подумаю, сколько это времени!) на то, чтобы вырезать из цветного картона геометрические фигурки – разное количество разных цветов квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники, звездочки и ромбы. С их помощью можно учить цвета, геометрические фигуры, учиться считать, вводить понятие “множества”. На счет последнего не пугайтесь это просто: сложите вместе с малышом в одну коробку все звездочки и скажите: “это множество звездочек”, сложите в другую коробку все красные фигурки и скажите: “это множество красных фигурок”. Сейчас нам 10 месяцев и мы с удовольствием играем фигурками. Вернее играть мы начали гораздо раньше, но потом к ним появился чисто гастрономический интерес, а поскольку они картонные, да еще и с клеем (чтобы цвет был с обеих сторон), то я не давала малышу брать их в рот. Это вызывало у него огромное огорчение. Поэтому пришлось на некоторое время убрать их с глаз долой. Сейчас, конечно, иногда мы пытаемся их пожевать, но не так настойчиво.

Зайцевские кубики тоже очень хорошо у нас пошли. Правда, я их не покупала, а клеила сама (где-то прочитала, что прекрасные кубики получаются из коробок из-под детского питания – так вот, это правда). Методику я, опять же не соблюдала. Мне показалось, что для малыша кубики должны быть больше (это чисто мое субъективное мнение) и разница между маленьким и большим кубиком тоже. Фон мне раскрашивать стало лень. Получились эдакие гипертрофированные белые кубики с черными согласными и синими гласными буквами. Правда наполнить их я не поленилась. Сейчас малыш (нам сейчас 10 месяцев) очень любит ими играть – звенеть, строить (вернее рушить) башни, просто вертеть, разглядывать. Я ему их показываю, называю склады. В последнее время он стал показывать пальчиком на буквы, а я должна озвучивать.

Месяцев с 3 по всему дому у нас висят полоски с написанными крупным шрифтом (5 см в высоту) попевками (А-О-У-Ы-Э, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ и т.д.). Первое время малышу очень нравилось, когда его подносили, показывали и проговаривали. Потом ему это надоело и на пару месяцев мы это занятие полностью исключили. Позже опять стали показывать, и интерес появился вновь. Сейчас играет как и с кубиками – тычет пальчиком, а взрослые озвучивают.

Недавно я написала такими же крупными буквами названия предметов и развесила по всему дому. На окно наклеила скотчем “ОКНО”, на шкаф “ШКАФ”, на пол “ПОЛ” и заклеила эту надпись скотчем целиком. И так еще “ДВЕРЬ”, ”ТЕЛЕФОН”, ”ЗЕРКАЛО”, ”ИГРУШКИ”. Больше пока не успела, но то, что наклеила, вызывает живейший интерес.

Не помню со скольки месяцев, но давно, мы стали смотреть картинки с мебелью, предметами обихода, фруктами, особенно нравятся картинки с животными. Нам повезло – дали “погонять” готовые карточки. У учителей младших классов, оказывается, очень много подобных пособий. Так что если у вас есть знакомый учитель младших классов, то попросите карточки с картинками – малышам они очень нравятся.

Известные альбомчики тоже пользуются у малышей огромным успехом. Если кто не знает, как это делается, то коротко объясню. Берется дешевый альбомчик для фотографий на 20 фото (желательно несколько). И делается подборка картинок на одну тему. Например, “МАШИНЫ”. Кладем его так, чтобы листалось снизу вверх. На разворот помещаем одну картинку – в верхний кармашек саму картинку, а в нижний подпись. Например, картинка – автобус, подпись “АВТОБУС”. Ну и в альбомчик “МАШИНЫ” войдут картинки легковой машины, грузовой машины, автобус, мотоцикл, трактор, поезд… Темы альбомчиков могут быть любые, главное чтобы было интересно малышу и было хотя бы несколько картинок на эту тему. Примеры: ЕДА, ОВОЩИ (это чуть позже), ФРУКТЫ, МЕБЕЛЬ, ОДЕЖДА, ЖИВОТНЫЕ, позже – ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, да все что угодно можно, если есть желание, хоть портреты политиков, правда будет ли это интересно ребенку?

Разумеется, песенки детские полезно слушать. Мы так танцуем под особо понравившиеся.

Для развития мелкой моторики (которая, как известно, тесно связана с речью) я несколько месяцев назад нашила на тряпочку разные пуговицы, маленькие пряжки, застежки от лифчика. Только пришивать надо крепко – как только появляются зубы, то, разумеется, все это будет и грызться.

Еще для развития мелкой моторики полезно играть в “пальчиковые игры”. Самые простые примеры – “сорока - белобока кашку варила”, “идет коза рогатая”. Вообще сейчас продаются хорошие книжки с кучей подобных игр.

 

Июнь 2001г.

С тех пор, как я это написала, утекло много времени... Начатая статья была забыта и «пылилась» где-то на диске. На днях она мне попалась на глаза и я решила ее выложить, что не пропадало...

Писать продолжение – потеряло свою актуальность, поскольку все полезные и интересные на мой взгляд идеи для занятий с ребенком я выкладываю теперь в раздел «игры».

23.01.03
Тан Я

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


МамаЯн (21/01/2012)
А я за ранее развите ребенка! У нас щас такое время пошло, в первый класс не берут без сдачи экзамена( я имею в виду гимназии и лицеи). Учитывая то что, щас дети растут намного умней нас. Многие мамочки говорят, зачем ребенка лишать детства!!!!!!((((((((((((, не согласна с этим т.к заняТия по обучению должны быть правельными не принудительными и не настойчивыми, не нужно ждать от ребенка сразу какого то результата, достаточно с ним позанимать мин 10-15 в день!! Щас все обущающие программы в виде игр и красочных картинок! Вчера заказала на сайте пособие семь гномов, там 12 книжек на один год обучения, весь вечер изучала, так мне сомой очень понравилось смотреть и читать, моему малышу всего 4 месяца, можно сказать что я уже запаздала))))) но мы наверстаем!))))
mamayuliya (24/08/2011)
Не соглашусь с автором статьи, что обучая ребенка счету по Доману, ребенок не будет мыслить и решать примеры и задачи, а только называть ответы. Скорее, наоборот, мыслительные процессы в его головке будет идти в несколько раз быстрее, чем у его сверстника, который "прибавляет к двум один" с таким усердием и напряжением. Домановский ребенок так же будет играть в магазин, считать сдачу, считать палочки или листики, складывать и вычитать, просто он будет это делать гораздо быстрее и быстрее перейдет на следующие этапы. И даже если это механическое запоминание, то что плохого в том, что у ребенка будет отличная память? По-моему, это еще никому не навредило.
Опять же, почему ребенок "достигает каких-то успехов в ущерб другим вещам"??? Это такой же ребенок, как и все, он так же любим, он тоже гуляет и общается со сверстниками, со взрослыми, он такой же!!!
Впрочем, согласна, что любую методику, будь то Доман, Зайцев или Монтессори, необходимо тщательно адаптировать именно под своего ребенка, учитывая его интересы, характер, любознательность и т.д. Кстати, расклеивание карточек - это ведь тоже в какой-то степени Доман:)
А вообще, не важно, по какой методике вы занимаетесь или планируете заниматься с ребенком, главное, чтоб эти занятия проходили в игре, нравились ребенку и вам.
ksano4ka (10/10/2010)
Думаю, раннее развитие - это новая и модная теория, у которой есть будущее. Но она еще не сформировалась до конца, только проходит проверку опытом и потому соглашусь с автором статьи: необходимо думать и отбирать те методы и приемы, которые вы считаете адекватным для своего ребенка. Я пробовала разные методы, если доче нравилось - мы продолжали в них "играть". В частности - домановский метод с показыванием карточек у нас не пошел никак. Когда я начинала карточки показывать, ребенок (6 мес) так на меня смотрел... Если бы это был взрослый, я бы расшифровала этот взгляд: "мама, у вас все в порядке???" Позже тоже пробовала - все равно такое недоумение было во взоре...
Пальчиковые игры у нас долго были заменены на шарик су-джок (продаются в аптеке такие массажные шарики для рук, шарики для су-джок терапии, 30 руб штучка - очень любили с ними играть, в руках и катать, собирать-разбирать и т.п.). В общем, самое главное - чтобы эти затеи исходили от любви и заботы о будущем ребенка, а не служили средством сомнительного самоутверждения мамы
мне очень нравится эта идея
Лёля (26/01/2010)
До школлы ни чем не занималась! Гуляла во дворе с ребятишками (мы что только не придумывали), крутила обруч, на санях каталась, мамины шмотки в шкафу разбирала -вот это жизнь!!! А когда насильно тоскают куда-то...мама, спаси!
У меня сложностей в учебе ни в общеобразовательной, ни в музыкальной, ни в спортивной школе не было. Училась на "4" и "5", а музыкалку вообще с отличием закончила.
Против раннего "развития" и развитием это не считаю, запудревание мозгов за деньги, вот что это!!!
Пишут о раннем развитии, как сделать то или это, а у нас другая проблема. До 2-х лет мы не разговаривали, сейчас почти все уже говорим, но самые первые слова которые я слышу утром: "Я буду бабу бить" или "Я буду бабу щипать" или еще "я буду бабу пинать" все это может варьироваться бабу, маму или еще кого из домашних.Пытаюсь отвлечь, переключить внимание на другое, но не всегда получается. Если Виолетта, что-то решила ее не переубедишь, хотя я уже бабушка, а мама ее и тетя были очень спокойными, порой затрудняюсь что делать в каких либо ситуациях
Заходите на наш сайт www/malgeniy.narod.ru
Это сайт школы раннего развития.
Здравствуйте! Спасибо за статью, приятно когда кто то возвращает к нормальным мыслям, много читала, пока беременная была, а теперь нам уже больше года и все забылось, считаю альбомы очень полезными, спасибо, растите здоровыми.
Я хочу выразить немного иной взгляд на проблему раннего развития ребенка.
На самом деле это очень МОДНО в наше время!
Но я думаю (и даже уверена), что в первую очередь надо думать не о том, "что бы такого развить у ребенка", т.к. многие мамы хотят рано развивать только для того, чтобы где-то кому-то рассказать "а вот мой...", чтобы выделить его! А я считаю, что в первую очередь надо сделать ВСЁ для того, чтобы ребенок развивался в гармонии (тело+ум), чтобы он был в первую очередб ФИЗИЧЕСКИ здоров и развит, а когда тело здорово, то в него можно вкладывать больше информации. и тогда развитие умственное будет более продуктивно!!!
В последнее время в связи с ранними методиками развития и неумелым их использованием очень многие детки запичканы этим всем и им просто не остается времени на физическое развитие.
На мой взгляд, оптимальный возраст для начала обучаемых процессов - к трем годам.
Подскажите какие и где есть центры по раннему развитию детей
1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться