Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Псков. На ладонях Руси, где болота и лес... Псково-Печерский монастырь

В октябре московским детям щедро отсыпали 2 недели каникул, поэтому мы решили съездить чуть подальше, чем обычно ездим на октябрьские каникулы. Выбирала я между Псковом и Нижним Новгородом, но с Нижним у меня вот давно никак не складывается, сколько раз думала - "а вот сейчас съездим", столько раз и не ездили.

А в Псков мне прям надо было. Надо было из-за монастыря. Но это отдельная история, давайте всё по порядку.

Поезд Москва-Псков очень удобный, ехать ночь, с 20.30 до 8.10 примерно. Причем сам состав - это волшебные новые вагоны с душем в туалетах и прочими розетками и лампочками у каждого спального места.
Изначально я хотела утром прямо с поезда поехать завтракать, а потом уже заселяться в квартиру, но хозяин квартиры убедил меня в том, что обратный порядок лучше, и вот уже в 9 утра мы на месте.
Чистая, уютная квартирка.

Но я вообще в плане квартир в путешествиях абсолютно неприхотлива. Есть готовить в мои планы не входило эти три дня вообще, так что я даже не заглянула, что там на кухне со сковородками. Чайник, чашки-тарелки, все есть, ну и чудненько.

Посидели полчасика дома и поехали завтракать. Дома я нагуглила несколько приличных с точки зрения Трипэдвайзера мест, и первым в списке шел "Дом Подзноева". По Пскову, если надо было тупо попасть из точки А в точку Б, мы ездили на такси, цена вопроса болтается в районе 100 рублей за любую поездку по городу. Или меньше.

Кафе оказалось целым комплексом заведений, расположенных в бывших палатах купца Подзноева, 17, что ли, век постройки. Мы слегка растерялись, куда нам идти, но выбрали "Кофейные палаты" и не прогадали вообще ни разу. Их я прям настойчиво рекомендую. В последний день мы ели в Трапезных палатах, там в сто раз понтовее и невкусно оказалось.

Наш завтрак.

После завтрака выкатились на улицу и отправились пешком в сторону Кремля. Или Крома, как его называют в Пскове.

По дороге тоже натыкались на всякую красоту. Ещё одни палаты. С удивительной красоты наличниками.

Вроде как это известное музейное место - Поганкины палаты. Там у них и краеведческий музей, и картинная галерея, и всё на свете. Но мы мимо прошли. За забором у них там заросли дикой айвы. Даже меня впечатлило, я туда просунулась, чтобы сфотографировать.

Бани! Бани - это вообще такая тема, мы почти в каждом маленьком городе, когда играем в "Бегущий город", проходим мимо бань. А поскольку игры чаще всего в субботу, то на крылечках этих провинциальных бань каждый раз сидят мужики в полотенцах с кружками пива. Тут я тоже надеялась на мужиков.
Но это была пятница.

Мимо дома Софьи Перовской тоже не могла пройти мимо.
Софьюшка - это у нас потомок одного из десяти незаконнорожденных детей Алексея Разумовского и Марии Соколовской, которые получили выдуманную фамилию "Перовские".
Кроме Софы, бандитки с большой дороги, у них там, в роду Перовских, была куча известных личностей. Был Лев - министр внутренних дел России, Алексей, который писал под псевдонимом "Антоний Погорельский", Алексей Константинович Толстой, сын Анны Перовской, и.т.д. и.т.п.

Идём дальше. Красота. Церковь Василия на Горке.

Выходим к Октябрьской площади. Памятник княгине Ольге.

Кратко если - Ольга считается основательницей Пскова.

Так мы тихо, мирно и быстро дошли до Крома.
Возле него куча мелких торговых палаточек, ассортимент один в один с такими же в Великом Новгороде.
И мы зашли на территорию Кремля. Вход бесплатный. У входа стоит небольшой киоск, где можно внести плату за право проведения экскурсии на территории Крома. Т.е. по идее любой человек (даже я) может там водить экскурсии.
Внутри красота, конечно.

Чтобы усилить свои впечатления, полезли на смотровую площадку Власьевской башни.

Вот то, что видно на этой фотографии, это как бы не Кремль ещё, куда мы как раз и зашли вначале. Это Довмонтов город - дополнительно укрепленная территория, примыкающая к Кремлю.
И на этой фотографии видно знаменитый Троицкий собор Крома, как-то так вышло, что больше у меня его фото нет.

Ну и виды на реку Великую и Завеличье.

Слезли с башни, пошли уже в сам Кремль. Ну, и перед тем как зайти внутрь, фото с невероятной красоты инсталляцией, которая представляет из себя щит + Довмонтов меч, каких-то огромных размеров.

Довмонт - это князь Псковский, в крещении Тимофей, великий защитник города. Настоящий его меч хранится в Поганкиных палатах как раз, а это, блин, такая страшная штука раз в десять больше меча, который может удержать нормальный человек.

Заходим внутрь через так называемый "захаб", длинный узкий "коридор смерти". Строили такие коридоры напротив ворот. Ворота специально открывали во время осады. Когда враги врывались через эти ворота в крепость, ворота закрывали, и неприятель оказывался в ловушке.

Тут же на территории Крома нашлись активности для парней. Стреляли из лука и арбалета.

Вышли через башню Кутекрома. Название её - это аналог Кутафьей башни Московского Кремля. Тот же корень "кут", угол.

Вот она, на этой открыточной фотографии, та что подальше и повыше, узенькая такая.

Зависли на берегу реки.

Кидали камни, просто сидели отдыхали.

Потом нам приспичило пообедать. Решили выпендриться, дойти до остановки автобуса и поехать в кафе на автобусе.

Дошли. Остановка почти у самого Кремля. Сидели около 40 минут. Первый автобус проехал мимо, не остановившись, мы даже не поняли ничего. Когда проехал второй, не завернув к остановке, мы напряглись.
Ждали ещё минут 15. Сдались. Вызвали такси. Как только вызвали, увидели третий по счёту автобус. Андрей не выдержал, выскочил на середину дороги и стал махать руками. Тогда только автобус остановился на остановке. Такси отменили  Вывод. В Пскове, чтобы сесть на общественный транспорт, нужно всячески привлекать внимание к себе, рискуя жизнью. Ну нафик. Больше мы не катались на ОТ.

Обедали мы в кафе "Дом Шоколада". Тоже из списка лучших заведений. Название обманчиво. Там совершенно нормально и вкусно кормят, это не кондитерская. Шли туда от остановки через ПКиО им.Пушкина, который плавно перетекает в Ботанический сад. Вокруг была красотища.

Обратно мы тоже прошли через этот же парк, но пошли дальше, в сторону реки Псковы.
Уникальный памятник Пушкину с няней.

Идём вдоль остатков ещё одной крепостной стены - стены Окольного города.

И башни там тоже есть!

Вышли к Пскове. На другом берегу реки пикничок пожарных.

Дети увидели "брод" через реку. Подумали, подумали, решили не рисковать.

Побегали за наглыми утками.

Вид на ещё одну башню Пскова и остатки ещё одной крепостной стены. Гремячая башня.

Стали искать увиденную на карте канатную дорогу. Не нашли. Зато прогулялись по парку Куопио (не смогла понять, как это расшифровывается). Великолепный парк на берегу Псковы. Просто чудесный. Всякое разное из парка.

Дошли до моста, по карте было понятно, что нам надо по нему переходить на другой берег и уже двигаться в сторону дома.

Вид с одного берега на другой:

Богоявленская церковь со звонницей. Такие звонницы - это вообще фишка Пскова.

Оттуда мы опять вызвали такси и доехали до дома. Весь оставшийся вечер тупили. Устали потому что.

Псково-Печорский монастырь

Мечта моя была не очень долгая. Всего полгода.
Мне вообще кажется, что люди либо не знают про Псково-Печерский монастырь, либо знают, читали, слышали и уже обязательно побывали в нем, или очень хотят побывать. Знать и оставаться равнодушным, такого быть не может. (кстати в данный момент я так уже не думаю, прочитала недавно такую критическо-разборную статью, посвященную обители и её настоятелю).

В марте 2020 я абсолютно случайно наткнулась на аудиоверсию книги о.Тихона "Несвятые Святые". Стала слушать, слушала каждый день, растягивала, ждала каждую следующую часть, как ничего и никогда. Сказать, что эта книга попалась мне вовремя, ничего не сказать. Не знаю, как объяснить. Мой мир она не перевернула. Но, очевидно, открыла какую-то дверь. Очень нужную и важную.Закончив читать книгу, я чётко поняла, что мне нужно поехать в монастырь.

Кто-то едет поглазеть, кто-то хочет приложиться к мощам, возможно, пообщаться, а мне казалось, что я поеду, чтобы что-то понять. И это понимание придёт вот именно тогда, когда я войду в ворота монастыря.

Перед поездкой у меня было ощущение радостного предвкушения. Я подала прошение на экскурсию в Богом зданные пещеры, (именно так), позвонили вчера вечером, что прошение удовлетворено. Ещё один повод для радости.

Ехать в Печоры около часа. По дороге была нереальная красота, пейзажи, игра света и тени, туманы местами, но поскольку я прорыдала всю дорогу, я ничего не фотографировала.

Приехали. Подошли к монастырю как бы сбоку.

Это надвратная Петровская башня, через которую вход на территорию, вид довольно красивый, если прямо фотографировать, но у меня нет нормальной фотографии.
Только такая, с кучей людей.

Пошли самостоятельно немного прогуляться, до экскурсии ещё было время.

Это Собор Архангела Михаила. Или Михайловский Собор. Построен был после войны 1812 года, после того, как удалось избежать вторжения наполеоновских войск в Псков. Храм самый высокий, самый массивный из всех храмов обители и стоит выше всех.

Вообще, устройство монастыря такое. Есть верхняя часть, относительно большая по площади, но вся сосредоточена в основном вокруг вот Михайловского собора.
И нижняя часть, как бы овраг, в котором весь остальной монастырь.
В этом его уникальность, построен в низине, а не на возвышении. Укреплен мощными крепостными стенами.

Чтобы попасть в нижнюю часть, нужно пройти через Никольскую башню.

К ней вплотную примыкает Никольская церковь, то есть по сути проход идёт через небольшую церковь.

Это был первоначальный вход и въезд в монастырь, до того, как построили Петровские ворота. Поэтому так было всё сделано, что тайное сообщение башни с церковью служило для защиты и внезапной атаки на врага в случае чего.

Дальше идет арка, и сквозь неё виден знаменитый "кровавый путь".

Легенда.

При при игумене Корнилии были построены большинство зданий и крепость с башнями. Во время Ливонской войны царь Иван Грозный приезжал в монастырь молиться. Корнилий встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести, построить вокруг монастырских построек крепостную стену. Царь крепость строить позволил, но при условии, что она должна быть очень маленькой и сможет уместиться на шкуре быка. Корнилий вынужден был разрезать шкуру быка на узкие полоски и ими обогнул все монастырские здания, по ним и стоил стены. Царь воевал вблизи Риги 7 лет. Возвращаясь в Москву он решил вновь посетить Печорский монастырь, но на том месте уже стояла огромная крепость. Царь пришел в ярость увидев ее.
Разгневанный царь увидел Корнилия, который снова встречал его хлебом и солью у ворот монастыря , вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова покатилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям, оставляя кровавый след.
Иван Грозный тут же осознал, что натворил, раскаялся, зарыдал, взял на руки тело Корнилия и пронёс его по этой дороге к Успенскому храму.

Виды эти можно фотографировать бесконечно. У меня штук сто фотографий "кровавой дороги".

На дороге сидела мышь. И все вокруг, включая некоторых монахов, прыгали вокруг неё с телефонами.

Дальше начиналась просто потрясающая красота.

Пару строк о монастыре.

История начинается в 14 веке, когда были найдены пещеры. Местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».

Основателем же монастыря считается священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. Храм тоже как бы в пещере выбит.

На фотографиях он жёлтый.

Это домик настоятеля.

Монастырь просто утопает в цветах.

После экскурсии по территории мы остались гулять и ждать своего сеанса на посещение пещер.

При входе каждому дают в руки свечу, никаким другим образом пещеры не освещаются.

Это мы идем.

Это "нормальные" могилы, кого-то из насельников. Есть и просто могилы, в стенах, люди всякие разные, знатные, которые имели возможность и желание быть там похороненными.

Ну и треш. Наваленные друг на друга гробы, не закопанные в землю, в которых нетленные мощи и действительно ничем не пахнет.

Но прогулка по пещерам, это, конечно, "на любителя".

А, забыла сказать, что монастырь этот единственный не закрывался никогда. Чего это стоило настоятелям в советское время... Рекомендую, короче, прочитать книгу "Несвятые святые".

05.03.21,
Кондолиза Райс,
Москва

Larani (08/03/2021)
Очень красивые фото! Захотелось туда съездить😊