Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Мой Питер

Мой Питер. Линейный корабль "Полтава"

Прямо сейчас в Петербурге происходит уникальное событие: создается линейный 54-х пушечный корабль в натуральную величину из дерева по чертежам, найденным в бумагах Петра Великого. Это полная абсолютная копия корабля того времени.

У вас есть примерно полтора года, где-то до лета 2017, чтоб успеть посмотреть на процесс строительства. Потом корабль будет официально достроен и станет музеем. Музей, конечно, вы тоже сможете посетить, но присутствовать при создании этого чуда из дерева - уже нет.

Немного истории: «Полтава» - 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, заложенный 5 декабря 1709 г. и спущенный на воду 15 июня 1712 г. со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Корабль получил название в честь важной победы, одержанной 27 июня 1709 г. русской армией над шведской. В строительстве корабля Петр I принимал личное участие, как главный строитель и наблюдающий – часто присутствовал на работах в Адмиралтействе, давал указания по конструированию и технологии, требовал докладов о ходе постройки. «Полтава» стала первым линейным кораблем, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе. В отличие от подобных кораблей, заложенных ранее на Ладожской и Олонецкой верфях, «Полтава» имела осадку, соответствующую остальным размерениям и, следовательно, улучшенные мореходные и маневренные качества.

Но есть и минус: сейчас вам не удастся увидеть корбаль полностью, он скрыт лесами. Поэтому в идеале надо посетить "Полтаву" минимум дважды: на этапе строительства и после того, как она станет плавучим музеем.

Посещение стройки возможно только с экскурсией, но вы не пожалеете о том, что придется ее прослушать. Рассказывают очень много интересных нюансов. Вход на верфь через небольшой деревянный домик, который на самом деле является копией домика Петра I в Петербурге, где он прожил первые несколько лет после основания крепости на Заячьем острове.

Сам домик Петра Первого существует до сих пор, он находится на Петроградской стороне, по адресу Петровская набережная, 6, только он накрыт саркофагом. Это значит, что над ним поставлен больший по размеру каменный павильон.

Вот это саркофаг:

А вот сам домик Петра внутри саркофага.

Как видите, домик возле корабля "Полтава" очень похож, является точной копией оригинала. Сейчас там находятся кассы и сувенирный магазин, а также прямо из домика начинается экскурсия. Тут же стоит макет "Полтавы".

Теперь отправимся на прогулку по территории верфи. Вот такой спил дуба лежит около крыльца домика. Он демонстрирует, какой толщины деревья используются для постройки корабля.

Вот эти дубы сложены на территории верфи:

Везут их со всей России.

Сам остов строящегося корабля находится вот в этом ангаре. Высота же готового судна с мачтами превышает размер этого ангара в два раза.

Отправимся в мастерские. Такие мастерские были и вокруг строительства настоящей "Полтавы" петровских времен, собственно, все Адмиралтейство и состояло из мастерских. В замкнутом дворе Адмиралтейства была верфь, позже корабль спускался на воду и достраивался там, мачты устанавливали уже на воде. Так будет и с нынешней "Полтавой": со временем заднюю стену ангара разберут, и корабль будет доделываться на плаву.

Адмиралтейство. Рисунок из открытых источников.

В современных мастерских делают мачты, реи и другие детали корабля.

Многие думают, что мачта делается из целого круглого ствола дерева. Однако это не так. Мачта клеится из брусков, позже обтачивается до цилиндра, внутри мачта полая. Вот на этих фото хорошо видно устройство мачт.

А тут вы можете оценить длину мачты. Могу ошибаться, но, по-моему, это грот-мачта.

А под потолком развешаны готовые реи - те самые поперечины на мачтах.

Обшивка же судна выполняется из лиственницы, она более устойчива к внешнему воздействию.

Вопреки расхожему мнению, шпангоуты таких судов не гнут, их собирают уже из вырезанных с изгибом кусков дерева, а вот обшивку гнут, на таком приспособлении. А сначала дерево "принимает баню" в специальной паровой камере.

На экскурсии вам раскажут, в каких условиях приходилось работать матросам на парусных судах того времени. На высоте более 40 метров в качающемся море надо было подвязывать паруса, а часто в роли матросов выступали подростки.

Наконец, заходим в ангар и... ну да, я же предупреждала, корабля и не разглядеть за лесами.

Но если подняться на смотровую галерею наверху ангара, корабль видно чуть лучше.

Это галерея.

Вид вниз на корбаль. Можно углядеть его очертания под лесами.

Вдоль самой галереи расположены информационные щиты, рассказывающие и о чертежах, и математических расчетах, и о роли Петра I в строительстве корабля, и даже о его жаловании, как корабельного мастера, и о будущем виде "Полтавы", и о жизни моряков того времени.

Как добраться: верфь находится по адресу п. Лахта, ул. Береговая, д.9. Это в черте города, если поедете на машине, учтите, что в Петербурге две улицы Береговых. Вам нужна та, что на берегу залива.

Есил добираться на общественном траспорте, то проще так: от метро "Старая деревня" на автобусах 110, 210, 211 до остановки 15-й км, там надо перейти дорогу и чуть пройти к заливу.

На берегу у верфи стоят корабельные пушки. Говорят, даже стреляют. Рыбаки близко не подходят :) .

Еще интересные данные: в петровские времена корабль строили 500 человек, сейчас на строительстве работают 100 человек, уникальные мастера!

Надеюсь, в 17 году мы увидим "Полтаву" такой :) .

Рисунок из открытого источника.

27.10.15,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Kota (18/02/2016)
Аххх.. пушки и барга страсть моих мальчишек... Спасибо за статью!!! )
Заповедная (30/10/2015)
Впечатляет!
Спасибо за рассказ!
Фувик (30/10/2015)
Здорово, спасибо!

Ваш комментарий:



Автор:


E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)

Код:
 

Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться

Вы вошли как Гость

Реклама



Реклама