Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |
Туризм и отдых » Рассказы о поездках и экскурсиях » Путешествия по России
Отход на Север. Дальше по Енисею: Ярцево, Осиновские щеки, поселок БорОтход на Север. Плато Путорана, Часть 1: на пароходе по Енисею 25 июля Подъём был довольно ранним, спать некогда, ничего нельзя пропустить, выспимся в Норильске, нужно обойти очередным дозором теплоходные владения, ведь столько всего интересного. На обход мы выдвинулись с сестрой, но в итоге я её где-то потеряла)) И тут из-за угла выскочила сестрица: "Где тебя черти носят?? Телефон с собой? Быстрее..." Мы сломя голову понеслись в самый низ, где в недрах трюма в сумке притаился поросёнок)) Он задорно похрюкивал и высовывал свой розовый пятачок, и это нужно срочно запечатлеть. Но поросёнок не желал позировать, всё время крутя башкой и норовя выскочить из своего убежища, а потом из соседней каюты на шум вышла хозяйка этого чуда. Хозяйка тоже сама по себе весьма интересна: в белом сарафане и с необычно повязанным на голове платком, как потом выяснилось, дама из местных староверов. Месячный поросёнок был куплен в Енисейске за 5000 рублей и плыл с хозяйкой в Чулково. Проходим устье реки Кас, впадающей в енисейскую протоку напротив острова Касовского. По этой реке некогда проходил Обь–Енисейский путь, соединявший правый приток Оби, реку Кеть, с левым притоком Енисея, Касом, через их более мелкие притоки, озеро Водораздельное и соединительный канал. На канале было построено 14 шлюзов – по 7 с обской и енисейской сторон. Увы, Обь-Енисейский канал оказался мертворожденным, потому как его пытались проложить в местах, категорически не подходящих для строительства. Но в конце 19 века никто об этом не думал. Задача казалась предельно простой: соединить притоки двух рек и большое озеро, объединить их в единую водную систему, немного подняв воду с помощью плотин, построить несколько шлюзов – и всё. И ведь она была решена, канал работал, по нему даже прошло несколько судов! А потом разруха, безлюдье, запустенье… Лишь редкие избушки староверов в лесах по берегам и экстремальные туристы, для которых каждая попытка пройти по каналу из Оби в Енисей оборачивается опасными приключениями. Впереди по расписанию первая пристань - село Ярцево. "Старинное село Ярцево, расположенное примерно в 700 километрах от Красноярска вниз по Енисею, имеет более чем за четырехсотлетний период своего существования огромную историю. Зародилось оно в начале 17 века, когда в здешние места пришли казаки и промышленные люди с целью освоения новых земель." Стоя на палубе, ловишь себя на мысли, что немного завидуешь людям, живущим в этих далёких сибирских деревнях. "Чкалов" медленно причаливает, и на берегу начинается активное движение. Чё смотришь?)) Часть населения села - старообрядцы. Но с уклоном в современность... Всё течёт, всё меняется. Зал ожидания "Ярцево". Окромя "Чкалова" и "Матросова", на Енисее достаточно линий скоростного флота, ведь в большинство речных поселений можно добраться или водным путём, или по воздуху. Ниже Бора по Енисею скоростной флот уже не ходит, сообщение осуществляется только большими теплоходами транспортных линий Красноярск – Дудинка и обратно. Ярцевский обед.
Движемся далее. Сегодня по плану ещё две стоянки, первая из которых – село Ворогово, что в 110 километрах ниже Ярцево по реке. Участок Ярцево – Ворогово достаточно интересный: по берегам тайга, а вокруг – необъятные водные просторы. Кстати, именно здесь на прямых участках впервые появляются места, где, смотря вперёд вдаль, не видишь берега реки. Чем ниже по реке, тем таких мест будет всё больше и больше… Практически исчезли буксиры и тягачи. И связь тоже. Тут я приближала берег, насколько это возможно. Беспрестанно переходим с правого борта на левый, спускаемся с одной палубы на другую и обратно. Но можно и немного посидеть)) Подплываем к Ворогово – одному из самых больших населенных пунктов Туруханского района, возникшему в 1614 году как зимовье мангазейских казаков. Очень жарко, и мы не упускаем возможность искупаться в Енисее. Опущу интимные подробности, в конце концов, зачем людей пугать, посему представлю вашему вниманию только свои пятки)) Севернее Ворогово начинается Осиновское (Вороговское) многоостровье. Енисей здесь разливается на 20 с лишним километров в ширину, русло дробится на десятки островов, в общей сложности, 90 островов и островков, отделенных друг от друга причудливыми протоками – справа, слева, впереди, сзади – везде кругом водная ширь, острова, островки, протоки. Фарватер идёт то прямо, то лавирует между островами. Судовой ход весьма извилист: рельеф дна разный, справа по ходу — усеян подземными скалами и камнями, а слева — песчаными косами. В осиновском фарватере двум судам не разойтись, посему баржа ждёт, когда пройдёт наш теплоход. Грузовые суда всегда пропускают пассажирские. Помимо бакенов, по берегам Енисея расставлены створы (слева от флагштока). В некоторых, особо сложных, местах стоят двойные створы. В стародавние времена на одном из островов системы была деревня Осинова, жители которой - потомственные лоцманы и бакенщики. Данный участок Енисея знаменит своим сложнейшим фарватером, где на протяжении многих десятилетий погибало немало кораблей. Чего стоит Осиновский порог, где, при ширине Енисея в 15-20 км, фарватер составляет...17 м!!! 17! Карл! Метров!!! Осиновские щёки. Сразу за порогом могучий Енисей устремляется в Осиновские щёки – пожалуй, самый живописный район в нижнем течении реки. Река здесь с обеих сторон стискивается скалами, образующими узкий каньон, шириной всего 700 метров, при этом глубина реки составляет до 60 метров. И именно здесь, как нигде доселе, ощущаешь мощь великой сибирской реки! Высокие гранитные берега образуют коридор высотой 150 метров. Именно здесь рассматривалась возможность строительства Осиновской ГЭС (мощностью 5 ГВт, которая должна была располагаться выше по течению от впадения в Енисей р. Подкаменной Тунгуски и включать в водохранилище Осиновские пороги. Также этот проект рассматривался в контексте развития Обь-Енисейского канала и проекта переброски сибирских рек в Среднюю Азию). Осиновские щёки остались позади, но Енисей расслабиться не даёт! Впереди ещё одно известнейшее место - острова Кораблик и Барочка! Какой-то "умник" написал на Кораблике "Миру-мир"))) Барочка. Так это выглядит с высоты. Фото из интернета. В районе 19-20 справа появляется устье Подкаменной Тунгуски - одного из крупнейших притоков Енисея. Длина реки 1865 километров, она протекает в пределах Среднесибирского плоскогорья, главным образом, в Эвенкии. Тунгуской река названа потому, что так называли себя раньше эвенки, а Подкаменная – так как течение реки пересекает Енисейский Кряж, называемый Камнем. Подкаменная Тунгуска – это очень бурная река потрясающей красоты, знающие люди говорят, что нет более живописной реки, чем Подкаменная. Кстати, подобный пейзаж имеется в Пермском крае, это Усьвинские Столбы. Можно доехать на машине, а там всего-то 11 км по косогорам. Но зато какие виды!! Подкаменная Тунгуска судоходна в половодье на 1146 километра, до села Ванавара. Навигация на реке возможна только в течение июня. За этот короткое время суда должны успеть доставить грузы и топливо до Ванавары. Летом уровень реки значительно снижается, и суда уже не могут преодолевать многочисленные пороги и шиверы, в которых река не течёт, а прыгает. Почти безлюдны берега реки, поросшие кедрачом. На всём протяжении реки не наберется и полутора десятков селений. С давних пор Подкаменная Тунгуска – единственный путь в Южную Эвенкию, где прибытие первого каравана с грузом – настоящий праздник для местных жителей. Проводка караванов вверх по Подкаменной Тунгуске – необычайно сложная, ответственная, но в тоже время просто ювелирнейшая работа, которой по праву гордятся енисейские речники! В своё время я завидущими глазами смотрела документальный фильм про летнюю навигацию по П. Тунгуске. Для меня это был совершенно иной, какой-то нереальный мир, и я очень рада, что хоть чуть-чуть, хоть кончиками пальцев к нему прикоснулась. Сразу за устьем Подкаменной Тунгуски находится посёлок Бор, расположенный на крутом обрыве по левому берегу Енисея. Поселок Бор обязан своим рождением аэропорту "Подкаменная Тунгуска". Начиная с середины 1920-х годов, в деревне Подкаменная Тунгуска существовал гидроаэропорт. Самолёты, следующие на Север, садились на воду, а сухопутная площадка была в д. Сумароково.
Когда мы причаливали к берегу, обратила внимание на пришвартованные полицейские катера (жалко, не сфотала), и была немного удивлена. А всё оказалось довольно просто. Как раз напротив Бора стоят целые косяки стерляди. В месте впадения стремительной П.Тунгуски в Енисей возник так называемый свал - изменение рельефа дна, в результате чего образовались донные ямы, в которых и пасутся стерлядки. Ну и ясен пень, если имеется стерлядь, то на неё найдутся охотники... Вот такие, брат дела... Яхта самого Абрамовича)) Когда с сестрой вернулись в каюту, нас ждал приятный сюрприз. На столике лежала малосолёная стерлядь. Пока мы с Танькой с воплями и визгами галопом носились по окрестностям, муж неторопливо прохаживался по причалу, а там же сидела тётенька и торговала пирожками. Пассажиры как чайки налетели на пирожки и огурцы и разбежались, а супруг там подзастрял и разговорился с этой дамой. Она несколько раз опасливо оглянулась, приподняла газетку и обозначила: "Имеется стерлядочка..." Да, мы знали, что где-то на реке наши пути пересекутся, поэтому с самого утра второго дня начали преследовать членов экипажа с настырными вопросами, а собственно говоря, во сколько??? Больше всего мы боялись, что сие действо произойдёт ночью, и "Матросов" тихой незаметной тенью прошмыгнёт мимо нас. Экипаж не желал давать конкретный ответ, объясняя это тем, что "возможны задержки в пути, которые сильно влияют на рандеву". Тогда я начала трясти мужа как грушу, в конце концов, расписание обоих теплоходов имеется, высчитать грамотному человеку приблизительное время не составит труда. Муж немного помозговал и выдал на гора цифру 23-30. Нам оставалось только ждать... И в 23-20 на горизонте появилась маленькая светящаяся точка, которая стремительно приближалась и росла. Это был "МАТРОСОВ"!! "Чкалов", идущий с топовыми огнями, вспыхнул, как новогодняя йолка. И моментально, через доли секунд, в ответ расцветился "Матросов". Это было просто бомбически!!! Прастити, орали мы как ненормальные... Как и мечтали)) Создаётся впечатление, что "Чкалов" стоит на месте, а "Матросов" несётся как угорелый, но на самом деле мы плывём быстрее... Завершающим аккордом этого чудесного дня стал первый спуск шлюпки на воду в районе Бахты в час ночи... В последующие дни спуск шлюпки проходил с завидным постоянством, напишу об этом подробнее позже. Пора спать. Закончился всего лишь второй день нашего 21-дневного путешествия. 25.02.22,
Новосибирск
Рамона
Второй год черновик продолжения болтается, никак не могу себя заставить дописать((((
Путеец (Гость)
Да правда что ли? Это вам гражданка со стерлядью сообщила о крупных неприятностях?)))
Не надо было писать про гражданку со стерлядью, кто вас за язык тянул? Теперь у нее не маленькая подработка к скромному доходу, а крупные неприятности.
Староверы — так именуют себя христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Их также называют раскольниками или старообрядцами.
Так что это действительно одно и то же.
Ну у нас староверами точно христиан называли…
Наташка
Староверы - это те, кто придерживаются старой дохристианской веры, нашей родной, веры наших предков. Старообрядцы - это те, кто придерживаются старого обряда в христианской церкви. Если честно, я никогда между этими двумя понятиями не делала различия, а вон оно, что оказывается)
Интересно, староверы и старообрядцы это одно и то же?
|
Поиск по сайту
Вы вошли как Гость
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Актуальные темы форума
УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))CORAL TRAVEL офис продаж. Ваш отдых в надёжных руках! (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)... Зима не за горами ... ( Дачное общество Сибмама. Огородно - садовая жизнь)✈ SUN TRAVELS ✈ ___ туристкомпания ___ Нск-Академ (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)Игра Фото-Диксит! Приглашаются все желающие. Часть 7 (Фотофорум. Все о фото)Наши обеды и ужины-26. Фото обязательно, рецепт желательно (Кулинарный форум)Авиакомпания S7 (бывшая АК Сибирь) (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)ОАЭ - Объединенные Арабские Эмираты; Дубаи, Шарджа, Абу Даби (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Ваш завтрак (Кулинарный форум)
Объявления
ТОМ4-🍒GLAMOURная Турция👗👖----> Акция ОРГ 🅾% стр 310 (Зарубежные покупки)Профессиональные СЕМЕНА и УДОБРЕНИЯ (Коммерческие предложения)💃👗💝ОДЕВАЕМСЯ МОДНО ВМЕСТЕ С НАМИ! СтильнаЯ БелоруссиЯ! (Коммерческие предложения)SH🌸PN🌸NST🌸P 🖤🖤Ч Е Р Н А Я П Я Т Н И Ц А 🖤🖤 (Зарубежные покупки)ТКАНИ В НАЛИЧИИ для постельного белья! Хлопок 100%, от 1м (Коммерческие предложения)ИЗРАИЛЬСКАЯ косметика GI*GI,Ho*ly Land и др.по низким ценам! (Зарубежные покупки)*НаТаЛи*ПарфюМ СТОП 22*СимаЛенд*СаДоВоД СТОП 24 -стр 601 (Коммерческие предложения)С@лко! OLMAR! ZAPS! лучшая польская одежда:) (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)🌺 ПАРФЮМЕРИЯ Нишевая, Селективная, Элитная* РАСПИВ от 2х мл 🌺 (Коммерческие предложения)ДИЗАЙНЕРСКАЯ БЕЛАРУСЬ (Коммерческие предложения)
|