Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Интересные места Новосибирска

Новосибирский путеводитель. Как Новосибирск не стал Новокузнецком

85 лет назад, 12 февраля 1926 года Ново-Николаевск был переименован в Новосибирск. В Музее города Новосибирска открылась выставка «Новосибирск: человек и город», посвященная этому событию.


На извозчике по Владимировской

Экскурсия по залам музея – словно прогулка по улицам старого и нового города. Можно ходить, забредая в переулки, блуждая в тупиках и вольно фланируя по проспектам. 

Первые улицы Новониколаевска - Мостовая, Каинская, Кривощековская, Томская и Михайловская - возникли в поселках строителей железнодорожного моста и станции Обь на правом берегу Оби. Из них только улица Каинская (в начале Красного проспект) по сей день сохранила и свое название, и почти первоначальный облик.

Именно на этой улице более ста лет назад случилась самая страшная катастрофа в истории города. Вот здесь, у дома № 13 по улице Каинской (кстати, дом купца Куклина является памятником деревянного зодчества) 11 мая 1909 года вспыхнул такой пожар, что сгорело около 800 домов, 6 тысяч семей остались без крова.

После этого бедствия новониколаевские власти запретили возводить  деревянные постройки в некоторых кварталах центральной части города – только каменные! Образец такого дома мы видим на усадьбе Куклина, возведенной уже после пожара. Можно пройти во двор и представить, как он выглядел сто лет назад: здесь располагались полукаменный двухэтажный жилой флигель, каменная двухярусная конюшня, ледник, коровник и сеновал, каменная одноэтажная кладовая для товаров, каменная же баня и много других построек. На тихой улице Каинской еще можно почувствовать дух давно минувшей эпохи.  

Обычно улицы назывались по местам, откуда прибыли переселенцы. Улица Каинская получила свое название от городка Каинска (сейчас это город Куйбышев в Новосибирской области). Нарымская, Чуйская, Алтайская улицы напоминают нам о межрегиональных связях первых жителей города и переселенческих потоках.
        
Были в Новониколаевске и элитные улицы. Например, на  Владимировской улице (что за вокзалом) располагались дома руководства и инженеров станции Обь. Здесь запрещалось селиться рабочим, проводить переселенцев и арестантов. Эта улица одной из первых электрифицировалась, имела первую в Новониколаевске булыжную мостовую и деревянные тротуары.
С каким, должно быть, удовольствием, в эту сторону любили доставлять пассажиров новониколаевские извозчики – экипажи не увязали в грязи, как  на большинстве городских улиц, да и пассажиры давали хорошие чаевые. 

Любопытная статистика

На начало XXI века в Новосибирске насчитывалось 1225 улиц, 420 переулков, 10 проспектов, 2 магистрали, 1 бульвар, 6 шоссе, 16 площадей, 26 проездов, 1 подъем, 13 спусков, 15 тупиков.
Самая длинная улица нашего города – Первомайская (7000 м), самая короткая - улица Качалова (27 м), самая широкая - Вокзальная магистраль ( 24,5 м).

За всю историю Новониколаевска-Новосибирска было переименовано более 400 улиц. Названия чаще всего менялись по политическим мотивам. В 20-е годы прошлого века с топонимической карты города были стерты названия улиц, носивших имена святых, членов царской семьи, даже основателей будущей сибирской столицы – например, инженера Григория Будагова.  В  годы сталинских репрессий имена улиц исчезали вместе с людьми, в честь которых были названы. Последняя череда переименований случилась в 1957 году, когда вышло постановление, запрещающее называть улицы именами еще здравствующих людей. Так в Новосибирске пропали улицы Буденного, Кагановича, нашего героя-летчика Покрышкина, писателей Симонова и Шолохова.

Петуховичи, партизанопляне или новолучсибирцы?

Особое место на выставке «Новосибирск: человек и город», конечно, занимает проблема переименования.

Понятно, что городок на Оби под  старорежимным именем Новониколаевск не мог двигаться в светлое коммунистическое будущее. И огромное спасибо советской бюрократии, у которой не скоро дошли руки до Сибири. Ведь еще
27 июля 1922 г. Новониколаевский губисполком принял постановление о переименовании Новониколаевска в Смирновск - в честь И.Н. Смирнова- «главного революционного завоевателя Сибири». Планировалось в первый «юбилей» Советской власти - 5-летие Октября войти под новым именем. Не получилось. Смирнов у нас сегодня ассоциируется разве что как создатель «смирновской» водки…

Однако новая власть не унималась: в сентябре того же года президиум Новониколаевского губкома РКП(б) вновь постановил переименовать Новониколаевск – на этот раз в Краснообск. И опять решение где-то «замылили»…



И только 12 февраля 1926 г. город получил новое имя - название «Новосибирск» было выбрано из более чем 50 предложенных вариантов.
Наш город могли бы назвать Краснообск, Ленинознаменск-на-Оби, Старосибирск, Сибирск, Сибград, Коммунград, Обск, Красносибирск, Ревкрайсиб, Яковлевск, Сибревком, Октябрьград, Владимиро-Сибирск, Красно-Обск, Обьгород, Кооператорск, Смирновск, Сибкрайград, Ленинскзнаменск-на-Оби, Центросибирск, Советград, Лашевич, Сибсовград, Курултай, Калининск, Краснооктябрьск, Калининград-на-Оби, Партизанопль, Краснополь, Советск, Сибновгород, Ново-Искер, Будивосток, Первенец, Большевик, Пионерград, Сибленинск, Сибцентроград, Новореспубликанск, Лашевичград, Сибленинград, Новоленинск, Владлен, Петухов, Ревкрайград, Красноград, Краснокузнецк, Пионер, Новокузнецк, Совлавры, Петуховск, Ленинсиб, Новый луч Сибири.



Уникальные фотографии, документы, необычные экспонаты на выставке – например, костюм водолаза, который использовался при строительстве Новосибирской ГЭС, -  все это дает представление о том, как жил и развивался город под своим новым именем - Новосибирск.




Извозчики не скоро исчезли с городских улиц. Правда, автобусное сообщение появилось еще в Новониколаевске, в 1923 году – перевозкой занимались два старых трехтонных грузовика системы «Уайтт» с прикрепленными к ним  легкими кузовами на 12 пассажиров. Первые автобусные маршруты: вокзал Томской железной дороги – Красная (Базарная) площадь (сейчас площадь Ленина) – вокзал Алтайской железной дороги. Каждый житель сибирской столицы в середине 1920-х гг. совершал  в среднем по 1,7 автобусной поездки в месяц летом, зимой желающих кататься в кузове  грузовиков при сорокаградусном морозе не находилось. 



Первые светофоры были установлены в Новосибирске в  1936 году: на перекрестках улицы Сталина (улица Соревнования) и Советской, улиц Мичурина и Ядринцевской, Серебренниковской и Коммунистической, улицы Ленина и Челюскинцев. Теперь об этом напоминает памятник первому светофору - забавная скульптура постового, расположенная на пересечении улиц Сибревкома и Серебренниковской.

Как строились театр оперы и балета и Новосибирская ГЭС, как горожане культурно отдыхали в Заельцовском парке, какие программы показывали первые телевизоры, появившиеся в домах новосибирцев… На выставке можно посмотреть кинохронику, перелистать старые альбомы и даже посидеть в кресле градоначальника под зеленой лампой, чтобы оставить сакраментальную запись «Если бы мэром был я…»



Что самое замечательное в этой выставке – она не является законченным проектом. Побывав в музее, посетители, особенно пожилого возраста, возвращаются сюда снова – приносят фотографии, документы, вещи. И улицы города наполняются новыми лицами, и звучат новые истории… 



Выставка работает до 25 апреля 2011 г.
Адрес Музея города Новосибирска: ул. Советская, 24,
тел. 222-67-42, 222-79-81, сайт www.m-nsk.ru
Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00,
понедельник – выходной день.

17.02.11,
Светлана Медведская
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама