Туризм и отдых  »  Интересные места Новосибирска

Музей мировой погребальной культуры

В февральские длинные выходные я, неожиданно для себя, отправилась в Музей Смерти.

Я давно знала о его существовании и, если честно, у меня было очень много доводов против посещения этого очень уж оригинального места. Даже себе я не могла признаться, как я боюсь всего, что связано с погребальной культурой.
Потом сложилось так, что мы воспользовались услугами самого крематория и я увидела, что на территории парка всё далеко не так, как я представляла в своих мрачных фантазиях. Просторно, много неба, тихо. И, чего я уж совсем не ожидала - нас встречал огромный, роскошный и величественный живой …верблюд. И только потом становится видно здание крематория.
И вот мы собрались компанией из трёх девушек и отправились в музей.
Различные справочники и ссылки кратко описывают его, как:
Музей мировой погребальной культуры, он же Историко-художественный Музей Смерти.
Музей, посвящённый похоронным традициям различных народов. Единственный в России музей такого рода.
Особенностью музея является не только его направленность, но и расположение: музей находится в Парке памяти Новосибирского крематория.

Также оставлю информацию:

Музей находится по адресу: посёлок Восход, улица Военторговская, 4/16.
Добраться туда можно на личном авто или общественным транспортом – автобусом № 203, идущим от ПКиО Берёзовая роща, и автобусом №399 с остановки Учительская.
Работает музей ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 19 часов.
Входной билет можно купить за наличный и безналичный расчет в кассе музея. Продажа билетов заканчивается в 18:00. Экскурсии в 11:00 и 16:00.
Экскурсии проводятся при группе от 5 человек, желательна предварительная запись. Возрастной ценз на экскурсии 12+
Цены и льготы можно увидеть на сайте музея.

Можно взять самостоятельную прогулку, мы же ехали прицельно послушать экскурсовода и очень рады тому, что у нас получилось.
Получилось, что мы не записались на экскурсию, и прибыли туда в 15-30.
Это был очень странный день для Сибири: пока мы дошли от машины до музея, мы основательно вымокли под дождём.

Нас очень приветливо встретили у входа, сказали, что, конечно стоило записаться. И тут же уверили, что нам устроят экскурсию и без записи. И помогли развесить мокрые одежды, показали, где можно налить себе горячего чая или кофе.
Предложили погулять до начала экскурсии.
Забегая вперёд, скажу, что у нас была возможность сравнить впечатления, когда мы просто разглядывали коллекцию зала и когда нас водила экскурсовод. Конечно, проще подойти к витрине, кода ты одна. И всё же: сама экскурсия построена так, что всё становится увлекательным путешествием.
Все залы музея расположены в огромных ангарах, оставшихся от располагавшихся там когда-то военных. И, несмотря на эти невероятные объёмы, всё очень плотно заполнено экспонатами.
Отчего-то я думала, что это место, где всё о скорби. О безысходности и печали. На самом деле музей о культуре и истории. Со многими-многими смыслами.
В трёх залах музея располагается огромная коллекция того, что связано с темой ухода человека из земной жизни. Интереснейшие образцы всего, что связано с прощанием, погребением, и того, что остаётся для памятования. От траурной одежды для тех, кто потерял близких, до всего, что нужно для похорон умершего.
Мы прошли через залы с двумя гидами, рассмотрели коллекции, посвященные Трауру Викторианской эпохи и Моде траура.

Видели похоронные кареты и катафалки.

Траурные украшения и постижёрное искусство (украшения из волос и с волосами внутри украшений и панно) - пожалуй, самая спорная для нашей компании коллекция.

Одна из самых ярких и познавательных частей включает коллекции погребальных обрядов в мировых религиях, похороны и гробы известных личностей, а также национальные погребальные традиции.

Смотрели историю кладбищенских надгробий, история бальзамирования и, конечно же - историю кремации.

История кремации в мире и появление крематория в нашем городе идёт красной нитью через все экскурсии (кстати, и о самой т.н. «красной нити» расскажут подробно).
Также есть еще одна выставка, вызывающая двоякие чувства - посмертная фотография.

Запомнились еще залы: Костица - катакомбы и Посмертные маски.

Впечатлили коллекции и панорама, посвященные Великой отечественной и первой мировой войнам.

Отдельно хотелось упомянуть гравюры Пляска смерти и тему смерти в искусстве (картины по всем стенам во всех залах).

Это далеко не всё, что мы видели и что там есть.

Экскурсии в бодром темпе заняли 2.5 часа. Экскурсоводы очень увлеченные своим делом, артистичные и держат внимание группы – не хотелось даже на минутку упустить из вида этих прекрасных девушек. Они так деликатно преподносят темы, что ни на миг не усомнилась – пришли мы не зря. Место уникальное, экспонаты подобраны так, что радуешься жизни и совершенно не вопреки тому, что им-то было хуже, а мы всё еще живы. Это действительно интересная и многогранная выставка.

И еще я избавилась от ощущения о неуместности расположения музея на территории крематория и мест захоронения праха. Может, этому способствовало то, что в тот день не было траурных процессий. Когда мы были по личному делу, был самый разгар пандемии. И на парковке почти не было свободных мест. Все шли в залы прощания. Всё было так страшно и горестно. В этот наш приезд сложилось так, что мы не видели церемоний. А увидели другую сторону – как люди примиряются с тем, что жизнь не бесконечна. Что в трауре есть некоторое упокоение и красота.

01.03.2023,
Анна Новикова,

Unbekannterin (06/03/2023)
Мне кажется раньше часто фотались у гроба или у могилы, а потом это сошло на нет.
Спасибо за статью, очень познавательно!
Torero (03/03/2023)
Наташка будем считать, что и это часть культуры.
Наташка (02/03/2023)
У нас тоже есть фото и у гроба деда, и у могилы.
pooha (02/03/2023)
У меня почему-то родственники хранили много фото с похорон деда в 1956 и много фото его могилы. И сами всё время фотались у его могилы. Еще и старшего моего ухитрились среди могил нафотать, когда он с бабушкой туда ездил. Сейчас разгребаю и выбрасываю всё, не понимаю вообще. Зачем вспоминать человека вот так?
Torero (02/03/2023)
pooha я не смогла зайти в зал, где выставлены фотографии с похорон. Для меня это всегда было странно и страшно. Люди у открытого гроба...
Наверное, им как то легче от этого.
pooha (02/03/2023)
Для меня там посмертные фото - самый ужас