Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Отчет о походе в район Мультинских озер. Часть 1

Папа, мама и 10-летние сыночки.
24.07.08. Выехали вечером Бийским поездом.
В поезде познакомились с прикольной парой москвичей-молодоженов, которые ехали на Алтай на фестиваль и по дороге рассуждали, как жить правильно, в согласии с природой, и в каком духе они будут воспитывать детей. Ребята купили себе палатку и готовились впервые ночевать в походных условиях.
День первый
25.07.08. В 6.20 поезд пришел в Бийск, нас встретили ребята из БиАлТура и, как они и обещали, посадили на «Газель» до Мульты. Взяли с нас 11400 р за «Газель», то есть мы четверо заплатили 5000 р. Легковая стоила бы нам почти на 2000 р дороже. В 7 часов выехали на Мульту.
В «Газели», кроме нас, ехала компания - четыре человека из Е-бурга, один из Питера. Ребята сказали, что трое из них – астрофизики, и заодно они едут смотреть затмение. Нам эта компания очень понравилась, ехать с ними было интересно. Дети полдороги спали в «купе» - то есть лежа на сваленных в кучу рюкзаках, и все им жутко завидовали!
Погранпост в Талде миновали удачно – никому не пришлось ехать в Усть-Коксу за пропусками, все оформили на месте, и наш индивидуальный и коллективный наших попутчиков.
В ближайшие дни в Усть-Коксинском районе должен был состояться фестиваль Offroad, через пост ехало множество всякого разного народа. Погранцы сказали, что, несмотря на СНГ, белорусы и казахи – друзья и братья, а вот немцев и украинцев они через пост пропустят, только если те, как положено, оформят за 10 дней заявку на пропуска.
Часов в 6 вечера «Газель» нас выгрузила за деревней Маральник возле базы. Наши попутчики прошли чуть дальше на речку и поставили там лагерь, а мы пошли на базу.

За 400р (по 100р за каждого) у нас было костровое место с дровами и соляркой для растопки, туалет с электричеством, вода в кране и столик на улице.

В баню за 600р в час решили не ходить, это лучше сделать на обратном пути. Сотовая связь пока есть, но плохонькая.
Соседняя компания пила водку под диск Митяева, а мы наслаждались ощущением того, что мы – на Алтае!!! И мне лично их Митяев совершенно не мешал. Поговорив с работниками базы, выяснили, что погода сегодня первый день солнечная, до этого шли непрерывные дожди. Да здравствует Данила, из-за которого наш поход был отложен на несколько дней!!!
День второй
26.07.08. По плану до озера мы собирались наутро доехать на нанятой машине, но, узнав цену (600 р с человека, то есть всего с нас 2400!!!), передумали.
Собрали рюкзаки

и часов в 12 поперлись вверх, к озеру. Через минут 20 остановились отдохнуть и переложить кое-что из моего рюкзака в Данилин.

Еще через некоторое время переложили еще кое-что. А дорога все в гору и в гору, и достаточно круто… Жарища. Особенным счастьем наполняет воспоминание о четырех банках консервов, оставшихся дома.
Люди, идущие навстречу, прошли путь вниз за 5 часов… Реже, чем через 20 минут останавливаться не получилось. Остановились перекусить и позагорать. Потом попытались рюкзакам скомандовать, чтоб шли сами. Не получилось. Сказали: «По щучьему веленью». Опять, блин, не получилось! Пришлось тащить самим.
Примерно через полпути дорога стала положе, потом пошла вниз. Обнаружили, что мои часы поломались – стрелка секундная то движется, то – нет. Мож мы вовсе и не каждые 20 минут отдыхали? А вообще, круто – второй поход без часов! Но на этот раз я помню, что еще в фотоаппарате есть часы!
Навстречу проехали навороченные джипы-внедорожники. Видимо, с Offroad`а.
По дороге возник спор, идти ли до платных стоянок на самом Нижнемультинском или же встать на стоянку где-нибудь поближе. Дети и Данила рвались к озеру, а я срочно хотела стоянку и где-нибудь как можно ближе. Где-нибудь поближе встать не удалось – мы так и не поняли, где эти обещанные места для стоянок на речке Проездная мульта. На каком-то болоте вдалеке видели палатки, сомневаюсь, что это - то место и есть.
Брод через реку Проездная Мульта перешли

и вышли часов в 9 сразу к озеру. Тут же встретили наших попутчиков-екатеринбуржцев, они нас «обрадовали», что народу – тьма, и мест на платных стоянках уже нет. Данила сбегал, подружился с егерями, место нам нашли. Пока он бегал и общался, мы замерзли в мокрых кедах – в сумерках резко похолодало. Дети подсчитали, что по дороге к озеру мы перешли 5 ручьев вброд (в обуви, по-другому было никак). Поставили палатку, переоделись, отогрелись у костра. Дети вырубились, как только залезли в спальники. Спать было теплее, чем в прошлую ночь на базе, хотя мы и поднялись гораздо выше. Наверно, наступило лето!
День третий
27.07.08. Стоянка на Нижнемультинском-брод через Мульту-Шумы-стоянка.
Утро встретило филиалом «Дом-2». Компания у соседнего костра устроила разборку предыдущего дня с попутными воспоминаниями о событиях 2001 и 2003 годов. Все утро было ощущение, что на полную громкость включен телевизор.
Погода стояла прекрасная, дети купались в озере,

папа загорал, рассматривал карты и общался с егерями, я пила кофе с бутербродиками (печенюшка, шоколадная паста и грецкий орешек). Егеря пообещали, что жаркое лето теперь будет стоять до середины августа.
Потом, наконец, пошли погулять. Перешли вброд Мульту со всяческими предосторожностями и подстраховкой детей.

Возле брода валяется всякий мусор, обертки и фантики. Упаковки от московских конфет. Может быть, конечно, и не москвичи их бросили, но кто еще тогда? Егеря Даниле уже жаловались, что убирать там не успевают.
Стали обуваться, обнаружилось, что Сева взял всего один носок. Причем со стоянки он выходил с двумя! Куда дел – не известно. Папа рявкнул и отправил мальчика за вторым носком на стоянку. И мальчик благополучно сгонял за носком.

Пока он ходил, пообщались с очередным егерем, порасспрашивали о местных тропах и перевалах. Егеря здесь работают русские, все, кого мы встречали, хорошие люди.
Обошли вокруг Нижнемультинского,

посмотрели на Среднемультинское. Перешли Шумы, прыгая по камушкам (экстрим некоторый присутствовал).

Шумы – это место, где Среднемульнинское озеро падает в Нижнемультинское.

От стоянки до Шумов ходу минут 40-60. На обратном пути обнаружили на озере приятный песчаный пляжик. Классное место для стоянки! По дороге подбирали брошенный всякими отдыхающими козлами мусор.
Опять встретили наших попутчиков из Е-бурга. Они также собирались завтра выйти на свой маршрут.
Обгорели за прогулку, намазались «Спасателем». Данила не переносит запах топленого масла, а «Спасатель» им и воняет!
По приходу оказалось, что от костра пропала самая большая ложка. Это была ложка Данилы. Кто-то позаботился о том, чтоб Данилка похудел.
У соседнего костра вечером был повтор утренней серии «Дома-2», тема та же, а ночью они били в бубен и изображали шаманское пение. Данила через некоторое время не выдержал и собрался было пойти, чтоб «дать в бубен» не дающим нормально отдыхать уродам, но тут, наконец, все стихло.
День четвертый
28.07.08. Нижнемультинское-немного недоходя озера Куйгук.
Опять проснулись под крики у соседнего костра, люди собирались на выход, паковали вещи и орали на своих детей. Как можно так ходить в походы? Когда, наконец, они собрались и свалили, стало ясно, что на поляне есть еще несколько компаний.
Вышли часов в 12-13 опять. Даниле пришлось надеть шерстяную водолазку, чтоб прикрыть сгоревшую кожу на руках. Мы так боялись замерзнуть в походе, что, собираясь, о жаре вообще не подумали! Надеюсь, у меня и у детей за сегодня руки сильно не обгорят.
Вроде бы тропу к озеру Куйгук Данила подробно выяснил, но попали мы в жуткие буераки! То есть, поначалу-то все шло нормально, тропа была, какая надо. Всё началось позже.
Я быстро поняла, что при таком «термоядерном» солнце без головного убора не выдержу! И, впервые за свою взрослую жизнь, мне пришлось прикрыть голову подобием банданы. Потом мы догадались мочить наши панамы и бандану в каждом ручье, высыхали они мгновенно.
Данила сел передохнуть на бревно и сразу же внезапно скомандовал нам: «Бегом! Быстро!» Мы ничего не поняли, но на всякий случай побежали, соображая, что бы это всё значило. Оказалось, Данила сел почти на осиное гнездо и получил от ос!
Потом передохнули в другом месте, обсудили ос, гнезда, укусы и способы их лечения и пошли дальше. И вот тут-то и началось. Тропа кончилась. Решили пообедать на ручье. Потом походили, поискали тропу. Тропу нашли, обрадовались. Бодро по ней прошагали чуток, тропа снова раздвоилась и кончилась. Потом всё то же самое по-новой. Потом тропа пошла круто вверх по высоченной густой траве, парилка была еще та! Но хоть тропа не терялась. Потом зашли в лес и снова с тропой начало твориться, фиг знает, что!

Потом вышли на сыпуху и увидели далеко-далеко внизу по другому берегу речки хорошую конную тропу! Вот облом-то!!! Оказалось, чтобы вместо того, чтобы перейти вброд Куйгук и идти дальше по конной тропе, мы перевалили отрог почти на высоте 2500 метров- то есть на ровном месте получили перевал без тропы….
По нашему берегу же дальше идти становилось все проблематичнее. Через некоторое время с трудом ссыпались вниз. При спуске Севочка набрал смородины и чабреца для чая. Внизу перешли ручей

и почти сразу встали на стоянку. Было это уже в сумерках. Бедный Севочка последние часа два грустил, вспоминал дом, Юра его уговаривал не расстраиваться.
Спалось на стоянке плохо (а детям спалось – замечательно). Место было странным и глючным. Я и спала и видела сны и не спала одновременно. На Алтае со мной такое уже случалось. Потом я слегка «пошаманила» и уснула. Утром выяснилась, что и с Данилой происходили странные вещи – он в полусне беседовал с духами Курагана. Кураган - это река, на которой есть «плохие» места, поэтому там редко ходят люди. Первоначально заканчивать поход мы собирались (но опасались) на Курагане.
И еще я не поняла, куда делись фотографии этой стоянки… Я ее фотографировала, насколько помню. А если случайно забыла это сделать, то почему? Я все стоянки специально фотала и эту должна была.
День пятый
29.07.08. Стоянка-озеро Куйгук.
Дрыхли мы часов до 11-ти. Севочка проснулся ужасно голодным – видно накануне много сил потерял!
Опять «термоядерно» светило солнце на ясном небе. Лето!
Часа в 2 дня вышли и, не торопясь, к 5-ти были уже на стоянке на озере Куйгук.

По дороге несколько раз останавливались пообщаться с людьми. Проходя мимо чужой стоянки, увидели телескоп. Полюбовались водопадом Куйгук.

Данила не нагулялся, поэтому, поставив палатку, пошел разведать тропу на перевал.
А дети были просто счастливы – они погрызли крекер, который покупали к походу сами, и бегали, играли в красивейшем месте. Нашли дерево в виде оленя,

коряги в виде мечей и много всяких разных интересных насекомых. На этом островке на озере Куйгук у детей началась игра в космический корабль, которая продолжалась потом весь поход.
В глубоких сумерках сели ужинать и увидели на другом берегу двоих людей в налобниках, спускающихся вниз.
- С перевала?
-Да!
-Стоянку ищете?
-Показать?
-Да!!!
Данила побежал к ним показывать стоянку, вернулся со словами: «Наши люди! Спят до 10-ти, в 2 выходят и идут до 9-ти.» Оказалось, что ребята частично прошли по нашему пути, только в обратном направлении. Жаловались, что постоянно теряли тропу, идя и на перевал и с перевала. Поэтому и припозднились. Еще они рассказали, что перешли Кураган в том месте, где иногда коней смывает. Эти двое не знали, что там ходить опасно, а местные просто обалдели от их везучести.
Я выучила новое созвездие – Кассиопею. Теперь я их знаю четыре штуки, неуч, блин.
День шестой
30.07.08. Озеро Куйгук-перевал Куйгук-озеро Акчан.

Утром, не торопясь (видимо, опять в час дня), вышли в сторону перевала. Через некоторое время Данила озвучил закон подлости: «Тропа всегда кончается ровно через 100 метров от того места, на котором вчера убедился, что с тропой все хорошо». Пошли без тропы в сторону перевала. Иногда, откуда ни возьмись, тропа выныривала, тогда шли по тропе. Кончилась вода в поильничках, пошли к ручейку, текущему из-под ледника, за водой.

Идти оказалось дофига, но встреченный гид нам сказал, что следующий ручей все равно далеко за перевалом. Набрали воды, пофотали цветы на фоне ледника.

Потеряли на этом часа полтора. Кстати, гид нам сказал, что тропы мы тут теряем попросту, потому, что троп здесь - нету!!! Все ходят просто так, по направлению.
Потом навстречу нам попалась группа буржуев – финны и голландцы. Остановились поболтать с ними, голландец попросил разрешение сфотать детей с рюкзаками в качестве примера для своих собственных детей. Финны прилично говорят по-русски. А голландцы – по-английски. Данила тут же начал говорить на своем ломанном английском, а я на автомате отвечала на английские фразы голландцев по-русски. Нафига напрягаться, да еще на такой жаре, если финны меня на английский быстро переведут?
Первым на перевал зашел Сева. Когда поднялась я, то первым вопросом было: «Где же здесь спуск?!!» Мы стояли на краю пропасти. Далеко внизу видно было озеро Акчан.

Рядом готовилась идти назад группа с озера Куйгук. Поговорили с их гидом. Спуск он нам показал

и предупредил, что есть только одно опасное место на спуске, где приходится метра три спускаться лазаньем.
Лазить-то нам там понравилось, а вот рюкзаки пришлось спускать на веревке. Это был первый раз, когда нам пришлось ей пользоваться, до этого веревка второй поход без дела (и слава Богу!) болталась у Данилы, привязанная к рюкзаку.
А потом мы долго и трудно шли вниз по сыпухам и по курумнику.

По дороге дети всячески обсуждали полученную от гида информацию о том, что недалеко от озера Акчан стоит группа японцев. Но к японцам мы уже не пошли, опять же, по сумеркам встали на высоком островке на озере Акчан.
Данила просто упал рядом с рюкзаком и полежал минут 15.

Дети убежали на другой конец острова на разведку и нашли себе новые деревянные мечи.
Насобирали дров из карликовой березки, а чай, на всякий случай, вскипятили на горелке. Оказалось, зря, дров бы вполне хватило. Порассуждали, о том, почему так долго закипает вода, из-за высоты или из-за ветра, который выдувает тепло из-под котелка.
Посмотрели на звезды. Увидели, как вспыхнула и начала падать звезда, обрадовались и начали загадывать желания. Но тут «звезда» падать передумала, сменила курс и, так же ярко светясь, полетела в сторону долины Курагана. Опс, это НЛО! Дети слегка испугались и, чтоб их успокоить, мы стали высматривать спутники, быстро обнаружили один. Но тут оказалось, что это нифига не спутник, а опять НЛО (скорее всего, то же самое, только дальше улетевшее, поэтому выглядящее менее ярким). Юра сказал, что больше на небо он смотреть не будет и полез в палатку спать.
День седьмой
31.07.08. От озера Акчан вниз вдоль реки.
С утра часов до двух отдыхали и загорали.

Помылись с Данилой в озере Акчан, я даже голову вымыла. Детям купаться запретили, там берег опасный: большие скользкие камни, глубина и холодная вода. Зато дети выстроили на берегу маленький островок с палаточкой.
Мимо проходящего человека спросили про тропы, он посоветовал обратиться к другому гиду – Тае, которая всё тут знает. Через некоторое время к нам подошла и сама Тая, рассказала нам, как лучше пройти в долину озер, поправила нам карту, пометила там места стоянок, тропы и перевалы, категорически отсоветовала переходить Кураган. Как потом выяснилось, права оказалась именно она, а не карта. Еще Тая сообщила нам, что наш остров со стороны похож на крокодила.
Пообещали детям, что сегодня наш путь лежит только вниз и, пройдя «крокодила», полезли вверх.

Дети начали возмущаться. Потом действительно пошли вниз. Начался лес, по пути встретились палатки какой-то коммерческой группы. Сева по пути подобрал тяжеленный деревянный «меч». Юра заметил, что «меч» очень тяжелый, на что Сева резонно ответил: «Все мечи – тяжелые!»
На стоянку под тремя кедрами

встали рано, часов в 5-6, решили, что дежурными по ужину будут дети. Мальчишки сами разводили костер, кипятили чай, варили супчик. Сева днем объелся чернослива, поэтому к вечеру они с Юрой выложили из камней туалет в кустах и подписали на нем «WC». Папа у костра развлекал всех историями своих детских приключений.
Спалось под кедрами просто замечательно!!!

продолжение следует

14.09.09,
sono_io,
новосибирск

Отличный отзыв, так и хочется вследза вами по этим же тропам пойти!!!