Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Моя Москва

Моя Москва. Северный речной вокзал

Мы с Моей Москвой снова с вами!
Выйти из зимней спячки меня заставила новость, которая позавчера появилась в СМИ. Власти Москвы наконец-то определили победителя конкурса на реставрацию Северного речного вокзала. Предполагая, что увидеть его теперь мы сможем не скоро, я помчалась скорее фотографировать Речной вокзал в дореставрационном, "заброшенном" состоянии.

Немного истории

Своим появлением это уникальное здание, шедевр "сталинского ампира", обязан строительству канала Москва-Волга.
С 1947 года он называется "Канал имени Москвы".
Решение о его строительстве было принято в 1931 году, хотя сама по себе идея соединения рек возникла еще в XVII веке. Планировал подобное и Петр I, мечтавший соединить Москву-реку сначала с рекой Сестрой, а потом и с верховьями Волги. Закончить задуманное Петр I не успел, но почти через сто лет император Николай I начал работы по постройке канала. Вскоре прокладка канала была приостановлена, за 18 лет строительство канала не сильно продвинулось, зато была проложена новая железная дорога между Петербургом и Москвой. Проект был признан нерентабельным.

Вернулись к идее реализации строительства канала только в 20-е годы XX века. Население Москвы росло огромными темпами, а система водоснабжения стремительно устаревала. Москва-река снабжала водой 3 млн. человек, катастрофически мелела, в начале тридцатых годов главную реку столицы можно было свободно перейти вброд.
Было предложено три проекта, и 1 июня 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Дмитровский проект. Работа над каналом началась.

Москва. Северный речной вокзал

Сооружение канала было поручено ОГПУ, и в сентябре 1932 года был образован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь – ДмитЛаг. На строительстве канала работали и заключенные, и вольнонаемные рабочие. Всего за время строительства канала, продолжавшегося рекордно мало - четыре года и восемь месяцев, погибло более 22 тысяч заключённых.

Москва. Северный речной вокзал

Именно благодаря каналу Москва стала «портом пяти морей» – Балтийского, Каспийского, Белого, Азовского и Черного. На 128-ти километрах канала сооружено 11 шлюзов, 7 гидроэлектростанций, 10 плотин и множество других объектов.
Одним из самых значимых и самых красивых объектов, безусловно, является Северный речной вокзал в Москве.

Москва. Северный речной вокзал

Осенью 2010 года было принято решение закрыть Речной вокзал, поэтому уже сейчас здание обнесено сеткой, подойти поближе и рассмотреть некоторые детали не представляется возможным, так же, как и попасть внутрь.
Но все равно мне удалось многое увидеть.
К тому же всегда есть возможность обратиться к помощи интернета и восстановить недостающие детали.

Строительство вокзала было закончено в 1937 году. Проект архитектора Алексея Рухлядева подчеркивал назначение здания - внешне речной вокзал напоминает двухпалубный пассажирский теплоход.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал
Фото из открытого источника

Мачта этого огромного корабля - башня со шпилем высотой 24 метра.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

В основании шпиля установлены четыре скульптуры. Мне удалось идентифицировать только моряка и девушку.

Москва. Северный речной вокзал

Часы на башне были привезены из Воскресенского собора г. Волоколамска в 1937 году, но изготовлены они около 200 лет назад!
Все детали этих часов выполнены вручную. При правильной эксплуатации их срок годности практически не ограничен. Верой и правдой служил механизм вокзальных "курантов" до 1996. Но сотрудникам вокзала просто надоело вручную заводить часы, и их перевели на работу от электродвигателя, Вместе с часовым механизмом вокзал лишился и звона четырёх колоколов.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

Не менее интересна история огромной звезды на шпиле Северного речного вокзала.

Москва. Северный речной вокзал

18 октября 1935 года с башен Кремля сняли двуглавых орлов. А 24 октября 1935 года, при большом скоплении народа, на Красной площади на Спасскую башню была водружена пятиконечная звезда. 25 октября такие же звезды установили на шпиле Троицкой башни, а 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

Москва. Северный речной вокзал

Фото из открытых источников

Звезды были сделаны из нержавеющей стали, облицованной золочеными листами красной меди. В центре них находились серп и молот, изготовленные из уральских самоцветов и горного хрусталя.
Вскоре, под воздействием осадков, самоцветы потускнели, к тому же звезды были настолько огромны, что совсем не вписывались в архитектурный ансамбль Кремля.
Было принято решение заменить эти звезды на рубиновые. Одну из "неудачниц" поместили на новое здание Речного вокзала.
Другим повезло гораздо меньше.

Москва. Северный речной вокзал

Размах лучей звезды - 4,6 м.

В башне есть механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу проектировщиков, осенью, когда на реке заканчивалась навигация, звезду должны были опускать. Но за все время существования Речного вокзала это делали всего пару раз. Например, в 1941 году звезду опустили в целях военной маскировки.

А теперь давайте повнимательнее рассмотрим фасады здания.
Вход в здание Северного речного вокзала украшен майоликами работы Н.Я. Дянько.

Москва. Северный речной вокзал

Со стороны набережной художник изобразил на майоликах достижения СССР и Москву будущего.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

На одном из медальонов, нижнем, во втором слева ряду изображен Дворец Советов, неосуществленный сталинский проект - здание, которое должно было заменить разрушенный Храм Христа Спасителя.

Москва. Северный речной вокзал Москва. Северный речной вокзал

На противоположном фасаде, со стороны Ленинградского шоссе и парка - корабли советского флота, торговые, военные, пассажирские суда, ледоколы, гидросамолёты.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

С двух боковых сторон вокзала когда-то были полукруглые дворики, в них стояли фонтаны «Север» и «Юг».
Фонтан «Юг», который создал художник И.С. Ефимов, украшали 9 дельфинов, играющих в брызгах воды:

Москва. Северный речной вокзал

Фото из открытых источников

А вот что осталось от былого великолепия:

Москва. Северный речной вокзал

А фонтан «Север» изображал скалу с белыми медведями.

Москва. Северный речной вокзал

Фото из открытых источников

Не обошли вниманием здание вокзала и кинематографисты.
Северный речной вокзал попал в фильмы «Новая Москва» и «Волга-Волга».

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

Фото из открытых источников

Самая "популярная" часть вокзала - знаменитая крыша и фонарики-ландыши, расположенные на ней.

Москва. Северный речной вокзал

Москва. Северный речной вокзал

Фото из открытых источников

Зима в этом году в Москве настоящая. Снежная, морозная.
Канал замерз, и его активно используют лыжники и прочие спортсмены.

Москва. Северный речной вокзал

Ждут своего часа корабли.

Москва. Северный речной вокзал

Около вокзала установлен памятник выдающемуся ученому и кораблестроителю Алексею Крылову.

Москва. Северный речной вокзал

Ну, а мы с вами покидаем этот огромный спящий корабль в надежде вернуться сюда и увидеть Северный речной вокзал обновленным и красивым, как и 80 лет назад.

Москва. Северный речной вокзал

09.02.17,
Светлана Шапошникова,
Москва

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


vesta7 (20/02/2017)
Спасибо за историю! мне понравилось. хочу в Москву. никогда не была там.
Sun Travels (20/02/2017)
Замечательный обзор! Спасибо!
Пчел (16/02/2017)
Были лет 8 назад в Москве и жили совсем рядом с этим местом. Здание вокзала очень красивое, так жаль, что за все это время его не отреставрировали...
Barguzinka (14/02/2017)
Замечательно! Мне понравилось.
GoldenPear (10/02/2017)
спасибо! Очень интересно!

Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама