Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Праздники  »  Свадьба

"Кто невесту одевает, сам молодеет" - что означает эта пословица?

Есть такая пословица, сейчас, к сожалению, практически полностью забытая, которая гласит: «кто невесту одевает, сам молодеет». Давайте попытаемся разобраться, что означает эта пословица, и сколько невест в своей жизни нужно одеть, чтобы выглядеть на свои восемнадцать (это, конечно же, шутка).

Перво-наперво давайте определимся с термином «одевает». Что, собственно, это означает? О ком идет речь? О том, кто надевает на невесту свадебный наряд, или о том, кто готовит ей свадебный наряд?

В разных славянских регионах существовали различные традиции изготовления свадебного наряда. Где-то его готовила сама невеста, где-то шила специально обученная тетенька или бабушка. Причем первый подход был, несомненно, в подавляющем большинстве. Интересно, что в некоторых местах Сибири девушка, которая уже вошла в возраст невесты, освобождалась от домашней работы для того, чтобы спокойно пошить свой свадебный наряд и отдохнуть перед замужеством. 
Свадебный наряд нес в себе огромное количество оберегов, которые девушка изготавливала собственноручно – а это  буквально километры  ручной вышивки. Предки считали, что в свадебный день «в гости» к молодым приходит толпа недобрых духов, и для того, чтобы они не испортили церемонию бракосочетания, и изготавливалось невестино и жениховское обережье. А еще не забываем о приданом и подарках для будущего мужа, которые также делала невеста… Минимальный набор невесты – это свой свадебный наряд, рубаха для жениха, обрядовые рушники. В некоторых регионах невеста вышивала порядка ста рушников и изготавливала такое же количество поясов – в подарок гостям, которые придут на свадебный пир. Было принято одаривать подарками и свекровь. 
Но вернемся к изготовлению самого наряда. Чаще всего невеста сама готовила свой наряд, ведь предки верили, что женщина, которая занята ткачеством (а невеста и сама ткала ткань на платье), а затем и пошивом, в буквальном смысле планирует свою судьбу, делает новый мир, находит свое место в этом мире и прогнозирует счастливые и несчастливые события. Роль «планировщика» счастливых и несчастливых дней  зачастую отводилась вышивке, при этом невеста отдавала себе отчет в том, что без должного количества неприятных дней счастье не будет ощущаться совсем. Я изложила только самую малость из основ, на которых стояла подготовка невесты к свадьбе, но, уже даже исходя из этого, совершенно ясно, что доверить кому-то подготовку свадебного наряда при таком подходе практически невозможно. Исключение составляли те наряды, которые передавались по наследству, в случае, если брак был особенно успешным, и семейная жизнь удалась на славу. Отдельного внимания заслуживали головные уборы невест, на которые уходили порою сотни часов работы – изготавливала их также невеста, за исключением, опять же, случаев передачи по наследству.

Таким образом, мы рассматриваем сам процесс одевания, а не подготовки свадебного наряда, как главное «молодильное» средство.

Одевали невесту в ее комнате или в бане, одевали долго, с соответствующими ритуалами. Собственно одевание являлось заключительным этапом в долгой и эмоционально напряженной подготовке к венчанию. Некоторые невесты, не выдержав, так сказать, накала страстей, падали в обмороки. Для того, чтобы охранить невестину энергетику, а заодно и саму невесту, и не разбазарить девичью энергию до венчания, до момента перехода в собственность мужа, на нее вешали своеобразный «экран», который со временем стал символом невинности (изначально таковым на Руси не являлся, это европейская традиция) - фату.

Считалось, что невеста в свадебные дни, особенно перед самим венчанием, находится совершенно в особенном состоянии – не в этом мире и не в том. «Ни жива, ни мертва» – помните, так стояли русские невесты в сказках. И именно в этом состоянии невеста, считали наши языческие предки, «пропускает» через себя множество энергий и может зарядить этими энергиями окружающих людей. Однако отдавать  их каждому встречному и поперечному не представлялось возможным – ведь это слишком ценное состояние, да и невеста слишком уж хрупка в эти часы (вдруг еще помрет от  сглазу?..). Поэтому допускались к невесте только проверенные родственницы или та женщина, которая принимала участие в сватовстве – те близкие люди, которые будут радеть за новую семью и невестино здоровье и счастье в ней. Редко, очень редко принимала в обряде одевания участие мама невесты – мама в эти часы плакала, убивалась и «хоронила» свою дочь. Практически никогда не принимали участие малолетние сестры. Подружки толпились в той же комнате, где одевали невесту, но не с целью омолодиться, а с целью пойти сразу за невестой, но уже в свой, личный, «замуж». Так что доставалась невесте какая-нибудь всеми уважаемая женщина: сватья ли, повитуха ли, иногда знахарка или травница, которая и помогала невесте совершить этот переход, подбадривала ее песнями, поддерживала в минуты слабости. И вот, вероятно, спустя многие десятилетия существования свадебного обряда, наши предки, который славились ясным умом и способностью все примечать, заметили, что та женщина, к которой благоволит невеста и разрешает помочь себя одеть, выглядит после этого процесса лучше, здоровее, моложавее. И создали очередную примету, которая дошла до нас через века.

Кто невесту одевает, тот сам молодеет.
 
22.07.11,
Кристина Вязовская,
фотограф Екатерина Бага.
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама