Выпечка с кокосом. Кулинарный флеш-моб.

Реклама

Увидели ошибку?

выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Праздники    Новый год

Коляда: что это?

 
Праздник Коляда, рождество Коляды, рождественские колядки Коляда, Карачун, Святки, Рождество, Дед Мороз, Санта-Клаус… уф, путается всё в голове! Где своё, а где – чужое? Когда и что праздновать и вообще зачем?
 
Всё это праздники и персоналии одного времени в годовом и солнечном цикле – декабря, символической смерти Солнца и появлении новорождённого и обновленного Солнца. Коляда в этом всего лишь один самый важный и радостный праздник, который появился задолго до Санта-Клауса и с Рождеством Христовым связан только лишь на символическом уровне – как возрождении, рождении новой жизни. Точнее – это Рождество связано с Колядой, а не наоборот. И в каком-то смысле Рождество это правопреемник Коляды, как Россия правопреемник СССР.
 
Являясь наидревнейшим праздником почитания и встречи Солнца из «роддома», мира мертвых, Коляда празднуется после трех самых темных и тяжелых дней в году. После того, как Солнце символически умерло на Карачун, ему необходимо возродиться.
 
 Само по себе возрождение Солнца из небытия, из темноты нижних миров, из царства мертвых, являлось большой надеждой для предков и может служить вдохновением для нас.
 
Закатилось Солнце в самые тяжелые дни – тьма и мороз, вселенских размеров, одолевают человека в третьей декаде декабря. Попытка купить подарки, выпить глинтвейна и побывать в местах скопления людей – всего лишь попытка избежать мыслей о том, каково это – быть там, в темноте, во мраке и внизу. Без Солнца. Среди мертвых. Это символические переживания трех дней перед Колядой, перед 25 декабря (7 января по новосму стилю). Дни, в которые в древности даже не зажигали огней, погасив их в специальном обряде погашения огней на Карачун. Мистический ужас перед потенциальной потерей Солнца навсегда,  поселяется даже в наших современных сердцах. Тьма и ужас, скрежет зубовный, депрессия и хандра – вот характеристики наших глубинных состояний (если, конечно, достанет смелости и желания соприкоснуться с ними по-настоящему) в эти дни, с 21 по 24 декабря. Жизнь останавливается, мы готовы навсегда забыться вместе с природой, которая уже замерзла и остаться в этом состоянии смерти навсегда…
 
 Но, чу! Как навсегда отчаявшиеся мумии-тролли, мы готовы навесить на уши золотые ленты и встретить его подарками, смехом и радостью – его, наше Солнце! 25 декабря в Коляду наше Солнце выйдет из нижних миров и снова завертится по небосклону, даря свет и жизнь всем нам.
 
Коляда праздник обрядовый. Во время празднования разжигают огонь, вокруг которого водят хороводы: двенадцать месяцев против часовой стрелки, против хода Солнца, оставляя все эти месяцы у огня, сжигая их и принося в жертву нижним мирам. Возносятся просьбы к предкам и жителям Нави – помочь освободиться человеку от того, от чего сам человек не в силах отказаться. Вспоминается при хороводах у костра, Карачун и то, что хочется отдать. Вспоминается и сам Корочун.
 
Затем в обряде используется чаша – чаша, которая напоминает человеку о той пустоте что внутри,  энергия тьмы, энергия ночи, энергия и Луны. Это возможность встретиться лицом к лицу с нашими темными частями, которые обычно мы более или менее успешно подавляем. Это символ трех дней между Карачуном и Колядой. Время, в которое не горят огни, время тьмы и пустоты. И не идет речь о том, что темные силы «плохие» - они просто темные и им есть место среди каждого человека.
 
 Маара, рождение холода, вспоминается и специально призывается ко всем празднующим. Женская ипостась Тьмы, она занимает место огня.
 
И коль уж зашла выше речь о муми-троллях, следует вспомнить страшную и холодную Морру, которая присаживалась своей «попой» на огонь, дабы согреться.
 
И наконец, усилием человека, трением, зажигается новый огонь! Солнце восходит! Новая жизнь!
 
Пришла Коляда,
Накануне Рождества
Мы ходили
Мы искали
По всем дворам
По заулочкам
Мы нашли Коляду
Во петровом во двору
 
Такие песни пели наши предки, и продолжают петь наши современники. В песне отражается и строение двора петрова, и поиск Коляды и ее приход, и что она несла. Интересно и соединение верований языческих и христианских и плотное сплавление их в народной культуре.
 
Рождается новое Солнце и начинает свое возвращение от темных богов к светлым. Начинает прибавляться новый день. Слава Солнцу, слава богам светлым! Пусть восхождения светлых богов долог и закончится на Масленицу. Огонь Солнца горит неявно, но и тот свет, что есть, позволит людям пережить зиму и понять, и увидеть, что невзгоды все пройдут, что будет новый день, а затем и новый год и новая жизнь.
 
В Коляду приносится жертва – коза. Коза тут символическое вспоминание признаков и вызов их на Святки, которые и начинаются от Коляды - 12 дней праздничных вечеров, в которые предки присутствуют среди своих потомков. После символического жертвоприношения Коза оживает, сходив к предкам.  Приходит к огню и Конь, которого совсем недавно отправили к предкам по реке, и Медведь – мужская сила. Но это уже совсем другая история.
 
 
11.12.2012
Кристина Вязовская
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:

Автор:


E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)

Код:
 
 
Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость


Реклама




Реклама