Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

В Юргу на скалы. Кемеровская область

В Юргу на скалы мы ездили много раз, когда занимались в турклубе - тренировали там скальную технику, лазили, да и просто тусовались с палатками. Вернее, правильнее это называть Тутальскими скалами, по ближайшей станции электричек, до которой и ездили. Последний раз я была там очень давно, еще до детей. И все хотела с детьми съездить - если не полазить, то хоть просто посмотреть. Лазить меня как-то не тянет совершенно.

Вот только проблема в том, что ездить, как мы тогда в турклубе делали, сейчас мне лень, да и детям бы вообще не понравилось - это надо на первой утренней электричке до Болотного, часов в шесть или даже раньше с Главного она идет, а потом пересаживаться на Кемеровскую электричку и ехать на ней до Тутальской. Это долго и муторно. Можно ехать до Юрги, но там раньше были сложности с переправой - Юрга на левом берегу Томи, а Тутальская и скалы - на правом. Был паром, но мы почему-то им никогда не пользовались. А тут несколько лет назад в Юрге построили понтонный мост через Томь. Так что транспортная доступность скал сразу увеличилась - все поезда, которые идут по Транссибу, останавливаются в Юрге. Вот он, вариант для ленивой поездки с детьми на выходные. Как обычно, летом я не нашла на это времени, но почему бы не съездить на скалы в ноябре, правда же?

В прошлом году в Томске на ноябрьские праздники было очень холодно - до -20, и снега по уши. Я на что-то такое и в этом году рассчитывала, но нет - снега не предвидится. Но раз решили - надо ехать.
Итак, рано утром садимся в поезд, два с половиной часа, и мы в городе Юрга Кемеровской области.

Только что рассвело, и все вокруг в инее. Не снег, но тоже очень красиво! Идем через Томь по этому понтонному мосту. Над рекой туман и низкое солнце. С моста Томь смотрится просто огромной - море Томь.

Идти на скалы можно прямо вдоль берега реки. Большую часть пути дорога очень хорошая. Идем, любуемся инеем на траве.

Ледяными заберегами - река уже чувствует зиму.

А еще - множеством птиц. Птицы тоже зимние уже. Свиристелей стаи.

Дрозды рябину объедают.

Вот еще редкая птица - у меня такой не было еще, снегирь называется. Смех смехом, а весь прошлый год я по лесу лазила - так и не встретила снегиря, а тут вот он, красавец.

И еще одну зимнюю птицу встретила, которую до этого не видела - урагус. Целая стайка красно-розовых птичек.

И щеглы нас всю дорогу провожали. Прямо-таки девальвация щеглов - обычно я их люблю снимать, а тут иду, "ну, это опять щеглы - неинтересно".

Деревья уже все голые, берега прозрачно-серебристые, и такое же иссиня-серебристое небо.

Идем, по дороге лед на лужах ломаем - любимое развлечение конца осени. А потом лужа с вот такой провокационной табличкой.

Ближе к скалам наша дорога превращается в тропу, петляет среди кустов, а потом и среди каких-то камышей. Пройти к скалам с этом стороны можно только по низкой воде. Даже в ноябре они стоят вплотную к реке.

Когда я придумала ехать на скалы, неожиданно выяснилось, что Сережа в своей умной книжке про Транссиб уже успел прочитать, что тут есть интересного. И одной из главных достопримечательностей называли Тутальскую Писаницу. Ничего себе! Сколько раз была тут, а никакой писаницы не видела. Вот и цель для прогулки - лазить-то мы не собирались.

Тутальская Писаница - это группа петроглифов на правом берегу Томи, в 6 км от г. Юрга. И это совсем не то место, которое называют Томской Писаницей (до него от сюда совсем не близко). Петроглифы с изображением лосей, кабанов и оленей относят к 2-3 тысячелетию до нашей эры.

Честно говоря, я сильно сомневалась, что мы ее найдем. Сначала подошли к скалам, облезли один прижим над водой. Скалы есть, река есть, а петроглифы только те, которые будут интересны археологом 31 века.

А потом, за еще одним поворотом, раз и увидели - кабан так вообще приметный!

Полезли их смотреть, немаленькие такие рисунки древние наскребли - вон Сережа для масштаба. Даже удивительно, сколько работы в них вложено! Конечно, у них же не было Сибмамы, приходилось по вечерам на скалах рисовать :)

Рыба тоже полюбовалась.

Полазили вокруг и пошли наверх - посмотреть на Сибирские просторы с высоты. Хороша Томь. А благодаря солнцу даже ноябрь хорош!

Вообще с погодой удивительно повезло - с утра этот иней волшебный, а днем солнце. Даже жарко было. В ноябре и без шапок, где это видано!

Ну, вот и все, теперь обратно к мосту, через мост и в город - ночевать-то в тепле хотим, а не в палатках.

На следующий день у нас была запланирована прогулка по городу. Говорят, в Юрге очень неплохой Краеведческий музей. Но это же мы - культура от нас прячется.

Но немного культуры все-таки нашли - есть тут еще музей изобразительного искусства. Зашли погреться, картинами полюбоваться. Там была очень приятная выставка местного художника, который рисует горы в стиле Рериха, и вторая выставка - кукол-оберегов. Детям, на удивление, понравилось.

А еще нашли несколько милых памятников в городе.

Ну, вот и все. На поезд, и уже вечером были дома.