Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Хакасия в июле 2020 года. Озёра Туса и Белё, гора Борус

Мы вернулись из путешествия по Хакасии. У меня там живет сестра. Это было короткое путешествие, всего 6 дней вместе с дорогой, но ооочень насыщенное. Путешествовали втроем: я, муж и племянник (взрослый уже).

День первый. Из Новосибирска выехали в 2:30 утра. В дороге встретили рассвет, очень красиво. Первая остановка озеро Тус, прибыли примерно в 11 ч. Ехали дольше запланированного времени, т. к. ведется много ремонтных работ по трассе, реверсивное движение на этих участках.

Тус - соленое озеро с лечебной грязью. Весь берег Туса разделен на палаточные лагеря, въезд на территорию просто покупаться на день - 150 р. с машины, если ночевать с палаткой (пользоваться туалетом, холодным душем) 200 р. с чел. Мы расставили палатку и остались ночевать. Говорят, раньше озеро было более соленое, но сейчас часть берега отсыпали песочком для туристов, да и сами туристы грязь ведрами вычерпывают, домой везут. В общем, нарушена экосистема, и озеро тоже очень изменилось не в лучшую сторону. Перепад температуры днем и ночью очень большой. Я ночью замерзла в спортивном костюме и спальнике. Так что, кто соберется, обязательно берите теплые вещи. Накупались, загорели за день хорошо и рано уснули, т к выехали рано утром.

День второй. С утра искупались еще раз в Тусе, собрали вещи и поехали на другое озеро. Озеро Белё. Белё - самый большой минеральный водоем Хакасии. Состоит из двух частей: Большое Белё и Малое, соединены между собой узкой протокой. Мы были на Большом. Если на Тус в основном приезжают для лечения (много пожилых и людей с детьми), то здесь больше потусоваться (в основном молодые семьи большими компаниями). Мы накупались часа три и поехали дальше.
Следующий пункт - п. Черемушки (там у меня живет сестра). Поселок городского типа Черемушки расположен на р. Енисей - поселок гидростроителей и работников Саяно-Шушенской ГЭС. Поселок очень красивый, кругом горы, из окна квартиры Енисей и горы, а какой чистый воздух... По дороге заехали на форелевое хозяйство, купили рыбки (форель радужная и золотистая, разницы по вкусу я особо не ощутила).

День третий. Хотели организовать рыбалку на Саяно-Шушенском водохранилище, но не получилось (нужно было договариваться заранее, а не как мы - день в день), поэтому организовали двухчасовую прогулку на лодке по водохранилищу. Нам попался хороший дядечка, свозил на водопад, показал скалу Мариьн утес (никто не знает, откуда название), завез на плавбазу, посмотрели, что да как, на будущее. Виды там, конечно, обалденные. Единственное, что нас огорчило, огромное количество топляка. Его собирают, но перерабатывают очень медленно, поэтому лежат огромные груды старых бревен...

День четвертый. Самой изюминкой нашего путешествия был подъем на гору Борус. Высота горы 2318 м. Гора находится в национальном парке "Шушенский бор". Проложена туристическая тропа. Обычно маршрут преодолевают за 2-3 дня, с ночевками в палатках на разных этапах подъема. Но мы не ищем легких путей. Решили все сделать за день и пошли налегке (с бутербродами и водой). Вышли в 6 утра. Уже в начале пути стало понятно, что это не просто ровная тропа с подъемом, а преодолевание препятствий. Тропа либо по корням, либо по камням, либо и то и другое. Весь маршрут обозначен метками и много туристов, заблудиться невозможно. Мы с сестрой одолели только часть маршрута, 21 км. Самое страшное и тяжелое для меня был подъем и спуск с курумника (гора из огромных камней-валунов). Для меня вниз идти было гораздо страшнее. Наш с ней путь занял 10 часов. Представляете, 10 часов идти не переставая вверх, потом вниз. Муж и племянник пошли до самого пика горы Борус. Есть Малый Борус и Большой. Наши дошли до Большого. Вернулись они в 22 ч., т. е. их путь занял 16 часов.
Конечно, это был очень трудный подъем, но впечатлений оставил массу. Вид сверху открывается потрясающий. По дороге пробовали чернику, бруснику (только начинают созревать). И еще интересный момент нашего путешествия: с базы к нам прицепился пес, мы думали, ничейный. Оказывается, он с базы, есть хозяин, пса зовут Бим. Он выбирает себе попутчиков и идет с ними на гору. Может там по дороге остаться в палаточном лагере, его подкармливают, потом возвращается домой. Вот он нас и выбрал и шел с нашими мужчинами до самого пика Большой Борус, высотой 2318 м. Ребята делили с ним воду и вернулись вместе обратно. Он даже на других туристов лаял, защищая нас. Вот это преданность.

Как только наши ребята вышли с тропы (мы уже отдохнули дома), началась гроза сильнейшая. На следующий день у всех ужасно болели ноги, ходили как цапли, особенно спускаясь с 5-го этажа.

День пятый. После восхождения на Борус устроили себе день релакса. Сначала съездили в г. Саяногорск по семейным делам, а потом баня на берегу р. Енисей и форелька на мангале.

День шестой. Утром съездили за форелькой с собой домой (всегда солим и привозим оттуда, даже на поезде). И в 14 ч. выехали домой. Обратный путь получился чуть больше 14 ч., опять же, из-за ремонта дорог, и  мы поехали объездной дорогой, чтобы на трястись по отсыпной дороге.

Вот как-то так. Устали, но очень-очень-очень понравилось. Отдых получился суперактивным!