Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России  »  Российские морские курорты

Фоторассказ об отдыхе в Головинке (Лазаревский район Сочи)

Часть первая: где и как мы жили

Начну с того, что планировать поездку на море я начала в апреле. Тогда же купила авиабилеты на рейсы Аэрофлот с пересадкой в Москве, забронировала комнату в гостевом доме Рашида Тешева, который находится в поселке Головинка Лазаревского района Сочи.

Оставалось ждать целых 4 месяца, и они как-то незаметно прошли. :-)
Началось наше путешествие...

Про дорогу и место, где мы жили

Утром 3 сентября мы приехали в Толмачево за 2,5 часа до самолета, все успели сделать, дочь порезвилась в детской комнате. Вылет и прилет в Москву были по расписанию. В Шереметьево мы так же, не напрягаясь особо, провели еще 2,5 часа до самолета в Сочи. Дальше начались проблемы. Перед посадкой время вылета передвинули сразу на 2 часа, мы видели в окно, как наш самолет с погруженным в него багажом отвели от выходного коридора и увели неизвестно куда. Стало неприятно. Раздали талончики на напитки и объявили, что рейс задерживается. Потом всех созвали на посадку и загрузили в автобус, из которого через 5 минут выгрузили обратно: "В Сочи шторм и сильный ветер с моря, вылет откладывается на неопределенное время". Дочь начала плакать, шел шестой час сидения в аэропорту. :-( Мы с мужем уже тоже начали уставать, больше всего от неопределенности. Еще через час позвали за талончиками на питание, это означало, что вылет будет нескоро. Менеджер уже протянула мне талончики, потом глянула в монитор, забрала их обратно и сказала: "Срочно на посадку!". Вылетели мы через полчаса, приземлились в аэропорту Адлера уже в 9 вечера вместо 17.40. Я из Москвы предупредила встречавшего нас хозяина о задержке рейса...
В Сочи было влажно, жарко, вкусно пахло морем и незнакомыми растениями. Мы уже так устали, что хотелось только лечь спать. Дочка проспала и полет, и посадку, и выдачу багажа, и дорогу в Головинку. А дорога заслуживает отдельного рассказа. :-) На пути от Сочи до Головинки больше 200 поворотов плюс подъемы-спуски по перевалам! С непривычки меня нехило укачало. Ехали мы 40 километров часа два, попав по пути в пробку, которые так часты на этой однополосной дороге. С нашей стороны пробку удалось объехать по территории санатория, а вот навстречу минут 20 стояла огромная колонна машин, и шансов двинуться в ближайшее время у нее просто не было. Surprised В общем, 30 км от Академа до Речного и 30 км от Сочи до Головинки - две очень большие разницы. Наконец-то я увидела заветную табличку "Головинка", и мы свернули с федеральной трассы в темный проулок, взлетели на горку и вот оно - место нашего проживания на ближайшие две недели. Фото мои и не только мои.

Карта со спутника

Карта Головинки, на которую я нанесла наши привычные объекты

Дом Рашида

В комнате была не было ничего лишнего: три кровати с пружинными матрасами, два стула и место для хранения вещей. Розетка была одна, но ее хватало. В общем, нормальное жилье на период отдыха.

Напротив двери на крытой сверху террасе стоял стол со стульями, там мы ели и пили.

Обедали мы обычно в столовой "Нарт" - в минуте ходьбы вниз от дома. Это типично "совковая" столовая, как видно на фото, но очень вкусное мясо в любых видах, порции большие. Обед стандартно обходился в 300-350 рублей на троих.

На карте я показала синими линиями, как мы обычно ходили на пляж. У нас было два излюбленных места: прямо к центральному пляжу и к месту слияния реки Шахе (там был естественный "лягушатник" для детей, что при сильных волнах очень выручало). Жили мы на Центральной улице Головинки, в пяти метрах над федеральной трассой, к шуму которой привыкли на удивление быстро. Wink Вдоль дороги на пляж и в радиусе 100 м от дома находились все необходимые магазины, включая супермаркет и отличный магазин бытовой химии (отличный и для Новосибирска!). Знаменитый излюбленный туристами объект Головинки тюльпановое дерево (уже давно отцветшее ко времени нашего приезда цветами, похожими на тюльпан) мы проходили всякий раз, когда шли на пляж к Шахе.

В соседнем с деревом доме мы покупали вкуснейший виноград сорта "изабелла", а рядом с деревом всегда предлагали купить вино, мед, сфотографироваться с попугаем или в национальных костюмах - в общем, все, чем потчуют туристов во всех курортных местах. :-)

Еще одно важное место: летнее кафе и детская площадка (тоже по дороге на пляж). В кафе мы ужинали и пили пиво, пока Дашка резвилась на площадке с другими детьми. Очень удобно, надо сказать.

Вот в общем-то и все важные для нас объекты небольшого поселка Головинка.

Часть вторая: знакомство с Головинкой

После дороги, которая длилась 19 часов, мы спали совсем мало - непривычное место, шум трассы, другой часовой пояс... В итоге в 5.30 по местному времени активизировалась даже Дашка, а около 7 утра мы решили пойти погулять по Головинке. Было пасмурное утро, дул сильный ветер, я мерзла (в сравнении с предыдущим вечером), улицы были пустынны, море штормило. :-( Но потом все изменилось. :-)

Для начала мы пошли завтракать в столовую "Нарт", и ничего, что в 8 утра мы ели люля-кебаб. Laughing Зато на душе стало теплее. А скоро и солнце выглянуло, пора было идти на пляж.

Море волновалось

Качаться на волнах очень весело, а вот выходить по гальке на берег - не так-то просто

После обеда мы решили приступить к экскурсионной программе и наведались в санаторий "Лазурный берег", который славился своим дендропарком. Вот там-то я прониклась флорой субтропиков навсегда. Аромат незнакомых растений зачаровывал и сводил с ума, красота потрясала до глубины души. Хотелось остаться там навсегда.

Эти фотографии сделаны 4 и 11 сентября, но размещаю их вместе.

Один из двух памятников вождю революции в парке санатория

Шикарная длинная лестница, вызывающая ассоциации с довоенными фильмами

Мостик над дорожкой

Старые здания

Настоящий спутник и памятник космосу - дань спецификации санатория (он был военным)

Красотища!

Замечательные деревья

Часть третья: Лазаревская

На следующий день мы поехали в Лазаревскую для посещения океанариума, дельфинария и аквапарка "Морская звезда".

От Головинки до Лазаревской по горному серпантину всего 40 минут, это совсем не утомительно (даже на второй день после приезда).  Мы сели в маршрутку и приехали в гораздо более многолюдный и шумный поселок, где огромное количество всяких-разных развлечений, толпы людей на улицах, везде предлагают экскурсии - просто Мекка туристов.

Вокзал

Океанариум стоил 400 рублей со взрослого и 200 с ребенка, и совсем не впечатлил нас за такие деньги.

Перед зданием океанариума

Билет в дельфинарий стоил 600 рублей с человека, в том числе и ребенка. Съемка - еще сто рублей, диск с фильмом о дельфинарии - 200 рублей. В программе были два белых кита, моржонок и три афалины. Нам всем очень понравилось. 5ballov Были в дельфинарии впервые, сравнивать не с чем.

Потом мы переместились в аквапарк "Моская звезда", что был в двух шагах, и весело провели там три часа. Дочка была в полном восторге!

Не очень удачным оказалось выбранное для аквапарка время - с 12 до 15, мы с мужем подгорели, поэтому решили уйти пораньше и подольше побыть вечером на пляже в Головинке.

Часть четвертая: дольмены и водопады

В этой части я расскажу об экскурсиях, которые провел для нас хозяин гостевого дома Рашид Тешев. На осмотр местных достопримечательностей, водопадов и дольменов ушел весь световой день.

Сначала Рашид повез нас на чайные плантации, которые давно стоят заброшенными, чай с них собирали в советские времена, а сейчас просто поддерживают для показа туристам.

Это горная река Шахе, которая поит Головинку. Вода в кранах течет не хлорированная, очень вкусная! Мы быстро перестали покупать бутилированную воду для питья и брали везде с собой воду из-под крана. :-) А какие пушистые и красивые становятся волосы после мытья такой водой - сказка.

Следующим объектом была "Старая мельница", фактически музей адыгейской культуры под открытым небом. Раньше там проводили вечерки - кавказские застолья. Очень красивое и интересное место!

Заехали мы на очень известный объект под названием "33 водопада". Вот что пишут об этом месте: "В долине реки Шахе в 4 км от поселка Большой Кичмай города Сочи расположено удивительное по своей красоте ущелье Джегош с многочисленными каскадами водопадов высотой до 12 метров. Это место называют «33 водопада», на самом деле их даже больше. Все вместе они образуют огромную каменную лестницу, по которой струится чистейшая горная вода. Туристская тропа ведет по обеим сторонам ущелья. Вдоль нее растут широколиственные деревья, а ближе к воде - реликтовый эндемик – самшит колхидский, занесенный в Красную книгу. На пятом водопаде падающая вода образовала небольшое озерцо. Окунитесь в чудесное, животворное озеро, поплавайте в нем, и Вы почувствуете, как усталость ускользает из Вас, а Ваши чувства приходят в гармонию".
К сожалению, этим летом в районе Сочи было очень мало дождей (по слухам - из-за разгона облаков для строительства олимпийских объектов), и водопады были совсем не полноводны. :-( Зато желающих в них искупаться было превеликое множество. :-)

Один из водопадиков

На следующий день нас ждала большая экскурсионная программа по дольменам и водопадам Лазаревского района Сочи. Всего мы увидели 4 дольмена и 3 водопада, самые известные из них Вольконский дольмен и водопад "Красотка".

Началась экскурсия на виадуке "Зубова щель" (самый высоко расположенный от земли мост в России: высота его опор — 84 метра).

Первым мы увидели знаменитый и уникальный монолитный Волконский дольмен. Монолитный дольмен — дольмен, внутренняя камера которого полностью и целиком высечена через единственный узкий лаз в скале. Этот метод постройки был очень трудоёмким, до нас дошёл только один целый монолитный дольмен - Волконский. Он находится рядом с минеральным источником.

Дальше мы поехали на водопад "Красотка", дорога к которому с трассы была очень непростой и долгой. Зато какая природа была вокруг!

А вот и водопад

Дальше были еще дольмены и водопады.

Этот дольмен был в необычном месте: крытый двор с кафе, с "потолка" свисают гроздья винограда, слева стоит дольмен, похожий на домик или грибок, а справа, за сценой находится семейное кладбище Мухортовых (три каменных саркофага).

Недалеко от этого дольмена нам встретилось дерево, на котором растет фундук. Орех уже созрел, мы его пособирали и попробовали. Свежий фундук очень вкусный.

На этом наша обширная и интересная экскурсионная программа закончилась, еще на один водопад мы не поехали - устали. Embarassed

Часть пятая: экскурсия в Красную поляну

Я очень хотела в Красную поляну - подняться на открытом подъемнике высоко в горы.  Сначала подумывали добираться туда самостоятельно, но с учетом сложности стыковок транспорта Головинка-Сочи/Адлер и Сочи/Адлер-Красная поляна решили взять путевки в туристическом агентстве (как и в Абхазию). Стоило это счастье на троих 1950 рублей плюс подъемник 1400 за взрослых, потом к этому добавилась экскурсия по Сочи (400 рублей за двоих взрослых). А ведь как говорила менеджер, экскурсия по Сочи входит в стоимость. Но куда было деваться? Равно как никто не предупредил, что в Красной поляне нас завезут в "ловушку" для туристов - очень дорогое кафе, где успешно раскручивают на покупку вина и меда. :-( Вино мы не купили, но на мед раскрутились. Но это еще ничего по сравнению со счетом в этом кафе.
Так что на этой экскурсии мы испытали на себе все прелести организованного туризма. Люди, собственное авто - не роскошь, а свобода. Итак, начинаем...

По дороге в Красную поляну туристов высаживают в давно обкатанных красивых местах для разминки и фото.

А это то замечательное кафе, очень красивое место с драконьими ценами. Мы провели там больше трех часов по дороге туда и обратно.

Прудик с форелькой

По дороге в Красную поляну выяснилось, что открытый подъемник давно закрыт (каламбур просто), а ведь мы спрашивали об этом тетю-менеджера, продавшего нам путевки. Мораль: не верьте на слово всем продавцам путевок, им лишь бы продать. :-( В итоге поднимались мы на высоту 2200 м в закрытой кабине, удобной и красивой, но закрытой...

Если не смотреть вниз на гигантскую, буквально изуродовавшую склоны, олимпийскую стройку, то красота была потрясающая!

Опять же из-за стройки смотровые площадки между вторым и третьим уровнями и наверху были размером с ладошку. :-( И толпа народа пыталась из-за заборов что-то сфотографировать. В общем, я не такой ожидала увидеть Красную поляну, не вняла предупреждениям умных людей. В принципе, выбери мы джиппинг в качестве подъема, то увидели бы красоту, не так обезображенную стройкой, но так хотелось именно на подъемник!

После Красной поляны нас повезли в местечко "Медвежий угол", где находился нарзановый источник (плюс еще 200 рублей за взрослых). Воды мы набрали, а больше там особо нечего было делать, только фотографироваться с многочисленными скульптурами. :-)

Дальше нас ждал город Сочи. Что можно сказать про Сочи, который мы увидели? Очень красивый, ухоженный по-европейски, курортный город, где около каждого кафе или ресторана либо фонтан, либо группа скульптур, либо причудливо вырезанные из кустарника фигуры. Зелено, солнечно, ярко! И клены, много-много кленов, а я их очень люблю. Нам показали центр Сочи, набережную, морской порт, зал Фестивальный (прикольный концертный зал, концерт можно спокойненько слушать на улице) и парк Ривьера.

В парке "Ривьера" мы были полчаса до 20.00, поэтому просто прошли по главной аллее, посмотрев издалека на все развлечения. Темнело очень быстро, и в автобус мы сели уже в темноте. Два часа по горному серпантину, и мы дома, в Головинке. :-)

Часть шестая: Дендрарий в Сочи

На следующий день после нашей экскурсии в Красную поляну внезапно испортилась погода, начались дожди, подул сильный ветер, море заштормило. День мы подождали, а 14 сентября самостоятельно (без экскурсии и доставки) поехали под проливным дождем в знаменитый сочинский дендрарий.

Сначала немного об истории этого потрясающего места. Я искренне восхищаюсь создателем парка - издателем «Петербургской газеты», коллекционером и драматургом Сергеем Николаевичем Худековым. В 1889 он приобрел в Сочи 50 десятин земли на склоне Лысой горы. Там в 1899 году была построена вилла «Надежда» (названная в честь жены, Надежды Алексеевны). На 15 га заложен парк, а рядом - сливовый и персиковый сад. Растения для парка закупались в ботанических садах Крыма, Германии и Кавказа (часть из них, например, была привезена из питомника принца Ольденбургского в Гаграх). Большой знаток экзотических растений, С.Н. Худеков высадил в парке около 400 видов деревьев и кустарников, он же к 1892 году осуществил планировку парка вместе со своим другом садовником К.А. Лангау. Парк строился по типу франко-итальянских террасных парков конца XIX века и постоянно пополнялся новыми растениями. К 1917 в нем произрастало их уже более 550 видов. Парк украсили скульптуры и вазы, заказанные во Франции и отлитые из чугуна мастерами франко-итальянской компании А.Дюреном и П.Капелларо. В 1922 парк национализировали.
И началась его новая история...

Честно говоря, мне бы очень хотелось увидеть виллу и парк до национализации, ведь это было созданное с большой любовью и знанием творение рук человеческих и природы.  Конечно, сейчас в дендрарии тоже очень красиво, по мере сил и средств территория и строения поддерживаются, закупаются новые растения и так далее, но это уже не совсем тот парк, нежели задумывал его создатель.

Итак, примерно через 2,5 часа после выезда из Головинки мы вошли в верхнюю часть дендрария. Вход стоил 350 рублей (за обе части дендропарка). Лил дождь, по дорожкам и лестницам текли потоки воды, а главное - совсем не пахли деревья и даже цветы. :-( Красота была суровой и величественной. Сразу почувствовалось, что лето закончилось и началась осень...

Архитектурный ансамбль очень впечатляет

К сожалению из-за 100% влажности у нас отказался нормально работать фотоаппарат, и мы не все смогли запечатлеть на память. :-( Дочери очень нравились живые обитатели дендрария - утки, лебеди, страусы, нутрия, которых она радостно кормила хлебом. :-)
Дополнительно: в дендрарии довольно интересный аквариум (за отдельную плату в 70 рублей со взрослого, дети - 35 рублей), в котором живут экзотические коралловые рыбы из Индийского океана, пираньи и мурены, ядовитые крылатки и черно-оранжевые веселые рыбы-клоуны, тропические креветки, есть даже акула. Также там неплохой экзотариум с пауками, змеями, варанами и прочей ползучей живностью (50 рублей за вход).
Конечно, я бы очень хотела еще раз побывать в дендрарии, только в хорошую погоду, чтобы осмотреть все-все, не торопясь, с удовольствием, с чувством, толком и расстановкой. :-)

А в этот раз, промокшие и уставшие, мы больше часа пытались вернуться в Головинку автобусом или маршруткой. До ближайшей электрички оставалось еще три часа, и пришлось поехать обратно на такси - через все сочинские вечерние пробки и заторы на серпантинах перевалов... Спасибо замечательному таксисту Эдику, который развлекал нас разговорами, давал полезные советы, веселил и вообще оказался очень хорошим и приятным человеком. И мы даже успели на ужин в столовую "Нарт"!
На этом с экскурсионной программой было решено закончить. Оставалась попытка поехать на кораблике в море, но погода была не согласна с нашими планами.  До вылета в Новосибирск осталось всего два дня.

Часть последняя: море и закаты

15 и 16 сентября мы никуда не ездили, просто ходили на море, гуляли, ждали улучшения погоды.

Море, небо, чайки, пляж

Закат нашего последнего дня на море

В день отъезда установилась замечательная погода, на море был штиль. С утра мы успели позагорать и накупаться напоследок, после обеда поехали в аэропорт Адлер-Сочи. Рейс задержался на полтора часа, вылетели уже в темноте, и в Москве опоздали на стыковочный самолет, но честь и хвала Аэрофлоту - нам быстро поменяли билеты на ближайший рейс в Новосибирск. И не просто поменяли, а поменяли на бизнес-класс без доплаты. 5ballov Время в зале ожидания в бизнес-классе Шереметьево пролетело для меня незаметно: хороший кофе и давно забытый интернет увлекли меня. В 9 часов утра мы приземлились в Толмачево. На улице +1, морозец просто-таки зимний - и это после +26 в Сочи. :-( Но мы так уже соскучились по Новосибирску!  После 18 часов пути мы были дома.

03.10.10,
Незбудейка,

Молодцы,было интересно. Мы тоже в это время были в Головинке. Приятные воспоминания!
Гудвин (12/03/2020)
Тема Рашида здесь:
Гость (12/03/2020)
подскажите номер телефона у Рашида.пожалуйста
БуБусик (12/07/2018)
И мы через два дня едем...
Я тоже в августе еду 2018
У Рашида хорошо! Тоже отдыхали у него и еще хотим съездить. По мне так удобное расположение дома , рядом магазины и остановки, а чем ближе к морю, тем цены все выше и выше на все.
Я в августе 2018 только поеду
БуБусик (25/01/2017)
Класс! Отдыхали у Рашида три года назад. Головинка тихий и спокойный городок. Очень бюджетные цены. Мечтаем туда опять попасть..
Juli_Lev (30/08/2016)
Знакомые места, прям ностальгия, отдыхали там в 20015 году в июле-августе. Очень понравилось.
Sun Travels (26/07/2016)
С удовольствием прочитала Ваш рассказ, интересно!