Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Праздники  »  8 марта

Головные уборы в жизни славянской женщины

Как и одежда, головной убор наших бабушек и прабабушек (а также прапрапра- и дальше, дальше, в глубь веков), служил, в том числе, для социальной коммуникации. Каждый житель города, деревни или общины ориентировался в женской и мужской одежде, в символике вышивки и общем расположении элементов одежды куда как лучше, чем мы, современные, ориентируемся в моделях мобильных телефонов. По одежде и головному убору (а особенно женскому головному убору) всяк, проходящий мимо, даже не знакомый лично с этой женщиной, понимал, кто перед ним, каким социальным статусом обладает эта женщина и  каково её семейное положение.

Молодая девица, готовая к замужеству носила специальный девичий убор, который демонстрировал окружающим во всей красе её волосы – исконный символ женской силы на Руси. Представлял он собой, чаще всего, красную ленту, повязанную по голове и сходящуюся под косой в своеобразный бант. Эта лента чаще всего красного цвета – демонстрирует женскую силу сильную и то, что девица находится на выданье, а также её способность к деторождению (красный цвет в одежде девочки появляется только после начала месячных). Девицы, находящиеся на выданье имели право заплетать волосы в косу (чаще всего одну, замужние заплетали две) и носить волосы открытыми для всеобщего обозрения. И когда девушка выходила замуж, происходил особый обряд – прощания с косой. Это вовсе не обозначает, что молодой жене под корень срезали волосы. Просто с этого дня, после прощания с косой, после замужества, волосы уже замужней женщины навсегда уходили под платок, становясь невидимыми для окружающих. Вообще выставлять косу на обозрение, спускать её по спине, могли только именно девицы – то есть женщины, не потерявшие свою девственность. Существовали, однако, специальные случаи, особо торжественные, когда женщина могла распустить свои волосы по плечам – похороны родителей (напомню, что смерть не считалась раньше таким уж горем), венчание, особо крупные церковные праздники. В случае появления у женщины внебрачных детей, или потери невинности она теряла возможность носить косу по спине или показывать макушку головы.  Если женщина была замечена в распутном образе жизни, община могла обрезать ей челку, что бы пометить таким образом «род занятий» женщины.
 
Девичий головодец Девичий убор
Можайского уезда, 1850г
Девичья коруна


Спрятать свои волосы от чужого взгляда, будучи замужней, считалось настолько необходимым и важным, что даже свёкр не мог их отныне видеть (большим семейным скандалом могло заканчиваться подглядывание за супругой сына в процессе смены ею платков – дневного на ночной). Только другие женщины, в бане, могли видеть всю женскую мощь, которая теперь, после замужества, принадлежала единственному мужчине. Замужние женщины заплетали уже две косы, укладывая их по голове разнообразными способами, которые тщательно прятали под платок. И если женщина, жена, хозяйка, плохо прятала волосы, то «эзотерический» хозяин дома, домовой, мог начать ей мстить за это, устраивая некие специальные гадости. Ведь, показав волосы, женщина как бы отнимала у своего мужа свою энергетическую поддержку и подпитку, делилась своей женской силой, которая должна по праву принадлежать только одному мужчине. «Засветить волосы» было не только позором, но и энергетически неприятным действием, которое могло привести к разнообразным неприятностям в семейной и «экономической» жизни семьи и женщины. Верили, что женщина (не девица!) с открытой головой имеет доступ к нечистой силе, поэтому местечковые ведьмы голов не покрывали и определялись, в том числе, по этому признаку.
 
Рогатая великорусская кичка


Платок является символом однозначной принадлежности к женскому полу, и появляется (у части славян) уже с четырех лет – что бы можно было отличить одинаково одетых деток по половому признаку.

Значение головного убора в жизни русской и славянской женщины огромно, рассказать о нем в одной статье не только невозможно, но и нереально. Приведу в пример только названия разных головных уборов, списком (и то, неполным): венóк, повя́зка, лéнта, лубóк, карабуля, почёлок (от слова челó, т. е. лоб), свя́зка, перевя́зка, вeнéц, корýна, головóдец (от cлов: головá и обводи́ть), грибки́, голощи́нка, рефéть, рефи́ль, крáсная крáсота, ткáнка, рефе́тка, рефи́ль, пóднизь, ря́ска, ря́сы (последние три – отдельный элемент особо нарядного головного убора). Как видите, невозможно охватить все это великолепие разом.

Ну а материалы для изготовления головных уборов? Их также было огромное количество: металлическая проволока с подвесками на ней, лента, сложенный в виде ленты платок, куски позумента, парчи, ткани с вышивками и иными украшениями, венки из цветов естественных или искусственных, окрашенных птичьих перьев, низаного жемчуга, кружок из лубка (липовой коры) или картона с украшениями(более поздние варианты) и так далее, и так далее и так далее.
Вот он – простор для творчества. А вовсе не наклейки Винкс :)
07.02.12,
Кристина Вязовская
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+

Ваш комментарий:



Автор:



Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость


Реклама