Праздники »
Новый год
Поездка на фабрику новогодних игрушек "Елочка" (г. Клин)
Итак, в прошлую субботу с самого утра мы выехали в Клин. Мы проезжали подмосковные города и достопримечательности, вспомнили о Второй мировой войне («Кресты» на Ленинградке и памятники павшим героям по дороге) и потихоньку стали настраиваться на новогодний лад с помощью загадок и прибауток. А на въезде в Солнечногорск мы по волшебству попали в другое время года - ребята, там зима! Ребенок прыгал в кресле и вопил - "Снег!" Там и правда - снег, лед, все настоящее, нам на летней резине мало не показалось.
И вот мы уже стоим перед зданием в стиле русской усадьбы скороспелого нувориша. Это новый выставочный комплекс Клинского подворья. Поразило большое количество совершенно одинаковых дверей, которые, как мы смогли убедиться позже, почти все были заперты. После множества попыток войти в здание мы все-таки нашли вход, но там, где его меньше всего ожидали найти. В фойе первого этажа большое количество детских групп в сопровождении учителей и отбывающих повинность родителей. А надо сказать, что моя любовь к детям обычно резко заканчивается в театрах и в музеях, а именно там их почему-то очень много, самого неудобного возраста и в самом угрожающем количестве - почему-то родительские комитеты обожают таскать по "мероприятиям" деток 11-13 лет... эх... А надо сказать, что вся экскурсия длится полчаса, и одновременно по центру идут нога в ногу несколько групп, в буквальном смысле дыша друг другу в спину: залы разделены закрытыми дверьми, и чуть экскурсовод захочет сказать еще пару слов - уже стучат в дверь следующие, довольно неприятно.
Оплатили мы нашу экскурсию - 290 руб. с человека, Анисья - бесплатно. Кстати, на мой взгляд, 200 рублей за возможность фотографировать – довольно дорого. Тем более, что в залах, где и проходит само производство, фотографировать нельзя – производство травмоопасно и, как нам сказали, фотографируя сотрудников, мы нарушаем их право на личную неприкосновенность. Ну, травмоопасно – это понятно, а вот эта фраза из американской действительности мне совершенно непонятна – чьи права я могу нарушать, а чьи нет? Если я сфотографирую экскурсовода, я нарушу ее права или нет, или сделаю фото продавца в магазине? Надо будет поинтересоваться у юриста. Хотя опять же, на мой скромный взгляд, ларчик-то просто открывается – и хотя это выставочный комплекс, но это все равно производство, где оплата за труд, скорей всего, сдельная, а все эти вспышки мешают работе.
Хотя почему бы не посадить на оклад стеклодувов и художников, работающих в выставочном центре (оклад, конечно же, хороший, чтобы люди были в своей работе заинтересованы). Заходит так группа бездельников-туристов-экскурсантов, а им наглядно показывают процесс выдувки игрушки. Потом экскурсовод предлагает подойти ближе к столу стеклодува, потрогать заготовку, подержать в руках щипцы для фигурной выдувки, предлагает сфотографировать орудия труда, рабочий стол. И даже, если сама стеклодув не против, сфотографироваться вместе с ней. Кстати, не удивляйтесь, я написала «сама», хотя слово «стеклодув» мужского рода, т. к. на эту тяжелую работу идут в основном женщины – шум от вытяжки, целый день смотреть на открытый огонь, держать в руках горячую заготовку, ну, и все остальные «прелести жизни». :( А на зарплату стеклодува Инфинити вряд ли можно купить. :(
Потом зал, где работают и творят чудо художники. Опять же, группе наглядно показывают весь процесс, дают подержать только что раскрашенную игрушку.
«А все ли хорошо?»
«Да» - кивают головами туристы.
Но художница добавляет всего пару штрихов в готовое изделие, и, о чудо, елочное украшение заиграло по-новому. Сказка, да и только!
Ура, ура, мы теперь знаем, как создается волшебство, и нам так приятно, что мы познакомились с людьми, создающими для нас этого чудо! Аплодисменты! Занавес!
Ой, чего это я про занавес?! Это же только мои мечты, но буду надеяться, что они осуществятся.
А пока мой отзыв.
Итак, экскурсия оплачена, к нам подходит экскурсовод, и мы отправляемся в новогоднюю сказку.
Встречает нас елка, а на ней красные яблочки. Как только экскурсовод отвернется, пожалуй, сорву наливное яблочко и съем. В этом зале узнаем/вспоминаем, откуда пошел обычай украшать на Новый год елки, как этот чудесный обычай попал в Россию.
В следующем зале показан быт стеклодува в царской России. По-моему, орудия труда стеклодува ничуть не изменились с того времени. Разве что сейчас этим ремеслом занимаются женщины, а не мужчины, по причине, указанной мной выше. Воссоздан макет избы, с печью, настоящими мехами для раздува огня, праздничным костюмом женщины, украшенной стеклянными бусами, что твоя елка... Все, как в хорошем краеведческом музее.
Это, по сути, он и есть- экскурсовод с гордостью рассказывает именно о своем крае ,где издавна занимаются этим ремеслом, и о традициях работы. Например, запомнилось то, что всегда очень большой процент работы выполнялся не в цехах фабрики, а на дому. И поныне этот принцип соблюдается, и многие работают до сих пор целыми семьями - собирать, к примеру, бусы под силу и дошкольнику.
Затем залы елочных украшений дореволюционного периода и советских времен. Я попадаю в свое детство. Помню-помню вот такие бусики, такой велосипед, и звезду, такую чудесную Бабулечку-Ягулечку в ступе, Снегурочку, лебедей из картона, игрушки из ваты. Ох-ах, даже запахло мандаринами, которые в моем детстве продавались только зимой, продажа начиналась под Новый год, и к Старому новому году мандариновые реки иссякали. Анисья не могла оторваться от снегурок в костюмах народов СССР и братских держав, вроде Индии и Китая. И еще ребенку в душу запал целый стенд игрушек начала 1960-х годов, посвященных... конечно, космонавтике. А мы ж в космос готовимся, так что нам оно все ну очень близко.
Это называется монтажная игрушка.
А это картонажная:
А это папье-маше и вата на проволочном каркасе. Очень милые и трогательные фигурки, которые и в наше время нашли бы достойное место на елочке: обратите внимание на негритенка и новорожденного поросенка — ну разве не прелесть?
А тут зал авторских работ, красавицы-елки наряжены в разные «костюмы» - тут и Королева, и Весна, и Восточная красавица… Изделия современных мастеров ничуть не уступают тем игрушкам, которые уже не одно поколение хранятся в нашей, да и не только в нашей семье.
А как же делают эти игрушки? Мы в зале выдува игрушек. Взять заготовку, выдуть шар, обрезать лишнее, положить. Взять заготовку, выдуть шар, обрезать лишнее, положить… НО это настоящее таинство, доложу я вам!
Подумать только – из стеклянной трубочки получается шарик или шишка! Это и называется – в буквальном смысле «вдохнуть жизнь» в игрушку. Пытливо вглядываясь в лица работниц, мы не заметили ничего особенно-сказочного или одухотворенного, но от этого процесс казался еще более таинственным! А за дверьми нас уже ждет елка из сказки Гофмана. Ах!!! Но кто же так красиво разукрасил эти игрушки? Мы идем к художникам - взять шар, провести одной краской, провести другой краской, нарисовать цветок, намазать клеем, насыпать блестки, поставить шар, взять новый шар, провести одной краской, провести другой краской, нарисовать цветок, намазать клеем, насыпать блестки, поставить шар, взять новый шар…
Опять механика? Да нет же, просто у людей план, просто норма выработки. А на самом деле – берешь готовую игрушку и чувствуешь, с какой любовью она сделана, как будто именно для меня, для моей елки. И как жалко, когда от нечаянного движения эта игрушка падает и разбивается.
Этапы изготовления игрушек:
снизу вверх - выдув, обработка в вакуумной камере фольгой (нанесение вот этого блестящего внутреннего слоя), покрытие краской, раскрашивание - нанесение переводных картинок, блесток и т. п.
Стеклянная основа игрушки и щипцы для шишек:
После художников нам показали огромный стенд с уже теперь антикварными Дедушками Морозами и Снегурочками, не чета китайским.
Потом ввели нас в замок Снежной королевы.
Мы там даже поводили хоровод вокруг елочки, дружно и стар и млад прокричали: «Елочка, гори!»
Вот так мы встретили Новый год, ой, пардон, побывали на экскурсии. :)
Хорошо, красиво. Вот если бы еще немного внести душевного тепла, сделать так, как я размечталась (это скорей вопрос к руководству), то вполне можно вернуться сюда еще раз, на театрализованную экскурсию и на мастер-классы. Тем более, Выставочный комплекс работает круглогодично.
Кто куда, а мы с дочкой отправляемся в магазин за той красотой, которую мы увидели в музее. Ну, или почти такой же красотой.
Спасибо, «Елочка»! Нам пора домой.
Это в зале, посвященном творчеству Чайковского. Оказывается, он очень любил город Клин, и его слуга был из Клина, и новогоднюю елку они всегда наряжали именно там. "Щелкунчика" он тоже написал именно в этом месте.
На стенах в зале выдува интереснейшая подборка старинных фотографий о производстве елочных игрушек в XIX–XX вв., однако наш экскурсовод практически не обратила на них внимание детей, хотя мы и просили. Эксплуатация детского труда налицо:
Также в этом зале меня заинтересовали ретро-фотографии. Вот как празднуют елку дети академиков:
А так - дети из дальних деревень и сел:
А теперь мое субъективное мнение от посещения экскурсии: для меня Клин — не очень близкое место, куда второй раз пока что ехать не хочется, все-таки есть еще что посетить в области, только успевай. Поэтому за один присест планировалось сделать многое. Однако, из-за халатности работников музея, многие интересные моменты в экскурсии были пропущены, сама экскурсия проведена на 4 с большим натягом — помогло предпраздничное настроение и интересные экспонаты.
Я целиком согласна с автором. Мы тоже 28 декабря 2008 года посещали музей елочной игрушки в г.Клин. Очень красиво в музее, есть на что посмотреть (в плане игрушек), детям понравилось практически все, за исключением так называемого мастер-класса (как впрочем и родителям). Нашу группу быстро загнали в помещение, детей рассадили за столы, женщина в русском костюме показала несколько картинок и буквально приказным тоном предложила приступить к работе. Дети начали рисовать. Кто как умеет. Так вот эта дама, проводившая мастер-класс, стала с видом надзирательницы ходить около ребят и критиковать их работу. Не так рисуют, не те краски берут, "Утицу надо рисовать, я же вам показывала", "А вот это самый худший разрисованный шар!" - сказала она одному ребенку. Так как мальчик рисует не очень хорошо, он сильно расстроился и вообще хотел уйти. Настроение у многих детей было испорчено. При этом их постоянно подгоняли, говоря, что время заканчивается. Ну и к чему такой мастер-класс? Даже если поджимает время и уже на подходе следующая группа, надо больше тепла и чуткости проявлять по отношению к детям и уж ни в коем случае не критиковать их работу!
В ноябре 2004 года мы были на фабрике елочных игрушек в Высоковске. Так вот там атмосфера намного теплее, добрее! Нашим детям показали весь процесс изготовления елочных игрушек от расплавки стекла до выдувания игрушки. Показали как их серебрят маленьким кусочком фольги, как красят, как наносят рисунок. Да, там тоже нельзя было фотографировать работников, которые изготавливают игрушки,и музей там маленький (буквально две комнатки), но насколько ярче были впечатления! Какие приятные и добрые люди работают на фабрике в Высоковске! Всем очень понравилось!