Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Первое знакомство с парком "Ергаки"

В глубине западных Саян, между Хакасией и Тывой, затерялся уголок девственной природы - природный парк «Ергаки». Площадь охраняемой территории – 342,8 тыс. га, представлена она горными отрогами и разнонаправленными гривами.

Трасса Абакан - Кызыл

Красоты парка начинаются уже на трассе Абакан - Кызыл: скалы, ледники, ручьи, перевалы...

Здесь мы впервые увидели необычное сооружение - противолавинную галерею. Сами собой в голове звучат слова:
"Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной"...

природный парк Ергаки

Как законопослушные граждане, мы решили заглянуть на базу МЧС. Будучи абсолютно уверенными, что регистрировать нас с нашим однодневным маршрутом не станут, рассказываем свои планы. Но к нашему отряду, в составе которого - 4 детей, отнеслись очень серьезно и зарегистрировали по всем правилам. Пункт МЧС находится на 605 км трассы, рядом с турбазой "Ергаки", напротив озера Ойское.

На 614 км находится визит-центр, в который тоже стоит заглянуть. Здесь можно приобрести карты маршрутов, проконсультироваться о сложности маршрутов и получить любую другую необходимую информацию. Лично нас сразу предупредили, что выбранный нами маршрут за один день с детьми мы не осилим. В качестве первого знакомства детей с "Ергаки" рекомендовали тропу на висячий камень и озеро Радужное, она самая короткая и наиболее оборудованная. Но мы все-таки приняли решение сократить маршрут, но направление оставить запланированное ранее. В визит-центре нашу туристическую группу во главе с папой тоже зарегистрировали.

Поскольку мы выбрали тропу к озеру Светлое, а также озерам Медвежье и Золотарное (водопад Мраморный из списка только что удалился), мы проезжаем до 622 км к кордону "Тушканчик". Здесь есть недорогие настилы под палатки, а также бесплатная полянка, которая оказалась свободной.

природный парк Ергаки

Даже если бы у нас не было времени, сил или желания идти в поход, мы уже получили массу впечатлений: непередаваемый насыщенный кедровый воздух, чистейший лес и живописная горная река Тушканчик.

Экотропа на озеро Светлое

Но в наши планы поход входил. Начальный этап тропы очень подкупил, и дети расслабились. Скоро, очень скоро они об этом пожалеют, но пока передвигаются в абсолютно хаотичном порядке.

природный парк Ергаки

Конечно, далеко не весь путь так облагорожен, о некоторой сложности дороги мы знали заранее, так что таким тропам мы тоже были несказанно рады.

Местами тропу представляют просто корни деревьев, курумник или бревно.

Иногда путь облегчен заботливыми руками, спасибо добрым людям. К этому моменту ребятишки уже порядком подустали, так что с благодарностью оценили этот труд.

природный парк Ергаки

Ергаки является частью заповедника, так что природа вдоль всего маршрута абсолютно дикая.

Местами можно найти небольшие леднички.

Первое время маршрут проложен вдоль уже знакомой речки Тушканчик, и каждый раз она вновь и вновь поражает своей нетронутой красотой.

Вода пригодна для питья даже в самом Тушканчике, не говоря уже о разных живописных ручейках, которые то тут, то там в него впадают.

Особенности похода с детьми

Судя по времени передвижения, обойти три озера мы явно не успеваем. Как ни прискорбно, но от Золотарного озера придется отказаться. Во время передвижения пытаемся напомнить детям общечеловеческие принципы взаимопомощи и поддержки, так что часто старшие помогают младшим. Но иногда помощь нужна и всем детям, что очень замедляет процесс.

Конечно, если бы мы покинули свой палаточный лагерь пораньше, был бы шанс успеть на все озера, но в составе нашей честной компании только один жаворонок. Так что временем чудесного прохладного утра мы пожертвовали ради хорошего расположения духа и отправились в поход только тогда, когда все выспались.

природный парк Ергаки

Физически крепких ребят среди нас тоже нет, так что частые привалы были неизбежны. Но в этом есть и преимущество, иначе столько красоты осталось бы за кадром. Пока дети отдыхали, я по камням и корням прыгала с фотоаппаратом.

Еще одна особенность путешествия с детьми - они готовы вынести с собой половину леса в качестве сувениров. Из небольших походов наши дети приносят полные карманы красивых камней, расстаться с которыми они не готовы ни за какие сокровища мира. Но карабкаться 6 км по горной тропе с таким утяжелением - не самая лучшая идея. Поэтому у нас был заключен договор - все сувениры только виртуальные.

Вторая половина тропы

Обычно все, кто продвигается к озеру Светлому, почти сразу начинают спрашивать, много ли они уже прошли, и долго ли еще идти. Мы и сами задавали этот вопрос, а на обратном пути неоднократно на него отвечали. Так вот, если вы поднялись на очень крутую горку, значит, прошли примерно половину пути. А если такая табличка вам еще не попалась, значит половину пути вы еще не прошли.

природный парк Ергаки

Еще один интересный пункт, который смущает неопытных туристов, на карте он значится, как Ресторан. Не обольщайтесь, поесть в "ресторане" можно только то, что вы взяли с собой. Это просто общепринятый привалочный пункт.

В визит-центре нас просветили, что от Ресторана можно немного срезать путь. Хоть тропа в 2016 году была еще не промаркирована, заблудиться на ней невозможно. По старой мы не ходили, так что сравнить не можем, но новая тропа вьется среди сказочных цветочных полян.

И вот среди деревьев начинают проглядывать долгожданные пики, которые возглашают, что мы почти у цели!

Озеро Светлое

Почти выбиваясь из сил, совершаем последние шаги и выходим к озеру Светлому, в месте, где из него вытекает большой ручей, впадающий в Тушканчик. Наш путь занял ровно в два раза больше, чем мы рассчитывали - целых 6 часов.

Наконец-то можно упасть и наслаждаться окружающей красотой на берегу озера Светлого.

Погода стоит очень ветреная. Взгрустнув, что отражения в озерной глади мы не увидим, любуемся оригиналами пиков.

природный парк Ергаки

Пик "Звездный" - самый высокий в "Ергаки", его высота - 2265 метров.

Пик "Птица" на 44 м пониже и, действительно, напоминает голову птицы: клюв торчит вверх, и ледник - в качестве глаза.

Вдруг ветер почти затих. Такой подарок! Спокойнее озеро может быть только на рассвете.

Ветер поднимается вновь, облака сменяются мрачными тучами, а вдали многозначительно начинает греметь... А с собой - ни дождевиков, ни тента, ведь дождь, а тем более грозу, ничего не предвещало.

природный парк Ергаки

Не сговариваясь, все соскочили и стали собираться в обратный путь. Развеялись мечты дойти даже до Медвежьего озера. Дождик оказался лучшим мотиватором. Мокрые, мы долетели до палатки за 3 часа. Уже начало смеркаться. Поход был, скажем честно, совершенно не категорийный, но, по разным обстоятельствам, для нас - это уже своего рода достижение, так что нашему успешному возвращению даже природа салютует, а туристы-любители греются у костра чашечкой горячего шоколада.

13.04.17,
Марина Цурикова,

Соня (Гость) (19/02/2019)
Как там в июне, у меня отпуск во 2-ой половине июня.
Кукундрик (21/06/2018)
Какие умнички все, здорово, тоже хотели в этом году в Ергаки рвануть, но вдвоем с мужем не рискнули..
Возможно на след. год точно поедем, если в декрет не уйдем))))
Марина Ю. (11/07/2017)
Мы в конце июня ходили.
GlJane (11/07/2017)
Спасибо за отчет! Собираемся в Ергаки, очень помогли сориентироваться! ТОлько я не увидела в каком месяце вы ходили.
ЗАВИК (28/04/2017)
Велика Россия!Красота! Люблю нашу страну)).
Фото чудесные. Очень впечатлили. Буквально окунулась в природу.