Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России  »  Российские морские курорты

Путешествие в  Дербент на машине в июле-августе 2022 года

Сразу оговорюсь, что всё нижеописанное - это именно моё восприятие происходящих событий, которое я никому не пытаюсь навязать. Буду рада, если мои заметки окажутся полезными кому-то.

Начну с того, что ещё несколько лет назад мы собирались всей семьёй на море. Но годы шли, и то одно, то другое, включая пополнение семьи, способствовало откладыванию этой поездки. И вот, наконец, самый младший ребёнок подрос, и мы решились на дальнюю поездку. Как, наверное, и у большинства семей, встал выбор: либо Чёрное море, либо Каспийское море.
Выбор пал на Дагестан по нескольким причинам: пока там меньше туристов, хотелось посмотреть другую культуру, попробовать настоящих спелых фруктов.
Поехать решили на машине (5 человек), и тоже по нескольким причинам. Во-первых, чтобы для детей (4 года, 7лет, 16 лет) было разнообразие впечатлений, во-вторых, иметь возможность ежедневного душа и нормальной постели, да и в конце концов посмотреть разные пейзажи и города, хоть и проездом. Важным фактором для нас также являлась степень свободы, то есть в случае, если нас что-то бы категорически не устроило в плане условий проживания, чтобы мы в любой момент могли бы поехать в другое место.

Расстояние, проезжаемое в день - 600-1000 км, в пути 10-14 часов.

С собой в поездку было взято: небольшой запас продуктов на 1 день, запас собственной воды (45 л), два матраса (так как когда я бронировала гостиницы, часто не было 5-местных номеров), постельное белье, две небольшие подушки, ну и так всякое-разное.

В июне я забронировала на Авито дом в Дербенте с предоплатой в 5 тыс.руб., дом освобождался 3 августа, а мы планировали приехать в Махачкалу 31 июля и побыть 3 дня там.
Далее напишу небольшие отзывы про места, где останавливались ночевать.

1 день (25 июля). Остановка в г. Омск в хостеле «Матадор». Вообще я не приверженец хостелов, но этот в принципе понравился. Номер 4-местный, 2-комнатный, душ/туалет в номере, чистое бельё, нет моющих средств, по площади - средний. Цена 2 тыс.руб. Есть общая кухня, на которой можно приготовить всё, что нужно. Народу в хостеле практически не было, удобно заезжать с трассы. Бронировать можно без предоплаты. Wi-Fi доступен в общей кухне.

2 день (26 июля). Остановка г. Курган в гостинично-ресторанном комплексе с горячими источниками «7иЯ». Номер 5-местный 1-комнатный, достаточно просторный, ванна/туалет в номере, чистое бельё, моющие средства. Цена 3 тыс.руб. Удобно заезжать с трассы, бронировать можно без предоплаты. Wi-Fi декларирован, однако по факту его нет. При комплексе есть кафе, но мы уезжали рано, поэтому ничего по кухне сказать не могу.

3 день (27 июля). Остановка планировалась за г. Уфа, но большие пробки из-за ремонта на трассе скорректировали наши планы, и пришлось прямо в дороге искать жильё, в итоге забронировали на ночёвку гостиницу «Акият» в г.Октябрьский (на границе Башкирии). Очень, кстати, красивый городишко, ухоженный, расположен живописно на горе. По телефону нам предложили 4-местный 1-комнатный люкс. На деле оказался очень просторный номер, душ/туалет в номере, моющие средства, одноразовые тапочки. В номере есть небольшая кухонная зона, с необходимой посудой, раковиной, чайником. Удобно заезжать с трассы, бронировать можно без предоплаты. Wi-Fi хороший. При гостинице есть кафе-буфет, можно нормально покушать по доступной цене.

4 день (28 июля). Остановка в г. Вольск, гостиница «Александрия». Гостиница находится в старом купеческом доме, возрастом более 300 лет. Очень атмосферный городок, со старинными домами и улочками, уходящими вверх от реки Волги. Номер 3-местный однокомнатный люкс на втором этаже (к сожалению 4-местный был занят, поэтому пригодились наши матрасы)). Цена 3 тыс.руб. Очень маленький номер, хоть он и представлялся как 3-местный, но по мне, так не больше, чем для двух человек. Душ/туалет в номере, чистое бельё, моющие средства, халаты. Есть необходимая посуда, чайник. Бронировать можно без предоплаты. Wi-Fi нормальный. Слышимость в номерах очень хорошая.

5 день (29 июля). Остановка в г.Волгоград, отель «Каштан». Бронировали два номера (2-местный люкс с доп.местом и 2-местный стандарт). Цена за 2 номера – 5 тыс.руб. Просторные номера, душ (требует ремонта)/туалет в номере, чистое бельё, моющие средства. Бронировать можно без предоплаты, Wi-Fi есть, но средненький. В люксе есть столик, холодильник, немного посуды. Напротив отеля – Волгоградский рынок, где мы купили вкусных персиков. Видимо, Дагестан уже приближался :)

Далее нужно было определиться с жильём в Махачкале. Ещё раньше (в мае-июне) я списывалась с различными арендодателями, и общение с ними не вызывало у меня доверия, поэтому бронировать жильё в Махачкале решили накануне приезда, в крайнем случае подумали, что сможем снять номер в гостинице.

29 июля, находясь в Волгограде, я просмотрела множество домов на Авито в Махачкале, с некоторыми хозяевами списывалась, где-то не устраивали условия, в объявлении писали, что для 5-6 человек, а когда спрашивала про спальные места, выяснялось, что для нас они неподходящие, т.к. дети не любят спать вместе, где-то было совсем далеко до моря. В итоге я списалась с женщиной, которая согласилась без предоплаты забронировать дом в с.Новолак, в пригороде Махачкалы (не доезжая 13 км). Мы договорились, что приедем 31 июля.

6 день (30 июля). Не доехав около 130 км до Махачкалы, глубоким вечером мы решили не ехать в ночь, по незнакомой дороге, и позвонили наудачу в гостиницу «Крепость» г. Кизляр. По телефону нам сказали, что подходящий номер есть, и мы направились туда. Гостиница ещё не совсем достроена, но есть уже готовые номера. 5-местный 2-х комнатный номер, комнаты просторные, бельё чистое, кровать, диваны весьма удобные, есть моющие средства. Телевизор большой, Wi-Fi отличный, холодильник, немного посуды в номере. Цена 2 тыс.руб. Утром хозяйка нам приготовила вкусный завтрак, напоследок поинтересовавшись, всё ли нас устроило.
И вот наступило 31 июля, долгожданная Махачкала с морем приближались.

Так как мы выехали утром, и от Кизляра до Махачкалы совсем недалеко, то в с.Новолак мы приехали в 11-12 часов. Решили сначала разведать, где же пляж, на который нам предстоит ходить из забронированного дома, а потом направиться в дом, тем более, что с хозяйкой Патимат о точном времени визита мы не договаривались. Так как всё побережье застраивается, и к морю не так-то просто подойти/подъехать, особенно если не знаешь куда)), проехали чуть дальше и попали на пляж базы отдыха «Маяк». Первое, что я подумала, глядя на здание базы отдыха «Маяк» - какой же шикарный вид из номеров на море, и что наверняка мест сейчас там нет.

Пляж базы отдыха «Маяк» - это сказка, показавшаяся нам с первых минут. Крупный жёлтый песок, теплейшее чистое море, волны, и детей уже невозможно было оттащить от воды.

И вот через час этого блаженства (около 13 часов) нас ждал первый «сюрприз» от «гостеприимных» людей Дагестана. Посмотрев на свой телефон, я обнаружила непринятый вызов (в дороге связь есть не везде) от Патимат (хозяйки дома в с.Новолак). Когда я ей перезвонила, она мне сообщила, что нас уже не ждёт и договорилась с другими жильцами, т.к. я ей не ответила на звонок и на сообщения в профиле на авито. На что я ей напомнила о том, что мы договаривались о дне заезда, а не о времени. И что я не ответила на звонок, т.к. его не услышала, а прошло всего с момента звонка около 20 минут. Короче говоря, я сказала ей, что так поступать непорядочно, и попрощалась. Она, кстати, через час позвонила опять, извинялась и сказала, что если мы ещё не нашли жильё, то она отказала другим, и мы можем приезжать. Но, к счастью, мы быстро нашли жильё, да и в любом случае я больше не стала бы связываться с такой нервной дамой.

После того, как оказалось, что у нас больше нет забронированного жилья… стало немного страшно, т.к. я первый раз оказалась в такой ситуации. Незнакомый регион, жара на улице +35, огромные пробки, уставшие дети.
Искать стали там же, в Новолаке. Сунулись в одну гостиницу, ткнулись в другую… Условия оставляют желать лучшего, конечно. И я решила позвонить в базу отдыха «Маяк», на берегу моря, где дети купались. Наудачу или нет, но оказалось, что освободились два номера (2-хкомнатный люкс на 3 этаже и 2-хкомнатный стандарт на 1 этаже). Мне даже не верилось, что мы так быстро нашли жильё, и самое главное - на берегу, который нам очень понравился.

Здание базы отдыха «Маяк», построенное в советское время, большое, добротное, с огромной когда-то территорией, сейчас, конечно, выглядит не слишком презентабельно. Большая часть территории, похоже, была приватизирована и продана под застройку домов, базе отдыха «Маяк» на данный момент остался небольшой «кусочек».

Из того, что нам предложили:

1 вариант: 2-комнатный люкс на 3 этаже – первая комната примерно 12 кв.м, двухспальная кровать, шкаф для одежды, вторая комната примерно 10 кв.м., маленький диванчик, столик, шкафчик, плоский небольшой телевизор, кондиционер, с/у в номере.
2 вариант: 2-комнатный стандарт на 1 этаже – первая комната-кухня примерно 12 кв.м (стол, стулья, холодильник, кровать), вторая комната примерно 15 кв.м (3 кровати, шкаф для одежды, неработающий телевизор на тумбочке, 2 больших вентилятора).

Мебель во всех номерах очень старая, после перекуса следует сразу убирать все продукты и остатки еды, иначе появляются муравьи (то же самое я читала о других отелях Дагестана). Интернета заявленного нет совсем.
Мы всё же выбрали второй вариант размещения, потому что там комнаты просторнее, и была возможность приготовить еду самим. Как оказалось, не зря...

Так как даже у нас однажды на первом этаже не было воды, ну то есть она была, но текла тонюсенькой струйкой, поэтому возможность помыться была только через пару часов. А те, кто был на верхних этажах, вероятно, каждый день ждали воду.

Вторым неприятным моментом было общение с продавцами близлежащих магазинов. Про то, что там, в магазинах, нет ценников, многие уже говорили, но здесь при вопросе о стоимости товара продавец либо сначала оценивающе смотрел, а потом говорил цену, либо просто озвучивал стоимость «от фонаря». Например, стоимость любой бутылки молока, кефира была 100 руб. Стоимость любого хлеба – 50 руб. Выбора в близлежащих магазинах не было никого, от слова совсем. Фрукты (персики, сливы, зелень) в магазинах неважнецкого качества, но мы покупали пару раз с машин арбузы и дыни (цены на арбузы были чуть ниже, чем в Новосибирске, цены на дыни такие же), один раз попались вкусные, другой раз нет.

Вообще, именно для нас вопрос с провизией был актуальным, так как многие блюда местной кухни для нас слишком жирные, да и не хочется их кушать в жару, а ещё и баранину не едим. В ближайшие рестораны мы не ходили, местное меню для детей непривычное, поэтому мы старались не рисковать.

Так мы и остались на базе отдыха «Маяк» на 3 суток: дети купались утром и вечером, днём все были в номере, так как жара стояла неимоверная. Кстати, за пляжной зоной смотрит спасатель, который временами, говоря в рупор, отгоняет отдыхающих от буйков. В море несколько раз попадались дохлые рыбы, что портило детям настроение.

Солнце всходило примерно в 5 утра по местному времени (в 9 ч. по Новосибирскому) и сразу же начинало палить, поэтому максимум, сколько можно было детям находиться на солнце, это пару часов утром и вечером. На пляже есть раздевалки, кранчики с водой для ополаскивания ног от песка.

Контингент: мало отдыхающих, много мусульман именно строгой веры, которые купаются в специальной одежде, никаких спиртных напитков на пляже, никаких курящих и т.п.

Дербент. 3 августа мы рано утром выехали и по прохладе, любуясь красотами Дагестана прибыли в Дербент. Как уже выше писала, я забронировала дом с 3 по 19 августа, а точнее, часть дома, на втором этаже жили хозяева. Хозяева очень приветливые, доброжелательные люди, но… мы поняли, что никогда больше не будем снимать жильё «с хозяевами». Видимо, мы неисправимые интроверты :)

Первый этаж дома (отдельный вход) – три большие комнаты, просторная кухня (на которой необходимая посуда, печь, старенькая стиралка, холодильник, телевизор). К огромному для нас сожалению, я не уточнила при бронировании про кондиционер, а августовская жара продолжалась, и без него было очень тяжко.

От дома до моря (она же Центральная набережная) было 10 минут пешком. На пляже песок гораздо мельче, чем был в «Маяке», темнее, много ракушек. Море первые две недели было достаточно чистое, спокойное.

За пляжем вроде приставлены спасатели, но они физически не могут усмотреть за всей территорией, отдыхающие нам рассказали, что за последнюю неделю утонули два человека, На пляже какие-то надувные горки и т.п. Вся новоиспечённая Центральная набережная, усаженная розами и другими цветами, выглядела неухоженной. Никакие аттракционы не работали.

По соседству с набережной частные владения, в которых держали баранов. Один раз, когда мы были на пляже, приехали джигиты верхом на лошадях и начали их гонять, а потом купать в море рядом с отдыхающими, со всеми вытекающими физиологическими последствиями.

На пляже в основном отдыхающие, местных очень мало, они купаются в других местах.
На рынке покупали вкусные, спелые фрукты-овощи (персики 100 р., сливы - 50 р., виноград - 80 р., помидоры - 85 р., огурцы - 60 р.), разные специи. Ценники в Дербенте присутствуют в магазинах. Расчёт практически везде наличными, у большинства местных жителей ни отели, ни магазины не оформлены официально, они вообще не хотят платить налоги и за что-то нести ответственность.

Через пару недель сменился ветер, море начало гнать большие волны в другую сторону, вода стала мутной. Как мне показалось, именно после смены направления волн дети у нас заболели кишечкой. Подробности писать не буду, так как даже вспоминать тяжело, но после двух дней лечения им легче не становилось, и мы срочно поехали домой (за 3 дня до запланированной даты).

Обратно ехали, чуть изменив маршрут, только останавливались в гостиницах: «Чапурники» с.Большие Чапурники; «Меридиан» с.Ивантеевка; г.Уфа «Серебряный рожок»; «7иЯ» г.Курган; хостел «Матадор» г.Омск.

По мере того, как мы приближались к дому, температура «за бортом» снижалась и дети потихоньку шли на поправку, а полный процесс восстановления произошел только по истечении 1,5 месяцев после начала заболевания.

Общие впечатления: природа Дагестана прекрасная. Дербент – город контрастов, как и многое в Дагестане. Идя по городу, часто чувствуешь запах чего-то затхлого, протухшего, может, воды, может, чего-то другого. Часто возле красивых отелей или домов грязь, мусор, неухоженные клумбы и т.д. и т.п. Бывают и интересные виды…

Жалеем ли мы о поездке? Нет! Поедем ли мы ещё раз в Дагестан… сомневаюсь…

17.02.23,
volkcrist,
Новосибирская область

elenakiss (21/02/2023)
Мы тоже ездили в Дагестан с тремя детьми. Снимали квартиру в Дербенте, купались на центральном пляже. И тоже подхватили ротовирус, но по приезду домой,когда старшего ребенка положили в инфекционную, так как лучше ему не становилось, оказалось, что это не ротовирус, а дизентерия! лечились мы потом 1,5 месяца. А местные купаются в других местах, так как знают, что очистные сооружения не везде запущены.
Природа, достопримечательности, все очень понравилось, если бы не одно большое НО, в виде приобретенного там заболевания(