/О детях/Воспитание и психология

Что рисуют наши дети

Многие дети довольно часто рисуют и если не забивать их головы правилами рисования и не требовать соблюдения неких канонов, то можно сделать выводы о том, как обстоят дела у вашего малыша или не совсем малыша. Почему я написала «многие дети», а не «все дети»?  Потому что мы, родители, или, если обобщить, мы, взрослые, часто уничтожаем способность ребенка к рисунку и творчеству слишком уж жесткими рамками: котенка мы рисуем с ушками и хвостиком, а в радуге семь цветов. Итак, если ваш ребенок рисует, и вы имеете доступ к этим рисункам, то давайте посмотрим, что он там нарисовал.

Первое правило: не «воровать» детские рисунки. Особенно подростковые. Анализировать рисунки вы можете только в том случае, если вы имеете к ним свободный доступ. Это вопрос этики, и у всех она разная, но если вы не хотите ссоры с ребенком – то не «воруйте» рисунки. Дети чувствуют,  что рисунок это не просто так, что это отражение глубинных процессов и могут по-настоящему рассердиться и больше вас туда никогда не пустить в случае жесткого нарушения вами, взрослыми, их, детских, границ.

Второе правило: не подходить слишком догматично к трактовке рисунков. Не всё, сказанное даже сверхавторитетами в этой области следует воспринимать на 100%. Ситуация всегда должна быть рассмотрена в контексте.  Приведу пример из собственной жизни – однажды я сломала руку, правую (я правша), а в больнице, где я лежала, проходила стажировку молодая девушка-психолог, которая попросила нас всех нарисовать свои семьи. Я нарисовала, как смогла, левой рукой. Психолог наделала таких выводов, что моих родителей вызвали к главврачу на беседу. Смех и грех. Так что всегда делайте скидку на ситуацию и учитывайте общую обстановку в семье, дома, что ребенок посмотрел по телевизору, во что играет и так далее.

Третье правило: рисунок отражает ситуацию здесь и сейчас. То есть если ваш малыш нарисовал папу, с отрубленной головой, то это не обозначает, что он мечтает отрубить папе голову и строит коварные планы. А вот то, что он испытывает к папе агрессию, которую отреагировал в этом рисунке – вполне. Не запрещайте рисовать ребенку агрессивные рисунки, или рисунки со странным содержанием – так малыш, или подросток, сможет выплеснуть свои эмоции.

Четвертое: еще Фрейд предложил спрашивать самого интервьюируемого трактовке сновидений, оговорок и так далее. Вы можете спросить своего ребенка сами – что нарисовано и что чувствовал. Не забывайте об этом.
 

Цвета

На цвета следует обращать внимание по следующим параметрам: сам цвет и гармоничность цветов в рисунке.  Если вы явно чувствуете не сочетаемость цветов, или повышенную контрастность (не оправданную композицией, и общим стилем), то есть смысл уделить ребенку повышенное внимание – скорее всего ребенок переживает эмоциональную бурю.

Желтый: оптимистичный энергичный цвет творчества. Говорит о способности ребенка не только творить, в самом широком смысле этого слова, но и о способности к этому.

Зеленый: цвет жизни, роста, настойчивости, даже в некотором смысле упрямства. Одновременно и цвет сердечности – влюбившись, дети рисуют красные сердечки или зеленые росточки-цветочки.

Голубой: цвет погружения в себя, фантазий, созидательности. Веет неба и воды – основ основ. Цвет воина, цвет лояльности.  Цвет уверенности и стабильности.

Фиолетовый: цвет двойственности, смятения, грязно-фиолетовый – цвет усталости от этой двойственности. Но и цвет Бога (как и белый).

Розовый: цвет инфантильности. Покоя. Радужного взгляда на вещи. Хорош до определенного возраста.

Черный: сохранение внутренней энергии, готовность к борьбе, агрессия, крайняя степень вовлеченности в собственный внутренний мир.

Красный: цвет энергии, жизни, крови. Трактуется в зависимости от контекста. Красный салют это прекрасно, кровь на рисунке – настораживает. Но в любом случае это цвет страсти в том или ином смысле.

Серый: цвет упорядоченности, попытки привести мысли в порядок, склонность к сверхлогическому решению любых жизненных задач.

Коричневый: цвет печальной уравновешенности (ни в коем случае не идет речь о стволах деревьев, помните про контекст!)
 

Формы

Все рисунки используют самый, что ни на есть, малый набор базовых форм: треугольник, ромб (квадрат), круг (точка).

Если ваш ребенок рисует треугольники – он или находится в стабильном состоянии, уверенный в себе, или, напротив, настолько нуждается в твердой и понятной опоре, что рисует бесконечно треугольники. Кстати, это относится и ко взрослым.

Квадрат, прямоугольник, ромб – традиционный символ поля, земли. Творческой работы. Раздумий. Если внутри «поля» находятся точки – то зерна творчества или активной работы уже посеяны (иногда такие символы рисуют беременные женщины).

Круг. Мой любимый символ –символ жизни, самая энергополноценная фигура, идеальная энергетическая форма. Форма зарождения (яйцо) и сохранения.
 

Построение рисунка

Обратите внимание на то, как построен сам рисунок, как располагаются элементы, относительно друг друга. Если в рисунке много перепутанных линий и нарисован он в минуты душевного непокоя (радость или печаль, но слишком много – уже неважно), то вы своими глазами можете увидеть, какая путаница в голове вашего ребенка. Если же на рисунке всё «расставлено по полочкам», то это говорит само за себя.

Обращайте внимание на то, что делает ваш ребенок – и тогда многие воспитательные вопросы перед вами просто не встанут – ведь вы научитесь понимать своего ребенка, видеть мир его глазами.

 

28.08.11,
Кристина Вязовская
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Гениальность
Владимир Шебзухов

«Ну, а ты кого рисуешь?» --
В детском садике вопрос.
Здесь, ответа -- ждать не будешь.
Вовка задирает нос.

«Бога я сейчас ваяю!»
Всех ответом удивил.
«Как Бог выглядит -- не знают!» --
Вася громко заявил!

Хоть и поддержали дети,
(Как тут Васю не понять)
Вовка убедил в ответе --
«Нарисую – будут знать!»
Творческая находка
Владимир Шебзухов

Красками рисует дочка,
Кистью, разные цветочки.
Окружают те цветочки
Мелко-чёрненькие точки…

Подглядел за дочкой папа.
Не ругал, что в краске руки.
Но вопрос задал, однако --
«Точки чёрненькие – мухи?»

Улыбнулась папе дочка.
«Мой рисуночек готов!
А вокруг цветочков точки,
Это – запахи цветов!»
Кот в сапогах
Владимир Шебзухов

Хвалился, как-то раз, сыночек.
«Смотри, что я нарисовал.
Рисунок нравится мне очень.
«Кот в сапогах» его назвал!»

Крутил вертел рисунок папа,
Раскрыв от удивленья рот.
«Я вижу сапоги, однако,
Где нарисованный твой кот?»

Своё на удивленье – «Ах!» –
Ну, что ж ты не поймёшь никак.
Я же сказал, что у рисунка
Название -- «Кот в сапога-а-ах!»
Фантазия Маши
Владимир Шебзухов
читает автор
видео

https://youtu.be/JPk9WUM-OD0

Маша папу рисовала.
Угодить ему хотела.
Красками (не как попало),
Наложила всё умело…

Жёлтый галстук (модный очень)
И усы – чернее смоли…
Папа должен быть доволен,
Ведь старалась, между прочим!

Папа Машеньке сказал
(Дочку всё ж поцеловал,
Рассмотрев рисунок оный,
Улыбнувшись лишь едва):

«Цветом почему зелёным
Вдруг покрыта голова?»

А в ответ – надуты щёчки...
Мокры, от досады, глазки...
(Думая о той «причёске»):
«У меня нет… лысой краски!»
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться