Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Европа

Черногория. Города Бар, Будва, Цетинье и Котор

Итак, мы въехали в Черногорию из Албании. После истории на границе поездка по стране была немного омрачена. Я все время опасалась, как бы нам при выезде по шее не настучали, а то прям как нелегалы какие-то заехали.

Как я ранее сказала, ехать мы планировали в Ульцинь. Мы доехали. Ага. И попали там в пробку, потому что центр был перекрыт, гуляли толпы народа, полиция перекрывала ряд проездов. Мы крутились, вертелись, но не судьба. Пытались найти место для парковки, вайфай... Короче, день заканчивался не в нашу пользу. Я была сильно расстроена всем происходящим, ребенок с бабушкой устали, мужа не устраивали цены за отели, отели не устраивали постояльцы на одну ночь либо наше количество. Забавно было - едешь по улице, везде зазывалы и везде не судьба. Выехали на трассу, но и в придорожных отелях владельцы разводили руками. На улице почти ночь уже, мы не знаем, куда ехать, заехали неизвестно куда, пока не уперлись в какие-то развалины, рядом с которыми большая парковка.

Решили, что здесь уже и заночуем. Время-то уже половина двенадцатого ночи. Палатку, конечно, не поставить, городок вокруг, но поспать вполне реально. Муж в это время пошел вниз разведать обстановку. Через какое-то время возвращается и рассказывает. Решил у народа поспрашивать, может, кто что-то сдает, чтобы хотя бы мать с дочерью разместить. И спросил он у женщины одной. А та возьми и окажись татаркой из Уфы или Казани (уже не помним точно), галерея у нее здесь. Ее сосед номера сдавал, она с ним связалась, и мы наконец-то заселились. Хороший номер для троих (ребенок с нами спал на двухспальной кровати), 50 евро, чистота, горячая вода, только wi-fi нет.

Ночевали мы, как выяснилось, в Старом Баре, буквально в нескольких метрах от входа в Крепость. Но мои, как услышали, что за вход надо платить, пошли в отказ, дескать, какая разница у этих развалин с теми, что были в Македонии или Албании, лучше в нормальный действующий замок сходить. Логика в этом была, хотя на тот момент я расстроилась.

Вот эта улочка, где мы ночевали. Но вспомнить точно местоположение уже не можем.

А это на входе в крепость.

Бар - это сокращенная форма названия Антибари. Изначально Бар находился на месте Старого Бар (это название ввели в начале 20 века). Город был почти полностью уничтожен в конце 19 века, когда черногорцы отвоевали его у турков. Спустя пару десятилетий было начато строительство Бара, но на побережье.
В Старом Баре растет и дерево, входящее в список старейших деревьев планеты - двухтысячелетняя олива.

Мы поехали на пляж. Каких-то особых впечатлений уже не искали, просто очень хотелось пощупать море. Сейчас не вспомню, купался ли кто на том пляже.

Православная церковь Св. Иоанна Владимира.

Оттуда мы отправились в путь-дорогу. В Ульцинь возвращаться уже не хотелось (возвращаться вообще дурная примета), и потому мы отправились дальше.

Мы остановились, чтобы еще раз полюбоваться на море. Место это - мыс Ратац.

Ну вот как на него не любоваться? Какой прекрасный цвет.

А вот здесь оказался маленький нудистский пляж, там в кадре за деревом сидят, но мелко и не видно, а все потому, что мне было неудобно людей фотографировать. Им удобно ходить, добром светить, а мне их фотографировать - нет. Такой вот пердимонокль. Как выяснилось, место известное и популярное у любителей походить нагишом (там рядом еще есть такие же пляжи).

А с другой стороны развалины и богослужение.

Развалины эти - уничтоженный турками бенедиктинский монастырь Богородицы. Построен он был в 11 веке, потом там обитали одновременно и православные, и католики, а потом пришли турки и оставили лишь вот это. Этот монастырь был знаменит тем, что здесь в 12 веке создана первая летопись южных славян "Летопись попа Дуклянина".

И поехали дальше. Поначалу даже не заметили, что наше радио запело на русском.

Останки крепости с забавным для русского слуха названием Хай-Нехай.

Одна из визитных карточек Черногории - Свети-Стефан.

Кругом все цветет, лепота.

Была бы лепота, если бы не было пробок... Мы больше времени потеряли именно в них. Особенно все стояло на подъездах к Будве.
В самой Будве тоже были сплошные заторы и проблемы с парковкой. Кое-как припарковались и пошли на прогулку.

Какая красота.

Старый город весь забит туристами, но я таки находила пустые улочки.

Сразу видно - туристическая зона, каждый пытается заработать на туристах.

И заманить клиента в кафе:

Или снять с него деньги за проход в каком-то месте.

В целом же старая часть мне понравилась. Ну, если бы не толпы людей и попытки стрясти деньги на пустом месте. Без комментариев.

И главные заповеди:

После прогулки дико захотелось искупаться.

Дорога на дальний пляж.

А мы предпочли ближний, хоть там и малая часть была свободна (остальное - похоже отелю принадлежит).

Честно говоря, я была расстроена. Грязно, очень грязно, особенно перекосило, когда мимо меня проплыл чей-то лейкопластырь. Ребенок же наотрез отказался заходить в воду и просто плюхался у берега.

После Будвы мы выдвинулись в Цетинье.

Это вид сверху на Будву (вдали) и какой-то соседний городок.

А это мои увидели парапланериста:

Ну и он собственной персоной:

По дороге есть захотелось жутко, поэтому мы просто свернули на какую-то проселочную дорогу, достали продукты, горелку газовую и пообедали.

В Цетинье попали уже в шестом часу вечера. Старшие и младшие выходить из машины не стали, пошли на разведку только мы с мужем в итоге.

Цетинье - одна из столиц страны, согласно Конституции, нечто вроде нашего Питера. Основан город в 1482 году. Здесь располагаются резиденции Президента и Митрополита.

Памятник югославским добровольцам в I мировой войне и церковь св. Антуана Падованского.

Православный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. В нем вроде как хранится "десница Иоанна Крестителя", щепка от "Креста Животворящего" (на котором, по легенде, Христа распяли), ну и более реальные вещи, например, мощи митрополита и правителя Черногории Петра Цетинского, корона короля Стефана Дечанского и многое другое.

Дворцовая церковь, построенная на развалинах старого монастыря.

Муж решил вернуться к нашим и перепарковать машину поближе к месту, где мы ходили. Однако так и не доехал.

Музей короля Николы, он же дворец короля Николы:

В этом здании расположена рельефная карта страны, большая и подробная. С улицы ее тоже видно, но смотреть лучше изнутри. Сколько стоит это удовольствие, не знаю. Само строение называется Бильярда, это бывшая резиденция Петра Цетинского.

Памятник основателю города:

Возвращаюсь к машине, а мои дружно изучают тоннель. Вместе с какими-то еще туристами. Муж даже машину развернул так, чтобы фарами высветить. А оттуда веяло холодом. И воняло.

Все-таки названия смешно звучат.

Когда-то Дом Правительства, а сейчас музей.

Театр.

А это мэрия, похоже.

Очень нас заинтересовала по рассказам в интернете дорога-серпантин из Цетинье в Котор, решили взглянуть на нее своими глазами. Сказано - сделано, поехали в ту сторону.

По дороге заехали (мимо не проедешь) в Негуши.

Негуши - деревня на территории природного парка Ловчен. Здесь зародилась правящая династия Петровичей-Негушей (об одном представителе этого рода я уже упоминала выше). А среди туристов село славится своим сыром и пршутом.

Шапки мерили, мерили, но так и не купили.

Зато пршут купили. Как можно было сюда приехать и без него уехать.

Вот такая дорога:

А это я не знаю, что.

Было очень обидно, потому что везде писали о красоте Которского залива, а нам "свезло" на облачность.

Вид-то, конечно, красивый, но могу представить, как оно в ясную погоду.

Серпантин, который нас так интересовал, не впечатлил, дорога к нему была гораздо интереснее.

Спустились наконец в Котор и опять застряли в пробке. Пока в город въехали, уже не было ни сил, не желания бродить. Хотелось найти кемпинг и лечь спать.

Первые упоминания о Которе относятся к 1 веку до н.э., и за время своего существования он сменил несколько имен. Изначально его называли «Акрувиум», «Аскрувиум» или «Аскривиум», и относился он к древнеримской провинции Далмация. Во времена византийского правления Котор носил название «Декадерон», «Декатерон» или «Декатера». Затем он стал Каттаро... (Не думала, что скажу это, но "спасибо, Википедия".)
Город постоянно кем-то завоевывался, кому-то передавался. В 15 веке в городе неоднократно вспыхивала чума, а в 17 он был почти полностью уничтожен землетрясением. Он мог отойти и русским, об этом просил черногорский князь, но не судьба.

Пока ползли, пощелкала немного.

Кладбище:

Местная главная достопримечательность - старый город, крепость и прочее охраняемое ЮНЕСКО достояние.

Маркетинг.

Мандарины (или это апельсины) просто валяются на земле. Сердце кровью обливается при виде такой картины.

Вот такое на въезде, так сказать, вдали от привычных туристических пеших прогулок.

Городские крепостные стены — непрерывно строились и перестраивались с IX по XIX век.

Мы не стали останавливаться в Которе. После длительных попыток найти место для парковки плюнули, врубили аварийку и перегородили кому-то выезд. После чего несколько минут потратили на то, чтобы размяться и обсудить дальнейший путь. После решения двигаться в сторону Херцег-Нови и где-нибудь там и заночевать (навигатор уверял, что нам ехать совсем чуть-чуть) мы снова забрались в машину и тронулись в путь-дорогу.
Мы ехали, любовались на озеро и закат, в каком-то населенном пункте остановились, чтобы воду руками пощупать. Кто-то из местных или туристов купался, несмотря на темноту.

Остров Святого Георгия.

Кемпинги по дороге все были заняты, когда нашли один, где было место, поняли, что погода не радует, чтобы спать в палатке с тонким одеялом. Да и ставить лагерь в полной темноте тоже никакого удовольствия. Решили отбросить романтические порывы и ехать уже до города и отеля. По дороге заехали в магазин, чтобы пополнить продуктовые запасы. Валюта Черногории - евро. Было как-то не по себе видеть ценники с цифрами, как в Болгарии, а платить при этом в два раза дороже.
Подъезжая к городу, не обратили сразу внимания на подозрительную тишину и мрачность. Уже в городе сообразили, что что-то не то. Света не было нигде. В редком окошке встречалось мерцание свечей. Мы крутились, крутились и совершенно незаметно для себя выехали из города. Осознали это, когда впереди замаячила еще одна пробка и отель с большой парковкой.
И в этом не было ничего удивительного: во-первых, темнота, во-вторых, Херцег-Нови плавно перетекает в курорт Игало. А нам по темени да незнанию местности, что первый, что второй - единая масса домов без толики света.
Свернув с трассы на парковку, сверились с картами и схватились за голову. Мы были где-то в 2,5 км от границы. А значит, вся эта прорва машин направлялась именно туда. Муж интереса ради сбегал в мотель и вернулся с ошалевшим взором. Там возжелали 70 евро за ночь без завтрака и без света, потому что, оказывается, именно в этот вечер произошла авария, и погасло побережье от ГКПП до Будвы. Свет им тогда дали где-то в три часа ночи.
А ведь у нас еще проблема была на въезде, где нас никто не зафиксировал, и могла ждать проблема на въезде в Хорватию. Я сильно боялась, что нас могут не пустить, а вернуться в Черногорию (если вдруг проблема все-таки будет) тоже не дадут. Короче, это был самый подходящий момент для прорыва под шумок. Света нет, огромный затор (он потом еще и вырос), самое то хотя бы для выезда из Черногории.
Объясню, почему опасения вызывала Хорватия. Как известно, для въезда на ее территорию русским необходима виза (хорватская или шенгенская). Буквально за пару недель-месяц до нашего приезда было введено новое правило - Хорватия, Кипр, Румыния и Болгария решили впускать к себе людей, имеющих визы этих стран или ПМЖ. Мы волновались о том, что наше ВНЖ им не понравится, или что на этом пограничном пункте кто-то не в курсе новых правил (инциденты были, так некоторые до нас предъявляли распечатки нового закона, а у нас распечатки не было, только открытая страничка на ноуте). И даже брони отеля не было.
В этой очереди на выезд мы провели порядка трех часов (среди европейских путешественников были жалобы и на пять часов ожидания). Ребенок с бабушкой уже благополучно спали, когда мы в кои-то веки доехали до будки пограничников. Я к тому времени себя уже накрутила мастерски. И как назло, будка была с моей стороны. Протянула дрожащей рукой кипу наших бумажек, глаза выпучила и сижу. А погранец открывает первый паспорт, на лице недовольная гримаса, и закрывает. Открывает второй. Я начинаю трястись уже вместе с сидением. Он тяжко вздыхает, закрывает паспорт, возвращает в ту кучку, что я ему передала, и отдает мне со словами "До свидания". Мы и поехали, поехали дальше от греха подальше, а будочки хорватов не увидели.

Итог: Черногория в том году запомнилась мне сплошными фейлами, бесконечными пробками и блэкаутом.