Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Арзамас, Нижегородская область. Сентябрь 2023. Город множества храмов

В Арзамасе я дважды была проездом, когда ездила в Нижний Новгород. Видела, что там очень много храмов, но все было какое-то запущенное.
И тут открылся набор на экскурсию в Арзамас. Надо ехать, решила я.

Официально Арзамас основан Иваном lV Грозным, но на самом деле поселение уже было раньше. Это мордовское поселение. Жили здесь люди задолго до этого, причем жили достаточно тихо и спокойно, даже татаро-монголы их особо не трогали, ибо тогда были здесь непроходимые леса, и реки, тогда более полноводные, и озера.

Но потом Иван Грозный начал присоединять земли и пришел на эту землю, появилась здесь крепость (кремль).

До революции в Арзамасе было 36 храмов и монастырей. Город был очень богат, поэтому купцы не скупились, и храмы были масштабные, величественные, красивые. Было очень много верующих.
А богат был город, так как через него проходило сразу несколько трактов. Плюс купцы занималась кожей, которою продавали в Европу и даже в Америку.

Вот по историческому центру мы и гуляли.

Надо сказать, что несколько лет назад Арзамас вошёл в программу развития малых городов, в которых есть исторические здания и которые привлекательны для туризма. Началась масштабная реконструкция исторического центра. Перекроили улицы, расселили коммуналки, сделали пешеходные улицы.

А туризм в Арзамасе сейчас развивается. Именно туризм выходного дня. Наш экскурсовод сказал, что в этот день, что он с нами, у него 8 экскурсий, с самого утра и до вечера. При этом с нами он был 4 часа. Но остальные экскурсии у него короткие.

Приехали в Арзамас мы в 9 утра, у нас был ещё час до прихода нашего экскурсовода, и мы пошли в Николаевский женский монастырь. Он тут же в самом центре города, на Соборной площади.

Монастырь компактный, но очень красивый! В монастыре санитарная комната, так что знайте, что если вы в центре, то именно там можно в нее зайти. Ещё продают выпечку. Купила себе пирог с капустой, вот только-только с пылу-жару. Погуляла по монастырю.

Потом мы пошли в музей патриаршества России.
Музей сейчас находится в подвальном помещении Воскресенского собора, раньше здесь были склады и погреба, хранили картофель.

У нас был лучший экскурсовод Арзамаса!

В музее меня поразила история Патриарха Никона, невероятная судьба!  Остался без матери, мачеха пыталась заживо сжечь маленького ребенка в печи. Спасла бабушка. Ушел из дома, жил по монастырям, учился грамоте, похоронил всех детей и с женой принял решение уйти в монастырь.

У экскурсовода был интересный способ рассказа именно о Никоне. Он вел его от второго лица, обращаясь к каждому из нас на ты: представь, что ты маленький мальчик. Очень мне зашло :)

После Музея патриаршества мы пошли в сам собор. Этот собор был построен в честь победы над французами в 1812 году. А это колонны храма. Внутри они полые.

Интересная особенность этого храма, что фрески в нем списаны с иллюстраций немецкого художника. Цветовая гамма – охра.

Пол в храме сохранили первозданным. Раньше храм был холодный, т.е. зимой не топился, и вот буквально несколько лет назад его сделали отапливаемым. Реконструкция и реставрация храма закончилась в августе 2023. Мы, можно сказать, пришли на все новенькое и свежее, как жители Арзамаса 200 лет назад.

В храме есть необыкновенная икона, она вышита дочерью одного из купцов, на чьи деньги, в том числе, был построен храм. Дочь ушла в монастырь и вышила икону очень тонкой работы. Но на похороны отца не пришла.

В храме нас ждал сюрприз от нашего экскурсовода. Дабы показать, какова акустика в храме, он поднялся на балкон и спел нам молитву.

Это было невероятно! А капелла, один, без хора... Его голос разносился по всему храму, и голос прекрасный, и молитва была прекрасная. А экскурсовод наш пел так прекрасно не зря, он, оказывается, поет в церковном хоре.

Выйдя из храма, мы полюбовались видом с крыльца. Когда-то на месте, где луг, текла довольно широкая река, сейчас небольшая речушка.

Потом пошли через Соборную площадь на пешеходную туристическую улицу. Ее тоже совсем недавно отреставрировали. Выселили коммуналки, где они ещё были, и сделали торговые точки. Вывески торговых точек сделали в дореволюционном духе.

Дальше мы прошли мимо ещё одного храма и вышли на место, где когда-то был базар.

А рядом на холме стоит очень красивый храм. Слава Богу, этот храм во время революции не разрушили (как половину храмов Арзамаса). Здесь были магазины, офисы, а на 4 этаже (в советское время второй этаж храма разбили на 3 этажа) было женское общежитие, которое в народе получило название "Мадрид".

Храм двухэтажный. Первый этаж теплый. Второй этаж был летним. Первый этаж уже отреставрировали.

Второй этаж закрыт на реконструкцию и реставрацию. Но нашу экскурсию запустили. Вот в таком состоянии сейчас второй этаж храма.

Вообще у меня шок! В небольшом городе такое количество прекрасных храмов. Люди их своими же руками сначала построили, а потом своими же руками уничтожили или надругались, одни и те же люди. Именно одни и те же, одно и то же общество!

Дальше мы пошли в монастырь, который по сути ровесник официального Арзамаса, с этого монастыря и начался православный Арзамас. Мордва по своей сути все же язычники. Например, у меня дома есть "Масторава", которую очень почитают даже крещеные мордовцы. Мне ее подарил человек верующий, который ходит в храм, строил сам храм, но вот и "Мастораву" чтит.

«Ма́сторава» — произведение Александра Шаронова, заявленное как мордовский (эрзянский и мокшанский) героический эпос, созданный на основе героических мифов, песен и сказаний.

Монастырь частично был разрушен советской властью, в главном здании был городской архив, до самого потолка стояли стеллажи и хранились книги и рукописи. Сейчас тоже идёт масштабная реставрация. Вообще, гуляя по центру города и храмам, ты прям чувствуешь себя внутри какой-то стройки.

В этом храме экскурсовод нам тоже пел, чтобы показать, какая акустика.

После монастыря мы пошли к храму, где висит памятная табличка о блаженной Пелагие Дивеевской. Да, в Арзамасе была своя блаженная, которая позже была причислена к лику святых.

Хотя она и Дивеевская, но родилась она в Арзамасе. Еще в детстве родители замечали за ней странности, скорее выдали ее замуж, как только она выросла. У нее было двое детей, но они умерли во младенчестве, и она стала терять разум, муж у нее был очень жесток и очень сильно избивал ее. Но в конце в концов ее отпустили в Дивеево.

А тем временем наступило обеденное время. И мы побежали в кафе, где для нас был накрыт обед. По дороге ещё пообщались с экскурсоводом, а потом попрощались с ним у здания магистрата.

Обедали мы в кафе Русь, оно было все забито туристами, для групп отдельный зал. С нами в зале ещё была большая группа школьников.

После обеда мы пошли в музей Гайдара. Гайдар не был рождён в Арзамасе (как многие думают), но в детсве он жил здесь. Шли в музей по старым улочкам.

Итак, музей творчества Гайдара. Не могу сказать, что я любитель творчества Гайдара. Да и его личность для меня сложная. Но музей мне очень понравился. А понравился благодаря экскурсоводу и руководству, они любят свой музей, они любят Гайдара, они общаются с его близкими, потомками.

В музее рассказывают о его родителях. Кстати, Гайдар внучатый племянник Лермонтова, т.е. в генеалогическом древе Гайдара есть Лермонтовы. Мама Гайдара была из обеспеченной семьи, а отец из бедной.

Экскурсовод рассказвает о жизни Гайдара, о том, как он попал в армию, о личной жизни. Меня поразил тот факт, что его бывшая жена Лилия сидела в АЛЖИРЕ, а их сын Тимур скитался по родственникам. Гайдар начал активно хлопотать за Лилию, и ее освободили. Рассказали о смерти Гайдара. О его захоронении. О том, что Хрущев в свое время запретил вывезти тело Гайдара, чтобы захоронить на малой родине, что уже в наше время вели переговоры о перезахоронении в России, но сейчас все это очень сложно.

Рассказывали об общении с его родней и близкими. В общем, это была экскурсия с любовью к Гайдару.

После экскурсии мы уже просто гуляли по улочкам. Арзамас славился луком и гусями. Чем прославился лук, я так и не поняла. Наверное, просто был очень вкусный и сочный.

А вот гусей в свое время там целенаправленно выводили. Причем выводили не просто крупную породу, а ещё и драчливую! Устраивали гусиные бои! Мы были в шоке, но нас, дам, успокоили – смертоубийства у гусей не было :-) Итак, выводили очень крупную породу и каждый год угоняли в нижний Новгород и Москву по 20 000 гусей! Лапки гусей были очень нежные, поэтому сначала их прогоняли через мелкую смолку, потом через песок или мелко рубленую солому. Могли так сделать пару раз, таким образом на лапках появлялись защитные "лапти", в 20 веке эта порода была утеряна. Сейчас опять пытаются вывести.

Здание магистрата.

Спасибо, Арзамас! За красоту твоих церквей, за чудесную погоду... Хочу вернуться сюда и ещё погулять по храмам и музеям.