Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Архангельск. Окно в Арктику. Июль 2022

В Архангельск мы попали бесплатно, заработав поездку от проекта "Больше, чем путешествие". Зарабатывали на пару с ребенком (каждый для себя, естественно), просто выбирали потом из предложенных вариантов наиболее интересное для нас обеих. Архангельск - это одна из тех точек на карте страны, куда я очень хотела попасть.

Отмечу, ВСЕ включено: перелет с багажом, шикарная гостиница, питание, экскурсии, все билеты - все! И все на очень высоком уровне, что для меня непривычно. Обычно у меня условия спартанские, и все сам-сам организовываешь...

Соответственно, помимо очень плотной экскурсионной программы, у нас были некоторые социальные активности, которые нам тоже оказались по душе. Это было одной из причин, почему мы остановили выбор именно на этой программе.

В общем, приехав из Питера, активно собрав чемодан и отпросившись на один день с работы, в пятницу утром мы улетели в Архангельск. А могли и не улететь, в Шереметьево был несвойственный ему дурдом и огромные очереди на все, а мы как-то не рассчитывали на это, но ничего, успели, периодически просачиваясь под ограждениями.

Нас и сопровождали, и встречали, и воду раздавали, и подарочные материалы выдали, было очень здорово. Группа была сборная, 34 человека, основа Питер-Москва, но был и Череповец, и Пенза, и Ярославль, и Вологда... Это то, что я уловила в разговорах.
Народ был позитивный, активный, интересный: учителя, студенты и просто рабочий класс, детей не было, моя оказалась самой младшей, но нашла язык со студентами/учителями.

А, нам предварительно разослали памятку, что брать из вещей с собой.... хорошо, я купальники кинула, потому что рекомендованные шапки и перчатки тоскливо занимали место в чемодане при +25 +30 градусах.
Итак, знакомство с городом.

В первые десятилетия существования город называли Новый город, Новые Холмогоры, Новый Холмогорский город. Эти названия были связаны с тем, что к создаваемому городу перешла от села Холмогоры роль главного порта на Северной Двине. Сами жители создаваемого города называли его по монастырю — «Архангельский город», a с 1613 года это название было принято и в качестве официального (отсюда и сохранившийся до наших дней этнохороним «архангелогородцы»). Со временем название города закрепилось в употреблении в форме Архангельск.

Михаило-Архангельский монастырь на мысе Пур-Наволоке впервые упоминается в летописи в 1419 году, когда он был опустошён норвежцами (мурмАнами).

В 1553 году англичанин Ричард Ченслер приплыл по Белому морю к селу Нёнокса на Летнем берегу, а затем к Николо-Корельскому монастырю на острове Ягры (запомним это название, ныне территория города Северодвинска). С этого времени начала бурно развиваться торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. В связи с угрозой нападения Швеции в марте 1583 года Иваном Грозным был подписан указ, предписывавший построить на мысе Пур-Наволоке крепость.

Основан по указу Ивана Грозного как слобода Михайло-Архангельского монастыря. В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» и острог. Образовавшееся поселение получило название Новохолмогоры. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань.
С началом Северной войны Белое море стало для России единственным безопасным торговым путём в Западную Европу. В связи с этим выросла производственная активность Соломбальской верфи (остров Соломбала, ныне часть города, жители острова очень гордятся своим рождением).

Для защиты города, порта и верфи с начала 1701 года началось строительство Новодвинской крепости. В первый же год своего существования крепость оправдала своё предназначение, отразив нападение шведского отряда кораблей. В дальнейшем укрепления Архангельска с моря обновлялись и укреплялись при ухудшении отношений с Швецией.

Начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта Санкт-Петербурга. Сюда он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр I издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск.
В правление Екатерины II снимаются ограничения на внешнюю торговлю через северные ворота России, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта страны.

В период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 годах Архангельск испытал новый экономический подъём, так как являлся единственным в России портом, куда могли поступать британские товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров.

В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны.

Город также служил важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправилось свыше двухсот полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова.

В 1915 году при управлении Архангельского торгового порта открыто ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. В годы первой мировой войны через Архангельский порт шёл огромный поток военных грузов в Россию от союзных держав Антанты.

С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманска, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия, город потерял своё уникальное значение главного северного порта.

Городу, на удивление, удалось сохранить свой исторический герб (слишком явные церковные мотивы):

Мои вечерние прогулки по городу зафиксировали его как милый, домашний и очень цветной. Там работают телефоны-автоматы!!! Но это еще не самый главный действующий раритет.

 

 

 

Пляж и набережная у гостиницы "Столица Поморья", где мы жили, множество памятников (очень понравились деревянные), самый милый - тюленю (в годы войны благодаря им жители города спасались от голода):

 

 

День первый

Музей деревянного Севера - "Малые Карелы", огромный комплекс, мы посетили 1/4 его часть, с экскурсией ушло почти 2 очень интересных часа, а так там можно провести весь день, в том числе собирая грибы и ягоды. Каждая четверть парка-музея посвящена разным народностям, экскурс в культуру и быт народностей получился очень интересный!

 

 

 

Затем нас ждал Архангельский водорослевый комбинат.

Надо сказать, это был именно тот момент, что сыграл главную роль при выборе поездки дочерью. Впервые она влюбилась в их чипсы 3 года назад в Карелии. А тут - экскурсия на этот завод, в музей, да еще и с дегустацией!

Мы пробовали шоколад с ламинарией и фукусом, мармелад, чипсы... Вкусно и полезно.

Комбинат был построен в 1918, когда из-за войны с Германией пропали поставки йода. Его начали производить в Архангельске, постепенно перешли на пищевую промышленность, а в последнее время добавилось много косметической. Это единственный комбинат в мире, который использует дикую взрослую водоросль, добывают ее вручную, никакие механические способы косьбы так и не прижились. А значит, она действительно успевает собрать в себя всю пользу моря.

 

 

По итогам посещения комбината мы заполнили анкету-опросник.

День второй

Мы поехали в Северодвинск, на остров Ягр, для уборки территории берега Белого моря и Воинского мемориала на берегу.
Северодвинск - город-порт, город-завод, город-родина множества наших подлодок, которые собирают на двух огромных заводах.
По городу нам гулять особо не дали, поэтому основные фото - из салона автобуса (очень понравились остановки общественного транспорта).

 

 

Музей - подробно рассказали про подлодки, мы послушали и поопределяли звуки эхолота, попробовали поуправлять макетом лодки в воде. Не самая большая подлодка в высоту с девятиэтажку, представляете, какого размера цеха, где их собирают? Собирают их отсеками, которые потом стыкуют между собой. Одна из женщин-экскурсоводов, жена инженера такого завода, рассказала, что сотрудников периодически на полгода могут отправить в командировку в Индию, например, они там помогают с обслуживанием лодок. Тогда с ними отправляют семьи, которым, хоть они и не заходят на лодки, приходится сдавать нормативы по технике безопасности: надевать скафандр, эвакуироваться с подлодки, в том числе через торпедный аппарат. Представляете?

 

 

Побережье и Белое море в отлив. Водичка ничего так, окунулись, хотя, конечно, было очень мелко. Но пляж шикарный, песок, сосны...

 

Убрали территорию, и берега, и лесную. Несмотря на то, что там постоянно убирают местные активисты - хлама хватило и по нашу душу, полавтобуса загрузили.
Приезжает много свадьб на берег, которые почему-то считают нормальным весь мусор оставлять на природе.
Практически вся полоса между пляжем и лесом - памятники. И военным морякам, и гражданским. Памятники все в хорошем состоянии, видно, что следят за всем.
Во второй половине дня мы были в Музее Арктического флота и гуляли по центральной пешеходной улице Архангельска - проспекту Чумбаро-Лучинского (Чумбаровка).

 

 

Все, что осталось от шхуны "Святой мученик Фока", экспедиции Седова, ходившей к Северному полюсу — это ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея в Архангельске.

Подробную статью об этой экспедиции и судьбе судна можно почитать тут, рекомендую.

Пешеходно-экскурсионно-туристическая улица города. Часть домов на ней - родные, часть перевезена с других улиц, но все - "живые", во многих просто живут люди. Очень приятная, красивая и душевная. Кстати, вы знали, что Козьма Прутков, хоть и вымышленный персонаж, но имеет четкое место рождения, и это Архангельская область? Ему на Чумбаровке тоже стоит свой памятник.

 

 

 

А совсем вечером мы прокатились на остров на местном кораблике-маршрутке. На островке посреди Двины живут люди, и много, летом туда ходят теплоходики, как маршрутки, зимой налаживают пешую переправу, иногда понтонную. Но бывает 3-4 дня межсезонья, когда люди отрезаны от большой земли. Официальный повод прогулять школу/работу. У жителей острова практически у всех две машины: на острове и на земле.

 

Зацените, ЧТО мы встретили на воде!!! Это прям 10000% мотиватор вернуться в Архангельск!

ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОЛЕСНЫЙ ПАРОХОД "Н.В. ГОГОЛЬ"!!! 1911год постройки!!!!!
Пассажирский колесный пароход «Н.В. Гоголь» построен в 1911г. на АО «Сормовские заводы» в Нижнем Новгороде по заказу Северного Пароходного Общества.
Основные характеристики судна при постройке:

  • Длина 70 м
  • Ширина 14 м
  • Осадка 1,4 м
  • Мощность паровой машины 380 л.с.
  • Пассажировместимость 450 чел.
  • В качестве топлива использовались дрова.

Пройдя ходовые испытания на Волге, был переведен в Архангельск, на р. Северная Двина. В том же 1911 г. пароход «Н.В. Гоголь» в качестве грузопассажирского судна начал свою первую навигацию на линии Архангельск – Вологда; по мере снижения уровня воды в реке работал на линии Архангельск- Котлас - Архангельск.

В 1918 г. пароход был национализирован Советской властью и передан в распоряжение председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова для выполнения особых поручений командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие. В дальнейшем пароход «Н.В. Гоголь» переоборудован под госпитальное судно.

В годы Великой Отечественной войны экипаж парохода достойно нес трудовую вахту, являясь одним из лучших на Северной Двине. В 1943 г. пароход «Н.В. Гоголь» три месяца держал переходящий вымпел Наркомречфлота и 5 раз заносился на доску почета. После Победы пароход снова вернулся на линию Архангельск – Вологда, перевозя пассажиров и грузы.

С течением времени на Северной Двине стали появляться более современные и скоростные суда, которые постепенно вытесняли с пассажирских линий старые пароходы – колесники. В 1972 г. пароход «Н.В. Гоголь» по цене металлолома и с предписанием Регистра использовать его только в качестве стоечного судна приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка» для организации отдыха трудящихся, что благоприятно сказалось на судьбе парохода.

В период с 1972 по 1973 гг. предприятием был выполнен ремонт и переоборудование судна под плавучую базу отдыха. В мае 1973 г. было получено разрешение Регистра использовать пароход по прямому назначению, и началась эксплуатация парохода в качестве плавучей базы отдыха работников предприятия «Звездочка».

В 1994 г., несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране и непростые времена для оборонных предприятий, руководством завода было принято решение о сохранении парохода и проведении большого капитального ремонта, который проходил в период с 1994 по 1996 гг. В период ремонта были модернизированы системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения. Особое внимание было уделено изменению интерьера кают, повышению комфортабельности судна.

Особой гордостью парохода является машинное отделение, которое на 90% сохранено в первозданном виде. Здесь можно увидеть в работе паровую машину, паровые котлы, паровые насосы и другие механизмы, установленные на пароходе с постройки судна, т.е. в 1911 г., и безукоризненно работающие на протяжении 110 лет.
В 1998 г. постановлением главы администрации Архангельской области пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения.
Сегодня пароход «Н.В. Гоголь» - единственный действующий колесный пароход в России - является уникальным туристско-экскурсионным судном.
Хочу на него!!!

День третий

Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова носит имя Александра Борисова — первого художника-полярника-пейзажиста. Музей открылся в 2008 году.

История Борисова мне чем-то напомнила историю Ломоносова, судите сами.
Родители Александра Борисова были крестьянами. В пятнадцать лет он пришёл в Соловецкий монастырь, где работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту. Вскоре он устроился учеником в иконописную мастерскую. Архимандрит монастыря, увидев карандашные рисунки Борисова, увёз его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи.

На работы Борисова обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал А. А. Боголюбов, служивший в штабе Петербургского военного округа. Они помогли Александру: ему была выделена стипендия, и 20 сентября 1886 года он приехал в Санкт-Петербург.

За период обучения в Академии художеств (1888—1892) творческие достижения Борисова были отмечены двумя малыми и одной большой поощрительными серебряными медалями. За «хорошие успехи в художественных классах» совет Академии удовлетворил просьбу Борисова, и с июня 1892 года ему назначили стипендию «как государственному крестьянину». В 1895 году Борисов занимался в мастерской И. И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А. И. Куинджи.

Летом 1894 года Борисов сопровождал С. Ю. Витте на пароходе «Ломоносов» в поездке по Северу. В обязанности Борисова входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Борисов осуществил мечту побывать на Ледовитом океане и стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. Из поездки он привёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выставке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В. М. Васнецова, одобрительные отзывы В. В. Стасова. П. М. Третьяков приобрёл для своей коллекции работы Борисова.

 

И напоследок мы посетили музей Архангельского пряника, где на мастер-классе расписали пряники, их передали ребятишкам в детском доме...

 

Еще фото набережной

Архангельск впечатлил, хочется еще вернуться и посмотреть все повнимательнее, побывать в Холмогорах, на Соловках...

Проект "Больше, чем путешествие" - это отличная возможность поближе узнать свою страну и принести ей пользу. На сайте "Россия - страна возможностей" много проектов, участие в которых даст возможность открыть для себя новые уголки своей страны.

18.08.22,
Леший,
Москва

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама