Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Рецепт хорошего отдыха. Алтай 2011

Алтай, снова Алтай. Моя 11 поездка на Алтай. В начале этого лета одни туристы спросили меня, как можно ездить отдыхать каждый раз в одно и то же место. Они, посетившие 180 стран мира, решили, что я либо слишком бедна, чтобы поехать куда-то еще, либо ненормальная. Что ж, второе куда более верно. Я больна. Больна горами, этим напоенным ароматами трав и рек воздухом, больна ощущением полета и нереальной свободы. Там я не ощущаю ни возраста, ни статуса, ничего, что так сильно мешает нам здесь, в каменных джунглях городов.
Мы, городские жители, избалованы комфортом и удобствами, мы навсегда забыли, что такое – настоящая жизнь в гармонии с природой и самими собой, и экстрим для многих из нас – прогулка на велосипедах по городскому парку или выезд за город на шашлыки, где нас внезапно застает дождь, или посещение какого-то места, где нет сотовой связи и электричества. Мы приходим в ужас, если узнаем, что нам предстоит ехать на машине без кондиционера, просуществовать два дня без душа и ванны, падаем в обморок, глядя, как ребенок пьет воду прямо из реки, впадаем в тоску, когда узнаем, что на ужин снова будет гречка, и в нашей голове не укладывается, как можно отлично отдохнуть, не особо себя в чем-то ущемляя, в течение двух недель на сумму, равную средней зарплате по Новосибирску.
Мы с мужем убеждены, что все это - предрассудки и издержки жизни в большом городе, и что отдых с детьми на Алтае может и должен быть дешевым, максимально активными и экологичным, и настолько отличным от повседневной жизни, насколько это возможно. Алтай подходит для этого как нельзя лучше. Именно там по-настоящему начинаешь ценить жизнь и понимать ее истинную цену, познаешь себя и людей рядом с собой, и именно поэтому хочется возвращаться туда снова и снова.

Итак, мой рецепт хорошего отдыха по маршруту Новосибирск – Черга – Усть-Кокса – Маральник – Тюнгур – урочище Тургунда – Усть-Кокса – Черный Ануй – Усть-Сема - Новосибирск…

День 1. Слегка обломный

Я готовилась к поездке долго и основательно. По разным причинам в этот раз наш бюджет был ограничен скромными 22 тысячами рублей, на которые мы предполагали отдыхать 13-14 дней. Реально вышло 12, но не из-за денег, они еще даже остались.
Я закупила продукты, много. И крупы, и макароны, и консервы, и печенье, и сгущенку, и чай-кофе, и много чего еще. Овощи взяла на даче, сахар в течение года «копила», забирая из кафе одноразовые упаковки, они весьма удобны. Муж купил газовую горелку. Вместе с баллончиками газа покупка обошлась рублей в 500, но сэкономила нам немало сил и времени - не было необходимости каждый раз разжигать костер, чтобы сделать кофе или сварить детям макароны. В последний день перед выездом изготовила себе и детям "хобы". Тот, кто знает, что это, поймет, как они важны. Все это было погружено в машину еще с вечера, и в 6 утра 7 августа мы стартовали. Первый облом выяснился в районе Барнаула. Мы обнаружили, что оставили дома котелки. Пропажа стоила небольшой ссоры с мужем и 1000 рублей, что еще более сократило и без того скромный бюджет.
Остановились на этот раз в Зообазе, поселок Черга. Выбрала это место по буклету, который прихватила весной на Сибирской Ярмарке. Привлекло наличие на базе небольшого зоопарка и удобное расположение.
На деле все оказалось просто замечательно. База находится на окраине села, у реки. Уютно, чисто, туристов хоть и много, но большинство живет в домиках и не мешает друг другу. Есть возможность питаться в столовой, но мы готовили сами. Место под палатку – 300 рублей, есть беседка, чистый туалет. Кроме того, душ – бесплатно, и огромная территория, где есть качели, пара старых вездеходов в качестве детских лазилок и зоопарк, где есть две совы, барсук и орел, а также ферма, где разводят самых разных куриц, кроликов, гусей, уток и даже кабаргу. А еще собака и кошка, которые как раз принесли потомство. Потомство было и у всех остальных обитателей зообазы. Дети были в восторге. Все животные, кроме сов, орла и барсука, живут не в клетках, а просто ходят по территории. Часть ее огорожена, и туда пускают только с экскурсией, но цена (50 рублей с человека, дети - бесплатно) позволяет и посмотреть, и потрогать, если получится.
Дети были в восторге от места. Мы их почти не видели, а так как территория огорожена, и машины туда не пускают, то их пребывание там совершенно безопасно. Да и взрослые они уже, не требуют ни постоянного присмотра, ни ухода.
Спать было тепло, Черга находится достаточно низко.

Утиный выводок

Обитатели базы.

День 2. Стрессовый

С утра думали, стоит ли уже двигать дальше. Нашей целью был Усть-Коксинский район, а также планировали остановиться на Семинском, чтобы попытаться дойти до Сарлыка. Но не стоит говорить Богу о своих планах, или даже вовсе не стоит ничего детально планировать.
В районе обеда мы с Темкой грелись на солнышке, и я заметила у него на голове что-то темное. Клещей я в жизни не видела, поэтому не на шутку переполошилась. Но страховка была при мне, и мы погнали в Манжерок, именно тамошняя больница была указана в страховке как ближайший населенный пункт, где ставят иммуноглобулин. Немного нервов помотало ожидание окончания обеда у врачей, небольшое препирательство по поводу страховки, но в итоге, когда врач посмотрел, выяснилось, что это не клещ вовсе, а то ли кровоподтек, то ли вообще родимое пятно. Скорее первое, сейчас болячка выглядит намного меньше, но я все равно переживала. Чтобы окончательно удостовериться в правоте слов врача, я озадачила вопросом и хозяйку базы. Она подтвердила слова медика, и я почти успокоилась, но наблюдать за болячкой и за Артемкой продолжаю и сейчас.
На обратном пути из Манжерока начался ливень. Такой, что мы не видели, куда ехали. К счастью, он кончился как раз тогда, когда мы прибыли обратно на базу, голодные и все еще немного нервные. Но горячее солнышко быстро успокоило, мы искупались, дети гуляли по базе, а мы с мужем уединились... в душе. Отдых в палатке необычайно романтичен сам по себе, но если при вас дети, то приходится сдерживать пыл. А стресс его, этот самый пыл, обычно подстегивает. В таком подстегнутом состоянии выход обычно всегда находится, пусть и не самый комфортный.
А вечером пошел дождь. Не ливень, а просто скучный, серый дождь. Все небо обложило тучами, и просвета не было видно. Ужинали в дождевиках в промокшей насквозь беседке. Оказалось, что крыша протекает. Хорошо, что не протекает палатка. Остаток вечера провели за болтовней и уснули в надежде, что утром все будет по-другому.

Ливень.

День 3. Дождливо-пессимистичный

Дождь шел всю ночь. И все утро. Промокли все наши пакеты с едой, промокли дрова. Но не промокла газовая горелка, и мы осознали, какую нужную вещь мы купили. Часам к 10 мы поняли, что лучше не станет, или точно не в ближайшее время, и начали собираться.
Детей отвели в машину в дождевиках, собрали вещи как попало, но быстро, и поехали по серому от дождя Чуйскому тракту в сторону Семинского перевала. По пути мы думали, что будем делать, если такая погода затянется. Муж нагнетал обстановку, приговаривая, что отпуск испорчен. Я еще не до конца отошла от мнимого клеща, поэтому настроение было примерно таким же. Но на Семинском оно несколько улучшилось. Там дождя не было! Было холодно, ветрено, сыро, но не дождливо. На перевале есть две базы, обе спортивные, и обычных туристов не сильно жалуют. На одной мест не было вообще, на другой были, но нам не понравились ни по цене, ни по интерьеру. Решили ехать дальше, а поход на Сарлык отложить на неопределенный срок. Сам Сарлык, кстати, был покрыт снегом. Видимо, он там в этом году и не таял.
В селе Туекта свернули в сторону Усть-Кана, и рассчитывали по дороге остановиться на базе около села Ело, про которую я вычитала на www.turistka.ru.
Но мы проехали Ело, а базу так и не нашли. Пришлось ехать до Усть-Кана. Пейзаж вокруг выглядел скучным, то ли из-за серой погоды, то ли потому что дорога проходит по долине, обрамленной невысокими горами почти без леса. Местность вокруг реки, протекающей по центру долины, выглядит заболоченной. Населенных пунктов мало, они маленькие и выглядят какими-то безжизненными. Магазины были закрыты. По дороге преодолели Ябоганский перевал. Довольно красиво, но останавливаться не стали, хотелось побыстрее определиться с ночлегом.
В Усть-Кане снова начался дождь. А может он там и не прекращался. К тому же, мы не обнаружили там ни одной турбазы, а только пару гостиниц, а единственный кемпинг, упоминаемый на все той же www.turiskta.ru, оказался неработающим. Было уже около 17.00, но выхода не было – пришлось гнать до Усть-Коксы, еще 120 км. Муж выглядел встревоженным и усталым, я нервничала, дети переутомились, из-за дождя мы почти нигде не выходили из машины, хотелось есть.
Дождь все не прекращался.
К тому же, мы вспомнили, что на въезде в Усть-Коксинский район нужно еще получать пропуска, т.к. там пограничная зона. Но процедура прошла на удивление быстро, и стало легче.
В Усть-Коксу приехали около 20.00, и сразу поехали на базу Уймонский Ковчег. Ее директор - мой знакомый (к слову, его на месте не было), сайт базы внушал доверие, да и просто хотелось оказаться уже хоть где-нибудь, и точно не в палатке. Муж не возражал, он тоже устал и хотел немного комфорта. На базе нам достался 4-местный номер с горячим душем на этаже, бесплатным кипятком, чаем, кофе, сгущенкой, конфетами и печеньем в кафе, качелей на территории и даже телевизором в холле, всего за 1100 на семью! После такого дня это была просто сказка. К тому же, дождь кончился, и тучи потихоньку расходились...

Тучи над Семинским перевалом.

Алтай

Где-то между селами Ело и Ябоган

База Уймонский Ковчег

День 4. Духовно-обогатительный

Утро было пасмурным, но дождя не было. Это внушало оптимизм. В самой Усть-Коксе мы ничего делать не планировали, поэтому было решено ехать в Мульту через Верхний Уймон, где находится музей Рериха и музей старообрядчества. Пока мы собирались, разговорились с водителем на базе, и он посоветовал нам доехать до урочища Тургунда, что за Тюнгуром, где можно остановиться на ночлег в красивом месте и посмотреть древних каменных баб. Мы учли совет, но решили сделать это уже после Мульты, где планировали сходить в поход а Мультинские озера.
Проезжая через центр Усть-Коксы, обнаружили батут. Дети не смогли пройти мимо, а мы погуляли под показавшимся наконец солнцем. После полутора суток дождя солнечные лучи казались чем-то нереальным.
До Верхнего Уймона ведет идеально ровная дорога. Неудивительно, туда ездит масса туристов-почитателей Рериха, среди которых немало иностранцев.
Музей находится в красивом, восстановленном здании, где в свое время в течение некоторого периода в ходе Алтайско-Гималайской экспедиции проживал Николай Рерих с семьей. Я не являюсь большим знатоком Рериха, но мне нравятся его картины и меня восхищает проделанная им экспедиция, а также близко его учение и мировоззрение.
В музее все серьезно. Пускают только с экскурсией, но собрать группу не сложно, народу едет множество. Сначала все в обязательном порядке смотрят фильм о Рерихах, а затем идут в дом-музей. На мой взгляд, экскурсия длинновата, идет около часа, рассказывает экскурсовод вдохновенно, но несколько заученно, и перемещаться во время рассказа по музею не поощряется.
Наши дети явно мешали. Артем в музее принялся ползать под ногами других туристов, а Антон громко задавал вопросы не по теме.
Сначала экскурсоводы пытались занимать детей, но потом нас попросили удалиться. Мужу удалось что-то услышать, я же в основном гуляла с Артемом по двору.
На экскурсии много рассказывали об экспедиции Рериха по горам, в том числе и зимой, и о том, что ему и его семье в течение 5 месяцев пришлось жить в палатке где-то на границе Китая и Индии и ждать разрешения на посещение страны, и они не только выжили, но и написали за это время множество полотен и заметок. Для этого нужно было обладать недюжинной телесной и духовной силой. Современному человеку стоит поучиться у Рерихов и хотя бы иногда подвергать себя настоящим испытаниям. А еще я заметила, что жизнь - это на самом деле цепочка взаимосвязанных событий и фактов, иногда связанных настолько своеобразно, что можно только диву даваться. Я взяла с собой в поездку книгу Дэна Брауна The Lost Symbol, речь в которой идет главным образом о том, что человек – это Бог, который пока не знает своих истинных возможностей. Николай Рерих и его семья безусловно знали этот секрет.

Посещение музея старообрядчества только подкрепило мои мысли и ощущения.
Музей – это небольшой дом, в котором хозяйка музея восстановила был староверов. Но самое интересное даже не это, а рассказ хозяйки. Она готова рассказывать отдельно даже для одного посетителя, и ее рассказ напоминает не скучную экскурсию, а сказочный и красочный рассказ о жизни не столько староверов, а вообще, о нравственности, о семейных ценностях, любви и верности, уважении, отношении супругов друг к другу и детям. Ее голос звучит как музыка, но обладает силой, и даже наши неспокойные дети слушали и почти не мешали. В один момент мой муж прослезился, у меня тоже щипало в глазах, рассказ пробирал до глубины души. Думаю, этот музей стоит посетить всем, кто запутался в жизни, чья семейная жизнь зашла в тупик, чьи отношения с детьми или родителями оставляют желать лучшего. Цена входного билета (100 рублей) – намного ниже стоимости консультации у психолога, а пользы посещение музея приносит, на мой взгляд, намного больше. Во всяком случае, я о многом задумалась, а муж вспомнил сразу несколько своих друзей, знакомых и родственников, которым посещение музея просто жизненно необходимо. И снова посещение музея было пронизано скрытым смыслом. Видимо, хозяйка – не только историк и потрясающая рассказчица, но и неплохой психолог или даже провидица. Она сказала, что наш Артем послан нам Богом, а мой муж - самое мое ценное сокровище и бесконечно добрый и любящий человек. И это чистая правда.

Мы выезжали из Верхнего Уймона умиротворенными, и пребывали в таком состоянии до Мульты, где изначально планировали остановиться, чтобы на следующий день отправиться на Мультинские озера. Но я читала, что машину можно оставить и в селе Маральник. Я ничего не знала о качестве дороги, но оказалось, что оно вполне приличное, а на выезде из Мульты мы увидели указатели на две базы в Маральнике. На одной из них, "Вечный странник" (говорящее, однако!), мы и остановились. За человеко-место в палатке там берут 80 рублей, дети лет до 7 – бесплатно. Стоянка машины – 50 рублей в сутки. Хозяйка предоставляет туристам зелень с огорода совершенно бесплатно. А зелень там отменная! Климат в том регионе дождливый, влажный, при этом в солнечные дни не просто тепло, а жарко. Ночью же доходит до 0 даже в июле. Примерно так и было, и нам пришлось спать в куртках и шапках. Находится затерянная в горах деревушка Маральник на высоте 1300 метров над уровнем моря. Ее название красноречиво говорит о том, чем в основном занимаются ее жители.

Село Усть-Клкса. Крупное, развитое, небедное. Много супермаркетов, кафе, несколько банкоматов. Над селом - гора, куда мы через пару дней совершили небольшое восхождение.

Мост через реку Кокса.

Окрестности музея

Музей старообрядчества

Что-то вроде сарая. Такие есть почти во всех дворах, что-то похожее на ушедшую в землю избушку. Видимо, для живности.

Орудия труда старообрядцев

Просто вид Верхнего Уймона

День 5. Походный

Я долго думала, что назову этот день экстремально-походным. Но события некоторых последующих дней заставили меня изменить мнение. Ничего экстремального не произошло, поэтому день был просто походным.
Всего Мультинских озер 3, но верхнее находится в 11 км от Среднего, и это уже был бы поход на несколько дней, тем более, что верхнее озеро находится на довольно большой высоте, где почти нет растений, а ночами минусовая температура, и пока нам такой поход не по силам. Там же, в окрестностях, есть озеро Куйгук, и еще немало других озер, до которых от Маральника около 20-30 км. Все это – наши планы на последующие годы. Среднее и Нижнее озеро объединяет перекат Шумы. Это не совсем река, а скорее водопад.
На Мультинские озера можно добраться пешком, как все нормальные туристы, а можно, как матрасники, методом заброски на ГАЗ-66 или УАЗе. В нашем случае было первое. Дорога – 12 км, на машине чуть больше. Я сильно подозреваю, что мы бы могли чуть ли не быстрее дойти пешком, но не с детьми. К такому походу наши дети пока не готовы. Мы немного думали о том, чтобы туда заброситься, а обратно дотопать самим, но решили для начала съездить. Переход же от Нижнего до Среднего Мультинского озера составляет 3 км. Дорога прямая, то есть, без спусков и подъемов, каменистая, местами скользкая и разбитая лошадьми и туристами, но в целом приемлемая даже для малышей, идет вдоль берега озера. Времени на экскурсию нам выделили 4 часа. В сторону Среднего озера дети буквально добежали. Муж по дороге собирал грибы. И когда мы добрались до места, выяснилось, что на обратную дорогу у нас остается около часа. Я успела полазить по Шумам, а дети в это время отдыхали и пили чай.
Обратно бежали почти бегом. Артем устал, и папе пришлось нести его некоторое время на себе. Я решительно забрала у него рюкзак. Не столько для того, чтобы ему было легче нести Темку, сколько для того, чтобы воскресить уже забытые ощущения похода «под рюкзаком», вспомнить, что умеет мое тело и понять, что я еще молода и свежа, и что прошедшие годы и роды никак или очень мало отразились на моих возможностях. Конечно, понять это при весе рюкзака от силы 6 кг сложно, но после перехода тело приятно ныло. Мне снова 18! И мне никогда не было больше, просто я почему-то решила, что я стала старее. Старше – да, но никак не старее.
После похода и несколько экстремального переезда спали как сурки, несмотря на холод.
А еще в этот день я убедилась в правильности двух принятых прошлой осенью решений – удалить Антону аденоиды и отдать его на гимнастику. Если еще в ноябре прошлого года он постоянно ныл, сильно уставал и не хотел идти пешком даже километр, но этот поход он пробежал без единой жалобы. Надеюсь, эти же меры также к лучшему изменят состояние младшего сына, и в следующем году наши походы станут уже более длинными.

Маральник.

Река Мульта и старый мост.

Дорога на озера. Вы думаете, что в вашем населенном пункте (неважно, где вы живете) плохие дороги? Взгляните на это и вознесите хвалу вашему городскому главе и небесам!
Ездить можно не только по асфальту, главное - навык!

А ездить надо вот на чем!

Среднее Мультинское озеро

День 6. Расслабляющий

С утра мы упаковались и отправились до Тюнгура. Вообще туда обычно едут те, кто идет в поход к Белухе или Аккемскому озеру, но мы ехали просто чтобы посмотреть места, а также добраться до урочища Тургунда и глянуть на каменные бабы, о которых говорил водитель в Усть-Коксе. Поездка была совсем короткой. В Тюнгуре всего три базы, и сдается пара домов. Многие походники разбивают лагерь просто на берегу Катуни, которая в этих местах мелкая, совсем не бурная и очень теплая. Мы выбрали кемпинг на базе "Тюнгур". Костровище, беседка, нормальный туалет - что еще нужно? Почти весь день загорали, купались, стирали вещи, читали. Я любовалась пейзажем, сидя на солнышке, и мне казалось, что я нахожусь где-то на краю света. По сути так и есть, Тюнгур – конечный пункт назначения в этом направлении, дальше только деревушка Кучерла и тупик. Дальше ведут только тропы, к Белухе и вечным снегам на границе России, Китая и Казахстана.
Вечером выбрались погулять по Тюнгуру, купили свежего молока, обнаружили замечательное кафе с невысокими ценами. Легли спать расслабленными, утомленными солнцем.

Цапля (?) в Тюнгуре

Тюнгурские хрюшки

День 7. Немного походный, трясучий под вечер

Утром отправились в небольшой походик до Кучерлы, куда от Тюнгура всего 2 км. Шли без всякой цели, просто посмотреть да поразмяться. Но когда дошли, поняли, что цель все-таки была – речка Кучерла, стекающая из ледников, потрясающего цвета и чистоты. Просто сидели на берегу, муж искупался. Вообще он купался во всех попадающихся на пути водоемах, даже если температура воды в них была не выше 10 градусов. В сочетании с жарой - отличный контраст! Я так и не рискнула, пока не вышла на этот уровень. Дети оказались намного смелее меня, они в состоянии зайти до колена и немного окунуться.
Спустившись, отправились за Тюнгур, в направлении Ини, что на Чуйском тракте, куда, по словам уже там бывавших ведет приличная лесная дорога до реки Тургунда. Дальше проезд возможен только на внедорожниках, а лучше на ГАЗах или УАЗах. Целью было посещение священного места, где древние жители поставили несколько каменных баб. Баба – в данном случае не сварливая женщина, а каменное изваяние. Я так и не могу до конца понять, для чего эти бабы нужны. Водитель из Уймонского Ковчега сказал, что в этом месте злая энергетика, часто не работают фотоаппараты и людям становится плохо. Видимо, я энергетически не настолько восприимчива, потому что ничего не почувствовала. Фотоаппарат тоже. Мы дотопали до баб ногами, поднявшись по палящему солнцу на невысокий холм, несколько раз обжегшись крапивой. А когда дошли, поняли, что можно было заехать и на машине. Но мы же не матрасники какие, мы легких путей не ищем.
Заночевать решили у речки Тургунда. Никакой базы там нет, только неорганизованные стоянки. Мы встали там, где уже стояла машина. Было страшновато вставать совсем одним, в диком месте. Правда, соседи сказали, что это совершенно безопасно, якобы они сюда приезжают каждый год. Но лучше перебдеть.
А под вечер поднялся ветер. Да не просто ветер, а почти ураган. Палатку трепало, посуда и продукты слетали со стола. Спать было страшно. И место неохраняемое, и ветрище (а вдруг бы начали падать деревья), и населенный пункт не близко (а вдруг придут дикие звери). Поэтому мы с мужем спали поверхностно и мало.

Красавица Кучерла. Цвет воды - необыкновенный.

Мост через Кучерлу. По нему ездят!

Одинокий кедр

Впадение Кучерлы в Катунь. Какое-то расстояние реки текут как-бы отдельно, не смешиваясь.

Священное деревце возле каменных баб

Одна из баб. На ней есть рисунок, но все настолько древнее, что почти не видно.

Катунь в урочище Тургунда.

"Шумы" на Тургунде

День 8. Переездный

Ветер, начавшийся вечером, так и продолжал задувать утром. Мы быстро собрались и поехали в обратном направлении. Было решено ехать до Усть-Коксы и снова остановиться в Уймонском Ковчеге, дабы помыться и немного расслабиться.
По дороге остановились посмотреть маленький музей в Тюнгуре. К нашему счастью, там уже сидела группа и мы просто вошли, без билетов. Немного послушали про жизнь и быт тюнгурцев.
Около села Катанда увидели указатель на фермерское хозяйство «Доброслав». Решили посмотреть, тем более, что вывеска также гласила, что там имеется мед. Заехали и не пожалели. Оказалось, что в этом месте можно еще и разместиться. Само хозяйство напоминает сказочное Лукоморье. Там есть и печка, и изба бабы Яги, которая по совместительству является одноместным домиком для ночлега, сеновал, где спит хозяин (наверняка не один, детей мы насчитали троих), баня и бассейн с ледяной водой, ну и само место очень красивое. Жаль, не заехали сюда по дороге в Тюнгур, могли бы остановиться. Купили меда, погуляли и покатили дальше.
В Усть-Коксу приехали рано, разместились и пошли гулять по селу, надеясь найти кафе, где можно поужинать. Но было воскресенье, кафе были закрыты. И тогда мы сварили на ужин пельмени на берегу Катуни. Вкуснее пельменей (магазинных) пока не ел никто из нас.

Снова слияние Катуни и Кучерлы.
Уж больно красиво.

Где-то там Белуха и ледники...

Идиллический вид

День 9. Немного походный, а в основном переездный

В этот день нашей целью было доехать до Денисовой пещеры, что в Солонешенском районе уже Алтайского Края, на самой границе с республикой Алтай. По дороге планировали посмотреть еще Усть-Канскую пещеру и остановиться на перевале за пограничным постом. По дороге в Тюнгур этого нельзя было сделать из-за дождя.
Но утром мы услышали, что гиды на базе рассказывают группе туристов, что они пойдут на обзорную гору, откуда наверняка будет видно Белуху. Мы тоже решили подняться.
И поднялись! Правда, не до вершины, а только до середины. Поняли, что Белуху увидим вряд ли из-за утренней дымки в том направлении. Но о восхождении не пожалели, это была отличная зарядка.
Усть-Канская пещера оказалась закрыта для посещений из-за раскопок, но по пути мы видели пару других пещер, которые оказались в реальности скорее гротами в горах. Для посещения пришлось перейти вброд маленькую речку, но дети были в восторге. Это же так классно – топать по воде прямо в сандалях!
А напротив пещеры обнаружилось отличное и недорогое кафе национальной кухни. Дети, уставшие от гречки, риса и макарон из котелка, на ура воспринимали каждую вылазку в кафе и набрасывались на еду. А может, просто тратили очень много энергии на все походы и переезды.
А они были непростыми. В отличие от нашей прошлогодней поездки, проходившей в основном по Чуйскому и Чемальскому трактам, в этот раз мы большую часть времени перемещались по грунтовкам и дорогам еще более экстремального качества. В Усть-Коксинском районе асфальта мало, а в Усть-Канском и того меньше. Собственно после поворота на Черный Ануй, рядом с которым и находится Денисова пещера, асфальт и кончился. Около 50 км мы тряслись по грунтовке и жутко устали. Денисову пещеру нашли сразу, она находится прямо у дороги, а вот кемпинг пришлось поискать. Но в итоге нашли отличное место, непосредственно у места отправления к водопадам на реке Шинок, куда планировали отправиться на следующий день. Кемпинг отличный. Место под палатку - 150 рублей, машина - 50, баня - 300 рублей/час. Во всех других местах, где мы останавливались до этого, баня стоила не меньше 700 рублей в час. Место спокойное и уютное, и очень теплое.
Легли спать рано, чтобы как следует выспаться и пойти в поход с новыми силами. Дети к этому времени уже порядком устали от отпуска, особенно Темка, который постоянно просился то домой, то на батут, то к деду, то еще куда-то, а о походах не хотела даже слышать.

Подъем на обзорную в Усть-Коксе.

Еще выше

Камень на горе

Пещера возле Усть-Кана

Еще пещера

В окрестностях Денисовой пещеры

День 10. Экстремально-походный

На этот раз действительно экстремальный. Тропа на водопады намного сложнее, чем тропа вокруг Мультинского озера. А вот заброска – проще и короче, на УАЗе, и всего около 40 минут. Всего на Шинке 6 или 7 водопадов, но обычные туристы, неподготовленные, ходят максимум до третьего, и то не все.
Нам сказали, что мы дойдем, и мы пошли.
Малюсенькая, узенькая речка Шинок протекает в глубоком ущелье, как бы показывая, что маленький размер не означает отсутствие мощи. Река состоит из нескольких каскадов, не каждый из которых именуется водопадом. Расстояние до первого водопада - около 1,5 километров, но тропа сложная. Много камней, несколько раз нужно переходить Шинок вброд. Но вода в этом году низкая, и брод не представляет сложности. К тому же, тропа идет непрерывно вверх. Много раз нужно перелезать через упавшие деревья, идти по выступающим скалам, а так как ущелье глубокое, то солнца там мало, и тропа почти всегда мокрая и грязная. Но мы и дети преодолели расстояние до первого и даже второго водопада с легкостью. Первый водопад просто красив, второй - потрясающий! Вода падает с высоты около 30 метров, а кругом огромные скалы.
А дальше стало интересно. И на самом деле экстремально. Тропа уходила резко вверх, и для простоты перемещения к деревьям была привязана веревка, за которую нужно держаться, а ноги перемещать по земле. Задачка не из простых, но Антон справился сам! Еще один плюс того, что он занимается гимнастикой. Артема пришлось папе везти на себе, как мартышку. Подъем был сложным, к тому же мы выяснили, что предстоит резкий спуск и еще один подъем, и уже без помощи веревок. Решено было отправить папу одного, а мы с детьми остались ждать.
Обернулся муж примерно за час, немного отдышался, и мы поползли по веревке вниз. Артем – снова на папе.
К сожалению, мы забыли вооружить папу фоторужьем, и фото третьего водопада у меня нет. Но не беда, это будет еще одна точка на моей карте желаний. Обязательно сходим сюда снова!

Идем на водопады. Чем не тропики?

Темное, узкое ущелье...

Каскад. Еще не водопад.

Первый водопад

Второй водопад. Высота скал - около 30 метров.

Идем вверх.

И вниз

Наш палаточный городок.

День 11. Экстремально-проездный

Утром мы посетили Денисову пещеру. Она огромная! И, как я поняла из рассказа экскурсовода, уникальная, в ней обнаружены артефакты из самых разных исторических эпох. Там постоянно трудятся археологи, в надежде отрыть что-то еще, помимо тысяч объектов, которые уже найдены. В их числе и украшения, и посуда, и орудия труда. Как и почти все на Алтае, пещера окутана тайнами и легендами. Даже дети заинтересовались рассказом.
А потом пришла пора ехать обратно, в направлении Усть-Семы, где мы планировали заночевать на Катунских ванночках, как и в прошлом году.
Как же мы ошибались, думая, что дорога (около 100 км) займет часа 2, максимум 3.
Сразу несколько карт гласило, что нам следует после Черного Ануя завернуть на Турату, а оттуда на Мариинск, Ильинку и Чергу. Когда же мы проехали деревню Турата и достигли следующего населенного пункта, выяснилось, что мы оказались в Белом Ануе, который был нам совсем не нужен. Но туда вела единственная приличная дорога! А карта гласила, что в Белый Ануй ведет дорога без покрытия, и дорога, которая нам нужна, поворачивает в Турате и имеет твердое покрытие. Мы решили, что как-то пропустили поворот и повернули обратно. В Турате мы спросили дорогу у местной жительницы, и она махнула рукой куда-то в гору, куда вела дорога, чем-то похожая на ту, по которой нас везли на Мультинские озера. Но женщина сказала, что они проезжали по этой дороге на Жигулях, а наша машина (к слову, для тех, кто не знает – Раум 1998 года) повыше, следовательно, проедет легко.
Нам как-то не пришло в голову усомниться, и мы свернули в указанном направлении. Альтернативой был бы объезд в лишние километров 200, если не больше.
Но когда мы преодолели, не без труда, первые километров 5, оба задумались о том, не повернуть ли. Но муж решил, что погода сухая, следовательно, должны проехать (Жигули же проезжают!). Дорога шла по полю, потом по лесу, а потом пошла в гору, на перевал, становясь все более каменистой, ухабистой и все больше и больше напоминающей дорогу на озера или водопады. К слову, перевал на карте обозначен не был, и вообще, нам показалось странным, что все три имеющиеся у нас карты обозначают дорогу как главную, с твердым покрытием. Там вообще нет покрытия, да и дороги по сути тоже нет. Вылезли на перевал, мужу пришлось охлаждать двигатель. За это время он сбегал вниз и сказал, что дальше вполне нормально. Спустились, пару раз чуть не завязнув в грязи, и оказались перед речкой, за которой просматривалось болото. Все это выглядело страшно, а самое неприятное - мы были совершенно одни. Ни встречных, ни попутных машин. Мы уже хотели разворачиваться и ехать в объезд, но тут из лесу вышел конь с всадником. Всадник удивился, но не сильно. Видимо, мы были далеко не первыми и не последними, кто доверился карте и полез по этой «дороге". Мужик сказал, что буквально через 50 метров дорога станет почти хорошей, а потом будет деревушка Мариинск, и оттуда уж пойдет собственно дорога с покрытием. Так и вышло.
Жители Мариинска, глядя на нас, удивлялись, но не приходили в шок. Сразу несколько человек сказали нам, что мы – очередные дураки, лезущие в явное бездорожье. Мы упомянули карту, на что люди ответили, что хорошей дорога была лет 30 назад, когда существовали колхозы, а потом ее забросили. А карты, даже современные, даже в путеводителе Полиглот, до сих пор вводят путников в заблуждение. Я потом специально посмотрела штук 10 карт, и на всех эта дорога значилась как «дорога с твердым покрытием». Куда бы написать, чтобы издаваемые карты соответствовали действительности?
Это стресс и напряжение от переезда было сильнее всего, что мы пережили за поездку. Больше всего досталось автомобилю, и теперь ему снова светит ремонт. И хорошая мойка. Все это время мы пытались отмыть машину речной водой, но этого явно мало, да и после уже 100 метров по грунтовке, где ездит множество КАМАЗов и прочих тяжеловесов, машина снова покрывалась свежей пылью. Мы тоже. На Катунские ванночки мы прибыли в надежде окунуться.
Каково же было наше огорчение, когда мы поняли, что ванночки в этом году напоминают скорее болотца, заросшие тиной, по которым радостно рассекают водомерки. Низкая вода.

Денисова пещера.

Ферма где-то около деревни Мариинск.

День 12. Крылья сложили палатки, их кончен полет

Утром думали, как быть. Купаться в ванночках было невозможно, ехать для этого на Бирюзовую Катунь и тем более Аю не хотелось. Манжерок рассматривали только как место, где можно покататься на катамаранах. Этого очень хотелось Антону. А Артем хотел домой.
Уезжать не хотелось, в сердце закралась знакомая тоска, которая всегда охватывает в день, когда нужно прощаться с горами.
Но мы видели, что не стоит мучить детей еще один день.
И после катамаранов на Манжерке и обеда у Катуни мы направились домой.
Прощай, Алтай. Или лучше снова сказать до свидания! Мы обязательно встретимся снова!

Кувшинки на озере Манжерок.

П.С. Вот такой вышел рецепт хорошего отдыха.
Что же нам потребуется? Много хорошей погоды и солнца в качестве основного ингредиента, чуть-чуть дождя и ливня для пикантности, много движений и физической нагрузки и сколько-нибудь релакса, много "дикости" и немного комфорта, некоторую часть неожиданности, долю романтики, звездного неба и полной Луны для полного ощущения мистики, немалую часть культуры и истории, много-много прозрачной, чистой воды. А остальное - по вкусу.
Знаю, что многие, отведав отпуска по моему рецепту, получат расстройство и полное отторжение, но для многих он станет настоящим деликатесом. Я надеюсь, что последних - больше.