Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Праздники  »  Народные праздники

День Ильи-пророка или почему нельзя купать после 2 августа

 
Самый «громовой» день в году – день памяти пророка Ильи. По ветхозаветным преданиям – пророк, по языческим верованиям – повелитель грома, дождя и молний. Эдакий и.о. Зевса на славянской земле, распоряжающийся буквально всем, в том числе и урожаем. Также известен под именами: Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перун, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый.
 
Традиционно мы празднуем день Ильи по старому стилю 20 июля, по новому –  2 августа. Особенных обрядов в этот день не используется, но существует множество праздничных запретов, о которых мы и поговорим.
 
 
Ветхозаветные мотивы связывают личность Ильи-пророка с небесным огнем, животворными дождями и вообще всем тем, что связано с небом (вспомним о вознесении Ильи на огненной колеснице).  Свой дурной и неприятный, по нынешним меркам, нрав Илья приобрел еще во время своей земной жизни: был он ревнителем веры в одного Бога и заветов Яхве. Дополняют ветхозаветную картину апокрифичные тексты и разнообразные народные предания, лубочные картины, легенды и проч.. Весь этот набор привел к тому, что в народном сознании Илья-пророк стал практически «главным по тарелочкам» - среди всего пантеона святых/богов в язычестве, он был самым сведущим в метеорологических вопросах. Более того – не просто предсказывал поведение небес, но и буквально ими управлял.
 
Многие легенды приписывают Илье и создание родников, и осеменение земли грибами и даже создание тех ручьев и родников, которые не замерзают зимой (гремячие). Для создания этой природной красоты Илье понадобилось всего-то расшвырять пяток молний по камням, или же просто прокатиться по лесу на своем весьма волшебном коне.
 
Боялись ли Илью? Еще как. Его день празднуется до того, как будет собран урожай и если Илья не будет милостив, а поведет себя как бытовой насильник, то именно в его власти грозами и молниями уничтожить все то, что колосится и дозревает. Отсюда и пытались задобрить, как и положено при патриархате: полнейшим поклонением, категорическим запретом на работу в Ильин день и даже наказанием не соблюдающих правила. Никаких прав, в общем, на честный труд в Ильин день.
 
Илья в русских легендах представлен стариком с весьма дурным нравом, который готов карать кого угодно практически за что угодно и который является антиподом Святому Николаю (Чудотворцу).  Николай в случае ярых атак Ильи обычно выступает заступником народа. Впрочем, такой нехороший нрав оправдывается в мифологии не только земной жизнью, но и тяжелейшей нынешней работой Ильи- по преданиям он является змееборцем (сравним с культом Георгия).  Именно для того, чтобы победить нечистую силу и всяких гадов ползучих, так нехорошо искусивших Еву, Илья и расшвыривает молнии, а вовсе не для создания каких-то там родников. В Ильин день крестьяне помогали Илье чем могли – любого замеченного «гада» старались убить  и жилища от ползучих гадов охраняли особенно. Было ли это добровольным желанием помочь нелегким трудам или же просто никому не хотелось, чтобы в припадке ярости против нечистой силы, Илья разгрохал дом или поле.
 
Боялись наказания Ильи настолько, что не ели рыб ус красными глазами, пойманную во время грозы или до грозы, или после грозы. В общем, похоже, всегда на всякий случай не ели рыбу с красными глазами – это явный признак вселившегося черта (имейте в виду, если муж проводит много времени за компьютером: палкой его, палкой).
 
Именно Илья своим культом провоцировал простой народ на кровавые жертвоприношения (и эти люди христиане!..) . В некоторых регионах покупалось в складчину жертвенное животное, подводилось к церкви, где освещалось, а затем закалывалось. Ели его, конечно, все вместе, а для пущего благословения и веселья кровью животного взрослым мазали глаза и лоб (помогает на весь год от мигреней), а детишкам – щеки (для общего здоровья). Согласитесь, что выражение «кровь с молоком» приобретает некий дополнительный смысл.
 
Но вернемся к водоемам. Черти прятались от Ильи в воде стоячей и проточной, под корягами и в тине, в общем, везде, где было хоть что-то мокрое. Исходя из комплекса народных верований становится постепенно ясно, что в Иьин день ни один порядочный христианин, измазанный кровью, не полезет в эту дурацкую воду. Только черти. Только черти могут себе позволить купаться в этот святой день, когда сам Илья ездит по земле. Моются они, что ли, перед возвращением в ад?..
 
С Ильина дня лето заканчивается. «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень». С этого дня вода, по народным поверьям, не годится для купания не только из-за искупавшихся в ней чертей, но и из-за того, что в этот день приходит полоскать свои рога и лапы мифический олень. По другим поверьям – туда роняет копыто конь Ильи или же сам Илья, не щадя живота, разбрасывает по водоемам кусочки льда.  В общем, как ни подойди к этому вопросу – с этого дня, по народным поверьям, водная стихия становится для человека недружелюбной и опасной не только для его физического тела, но и для той нематериальной субстанции, которую мы привыкли называть душой.
 
 
30.07.2014
Кристина Вязовская
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь

Вы вошли как Гость


Реклама