Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Дальневосточные каникулы. Часть 1

 

Дорожная

 
Куда едет летом среднестатистический сибиряк? Тот, который вообще хоть куда-нибудь едет? Как правило, на запад или юг - в Европы, к морям разной степени комфортности, в Москву, в Питер, к тётке в Екатеринбург, к бабушке в Краснодар. Ну или на Алтай. Мы поступили нетривиально – отправились на восток.

Восточный маршрут освоен нами уже давно, поскольку в тех краях, в славном городе Свободный Амурской области живут родители нашего папы, мои свёкры значит. Последний раз мы были у них три года назад, ну а в этом году поездка была запланирована еще и потому, что родители собрались отмечать 9 сентября золотую свадьбу. Именно из-за этой даты поездку пришлось сдвинуть на август-начало сентября, предварительно написав кучу объяснительных на работе, в лицее, в НГУ… 

Как выяснилось еще на этапе планирования, самым сложным пунктом маршрута по-прежнему остается поиск наиболее оптимального способа добраться туда и обратно. Для меня остается загадкой, почему в ближайший к Свободному город Благовещенск (областной центр, между прочим!) не летают самолеты ни из Новосибирска, ни хотя бы из Красноярска, Омска или Барнаула. Ну нету, и всё! С Москвой авиасообщение есть, а с нами – нет. Ближайший город, до которого можно добраться самолетом – это Хабаровск (12 часов поездом от Свободного, плюс стыковка минимум полсуток, хорошо, если днём). В общем, извечная дилемма – 75 часов на поезде, но зато прямо до Свободного, или 5 часов на самолете, но ещё плюс сутки мотания с дитями и багажом на то, чтобы добраться до места. Цена обоих вариантов примерно одинаковая (если озаботиться билетами на самолет заранее). Мы выбрали комбинированный вариант – туда поехали поездом, обратно решили лететь самолетом.

Дорога «туда» оказалась на редкость комфортной: в вагоне было не жарко, и не холодно, соседи были спокойными, проводник - аккуратным и ненавязчивым, а в одном купе обнаружилась семья – мама и двое мальчишек – которая практически «усыновила» самого буйного члена нашей семьи на всё время поездки.

Сколько бы раз я не ездила по этому маршруту поездом, не устаю поражаться масштабам нашей страны. Чесслово, была б моя воля, я бы приняла закон, обязывающий всех членов правительства, Думы, да и Президента тоже, хотя бы раз проехать до Владивостока на поезде. А желательно – делать это хотя бы раз в два года. Вот сейчас как раз Путин катит на авто по новой федералке - от Хабаровска до Читы. А многие ли знают, что эта дорога ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ связала Дальний Восток с остальной страной? Что не просто первая хорошая - а вообще первая дорога в тех краях? До этого приличный кусок пути на восток в Читинской и Амурской областях можно было проделать ТОЛЬКО по железной дороге (ну или просёлками на каком-нибудь супервездеходе).

Да и всем на самом деле не вредно скататься туда не самолетом хотя бы раз в жизни. Для общего развития. Для получения хотя бы минимальной информации о том, как и чем на самом деле живет наша страна, та, которая не только за пределами МКАД, но и за границами Академа, Новосибирска и Красноярска. Даже живя в Сибири и насмехаясь над московскими мифами о сибирских медведях, трудно представить, насколько огромны просторы Забайкалья и Дальнего Востока. Из трёх с хвостиком суток пути до Свободного первые сутки (чуть больше) поезд идёт до Иркутска, вторые – от Иркутска до Читы, а третьи – по Читинской (пардон, Забайкальскому краю) и Амурской области. Сутки (!!!) на пути поезда не встречается ни одного более-менее приличного по размеру города. Между двумя крупными городами забайкальской части страны – Читой и Хабаровском – две тысячи километров и почти двое суток пути по практически безлюдной территории!!! Это трудно представить, даже глядя на карту, это можно только почувствовать.

Широка страна моя родная! (с) Широка и... запущена. Видимо погода поспособствовала (почти все время шёл обложной дождь), но красивейшие виды за окном - сопки, леса, полноводные реки - вызывали у меня не привычное восхищение, а тоску. Первая часть лета выдалась в Забайкалье и на Дальнем Востоке очень жаркой (свекровь говорила – было за 40 в тени), трава и леса выгорели на солнце и выглядят больными, сопки – облезлыми. И как-то особенно в этот раз бросилась в глаза бедность и неухоженность поселков и городов. Такое впечатление, что начиная с Байкала и дальше, в небольших городках и посёлках время остановилось где-то годах на 1950-70, а кое-где и пошло вспять. Особенно удручающе (впрочем, как обычно) смотрится Читинская область... И дело даже не в том, что поселения маленькие, и люди живут там бедно - можно жить "бедненько, но чистенько", а в том, что запущено и безысходно как-то всё выглядит - дома, дороги, да и сами люди. Самая ухоженная часть - это хозяйство РЖД: пути, мосты, разъезды, вокзалы.

К сожалению, мои поверхностные наблюдения подтвердились в Свободном, куда мы прибыли нашим большим семейством 10 августа.
 

Свободный

 
Итак, в славный город Свободный мы прибыли ночью 10 августа.

Свободный - райцентр Амурской области, находится в 150 км. от Благовещенска на пересечении Транссибирской магистрали и реки Зея. Благодаря магистрали, собственно, он и возник на географической карте. Город не всегда носил столь оригинальное и запоминающееся имя - основан он был в 1912 году как Алексеевск, ну а переименован нетрудно догадаться когда.

В советские времена Свободный долгие годы выполнял роль крупного железнодорожного узла (потом эта роль перешла к соседнему Белогорску). Кроме того, вокруг города, в сопках были расположены многочисленные военные объекты и обслуживающие их военные части и городки. Собственно в одном из таких городков под названием Орлиный (по адресу - Свободный-21) и живут родители моего мужа. Они ни разу не военные - мама библиотекарь, заведует библиотекой местного дома офицеров, отец - мастер не скажу по каким электрическим установкам.
Мы в городке. Родители - сидят по краям, в центре - сёстры свекровки.


В советские времена этот городок был очень секретным и очень закрытым объектом. Достаточно сказать, что родители мужа не могли пригласить к себе в гости собственных матерей и сестер-братьев! Только дети и внуки по спецпропускам. Но зато снабжение там было! Коммунизм в отдельно взятом городке, не меньше. И тихо, спокойно, отличная школа, кругом - природа, сопки... Не жизнь - красота, особенно для детей. Потом суперсекретная часть ушла, поменялись еще несколько, и всё поменялось - за продуктами теперь лучше ездить в город, двери запирать на замок... Солдатики воруют овощи и картошку с огородов, а местные ловкачи выкапывают и сдают на цветмет многочисленные кабели - как ненужные, оставшиеся от прежних хозяев, так и нужные, периодически оставляя городок без связи и света. Сейчас уже всё повыкопали, а в конце 1990-х прямо бедствие было.

Но тем не менее для родителей это по-прежнему лучшее место для жизни. Привыкли уже - благоустроенная квартира, огород, тишина...

Центральная площадь городка (справа виден штаб).


Местная достопримечательность - пешеходный переход "в никуда".


Родители-то привыкли к такой размеренно-спокойной жизни, ну а нам такой темп жизни был не по зубам. Не скучал только Пашка - он быстро приобрёл себе кучу друзей и целыми днями гонял по улице. Для нас же единственным развлечением, кроме чтения книг и просмотра ТВ, были походы в лес за грибочками, которых уродилось немало.


Изредка мы разнообразили наш досуг набегами на собственно Свободный - в гости к родственникам, по делам будущего юбилея, ну и просто погулять.

Свободный сегодня выглядит вполне пристойно, не хуже, чем 20 лет назад, когда я побывала здесь впервые. Не хуже, но и не лучше. Он как бы остановился в своём развитии, и изо всех сил "держит лицо". А за милой улыбкой - плохо скрываемая тоска. В городе нет работы. Совсем. Военные городки, "кормившие" значительную часть населения района, в горячке разоружения и конверсии наполовину разогнали. Местная промышленность умерла своей смертью, не выдержав нашествия китайских товаров. Даже сельское хозяйство пришло в упадок. Видимо еще сказалась специфика региона - Свободненский район, да и вся Амурская область были в советское время одной больщой военной базой. А это означало, что регион находился на полном гособеспечении и под неусыпным контролем центральной власти, всё - начиная от собственно вояк до сельского хозяйства. С начала 1990-х центральная власть решила, что каждый выживает как может, ну и вышло то, что вышло... Люди как-то где-то работают, многие занимаются челночеством в Китай, но в целом уровень доходов и жизни вообще, конечно, аховый. А главное - никаких перспектив. Водитель маршрутки, на которой мы ехали из городка, узнав, что мы из Новосибирска, протянул: "Хорошо вам... У вас там, в Сибири - жизнь, а у нас - умирание. Там у вас, наверное, шоферА за шесть тысяч в месяц целый день по городу не катаются...". И вот это - про то, что "у вас в Сибири - жизнь", я слышала потом неоднократно от самых разных людей.

Впрочем, некоторую надежду на развитие и рабочие места дает строительство космодрома - он совсем рядом. Но вот опять же загадка - ведь в Углегорске (бывший Свободный-18) действующий военный космодром уже был! Зачем нужно было его демонтировать, увольнять и демобилизововывать всех специалистов?! А теперь всё строить заново? Загадочна русская душа...

А еще нам с нашей интернет-зависимостью было тяжело пережить отсутствие Интернета. В городке его нет можно сказать совсем (некоторые умельцы выходят черезх мобильники, но сотовая связь там еще та), в городе у родственников - не установлен. Даже в нескольких компьютерных салонах Свободного есть компы, но нет интернета! Вожделенную сеть нам удалось найти только в Свободном на почте, но тащиться 18 км в город, чтобы посидеть в сети - это уже перебор. Так что две недели мы обходились без виртуального пространства.

Центральная улица Свободного.


Пашка развлекается на день города. По-моему у нас в Н-ске такого аттракциона нет.


Местная достопримечательность - кинотеатр имени Л.Гайдая.

 
А примечателен он тем, что около него находится памятник Мастеру.


Вот такой он, самый свободный город на земле.
 

На пути в рай

 
Уже когда мы только собирались в гости к родителям было ясно, что четыре с небольшим недели в режиме "диван-телевизор" мы не выдержим. А ехать в такую даль, за немаленькие деньги, да еще раз в три года на пару неделек как-то нерационально. Поэтому было решено пойти по уже опробованному пути, и зарулить на две недели в Китай. Совместить приятное с полезным, так сказать. Благо, что сделать это из Благовещенска не проблема (Китай - это вам не Новосибирск, ага) - есть туры на любой вкус: групповые и индивидуальные, долгосрочные и краткосрочные, для шопинга, лечения и отдыха. Экскурсионных, правда, почти нет - видимо история Поднебесной мало интересует её соседей...

Для выполнения поставленной задачи мы с мужем почти сразу по приезду отправились в Благовещенск.
 
Город Благовещенск (основанный в 1856 году) - столица Амурской области - даже по нашим сибирским меркам городок небольшой и очень спокойный. Достаточно сказать, что даже центральные улицы города можно днём спокойно переходить без светофора - движение неплотное. В советские времена Благовещенск был городом закрытым, поскольку находится он на границе с Китаем, в 1970-80 годы въехать в него без разрешения было нельзя. Видимо поэтому город рос незначительно - даже сейчас его население насчитывает немногим более 200 тысяч человек. Да и в последние лет 20 (те годы, что я его знаю), Благовещенск изменился несущественно, разве что появились в изобилии магазины с китайскими товарами и китайские ресторанчики, а также турфирмы, организующие туры в Китай...

К сожалению, фотографий с видами Благовещенска я сделать не догадалась, поскольку было просто не до этого - мы пробыли в Благовещенске всего полдня и по конкретному делу, до местных достопримечательностей (осмотренных нами уже стоопиисят раз) просто не добрались. Но одну достопримечательность из новых все же сфотографировала:


Памятник забавный и немного грустный - именно этим живет вся нынешняя Амурская область.

Итак, мы отправились в поход по турфирмам. Нас прежде всего интересовал отдых на море. Фирмы Благовещенска предлагают, по сути, два основных варианта такого отдыха - курорты Желтого моря (основные - Бэйдайхе, Далянь, Циндао, Вэйхай) и отдых на Южно-Китайском море (на острове Хайнань). Первая группа вариантов подешевле, Хайнань - дороже, в основном за счет дороги (ну и сервиса, если честно). Поскольку на Жёлтом море (в Бэйдайхе) мы уже были в 2007 году, и бюджет позволял, мы решили лететь на Хайнань. Побродив по фирмам и сравнив предложения (а также предварительно прошерстив отзывы на Сибмаме ), мы выбрали наилучший для нас вариант, и 25 августа отбыли в город Санья (курортный город на Хайнане), где сейчас и находимся. Так что привет педагогам и ученикам!

В принципе, чтобы поехать отдохнуть на Хайнань, совершенно необязательно тащиться в Благовещенск - из Новосибирска туда с успехом летает чартер (путевки всего процентов на 20% дороже). Но спокойным чартером лететь же неинтересно! Другое дело - маршрут из Благовещенска! Выглядит он так: русская таможня - теплоход через Амур в г. Хэйхе - китайская таможня - авиаперелет Хэйхе-Харбин - авиаперелет Харбин-Санья (с 1-2 посадками). Занимает всё это удовольствие 16 часов. А нам нужно еще добавить два часа езды до Благовещенска. Утомительно, зато интересно-о-о!
Итак, основная часть путешествия началась в 9 утра на российской таможне.

Вид на китайскую таможню с российского берега:
 

На удивление народу на таможне было мало, поэтому весь переход границы занял меньше двух часов, и к 9 утра мы уже завтракали в ресторанчике г. Хэйхе. Нет-нет, я не ошиблась - в 9 утра. Дело в том, что во всем Китае принято единое время, +4 от московского, поэтому разница во времени между Благовещенском и Хэйхе - 2 часа. После завтрака нас отпустили побродить по Хэйхе, поскольку до самолёта оставалось еще прилично времени.

Третий раз я приезжаю в Хэйхе, и третий раз при виде этого города мне приходит на ум фраза "Стамбул-город контрастов". В принципе, это можно сказать про весь Китай, но в Хэйхе сталкиваешься с этим во всей красе. Хэйхе еще 20 лет назад был захудалой деревенькой в глухой китайской провинции. Но после открытия границы с Китаем, благодаря валу челноков, бизнесменов всех мастей и туристов из России он превратился в большой современный город, который выглядит очень неплохо.

Вид на Хэйхе из Благовещенска.


Пешеходная торговая улица Хэйхе.


С современными зданиями и новыми тротуарами соседствуют непреходящие строительные работы, разбитый асфальт, плевки и грязь.
 
 
А уж за блестящие фасады магазинов лучше вообще не заглядывать – такую грязь и таких трущоб в России вы не увидите никогда. При этом «парадная часть» Хэйхе очень красива, если будет время на обратном пути, постараюсь сфотографировать набережную, там есть на что посмотреть.

Основное назначение Хэйхе - это перевалочная база в Китай. Также город представляет собой один большой магазин - в Хэйхе свозятся товары со всего Китая, и большинство челноков уже давно не утруждают себя поездками вглубь страны - всё необходимое есть в Хэйхе. Простые амурчане тоже периодически ездят через реку пошопиться. Я, если честно, шопинг в Хэйхе не люблю. Зе несколько посещений Китая я убедилась, что хороший китайский товар стоит в китайских магазинах совсем недёшево. А то, что можно подешевле купить в Хэйхе - в большей части барахло. Точнее - лотерея, примерно такая же, как у нас на Гусинке - можно найти неплохие вещички за умеренную цену, а можно нарваться за эти же деньги на откровенное г****. Короче говоря, чтобы покупать что-то в Хэйхе, нужно знать - что, где, у кого, и почём. Иначе обманут - мама не горюй!
 
Обманывать, обвешивать, обсчитывать торгующие китайцы большие мастаки. Цены задирают до небес, и нужно уметь торговаться - можно сбросить вдвое, а то и втрое. Но главное, с ними трудно договориться: если им что-то не нравится в ситуации - всё, твоя-моя не понимай.

Хэйхе сейчас невероятно популярен у амурчан не только как место шопинга, но и как место отдыха. Мы ездим на выходные на дачу, на шашлычок, с палаткой, а амурчане - а Хэйхе. Там полно мест для развлечения - боулинг, сауны, дискотеки, рестораны, ну и шопинг, конечно же.

Пересекая границу с Китаем, любой российский турист может получить массу положительных эмоций, читая китайские переводы чего-нибудь на русский язык. Это отдельный аттракцион. Конечно, нам негоже смеяться над корявым китайским русским, поскольку мы в большинстве своем и одного иероглифа написать не сможем, но смешно, черт побери!

Некоторые вывески в Хэйхе (больше постеснялась фотать, там полно всего):

 
 
 

В 12.40 мы наконец-то вылетели в Харбин. К сожалению, в Харбине из аэропорта нас уже не выпустили, поэтому фото только одно, в огромном харбинском аэропорту:


На обратном пути у нас будет немного времени (если не будет задержек рейса), и я надеюсь побродить по Харбину.

Сильно удивила система безопасности в китайских аэропортах - осматривают и общупывают (в прямом смысле слова) гораздо круче, чем у нас.

В 16.40 мы наконец-то вылетели к конечному пункту нашего маршрута – в Санья. Перелет занял (с одной посадкой в Вэньчжоу) чуть более 6 часов. Всё прошло более чем удачно - новенький А-320, вежливые стюардессы, неплохой ужин... Впрочем, я уже плохо помню последний перелет, если честно - да и всё семейство уже было в полувменяемом состоянии и тихо кемарило в креслах. Единственное, что запомнилось - это как мы летели над офигительной грозой (уже было темно за бортом) и очень боялись. А также запомнилась посадка в Вэнчьжоу - горячие китайские парни заходили на посадку так, что мне временами казалось, что самолет уже в штопоре. Особого оптимизма придавало то обстоятельство, что накануне ночью в Китае разбился какой-то самолет (надо признать, у них это случается очень редко). Впрочем, как позже выяснилось, Вэнчьжоу окружен горами, поэтому там всегда такая интересная посадка.

И вот в 23.15 мы наконец в тропическом Санья! Почувствовали мы это сразу - при выходе из кондиционированного салона на трап самолёта у меня моментально запотели очки. Впрочем, как выяснилось позже, высокая влажность здесь вполне комфортна. А температура окружающей среды - днем +27, ночью +27, дождь примерно той же температуры, вода +26 - создаёт полное ощущение что ты в раю, настолько комфортно телу. Впрочем, об этом позже.
 
 
17.12.2013
Новосибирск
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Наташка (01/01/2014)
очень интересно читать про Дальний Восток!

Ваш комментарий:



Автор:



Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться


Вы вошли как Гость

Реклама



Реклама