Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Знакомство с Алтаем

В этом году мы впервые побывали в Горном Алтае. Точнее, мы с мужем и Пашкой - впервые, а старшие мальчишки по разу выезжали еще в школе. Мысль "а не съездить ли нам на недельку на Алтай, раз мы этим летом все равно семьей никуда далеко не собираемся?" возникла еще весной, но ее реализация всё как-то откладывалась за рабочими и домашними делами. Я честно почитывала топик на Сибмаме, пытаясь определиться хотя бы с местом пребывания, но у меня - человека, который НИКОГДА там не был - все эти обсуждения, названия мест и баз, как водится, проходили мимо мозга, совершенно там не задерживаясь. Поэтому мы решили обратиться за помощью к специально обученным людям, в турагентство "Акрис". За день до отъезда в речной круиз (в субботу!) мы завалились в офис с требованием послать нас туда, не знаем куда, обрисовали наши примерные пожелания, получили список из трех баз, и через полчаса были счастливыми обладателями путевок на семь человек на одну из баз в Чемальском районе.

Итак, 3 августа рано утром мы всемером выдвинулись в сторону Барнаула. Помимо нашего семейства из пяти человек с нами поехали еще два моих внучатых племянника 19 и 14 лет. Ох, после этой поездки я прям ОЧЕНЬ уважаю наш Ипсум - Боливар вынес всё. Более того, мы даже все вещи умудрились утрамбовать в маленький багажничек, оставшийся после подъема третьего ряда сидений.

По этой трассе я, естественно, ездила впервые, и она порадовала своим разнообразием. Если серьезно, приятно удивил кусок перед Барнаулом (перед поворотом на Бийск) - прямо такой европейский автобан, все бы дороги так...

К часу дня мы, наконец, добрались до нашей базы под названием "Бирюза", расположенной немного не доезжая деревни Узнезя. Вот эта скала прямо напротив поворота на базу в последующих поездках всегда служила нам ориентиром: "мы дома!"

База нам понравилась сразу. Вот прямо то, что нам требовалось. Маленькая (четыре домика по пять двух-трехместных номеров), уютная, в лесу на берегу Катуни (спуск к реке за последним домиком), с ресторанчиком, банькой и сауной, с волейбольной площадкой и автостояночкой. Отличное место и для просто переночевать, и для релакса.

Заселились, пообедали, поспали чуток, и отправились пешочком осматривать окрестности - до Узнези и обратно. Сходили познакомиться с Катунью. Пашка первым делом полез было купаться, да быстро выскочил на берег. А вечером перед сном мечтательно заявил: "Хорошо, что завтра жарко, вода прогреется!" Бедный ребенок, он так до конца и не осознал, что Катунь не прогреется никогда.

Утром следующего дня мы приступили к боллее активным видам отдыха. Поскольку в местных достопримечательностях мы пока не сориентировались, то на первый день запланировали поездку в Манжерок, на канатную дорогу. Но перед выездом решили зайти к администратору, узнать, как попасть на сплав - мальчишки школьниками сплавлялись, и хотели еще. "Да у меня вот как раз группа желающих собирается в 11 утра!" - заявила она, и вместо Манжерка пацаны отправились сплавляться, все впятером. Мы же с мужем, выяснив примерный маршрут начинающих рафтеров и продолжительность сплава, отправились малой скоростью в Барангол, встречать. Точнее, неспеша покатались по Чемальскому тракту наслаждаясь видами.

В Барангол приехали на всякий случай немного заранее, так как мальчишек предупредить о том, что будем их встречать, не успели, и боялись, что они уедут домой без нас.

На местном причале мы сидели довольно долго, наблюдая, как народ переправляется на моторках на другую сторону Катуни, как возят группы к Камышлинскому водопаду, и как рафты проплывают .... мимо Барангола. По предварительным прикидкам, мальчишки должны были приплыть часа в два. В половине третьего мы решили, что видимо как то не так поняли информацию о сплаве, и ребята причалят где-то в другом месте. Что ж... надо ехать домой... Костя уже отправился к машине, а я решила еще раз бросить взгляд вверх по Катуни, и увидела еще один рафт, а в нем - сверкающего очками Пашку.

Остальных узнать в шлемах и спасжилетах было трудно. Проследив, где именно одни причалили, мы бросились туда, и вовремя: ребята уже разоблачались и грузили рафт, еще пять минут, и они бы уехали.

Пообедали там же, в Баранголе, в кафе "Царская охота", на террасе с видом на Катунь. Мальчишки, конечно, сильно промокли. Зато Пашка наконец-то убедился, что Катунь холодная везде, а не только на нашей базе. Благо, день был жаркий и футболки-шорты высохли махом. А вот пять пар кроссовок (а им посоветовали надеть носки и кроссовки, чтобы не было больно ногам, которые в рафте надо засовывать под веревку) я сушила всю ночь, попеременно перекладывая сушилку для обуви. В следующий раз на такую толпу возму три сушилки - две пары из пяти подсушить к утру так и не удалось.

После обеда мы заехали домой, переоделись-переобулись, и отправились в Чемал, осматривать местную достопримечательность - бывшую ГЭС.

ГЭС, построенная аж в 1935 году, была выведена из рабочего состояния несколько лет назад, а в этом году сильно пострадала от весеннего наводнения. Но тем не менее и сама ГЭС, и территория вокруг нее остается большим туристическим аттракционом: платная стоянка, куча сувенирных ларьков, различные развлечения...

Мальчишки тут же полезли кататься на колесо обозрения

с которого увидели не только окрастности Чемала, но и вот такой милый "рояль в кустах".

После небольшой прогулки по территории мы отправились домой, на ужин и заслуженный отдых.

Ничего не напоминает?

Во вторник мы отправились в незабываемое путешествие на Каракольские озера, про которое я писала тут

Путешествие оказалось не из легких, домой мы вернулись аж в половине одиннадцатого вечера в состоянии нестояния, поэтому в среду решено было устроить разгрузочный день, без больших физических нагрузок. И мы поехали таки в Манжерок. Прогноз погоды, увы, обещал дожди, но с утра еще было ясно и тепло. Кстати, мы совершенно случайно угадали с распределением наших развлечений по дням отдыха: самыми жаркими и сухими за всю неделю оказались понедельник (когда пацаны ходили на сплав) и вторник (когда мы были на Караколах), в последующие дни постоянно шли дожди и было весьма прохладно, о сплаве даже думать было холодно.

На Манжероке мы совершенно стандартно пошли кататься на канатке.

Виды по мере подъема открывались сногсшибательные, но фотографировать то, что находилось за спиной, было совершенно неудобно, и я решила всласть пофотать на спуске. Ага, щаззз. Как только мы добрались до верха, над Манжероком стали собираться сначала облачка, затем тучки. Дежурные на канатке оповестили, что надвигается затяжной дождь и все желающие спуститься вниз должны это делать прямщас, иначе придется невесть сколько ждать наверху. Мы решили спускаться - всё равно в дождь тут делать нечего, а ждать, действительно, придется непонятно сколько.

Увы, но в итоге все фото, сделанные по дороге вниз, представляют собой отчет о том, как Манжерок затягивает пеленой дождя.

Дождь пришел на середине пути вниз. Сначала в виде мелкой взвеси, потом в виде дождика, а под конец в виде ливня. Очень интересные ощущения, знаете ли - ехать малой скоростью и мокнуть. Пока ехали, размышляли, что, мол, теперь надо возвращаться домой, сушиться и обедать, а время еще раннее (два часа дня всего), чем будем заниматься после обеда?

Чем заниматься до, после и вместо обеда придумал наш креативный папа.

Мы не учли, что в дождь мокрыми стали не только мы и сидения, но и коврики на выходе. По-хорошему, надо было попросить дежурного остановить подъемник для выхода, но мы же так бодренько сошли вверху... В общем, спрыгивая с кресла, Костя не удержал равновесие и рухнул во весь рост лицом вниз. Да уж... Зрелище было не для слабонервных: кровь, стекая с разбитого лица и смешиваясь с дождем, создавала впечатление просто потоков крови... Дежурные помогли унять кровь и оказалось, что разбитые очки серьезно повредили переносицу, надо накладывать швы, причем быстро.

Дальше началась эпопея. Дождь никак не хотел униматься и лил как из ведра, а машина-то на стоянке! Пришлось мне бежать к ней и подгонять вплотную к навесу, под которым прятались мужики. Загрузившись, мы рванули в Манжерокскую амбулаторию. Две тётечки, лениво пьющие чай, сообщили нам, что тут они ничего не зашивают, езжайте ... в Горно-Алтайск. Даже обработать рану удалось их уговорить не сразу! Конечно, можно было поскандалить и потребовать оказания помощи, но мы рассудили, что себе дороже выйдет: швы-то на лице!

Пришлось совершить незапланированную экскурсию в Горно-Алтайск, но даже в республиканской больнице помощь нам оказали не сразу. Дежурная медсестра травмпункта вместо того, чтобы вызвать врача, сразу отправила нас в ЛОР-отделение в другой корпус: мол, а вдруг у вас нос сломан? При этом она не удосужилась даже посмотреть рану! Константин уже начал тихо звереть, но, к счастью, врач в ЛОР-отделении оказалась адекватной и швы были наложены без лишних вопросов. Более того, она была страшно возмущена и тем, что ему не оказали помошь в травме, и тем, что отказались шить в Манжероке, и обещала устроить грандиозный скандал у руководства по этому поводу.

К шести вечера мы вернулись домой. Разгрузочный день удался на славу.

Экстирима в предыдущие дни нам оказалось мало, поэтому в четверг с утра (ну пока нету обещанного дождя) мы отправились в экстрим-парк, который находится недалеко от Усть-Семы.

Подобные парки, конечно, есть и в Новосибирске, но мальчишкам очень уж загорелось - все время же мимо ездили. Как оказалось, парк очень даже крут, в новосибирских парках трасс подобной сложности нам не встречалось. В нем помимо веревочных трасс есть и настоящий (на скале) скалодром для продвинутых. Да и сами трассы не так уж просты, как кажется на первый взгляд. Точнее - одна из них. Детская трасса совсем примитивна, а вот взрослая (высотная) состоит из двух частей - попроще и посложнее. После первой части из 8 этапов есть возможность уйти на финальный этап, ну а особо желающие экстремалы могут продолжить развлечение еще на 10 очень сложных этапах.

Начало действительно не выглядело слишком сложным, хотя мне бы хватило за глаза.

Старшие мальчишки сразу изъявили желание пройти самый сложный вариант, а Пашку отправили на вариант попроще. Но не тут-то было!!! Дойдя до развилки "продолжение-спуск", Паша уперся рогом и заявил, что он пойдет дальше!

... На то, как Паша проходил сложные этапы трассы, сбежались посмотреть не только все присутствовавшие там туристы, но и весь персонал парка. Это была жесть. Некоторые этапы были не под силу даже взрослым мужикам (при мне двоих снимали с трассы). Но Паша буквально цеплялся зубами за воздух, и прошел всё до конца! На последних этапах ему уже аплодировали. Такой бешеной упертости я в своем младшем сыне раньше не замечала, скорее наоборот, он всегда стремится схалявить. Оказывается, за то, что он САМ РЕШИЛ, он готов сражаться до последнего. Далеко пойдет, однако, если правильную дорожку найдет!

Пока парни проходили трассу, незаметно подкралось время обеда. Обед, сами понимаете, с шестью мужиками пропускать нельзя.

После обеда нас ждало еще одно традиционное местное развлечение - прогулка на лошадях. Поскольку никто, кроме Кости-младшего до этих пор на лошади не сидел, мы выбрали самый простой вариант - трёхчасовую прогулку вдоль Катуни. Папу оставили дома, а сами отправились в путь. Сначала, как здесь принято, на "буханке". Нас завезли за Чемал и на моторке переправили на другой берег Катуни (тоже отдельный экстрим), где нас уже ждали оседланные лошади. Конюх объяснил основные правила управления транспортным средством, и мы пустились в путь. Лошади, привычные к туристам, вели себя смирно, поэтому нам удалось даже по дороге осмотреть окрестности. Дорога действительно пролегала прямо по берегу Катуни, жаль, что по техническим причинам заснять все эти красоты было невозможно. Ну просто свалиться с лошади как-то не хотелось... Поднявшись в гору, мы спешились,

прошли еще немного вверх пешочком и оказались на горе, откуда открывался шикарный вид на окрестности Чемала.

А вот и наш принц на белом коне.

На обратном пути случилось дежавю. Как только мы пустились в обратную дорогу, внезапно налетели тучки и пошел дождь. Точь-в-точь как накануне в Манжероке, с той лишь разницей, что под нами были не кресла подъемника, а лошади. Пришлось целый час наслаждаться видами "Катунь в дожде", одновременно потихоньку намокая. Вслед за дождем пришла гроза, первый раскат грома был таким внезапным, что лошади испугались и шарахнулись кто куда, хорошо, что все всадники крепко держались в седлах.

Посещение местной сауны, которое стало завершающим аккордом бурного дня, оказалось после такой прогулки как нельзя кстати. Сауна на базе отличная, с хорошим бассейном, только очень дорогая. У меня создалось впечатление, что хозяева базы не заинтересованы в том, чтобы гости пользовались сауной, поэтому и цены задраны специально... В сауне удалось как следует прогреть мышцы ног, которые продолжали болеть еще с позавчерашнего похода на Караколы, так что следующим утром болела только филейная часть, недовольная знакомством с седлом.

За первые четыре дня нашего активного отдыха мы выполнили программу-минимум, в которую входили сплав, катание на лошадях и канатная дорога в Манжероке. Выполнили и успешно перевыполнили. На заключительные два дня никаких особых планов не было, и мы решили развлекаться, как левая нога захочет.

В пятницу левая нога не захотела никаких физических упражнений, а захотела покататься на машинке по Чуйскому тракту, до Семинского перевала. От нашей базы до Семинского было чуть более 100 (105 кажется) километров, но бешеной собаке сто верст не крюк. И вообще на Алтае у меня как-то изменилось представление о расстояниях. Те же 100 км до дачи я считаю дальней дорогой, а тут ничо, близенько совсем. Всего мы на Алтае за неделю накатали "вокруг базы" почти 700 км (без учета ГАЗ-66).

Чуйский тракт после Усть-Семы поразил своей безлюдностью по сравнению с "насиженными" местами Майма-Чемал. Безлюдностью, живописными пейзажами и отличной дорогой! Дорог такого качества у нас редко где можно встретить. Как раз накануне на НГС вышла статья, рассказывающая о том, что Чуйский тракт по версии журнала National Geographic (если не путаю) вошел в пятерку красивейших дорог мира. Я верю, что это так и есть. И это мы только до Семинского доехали!

Стелла, посвященная 200-летию присоединения Алтая к России

А вооон на ту гору поднимаются для того, чтобы получше обозреть окрестности. Мы решили на нее посмотреть издалека.

Эх, до всего отсюда далеко...

На обратном пути Константины пытались пофотать окружающие пейзажи. Увы, у National Geographic это получается лучше.

Без дождика и в этот день тоже не обошлось, ага. Самый сильный ливень, как водится, застал нас в тот момент, когда мы припарковались на обед около какой-то местной кафешки на 528 километре Чуйского тракта. Еда в кафешке оказалась изумительно вкусной и значительно более дешевой, чем в основных туристических местах. И с национальным колоритом: мы долго размышляли, не попить ли нам чаю с солью, но не рискнули. В другой раз. Тем более, что другой раз, думаю, не заставит себя долго ждать: мы загорелись идеей доехать малой скоростью до Ташанты.

Вечером мы с Костей отправились помедитировать на Катунь. Такой мощный поток воды как нельзя лучше располагает к медитации, знаете ли...

Катунь с базы

База с Катуни

И я тоже там была! Вообще как-то моих фото в этот раз практически нет, в пятницу Костя просто в принудительном порядке меня фотографировал. А так я как тот репортер Шрайбикус из советского учебника немецкого языка, человек-призрак.

Долго помедировать в одинчестве нам не удалось, вскоре пришел Павел, и сделал нашу медитацию совсем уж аутентичной: дело в том, что на Семинском он выпросил купить ему варган, и весь день упражнялся в игре на нем. С варганом он не расстается и по сей день, подозреваю, что на даче теперь соседи слушают концерты для виолончели с варганом. Лихо получается у него, кстати.

В заключительный день нашего алтайского отдыха мы решили отправиться на одну из самых стандартных экскурсий этих мест - в Тавдинские пещеры.

Оооо, сколько народу на этой Бирюзовой Катуни и в пещерах. Было ощущение, что я где-то в центре крупного туристического города. На контрасте с поездкой по тракту накануне это ощущение совсем мне не понравилось.

В этот день дождик принялся моросить с самого утра. Точнее, это даже был не дождик, а какая-то мокрая взвесь.

Фотографий из пещеры практически нет - большинство просто не получились из-за слабого освещения. Но Пашка, конечно, не мог не запечатлеться.

Быстро пробежавшись по пещере (а пускают туда только с экскурсоводом на строго ограниченное время), мы оказались перед дилеммой: уже ехать домой или развлечься чем-то еще? И отправились в расположенный тут же Археологический парк, в котором сделана попытка реконструировать быт древних жителей этих мест. Часть экспонатов парка - настоящие, часть - искусственно воссозданные. Есть даже один настоящий курган, найденный именно здесь. Сюда пускают тоже только с экскурсоводом.

То самое настоящее захоронение

Естественно, всё его "содержимое" находится в музеях. В частности, скелет лошади (которую непременно хоронили вместе с убитым хозяином) находтся в маленьком музейчике, расположенном на территории парка.

Кроме захоронения, найденного на этой территории, в парке реконструированы несколько курганов, найденных в других местах неподалеку. Фотографии рядом иллюстрируют их содержимое.

В целом в парке, как было сказано выше, сделана попытка воссоздать стоянку древнего человека в этих местах.

Катапульта

Тренажер древнего воина

Зернотерка

А мы еще и коврики из веточек плести умеем.

Заключительный вечер у нас прошел "дома", ну то есть - на базе. Дождь, к счастью, к вечеру закончился (а может на базе его и вовсе не было - горы они такие горы), и дети отправились сбрасывать недорастраченную энергию. Вообще я заметила, что на Алтае всех посетил просто какой-то невиданный прилив энергии. Пашка вообще мотался как электровеник, и даже после самых утомительных ... хм... экскурсий он был бодр и весел. В еду они там что-то добавляют, что ли?

Ох, чувствую я: не в последний раз мы сюда приехали...