Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Ребенок в походе. Жизнь с малышем в палатке

2005. Владимир в животе. Телецкое озеро

Ребенок в походе. Жизнь с малышем в палаткеНаш сынок Владимир начал путешествовать еще в утробе. Дай Бог здоровья моему врачу Алексею Вячеславовичу Кочеткову (6-й роддом г. Новосибирска), который с легкостью отпустил меня на 9-м месяце отдыхать на Телецкое озеро. С друзьями набралось нас 9 человек (как мы только втиснулись в нашу Короллу!): четверо взрослых, включая беременную меня, четверо детей 6, 5, 3 и 1,5 лет и, конечно, Владимир (в животе).
Умолчу про трудности многодетной матери, которой пришлось следить, чтобы четверо ее детей, как назло «расползающихся» и «разбредающихся» в разные стороны, не упали с обрыва в 30-метровой глубины озеро, но мне было комфортно, думаю, моему ребенку тоже. Правда, к четвертому дню путешествия дали знать о себе мышцы, изрядно потрудившиеся про пешем восхождении в небольшую гору к водопаду на т. н. Третьей речке (в котором мы с мужем потом благополучно искупались, благо вода была теплее, чем в Телецком). Да и спать в палатке на тонкой пенке и спальнике хоть и тепло, но жестковато по сравнению с домашней кроватью, тем более для беременной… Но впечатления остались только прекрасные!
Мы с друзьями до сих пор с особенной теплотой вспоминаем великолепные телецкие туманы, способные за считанные минуты скрыть в своем молоке все, что находится дальше метра вокруг (даже жутковато, был человек – и нет), тройную радугу – очень редкое явление природы; прогулку на катере по озеру с заездом на Каменный залив, откуда открываются великолепные виды на Телецкое.  Спали в палатках, готовили на костре из привезенных и купленных в местных магазинах продуктов. Однажды удалось купить в Артыбаше свежую телецкую селедку – это что-то!!! Варили из нее уху. Жарили ее на костре, ели просто так, без гарнира. Вкуснее рыбы я не ела. Еду готовили на костре, а также на газовой горелке. Очень хорошая штука, выручает, например, когда приезжаешь уже затемно на место, а где дров взять – непонятно, или, когда дрова промокли, или, когда надо срочно вскипятить чайку… Подруга даже умудрялась готовить самой маленькой малышке смесь!
Очень выручила одноразовая посуда (какими горами мы ее выбрасывали!), заблаговременно захваченные с собой мешки для мусора. Там же я поняла, какая классная вещь эти влажные салфетки! Можно соблюдать личную гигиену, не отходя от кассы, в смысле, не выходя из палатки.
Среди минусов, конечно же, засилье туристов! Не найти дикого места. Мы бы проехали и дальше, но в этом месте дорога заканчивалась, дальше – только пешком, так что пришлось остановиться. Хотя у нас, Слава Богу, место было очень хорошее: и от глаз посторонних скрыто, и от дороги недалеко, и виды великолепные!

2006. Владимиру 10 мес. Катунь, Чемал

Ребенок в походе. Жизнь с малышем в палаткеМой муж Максим родом с Алтая, из г. Бийска, в котором и по сей день проживают его родители. Так что за осеннее-зимне-весенний период в Бийске мы побывали с сыном бессчетное количество раз. Но на Алтай Володя попал в свои неполные 10 месяцев.
Первый раз это была «разведка боем». У нас даже не было четкого маршрута. Хотели просто «на Катунь». Нам рекомендовали о. Манжерок. Туда мы и направились. Сразу скажу, возможно, кого-то и привлекает отдых под грохочущую из каждой машины музыку в компании пьяных и курящих парней и девчонок…, но только не нас. Машина на машине, встать даже негде. Да еще и комары. Озеро – грязная лужа, берег – земляная жижа 3 метра, и то добраться до воды можно лишь в 2-х местах. Правда, вода теплая. Но даже искупаться не захотелось, сразу уехали. Решили ехать далее, но, традиционно, до места засветло добраться не успели, поэтому заночевали на первой попавшейся стояночке. Развели костер, попили чайку, сынок ограничился своей обычной едой – маминым молочком.
Утром обнаружили место очень симпатичным. Ровная площадка среди сосен, вид на реку захватывающий! Крутой обрыв, а справа, как по заказу, - пологий каменистый спуск прямо к реке, где мы и купались под дождем на 2-й день. Надо сказать, что дождь моросил всю ночь и целый день, что и явилось причиной отъезда. Видавшая виды брезентовая палатка родителей по причине установленности «впопыхах» и в темноте, промокла, намочив собой сдувшиеся к утру надувные матрасы, а те, в свою очередь, намочили все одеяла. Ночевать в мокрой постели, да еще с ребенком было просто опасно. Так что было решено возвращаться назад. Мы спокойно пообедали ухой из консервированной сайры, на второе у нас был наивкуснейший шашлык из кеты (предусмотрительно были захвачены с собой мангал и шампуры).
Вспоминается комичный случай, связанный с этим шашлыком. Для начала скажу, что на Катуни рыбачить можно, но поймать что-то под силу лишь профессионалам, да и то, если повезет. Пока мы спокойно отдыхали, мимо проходили несколько рыбаков. Спускались к берегу, озадаченно чесали головы. В этот день не «клевало». Время подходило к обеду, и мы вспомнили про нашу бедную кету, которая уже давно разморозилась и держалась из последних сил, что удавалось ей только благодаря холодным водам Катуни, в которую она была погружена с вечера. Чтобы не мусорить у костра, Максим пошел чистить ее на камни у самой воды. У нас была с собой удочка (спиннинг), муж тоже любит порыбачить. Я и говорю: «Рыба выглядит как только что пойманная, давай я тебя сфотаю ради шутки». Мы положили рядом удочку, муж продолжает чистить рыбу. И тут снова «выплывает» из-за кустов утренний рыбак, сразу видно, что профи, с массой «прибамбасов», рюкзак за спиной, болотные сапоги выше колен… А муж преспокойненько чистит огромную красную рыбу, которая очень похожа на катуньского тайменя. Надо было видеть его глаза!!! (Рыбака, конечно.) Вот мы потом посмеялись, когда до нас дошло!
Надо немного рассказать, а что же делал наш сынок? Ходил он в то время еще неважно, поэтому, в-основном, сидел в коляске, что-нибудь грыз и осматривался. Выручало то, что от природы он обладает спокойны характером, может подолгу играть самостоятельно. А так, как он очень любит «рулить» в машине, то проблем с ним вообще не было. Правда, однажды он закрылся с помощью сигнализации, т. к. ключи торчали в замке зажигания, но, Слава Богу, сам открылся, и с тех пор мы ключи в машине не оставляем. Ближе к вечеру муж решил-таки прокатить нас до Чемала, на знаменитый о. Патмос.
Выехали ок.18 часов под проливным дождем. Никогда не забуду этот вечер! Дождь хлещет, стремительно вечереет, еще и свернули не туда, умудрились 30 км. проделать в другом направлении… И вдруг такая дивная картина! Величественная неприступная скала, хлипкий качающийся мостик… Только в такие моменты и понимаешь, что истинно, все в руках Божиих. И жизнь наша и смерть. Страшно все-таки было идти в сумерках по шатающемуся мосту с ребенком на руках. Мы были уверены, что в такую «поздноту» не то что храм, а и мостик закрыт. А тут! Служба только что окончилась, батюшка-иеромонах собирался исповедовать. Взяли благословение, приложились к иконам. Господь послал нам еще и экскурсовода! Дай Бог здоровья той женщине, что вышла с нами под дождь, рассказала историю острова, монастыря, фотографировала нас по нашей просьбе. Проводила до самой калитки. Ушли обласканные, вернулись в Бийск ок. 2-х ночи, уставшие, но счастливые.

2006. Владимиру 1год. Майма, Аскат, Чемал

Ребенок в походе. Жизнь с малышем в палаткеУчтя все минусы предыдущей поездки, мы взяли с собой: хорошую современную 4-х местную палатку, 4 пенки, 4 спальника. Как обычно, до места с вечера не доехали. Остановились за Маймой, в первом попавшемся безлюдном месте. В темноте при свете фар ставили палатку, в то время как Владимир ну просто орал в машине, иначе и не скажешь. В палатке он быстренько «отрубился» и дал нам возможность неторопясь приготовить себе ужин. Потом под мерный рокот Катуни разговаривали, попивая чаек. О, что может сравниться с сидением у костра в непосредственной близи от стремительной, бурлящей воды, когда чувствуешь ее свежесть и прохладу и вдыхаешь аромат душистого крепкого чая из трав! В такие редкие моменты особенно сплочается семья: проходят сами собой невысказанные обиды, если они и были; появляется возможность поговорить по душам, поделиться тревогами или радостями.  Никогда не пойму тех, кто и на природе стремится к комфорту: всякие там домики-дома отдыха, 4-х разовое питание, дежурные экскурсии пешие и конные (и вечно полудохлые лошади). Никакой тебе романтики, свободы передвижения. Да еще и музыку врубают на полную громкость, им бы послушать пение птиц, шум качающихся сосен, шелест дождя… А как здорово проснуться утром и лежать, глядя в потолок палатки, слушая, как барабанит мелкий дождичек по тенту и понимая, что ты НИКУДА не торопишься!!!
Дабы не погрешить против истины, скажу, что малость «загнула». Полежать и помечтать у нас не получалось никогда благодаря именно там приобретенной привычке сына просыпаться ровно в 7.30! А я-то думала, что хоть на природе отосплюсь. Но нет, по этому маленькому человечку можно было сверять часы. Вот что делает с людьми чистый воздух.
Но в этот день нас разбудило солнце. Мы встали, наскоро позавтракали и двинулись в путь.
Следующее место стоянки выбирали долго. Пока возвращались в Майму за покупками, прошло немало времени. Едем, едем, а выбрать нечего. Кругом люди, и места для стоянок  только платные. А нам, ну принципиально хотелось найти «дикое» место. (Забегая вперед, скажу, что все места наших стоянок оказались платными, т. е. чисто убранными, с наличием организованных туалета и мусорки. Но, по счастливой случайности, денег с нас так нигде не спросили.) Едем, и вдруг видим мост. «Давай свернем?» «Давай!» И мы оказываемся около населенного пункта с загадочным названием Аскат в красивом месте с противоположной от основной трассы стороны Катуни. С одной стороны лес, за ним дорога; с другой – тоже лес, но круто спускающийся к реке. На Катуни прямо посередине реки обнаруживаем необыкновенной красоты и величины остров, от которого нас отделяет небольшая, но бурная протока. Очень красиво! Место нашей теперешней стоянки заботливо оборудовано столом и поваленными вокруг него широченными бревнами, с трех сторон образующих места для сидения. Ставим палатку, жарим шашлык, на этот раз в меню курица и свинина. Владимир во всем принимает самое деятельное участие, он уже неплохо передвигается на «своих двоих», но… ох уж эти сапоги! Резиновые сапожки мешали ему встать, а падал он еще частенько, да еще кругом корни, пни и земля «под уклон» из-за покатого берега. Хлопот, конечно маме – масса! Упадет и орет – поднимите, мол, меня! Мы еще пытались держать его без «памперсов», хорошо, погода была очень теплая, ходили в майках, а это начало августа! Оденешь ему курточку теплую, ползуны, сапожки утепленные, он и не мерзнет. Самая большая проблема была с мусором, который в изобилии был оставлен прямо тут же всеми предыдущими ценителями алтайских красот. Чего там только не было. Но ведь невозможно убрать все. Вот и дергаешь ребенка за руку каждую секунду: «нельзя» да «кака». В конце путешествия уже смеялись: поднимет что-нибудь с земли, бежит, протягивает нам и говорит восторженно «Кака! Кака!!», типа, «смотрите, какую замечательную вещь я нашел!» Думаю, если бы люди, бросающие окурки и крышки от пивных бутылок, приезжали с детьми такого же возраста и столкнулись бы с такой проблемой, они бы перестали все это бросать.
Наутро пока мы спали, муж, по обыкновению, пошел «покидать удочку» и принес известие, что вода сильно спала. Водрузив Владимира в отрегулированную по размеру перевязь самому ответственному члену семейства – папе мы двинулись покорять малую высоту.  Какая там красотища! На нашем берегу тишь да гладь, а на острове такой сильный ветер! С противоположного от нас берега волны с шумом разбиваются об отвесные скалы. А какие замечательные растения там произрастают, все маленькие, пушистенькие, словно детишки, как раз под стать островку. Сосенки, березки, цветочки разные там. Много валежника – маленьких щепочек, обточенных водой, которые, как потом оказалось, даже после дождливой ночи способны исправно гореть!
Ночевали мы у острова две ночи, так нам там понравилось! Но – снова в дорогу, хотелось проехать еще дальше. И мы двинулись в сторону Чемала.
На этот раз Чемал произвел на нас удручающее впечатление. Просто толпы туристов, автобусы останавливаются и уезжают, по мостику идут одновременно 20 человек в одну и 20 в другую сторону. В храме – экскурсия: «посмотрите вот сюда, теперь сюда, а теперь у вас есть пара минут поставить свечи», и опять толпа в двадцать человек. Не хочу ничего сказать плохого об этих людях, хорошо, что они вообще сюда пришли! Но такой отдых не для нас, и мы принимаем решение ехать дальше, вперед, пока хватит бензина.