Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Владивосток 2023

Расскажу про нашу поездку во Владивосток, были мы там в период с 15 по 29 июля. Поехали впервые, скорее ради интереса, ну и «поставить галочку» – раньше на востоке страны дальше Читы и не были, а дети и вовсе восточнее Новосибирска носа не высовывали. Лететь собирались поздним рейсом, в 23 часа, но по факту рейс задержали на 3 часа, и мы, вымотанные, вылетели только в 2 часа ночи.

Младший детеныш как раз днём вернулся из лагеря, и у него к этому времени был уже глубокий отбой:

На взлете нас заметно потрясло – турбулентность, взлетали в обратную сторону от города, потом развернулись, полетели над городом в сторону страшенной грозы, потом сделали еще разворот и ушли на юго-запад, я так понимаю – облетали фронт. (Обещали нам расчетное время полета 5 часов и 15 минут, но летели мы ровно 6 часов в итоге). Через час начало рассветать, а еще через 5 часов мы приземлились в Артёме, в 11 часов утра вместо 8. Дети проспали всю дорогу, я, наверное, часа 4 «телепортировалась» из 6. Муж в основном бодрствовал. Забегая вперед, скажу, что потом мы весь день просто отсыпались, а я и в воскресенье на утро кое-как смогла подняться.
Из аэропорта такси нас повезло по Низководной эстакаде. Это я потом уже узнала, что это за мост, а во время поездки меня изрядно удивила дорога почти на одном уровне с водой. Про Золотой и Русский мосты мы как-то были наслышаны, а об этой эстакаде – вообще ни разу. Хотя строились они в одно время, к саммиту.

На второй день мы договорились встретиться с моими родственниками – они из Читы, и так случайно совпало, что мы выбрали одно место отпуска в этом году. Единственно, мы только приехали, а они уже собирались выезжать домой через 2 дня. Но где еще встретиться родственникам из Западной и Восточной Сибири, если не на Дальнем Востоке.
Перед встречей мы погуляли по Спортивной набережной. Не скажу, что понравилась – какая-то слегка запущенная показалась. А вот туалеты (пусть и платные) в большом количестве порадовали. Еще и чистенькие.
На набережную дошли от вокзала, спустились со стороны Чеховского сквера.

Я почти ничего не фотографировала – шел мелкий моросящий дождь, и настроение было сонное.
Единственное, что запечатлела, морское такси:

Обратно с набережной поднимались к «Владивостокскому Арбату», там красиво, но было столько народу, плюс машины ехали среди людей по пешеходной зоне, что совсем не хотелось ничего фотографировать, хотелось поскорее оттуда уйти.

Мы дошли до пиццерии Sicilian pizzeria на Семеновской, заказали там разные пиццы навынос, еще немного погуляли по округе, в ожидании, когда все приготовится, и поехали в гости. Кстати, готовят там вполне вкусно, цены средние, несмотря на то, что это центр города – мы потом еще два раза к ним заходили на перекус после прогулок.

Квартиру для проживания я нашла через Авито, начала поиски за полтора месяца до отпуска, и, к сожалению, хороших, относительно недорогих вариантов оставалось уже крайне мало. Полноценную двушку вообще оказалось очень сложно найти. Почему-то двушками во Владике называются даже студии с перегородкой, отделяющей диван от кровати, и с кухней в коридоре.
Сначала искала на всяких Суточно.ру, Яндекс.путешествиях и прочее. После нескольких дней поисков и расспросов удалось найти подходящий вариант, который, к счастью, оказался вполне приемлемым. Квартира расположена недалеко от Луговой, за больницей №4, в старом малоэтажном квартальчике, который, видимо, строился когда-то для работников больницы. Дом наш был деревянным, я об этом догадалась по запаху – в нем пахло точно так же, как в лиственничном доме у бабушки в деревне в Забайкалье. В жару в квартире было достаточно комфортно безо всяких кондиционеров.
Луговая – это достаточно крупная транспортная развязка, оттуда можно уехать практически в любую точку города, при этом там, где мы жили, шума дороги не было слышно совсем. Немного слышали проезжающие поезда, но поскольку они по Владивостоку уже не набирают большой скорости (по понятной причине: город – железнодорожный тупик), звуки не сравнить с тем, как, например, у нас они мимо Юго-Западного летят.
Сам Владивосток показался городом не для пешеходов. Я не говорю про центр, но даже там есть «неудобья», например, чтобы пройти с набережной Цесаревича на Корабельную набережную, нужно идти чуть ли не по шпалам – нормального обустроенного тротуара там просто нет. Лестницы, которые уже изрядно подустали, полуразрушенные тротуары, надземные пешеходные переходы, на которые инвалидам просто не подняться. Да, и пожилым сложно. Чтобы перейти ту же площадь Луговую, вернувшись из центра, нужно преодолеть два таких высоких перехода. Есть более короткий, но очень рискованный путь – по железнодорожному мостику, там имеется старый деревянный настил. Пока смотришь вниз, чтобы не наступить мимо досок и не провалиться ногой, приближающийся сзади или спереди поезд увидеть просто не успеешь, а он может пройти как с одной, так и с другой стороны – дорога одноколейная. Вот, здесь на фотографии его видно в правой части.

Но вот что не отнять у города – озеленение. Голой почвы очень мало, все покрыто травой, в связи с этим пыли на порядок меньше. И уж такого, что идешь по городу и жрёшь песок на ветру, вообще нет.
Деревья в городе встречаются необычные. Вроде бы те же клены и березы, но не совсем. А за городом вообще форма деревьев удивляет, то ли по тайге едешь, то ли по тропическому лесу. Городские птицы тоже привлекали внимание. Воробьи/голуби точно такие же, как у нас, а вот сороки другие – мельче, клюв другой формы, и стрекочут по-другому. Ворон серых ни одной не видели (мы их «московскими воробушками» называем, и специально высматривали по городу, ради интереса). Каркали только грачи. Стрижи тоже не такие, как у нас. И в том районе, где мы жили, их почти не было – видимо, из-за стай чаек.

Вообще у нас не было цели носиться по городу ужаленными ежедневно, пытаясь успеть побывать везде-везде, поскольку отпуск для меня – редкое явление. Хотелось, собственно, и отдыха как такового, поэтому движняк мы старались перемежать сидением дома.

На Луговой нашли маленький магазинчик морепродуктов, в первые дни закупались икрой и морепродуктами только там, позже дошли до рынка на Спортивной (он недалеко от Луговой, надо через блошиный рынок пройти и дорогу перейти, я случайно по 2гис его нашла), и там в рыбном павильоне оказалось раздолье. Еще и цены ниже многих по городу. Но вот в соседнем продуктовом павильоне закупаться не рекомендую – это было единственное место, где мы встретили тех самых наглых рыжих насекомых, которые не стеснялись даже при свете дня.

На пробу брали разную икру, но остались при общепринятом мнении, что самая вкусная красная икра – кетовая. Здесь она слева, самая светлая и крупная. Еще брали чавычу и нерку. Нерка – очень на любителя, дети ее в итоге отказались есть совсем, доедал муж. Я икру не ем, не люблю за то, что лопается. Но пробовала каждую по две-три икринки.

Кстати, заодно решились попробовать и черную икру – в Новосибирске точно такая же продается, но как-то не вызывала интереса и желания потратить кругленькую сумму. А во Владивостоке взяли 50 граммов астраханской осетровой. И, знаете, это реально вкусно. И не лопается, как любая другая икра, а тает. Детям тоже понравилась. Теперь, видимо, будем покупать и дома.

Ко второй неделе отпуска в город пришла партия свежей икры кеты нового улова. Во всяком случае, она заметно отличалась от старой партии – малосольная и почти без запаха. Мы даже рискнули и привезли килограмм в Новосибирск – маме и бабушке с дедом. Купили в предпоследний вечер литровый термос, поставили его открытым до утра в холодильнике, чтобы охладить изнутри, а утром из контейнеров в пакетики икру аккуратно переложили и погрузили в колбу в одном общем пакетике, упаковали в чемодан и сдали в багаж. Все прекрасно доехало, при условии, что икра провела вне холодильника чуть больше 12 часов. Сам термос тоже не пострадал, ничего в него не вытекло. Если что, икру нельзя везти в ручной клади – только в емкостях по 100 мл, т.к. это – жидкость, но в багаже и надежнее – дополнительное охлаждение чемодана точно не лишнее. Мы, конечно, представили ситуацию, что багаж может потеряться/задержаться, но решили, что тогда термос, не открывая, просто выбросим.

Теперь немного о прогулках/экскурсиях.

В середине первой недели мы снова поехали в центр – уже погулять по Набережной Цесаревича и Корабельной Набережной, прошлись под Золотым мостом. Раньше я как-то никогда не задумывалась о том, что Русский и Золотой должны пропускать под собой корабли, поэтому вживую их высота меня поразила, никогда раньше не видела таких высоких мостов. Не меньше удивили огромные ягоды шиповника на Корабельной Набережной. Справа от здания Тихоокеанского штаба изучили таблички малюсенькой аллеи дружбы, высаженной моряками. Показалось символичным, что деревья дружбы с США толком не выросли. Зашли в музей-подводную лодку – местами по ней довольно сложно перебираться из отсека в отсек, особенно если приперся в платье. А вот на корабль-музей «Красный вымпел» не попали – оказался закрыт. И все дни, что мы мимо потом проходили, он был закрыт. Зашли в конторку «Мосты Владивостока», забронировали места на морскую прогулку «Морская панорама» через два дня. Те, кто планирует организованные экскурсии, имейте в виду, что мест день в день почти никогда не остается, особенно сразу на компанию, поэтому бронировать нужно заранее.
На площади Борцов Революции около храма заглянули в антикварно-сувенирный магазинчик. И неожиданно приобрели двух советских керамических олимпийских мишек.

Телефончик на подводной лодке, что надо: и позвонить, и от гопников в подворотне отбиться.

В солнечный день у воды глаза открыть просто невозможно – я детей на всех фотографиях называла японскими туристами.

На следующий день мы поехали в океанариум. Он, действительно, очень большой и красивый. Территория полностью оформлена в соответствующей тематике, ухоженная. Много зелени. Цвет хвойных в реале просто непередаваемый.

Вот такие паучки на территории наплели огромные паутины.

Мы брали билеты только на экспозицию, представление с дельфинами нас не интересовало: наши товарищи в свое время в Крыму и нащупались, и нацеловались, и наплавались, и наигрались, и наобщались, да и на представлениях были – уже ничем не удивишь. Но по его поводу тоже напишу: когда мы приехали, ближе к 11 часам, билеты на представления на текущий день были уже распроданы, даже на вечернее. Так что, если кто-то планирует посмотреть на дельфинчиков, берите билеты заранее.
Сама экспозиция показалась очень богатой и разнообразной, но крупных млекопитающих и рыб в этом океанариуме мы не увидели.

В трёх местах экспозиции оборудовано что-то типа кинотеатров – можно посмотреть короткие повторяющиеся фильмы о зарождении жизни на земле, о вымерших динозаврах, а также о доисторическом подводном мире. В стеклянном тоннеле имеется интересная фишка – движущаяся дорожка в левой части коридора. Можно на ней стоять и просто глазеть по сторонам и при этом постепенно перемещаться к выходу. Двигается она медленно и безопасно. Наших, конечно же, больше заинтересовала именно эта дорожка, а не то, что вокруг.

После осмотра выставки мы еще погуляли по территории, спустились к воде, потом вернулись и пошли на выход.

Сначала думали проехаться по территории к воротам на автобусе, но потом решили, что пешком интереснее и полезнее, да и живописнее. И не пожалели – по пути увидели указатель к Береговой Батарее №13 и завернули туда. Конечно, батарея эта в удручающем состоянии, но, может, со временем туда тоже вложат деньги и сделают еще одно хорошее место посещения для туристов. Мы полазили внутри, вышли на одну из площадок, где раньше стояли пушки. Кто-то из местных сказал, что пушки срезали металлоломщики в 90-х. Не знаю, так это или нет, но версия мне кажется очень правдоподобной.

Следующей вылазкой из дома была морская прогулка. Первая часть прогулки прошла очень комфортно – светило солнышко, дул легкий ветерок, все окрестности было видно. А ко второму часу со стороны Японского моря потянулся туман, и дальше мало того, что берега стало плохо видно, так еще и резко похолодало.
В конце, когда возвращались к причалу в Золотом Роге, опять засветило солнышко, но все равно оно уже так не грело, как в начале прогулки.
Проплывали мимо маяка Токаревского – на всех фотографиях, которые я видела до этого, коса возвышается над водой, я даже хотела туда отдельно съездить и пройтись до островка с маяком. Но увидев реальность, поняла, что хорошо, что не поехали.

Обратная дорога:

К слову, Русский мост нам вблизи так и не удалось сфотографировать полностью, от воды до верхушки – он прятался от нас в тумане.
По Золотому Рогу проходили мимо кораблей, которые уже были выстроены к параду ко дню ВМФ – отдельное зрелище. Я даже пожалела, что тупанула и не взяла билеты в отпуск на неделю позже, чтобы праздник на середину пришелся. А так мы его, к сожалению, только по телевизору посмотрели уже из дома.

На второй неделе мы уже больше сидели дома, съездили только на две экскурсии – «Две сопки + 1» и «Три пляжа». На первой экскурсии нам попался гид, который на этом маршруте работал первый раз, он рассказывал очень много маленьких историй о городе и о своей жизни в нём, я до сих пор некоторые из них пересказываю знакомым.
С сопок открываются красивейшие виды. Первая сопка, на которую мы поднимались – Крестовая. С нее самый живописный вид на город. Жаль только, опять с Японского моря натянуло туман, и Русский мост в нем практически потерялся.

Вторая сопка – Бурачка, виды тоже шикарные, но немного уступают первым. Опять же, в одну сторону город как на ладони был, а в другую – только часть, из-за тумана.

Третья сопка – Нагорный парк, там еще не закончено благоустройство, фотографии центра города сверху получались уже против солнца, но на одной из них хорошо видно корабли, стоящие в ряд к параду.

Про пляжи скажу – лучше на них ездить не экскурсией. И вообще, для любителей чистоты, гальки и спокойного плавания (именно плавания, а не хождения по дну до буйков) та же Шамора категорически не подходит, имхо. А времени на экскурсии «Три пляжа» именно на Шамору выделено больше всего. Но по порядку. Сначала автобус заезжает к Стеклянной бухте. Плавать там я не рискнула, дети тоже. Более того, на самом пляже очень много мусора. Мы нашли даже иголку от капельницы, которая легко могла кому-нибудь в ногу войти. Мы ее, конечно, убрали, но, думаю, она там не одна. Поплавал только наш папа. Потом он сказал, что для плавания эта бухта из трёх – самая подходящая. Из-за отсутствия камней на дне.

Вторая бухта, которую посещает экскурсионный автобус – Солнечная. Она находится как бы на территории пансионата, но доступ туда свободный, кроме ночных часов. Песок там неприятный, вязкий, а дно очень каменистое, нужно быть осторожным. Очень много ракушек на берегу и на дне. Пока мои плавали, я пошла к кекурам – «Тюленю» и «Жабе». «Тюлень» удивительно похож на ластоногое животное, лежащее в воде, и повернувшее голову к берегу. «Жаба» только в определенном ракурсе напоминает жабу, видимо, ее уже водой сильно подмыло с тех пор, как ее назвали «Жабой». А вот скалы и камни там вокруг, действительно, уникальные. Только ходить/лазить там надо осторожно, чтобы не травмироваться. А маленьким детям там вообще не место, как мне показалось.

Про Шамору я уже сказала – обычный пляж с липким суглинистым песком и кучей народу. Грязноватый (хотя, конечно, это к посетителям вопросы). Если цель – поплюхаться у берега в «лягушатнике», это самое оно. Лично мы своих товарищей три раза теряли – они старались уходить максимально далеко и просто растворялись в толпе. Выходили уже к берегу сами. Кстати, они тоже лежак наш теряли из виду, ходили вдоль берега, искали в толпе загорающих. В общем, нет, такой пляжный отдых нам не понравился. Фотографировать там я тоже ничего не стала. В следующий раз все-таки будем искать бухты поменьше, и желательно с галькой или чем-то подобным.

Ну вот, наверное, и все, что я хотела написать. Город нам в целом понравился, и через пару лет мы запланировали еще одну поездку туда, если все сложится. Может, даже расширенным составом. Я бы очень хотела побывать на морской рыбалке, в этом году дети не проявили интереса, хотя мы несколько раз предлагали. Ну и вообще, осталось много «неосмотренного» в городе и на острове Русский. Так что есть повод еще раз посетить столицу Приморского края.