Туризм и отдых
Планирование автопутешествия, или рождение мечты
Как гласит китайская мудрость, никто не возвращается из путешествия таким, каким в него отправлялся. Каждая поездка – уникальный опыт, который обязательно оказывает влияние и дарит море эмоций. Но, чтобы влияние и эмоции оказались по большей части положительные, приходится усердно потрудиться, спланировав все детали своего автопохода. Нюансов может быть много, и на первый взгляд кажется, что учесть все – невозможно. На практике же вы убедитесь, что это действительно невозможно. Потратив достаточное количество времени, вы сможете спланировать большинство деталей вашего путешествия: длина маршрута, места остановок, достопримечательности. Но всегда останутся факторы, не поддающиеся вашему контролю, такие, как погода, ремонт дорожного полотна, пробки; а ведь это все способно внести значительные изменения в первоначальные планы. На мой взгляд, это и есть самое сложное в автопутешествии – постоянно быть морально готовым к подобным переменам, но они не всегда будут к худшему.
Итак, до предполагаемого путешествия несколько месяцев, вам предстоит построить будущий маршрут. Наверное, есть много способов это сделать. Самый простой - найти чье-то описание автопохода и с точностью его повторить. Но, если мы хотим удовлетворить наши индивидуальные потребности, задачу придется усложнить. Я расскажу пошагово о том, как создается наше приключение.
1. Выбираем направление: юг, восток, северо-запад… Из Новосибирска в любом направлении можно проложить увлекательный маршрут. Сейчас существует много прокладчиков маршрута, я обычно пользуюсь FLAGMA
2. Определяем конечную цель путешествия. В процессе дальнейшей подготовки она может измениться не раз. Например, мы мечтали доехать до Петрозаводска, но, почитав о Карелии побольше, убедились, что Онежским озером мы не удовлетворимся, и наша цель переехала в Беломорск. Но финансовая сторона дела вдвое сократила наш маршрут. Что ж, Карелия подождет до лучших времен, а поездка по Уралу тоже была незабываемой.
3. Меняем масштаб на карте и отмечаем, какие населенные пункты встретятся на пути, и какие достопримечательности есть в этих районах. Какие-то города и достопримечательности будут на слуху, а что-то станет невероятным сюрпризом. Есть несколько сайтов, на которых собраны главные места, рекомендованные к посещению, по всей стране. Например, Автотревел и Командировка.
Также обязательно находим сайты с достопримечательностями отдельно того региона, куда планируем ехать. На местных ресурсах информации обычно бывает больше, и она более подробная. Например, поездку по Алтаю поможет спланировать сайт Туристка, а по Уралу - сайт Ураловед.
Также полезно бывает почитать форумы и личные истории других автотуристов. Некоторые изюминки наших походов были случайно обнаружены именно в рассказах бывалых. Правда, на форумах обычно нет подробного описания того, как добраться до этих чудес природы, так что необходимо выделить больше времени на поиск. Поколесить по окрестностям придется так, что сами уже сможете составить подробный план местности. Но параллельно и красоты насмотритесь!
4. Все достопримечательности, которые нас заинтересовали, делим на 3 категории.
- Обязательно. В эту категорию попадают уникальные места, характерные для данного региона. Здесь же - те экскурсии, которые будут особенно интересны хотя бы кому-нибудь из членов семьи. Их мы посетим в любую погоду. От этих достопримечательностей мы будем отталкиваться, прокладывая маршрут между городами, ради них мы готовы сделать большой крюк, на то оно и автопутешествие – мы едем там, где нам интересно, а не по кратчайшему расстоянию между двумя точками.
- Желательно. Если что-то идет не по плану, в первую очередь мы откажемся от этих мероприятий. Мы в них обычно включаем места, похожие на те, что мы уже посещали или планируем посетить в эту поездку. При непредвиденных затратах соответственно отказываемся от самых дорогостоящих мероприятий.
- План Б. Его составляют достопримечательности, которые нам тоже были бы интересны, но их пришлось не включать в основной список по причине удаленности от маршрута или элементарной нехватки времени. Запасной вариант всегда должен быть. Он пригодится при изменении погодных условий, изменении маршрута, вынужденных задержках.
Приведу пример. Нам не повезло с погодой в Челябинской области, где мы планировали искупаться как минимум в пяти озерах. Прекрасной альтернативой стали мраморные карьеры.
5. Планируем остановки. Еще раз внимательно смотрим на свой маршрут, нет ли слишком длинных участков. И, хотя мы обязательно берем с собой аудиокниги, чтобы коротать время в пути, расстояние в 1000 км мы себе позволяем только в самых крайних случаях, обычно в первый или последний день путешествия. Все-таки поездка должна приносить радость, а не изматывать длительными переездами. Я бы сказала, чем больше детей, тем чаще остановки. Возможно, между уже запланированными городами вы найдете что-то еще очень интересное. Например, мы методом научного тыка, просто примерно разделив расстояние между Киевом и Одессой пополам, открыли для себя изумительный дендропарк в Умани.
Если же абсолютно точно ничего подходящего не найдено, мы можем просто свернуть в поля и устроить этакий пикник на обочине. Такие остановки наши дети тоже любят.
6. Привязываемся к конкретным датам, учитывая такие вещи как: график работы музеев, рабочие дни и возможные бесплатные посещения, тот факт, что в палаточных лагерях в выходные может быть шумно даже ночью. С помощью сайтов и/или телефона уточняем цены, условия проведения экскурсий, график работы, возможность присоединиться к уже запланированной группе. Информацию об основных музеях России можно найти на сайте Музеи России
Ищем адреса гостиниц, мотелей, палаточных лагерей, баз отдыха и возможности установить палатку на их территории. Сравниваем условия, местоположение и стоимость. С палаткой в городе, конечно, не остановишься. Но и в гостинице чаще выгоднее остановиться не в крупном населенном пункте, а в пригороде: и забронировать номер легче, и по цене выгоднее.
7. Финальные штрихи. Имея всю предварительную информацию, собираем все кусочки пазла воедино. Мне проще все заносить в таблицу Excel. Вписываем все ожидаемые расходы, обязательно закладываем сумму на непредвиденные. И планируем время, когда и в какой день недели нам необходимо куда-то попасть.
Звоним и уточняем собранную информацию, которая на сайтах может быть неактуальна. Заказываем экскурсии, бронируем номера и места под палатку, сообщаем точные даты и время, узнаем условия оплаты (мы стараемся избегать предоплаты).
Так выглядит одна страница нашего готового плана.
Всё! Теперь наша новая мечта ждет своего воплощения.
Всё не так сложно, как может показаться. Главное, с чего-то начать, не забывая, что путешествие длиною в тысячи миль начинается с первого шага. Но начинать желательно как можно раньше, чтобы не торопиться, и чтобы каждый этап подготовки доставлял удовольствие.
И, как часто говорится в одной книжке, пусть это вдохновит вас на подвиг.
29.10.15,
Марина Цурикова,
Новосибирск
Ребята,вы молодцы!Спасибо за опыт планирования.Удачи вам)!.
ПРАВДА,ВСЕ ТАК РАСПЛАНИРОВАНО,ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ РАЗЛОЖЕНО,удобно
Спасибо огромное,Марина, очень интересная статья, очень полезная для начинающих путешественников как мы:)))
Спасибо огромное, очень интересная статья, очень полезная для начинающих путешественников как мы:)))
Спасибо большое! Положительная оценка всегда приятна, но от автопутешественников особенно ценна.
Очень хорошо написано! Планируя свое автопутешествие по трем странам Европы (Германия, Франция, Чехия) мы примерно так и действовали. А еще сперва просто смотрела списки достопримечательностей во всех этих странах, потом выписывала их в эксельку, а потом примеряла к карте, чтобы они уложились в более-менее стройный маршрут, чем-то конечно пришлось пожертвовать. А когда маршрут крупными мазками определился, начала читать что есть еще рядом и уже уточнять детали. В итоге отброшенные ранее пункты заменились новыми не менее интересными :)