Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Мой Питер

Мой Питер. Империя Франков в Санкт-Петербурге

Автор сегодняшнего выпуска рубрики "Мой Питер" - петербургский историк Александра Семенова.

Всем знаком парадный Петербург. Безусловно, именно он задает тон всему городскому ансамблю. Но не менее важны небольшие дома, дворцы, особняки, рассыпанные по городу то там, то сям и сохранившие до наших дней непередаваемый аромат эпохи. Одной из таких архитектурных драгоценностей Петербурга стал особняк Франков на Васильевском острове.

Франки: Максимилиан Леонтьевич и Адольф Леонтьевич – крупные стеклопромышленники России.

Эта семья имела огромный капитал, что позволяло ей строить заводы, учреждать акционерные общества и диктовать условия на стекольном рынке значительной части страны. В 1888 г. в Петербурге на Васильевском острове (22-я линия, дом № 3) была построена стекольная фабрика, позволившая фирме стать независимой от заграничного (финляндского) производства сырого стекла. При фабрике организовали отделочные и художественную мастерские.

Павильон Торгового дома «М. Франкъ и К » на Международной строительной выставке в Петербурге. 1908 г.

Витрины Северного стекольно-промышленного общества на Выставке строительных материалов и принадлежностей строительного дела в Императорской Академии художеств. III съезд русских зодчих. 1900 г.

Вскоре недалеко от производства на Васильевском острове был куплен участок на 21 линии, где в 1898 - 1900 годах архитектор В. В. Шауб построил особняк (дом № 8а) для младшего брата М. Л. Франка – Адольфа Леонтьевича и его жены, Паулины Германовны Франк. Это прекрасный образец эпохи модерн, обильно украшенный внутри витражами с собственного производства Франков.

особняк франков

21 линия Васильевского острова, дом 8.

Ванная комната в особняке

С этих пор между семьей Франк и Василием Васильевичем Шаубом установились не только деловые, но и дружеские контакты. Прочность этих связей обеспечивалось и нижнесаксонским происхождением зодчего. Его отец - академик архитектуры Василий (Вильгельм) Иванович Шауб был уроженцем местечка Бовенден близ Геттингена. Это, несомненно, импонировало Франкам, предпочитавшим «все немецкое».
Контакты Шаубов со «стекольщиками» начались еще в 1880 году, когда Шауб-отец перестраивал дом Общества стекольного производства «И. Е. Ритинг» (Вознесенский пр, 26). В конце 1890-х годов Шауб-сын построил для И. Е. Ритинга стекольные заводы в Санкт-Петербургской губернии, доходный дом и особняк в столице (1899 г., Кронверкский пр., 79 - Добролюбова пр., 1). В это же время В. В. Шауб руководил строительством особняка и служебного флигеля Франков на Васильевском острове, а вскоре получил должность архитектора «Стекольно-промышленного общества в Царскосельском уезде».

Интерьер особняка с портретом членов семьи Франк

Еще больше расширила «территории» Франков покупка соседнего с особняком дома N 6 по 21 линии Васильевского острова, где в 1898 г. возвели фабрику по производству стекла. При ней были организованы мастерские для обработки стекла и зеркал. Здесь же находился склад готовой продукции.

Фрагмент подписного рифленого стекла завода М. Франка

Владение домом № 3 по 22 линии, доставшееся от фирмы «М. Эрленбах и К», сделало этот участок сквозным. На нем построили 4 кирпичных одноэтажных склада стекла (1899-1901 гг., архитектор А. К. Гаммерштедт), и еще один производственный комплекс, включавший в себя большую зеркальную фабрику (1903 г., архитектор Н. А. Горностаев).

Желание Франков утвердиться в этой части города было вызвано расположением на 20 линии Васильевского острова в доме № 13 их художественных мастерских. Мастерская находилась под опекой П. Г. Франк. Для нее на этом же участке в 1904 г. архитектор П. Ю. Сюзор построил пятиэтажный доходный дом. Кроме квартир, сдаваемых внаем, в здании находилось прекрасное нововведение -  своеобразное «общежитие» для мастеров с уездных заводов Франков, приезжающих в столицу для производственных консультаций в главной конторе и в Горном институте.

Близость Горного института (21 линия, дом 2), в котором сотрудники заводов Франка проходили стажировки, а некоторые и работали по совместительству, также была причиной концентрации владений Франков в этом районе. Им принадлежали: дома 6, 8 и 8а по 21 линии, дом 3 по 22 линии, дом 13 по 20 линии. Все территории Франков на Васильевском острове между 20 и 22 линиями в 1921 г. заняли службы организованного в 1920 году Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института механической обработки полезных ископаемых («Механобр»).

Представители семьи Франк владели не только акциями обществ, магазинами и складами, но и собственным стекольным производством.  Один из крупных заводов находился вблизи железнодорожной станции Саблино.  В 1906 г. М. Л.  Франк арендовал у крестьян села Никольского (Шлиссельбургский уезд Никольской волости) 15 десятин земли и построил стекольный завод. Корпуса возводились по проекту В. В. Шауба, который не только служил в Стекольно-промышленном обществе, но и был саблинским дачником. В Саблине до сих пор считают, что именно Шауб - меценат, член местного Церковного совета и бессменный участник всех саблинских строительных комиссий - порекомендовал Франкам место для завода. Строительство завода было закончено в 1909 г. На нем установили современное бельгийское оборудование.
Чуть позже неподалеку от завода возвели «хозяйский» дом - дачу Франков. На территории располагались также жилые дома исполнительного и технического директоров, рабочих; управление, гончарная мастерская, школа для детей рабочих.

Вид с места расположения завода М. Л. Франка на село Никольское. Начало 1960-х гг. Завод построен Василием Васильевичем Шаубом (?) - архитектором Стекольно-промышленного общества в Царскосельском уезде и саблинским дачником.

Пресса того времени писала: «На станции Саблино близ Петербурга торговый дом М. Франк и К строит завод для производства прессованного стекла. Завод будет пользоваться местным песком, который оказался самого лучшего качества. Это первый завод в России, строящийся для производства прессованного стекла, которое до сих пор привозилось исключительно из Финляндии и Германии». Производительность завода росла год от года и составляло в 1909 г. - 31 000 пудов, в 1910 - 58 500, в 1912 -165 000 пудов. Количество работающих также увеличивалось: в 1912 году - 120 человек, в 1914 - 485.

Стеклянный шар во дворе дома саблинского стеклодува. Фото 1920-х гг.

Главным достоинством выбранного Франком места для завода было не только его удобное географическое положение вблизи железнодорожной станции и судоходной реки Тосно, но и залежи песка отличного качества – основного сырья для производства стекла. «...Зерна ровные и округлые, лучше Лахтинского песка, с Воробьевых гор, с Оки...»- писали о саблинском песке специалисты. В результате добычи песка в начале века сформировались знаменитые рукотворные Саблинские пещеры. Сегодня известно 8 пещер, 6 из них с открытыми входами, 2 - недоступны. Общая их протяженность оценивается в 100-150 км., но проходимы лишь несколько десятков километров подземных лабиринтов. Почти все пещеры устроены по единому принципу, обусловленному удобством добычи и доставки песка на поверхность: от узкого входа крутой спуск ведет в большую, с высоким потолком «залу». От нее во все стороны расходятся боковые ходы - штольни, соединенные между собой. Очевидцы свидетельствуют,  что в пещерах были проложены рельсы для вагонеток, они сохранялись под землей до 1960-х годов. Добытый песок грузили на поверхности на баржи, которые затем спускали вниз по течению Тосны.

Современный вид пещер.

 

В Санкт-Петербурге и в Ленинградской области сохранилось большое количество продукции заводов Франк. Это – как обычное бесцветное остекление домов, так и сложные работы, выполненные художественной мастерской на Васильевском острове. Это ателье специализировалось на изготовлении витражей и другой художественной продукции из стекла. Среди изделий мастерской - все существовавшие в том время виды декоративного остекления: мозаичные и живописные витражи, травление и гравирование по стеклу, а также комбинации этих техник. Мастера франковских заводов освоили и модную в начале ХХ века технику опалесцентного стекла «Тиффани», а также неоднородного, окрашенного в массе стекла, которое уже при варке получало нюансы переходных и смешанных тонов. Такое стекло использовано в витраже пейзажного характера в особняке Н. Н. Башкирова (Санкт-Петербург, Кирилловская ул., 4), в панно "Петр Великий" (по эскизу художника В. И. Быстренина), показанном на Международной строительной выставке 1908 года в Петербурге.

Витражи были и в доме П. Г. Франк. Они не сохранились, но известны по старым фотографиям. Одно из окон - «Танцующие женщины» - создано по эскизу 1899 г. известного немецкого витражиста Йозефа Голлера (Josef Goller). Авторство остальных витражей, также как и мастерская, выполнившая их в материале, неизвестны. Несомненно, такая работа была "по силам" художественному ателье Франков.

«Танцующие женщины» - витраж в особняке Франков на 21 линии

После революции (в 1920 г. ?) семья Франк эмигрировала, предположительно - в Бельгию. Но большая часть персонала - рабочих и служащих заводов - осталась на производстве. В советское время на бывших стекольных заводах Франков продолжалось изготовление бемского оконного стекла. В годы Великой Отечественной войны Саблино попало в зону немецкой оккупации и Стекольный завод прекратил свое существование, а позже был разбомблен наступающими советскими войсками.

Имена стеклопромышленников Франков сегодня совершенно забыты. Между тем, они внесли огромный вклад в развитие стекольного производства и торговли России.

Оконный витраж 2 этажа особняка Н. Н. Башкирова. Кирилловская ул., 4. Сохранился. Выполнен на заводе М. Л. Франка.

15.04.15,
А. Б. Семенова, историк,
Санкт-Петербург,
При подготовке статьи использованы иллюстративный материал выставки "Немцы Санкт-Петрбурга" (Петеркирхе, Невский пр., 22) и и семейный архив автора.

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Elena (Гость) (03/05/2020)
На Бадаевском заводе работал мастером мой прадед Франц Штадлер
tata-011 (21/04/2015)
Да, всё было в России, всё умели делать, производства открывали, гремели по всему миру качеством товара, ....а сейчас? Только и можем купить за границей подешевле и перепродать дома подороже, никто сам работать не хочет :-(
Lala (16/04/2015)
Огромное спасибо! Открываю для себя много нового о любимом городе благодаря вашим заметкам!

Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама