Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Каракольские озера, или В жизни всегда есть место подвигу

Зарулили мы тут с семейством на недельку на Алтай.  И просто не могу не поделиться свежими впечатлениями. Алтайских завсегдатаев, а также любителей спортивного туризма прошу не ржать слишком громко, детей разбудите.

В общем, поскольку дети отказались ехать с нами в круиз, а сидеть всё лето даже на самой лучшей даче в мире всё-таки скучно, решили мы наконец-то освоить окрестности, и поехать на недельку на Алтай. "Наконец-то", потому что мы с мужем - не поверите - ни разу в жизни там не были. Ну вот не сложилось. Во-первых, потому что я до недавнего времени тупо боялась ездить на дальние расстояния за рулем (а теперь у меня есть сменный водитель). Во-вторых, потому что Костя (муж) по состоянию здоровья не годится для отдыха в дикой природе, то есть пешие походы с палатками для нас всегда были однозначным табу. Да и просто мы с ним оба любители комфорта, что скрывать, меня даже отдых на базе с летними домиками и туалетом типа сортир напрягает страшно. Поэтому и на этот раз мы поехали только с условием благоустроенного проживания, расположились под Чемалом. Взяли с собой всех детей и прихватили еще пару внучатых племянников.

Но сидеть на Алтае на базе глупо, поэтому мы сразу стали интересоваться экскурсиями. Благо, тут этого добра навалом. Вот и на нашей базе есть специальных журнальчик, где изложены все возможные предложения по осмотру окрестностей. Изучив весь список, мы сразу отмели полностью автомобильные маршруты по основным магистралям, так как это мы можем и сами объездить. Костю больше всего заинтересовала экскурсия на Каракольские озера. Запись в экскурсионном "меню" гласила: "Продолжительность 10-12 часов. Восхождение к семи высокогорным озерам по кедровой тайге 8 км. Семь легендарных озер незабываемой красоты: альпийские луга, снежник, карликовые деревья, хребет Иолго".

Посоветовались с администратором: мол, хотим сходить, всемером. "Да, очень интересная экскурсия", подтвердила она. Что с собой? - Да ничего особенного, только удобная обувь. Сложно? - Да нет, не особенно, люди ходят, там немного проехать, километров тридцать, а потом пешком восемь. Мы с Костей понимали. что восемь - для него многовато, но решили рискнуть. В конце концов, не дойдем, так посидим в лесу, подождем остальных.

В описании экскурсии не было ни слова неправды. Просто о некоторых нюансах скромно умолчали. Впрочем, по порядку.

Вчера, в половине седьмого утра мы вышли к калитке, где нас уже ждал... УАЗ-буханка. Мда, подумали мы, ехать на этой колымаге даже жалких 30 километров - не подарок. Наивные! Мы еще не знали, НА ЧЕМ мы поедем, и ЧТО представляют собой эти 30 км. Нас довезли до села Элекмонар,

где пересадили ... в будку военного ГАЗ-66. Но даже тут мы еще не поняли, на что подписались. Как оказалось, дорога до "базы" будущего "восхождения" составляет то ли 30, то ли 40 километров полностью отсутствующей дороги вдоль горной реки Элекмонар (приток Катуни), вверх по течению. ТРИ ЧАСА, переваливаясь с боку на бок, мы то плыли по метровому слою грязи, то ковыляли по валунам, то пересекали Элекмонар вброд ("дорога" насчитывает более 20 пересечений с рекой, когда-то тут были мосты, но весенним наводнением их смыло), то просто... гребли вверх по течению прямо по реке. Как нам сказал инструктор, "в этом году дорога плохая, придется подыматься три часа, в прошлом за два доезжали". В общем, я теперь точно знаю, что меня возьмут в космонавты хотя после первого получаса дороги я была в этом совсем не уверена.

На середине пути нас выпустили продышаться и ... ну в общем все поняли

Когда мы прибыли на базу, инструктор предложил всем НЕ-желающим бить ноги подняться оставшиеся 8 километров до озер за дополнительную плату на еще более (куда уж более?) проходимом авто, либо на конях (и то, и другое - еще 1,5-2 часа по бездорожью). Мы с детьми сразу были настроены на пешую прогулку, тем более, что хорошо понимали: еще два часа качки мы просто не выдержим. Муж долго колебался, но потом все же согласился на авто. Инструктор уговорил: говорит, не осилит он последний километр пути, слишком круто.

Оооо, наш инструктор сильно хорошего мнения был о пеших способностях Константина! Уже после первой четверти пути мы поняли, что он не осилил бы и двухсот метров. "Восхождение по кедровой тайге" оказалось полноценной туристской тропой протяженностью 8 километров, с подъемами, достигающими 45 градусов, с грязью, камнями, бродами, поваленными деревьями и сплетениями корней под ногами. Местами я чувствовала себя горной козой, перескакивая с камня на камень, и думала только о том, что перед подобными "экскурсиями" неплохо бы: 1) почитать подробные отзывы в интернете; 2) заглянуть в собственный паспорт. Поскольку уже после половины пути состояние было "пристрелите меня немедленно", то фотографий подъема практически нет, ну просто не было ни сил, ни времени - инструктор пёр со скоростью того самого горного козла. Хотя места вокруг действительно были красивейшие: мы шли вдоль ущелья, на дне которого журчала горная Тура, приток Элекмонара. Впрочем, на последнем привале, когда до нижних озер осталось чуть менее километра, я все-таки вытащила фотоаппарат.Кстати, близость реки на первом фото обманчива, это результат фотоприближения картинки. На самом деле, ущелье, вдоль которого мы поднимались и спускались, ОЧЕНЬ глубокое, метров 20-30, не меньше.

Но три часа тяжелейшего подъема забылись сразу же, как мы увидели нижние озера: Седьмое, Шестое и Пятое. Причем, как только мы вышли к озерам, мы внезапно... оглохли. Оказывается, мы настолько успели привыкнуть за три часа к журчанию реки, что как только река осталась позади, было полное ощущение выключенного звука. Тишина ту действительно какая-то космическая, особенно на ближайших к тропе озерах, где нет стоянок туристов.

На одном из нижних озер мы встретили нашего папу, который поведал нам все прелести пути на специально обученном грузовике, перекусили в местном "кафе", где еда готовится в ведрах на костре

и оправились дальше, к верхним озерам. Однако тропа выше оказалась не такой крутой, но увы, совершенно непроходимой для Кости-старшего, так как полностью состояла из наваленных друг на друга камней. Пришлось нам с ним остаться гулять по нижним озерам, а вверх мальчишки пошли одни, с инструктором.

Верхние озера уже полностью расположены в зоне тундры, а два самых верхних имеют в основе ледник. Поэтому вода в одном из озер изумрудного цвета. Красота, судя по фото, неописуемая!

Ну где еще летом можно поиграть в снежки?

В общей сложности мы поднялись от нижней "базы" пешком на километр, до высоты 1700-1800 метров.

В четыре часа мы приступили к спуску. Правда одного "бойца" по дороге мы потеряли: Пашка наотрез отказался спускаться и остался с отцом ждать машину. Но если честно, я восхищена его стойкостью: тропа реально тяжелая, и больше ни в одной встреченной нами пешей группе детей не было, а Пашка даже ни разу не пискнул, что устал или не может идти.

Спуск оказался ничуть не легче подъема. Временами мы даже удивлялись: неужели мы ЭТО прошли? Вот прямо здесь, по этим практически отвесным склонам?! Действительно, сверху тропа выглядела устрашающе и спускаться первые несколько километров было очень трудно. Но зато нашлись силы сделать несколько фотографий пройденного пути.

Спускались немного меньше, чем поднимались, где-то два с половиной часа. Но, как метко выразился Лёша, к концу пути уже смирились с тем, что смысл нашей жизни состоит в том, чтобы тупо переставлять ноги. Даже предстоящий спуск по бездорожью на шайтан-машине, внушавший утром священный ужас, уже не казался таким пугающим. Внизу нас ждали папа с Пашей, вновь впечатленные автоспуском с озер (а как тут не впечатлиться, если в некоторых местах грузовик ложился практически на бок, и так ехал).

Отъезд был предварительно был назначен на семь часов. Но тут нас ждал небольшой сюрприз. Одна семья, которая ехала из Элекмонара с нами и поднималась к озерам на грузовике, вдруг вознамерилась спускаться на базу пешком. И, как водится, не рассчитала свои силы. В итоге больше часа мы ждали их на базе, наблюдая, как уходят вниз машины с группами и мы остаемся совершенно одни в надвигающихся сумерках.

А вот и наш обожаемый ГАЗ-66. Ну реально зверь-машина! Проезжает там, где я бы даже и не подумала, что можно вообще проехать хоть на чем-нибудь! Уважаю!

"Благодаря" нашим попутчикам, выехали мы почти в восемь, и получили бонусом к и без того экстремальной "экскурсии" не менее экстремальный спуск вниз. Мало того, что ожидаемо трясло, болтало и мутило... Почти половину пути (а значит - почти половину бродов) мы прошли уже в темноте, при этом водитель именно на бродах был вынужден гасить фары, чтобы они не полопались от контакта с ледяной водой! Незабываемые ощущения - пересечение бурлящей реки в полной темноте. Один из несложных бродов еще в сумерках удалось заснять, но вообще съемка на ходу оказалась практически невозможной из-за дикой болтанки.

Но это еще не всё. Буквально минут через 15 от начала поездки в ущелье пришел ливень с грозой. Еще по дороге туда, утром, наш инструктор пошутил, что, мол, после наводнения эта дорога стала очень похожа на ту, по которой возят грешников в ад. Ад мы воочию увидели на пути обратно. Вокруг лило, полыхало и гремело без остановки, а мы неслисль (есл это можно так назвать) с максимально возможной для такой дороги скоростью, чтобы успеть пройти как можно больше бродов до наступления полной темноты. Чесслово, у меня было полное ощущение, что я сплю и вижу кошмар.

К десяти вечера мы наконец были в Элекмонаре. Живые, и слава богу. К половине одиннадцатого добрались до базы, где нас даже покормили положенным ужином, за что им большое человеческое спасибо - ведь время ужина было нами давно пропущено.
Итого 16 часов экстрима. Которые: 1) Радикально поменяли мое представление о том, что такое "плохая дорога"; 2) Позволили уяснить, что понятия "экскурсия", "пешая прогулка" и "нетрудно дойти" у меня и у алтайских экскурсоводов различаются радикально, а словосочетание "незабываемое путешествие" имеет гораздо более глубокий смысл, чем я могла предположить.

Рассказ написан в 2014 году,
опубликован 02.07.2015

Описание классное, эмоциональное👍😁 спасибо за такой колоритный пост. Собираемся тоже и теперь задумались, не остановиться ли действительно с ночевкой - не первый раз слышу, что это оптимальный вариант
КсюхаТ (19/12/2017)
Ваш рассказ освежил воспоминания! Были там эти летом, все ощущения и воспоминания - один в один! В день похода я твердила - я больше ни в жизнь сюда!!!, а на следующий день уже крутила планы в голове на следующее лето сюда уже с ночевкой на несколько дней , плюсом поход на гору откуда открывается вид на Каракольские озера сверху - Багаташ вроде
Ldinka-75 (11/06/2017)
Были в 2015 году с группой детей. Стояли на озерах лагерем, при восхождении на нас упал снег, детей загнали в домик с печкой, сняли на 3 ночи. Сами в палатке... промокшие и задубевшие. Одно радовало-обжигающе жаркая банька. Куда мы по очереди запихивали детей мыться-греться, потом и сами приходили в себя.
Что сказать? Главное - хорошая удобная обувь. Лучше берцы. А то я там на тропе видела тётеньку в балетках... вот ей фигово было...
Озера Очень! красивые, природа волшебная, но все это счастье на высоте, поэтому у некоторых болит голова, мне только ибупрофен помог, на восхождение с ребятами пойти не смогла, муж ходил, великолепные фото потом смотрели.
Да, соглашусь, что туда имеет смысл ехать только с ночёвкой. Домики там приличные, внизу с печкой, мансарда сдается отдельно, она не отапливается. С палаткой-выкупается место. Дрова там дают впридачу к съему жилища.
Мы попали в снег и в дождь, но никто из наших не заболел. Экстремально-да! Но очень красиво. Перед поездкой имеет смысл потренироваться в пешей ходьбе на дальние расстояния.
Котлятка (14/08/2015)
100 % с вами согласна, у нас были такие же ощущения. Только ливня не было, зато был открытый ГАЗ, без крыщи и брезента - это прибавляло ощущений... Как было написано в местном Твитере (на стене в той столовой;-)) 10 часов АДА.
На Караколы надо с ночевкой ходить, чтобы оценить всю красоту)
Marisha (14/08/2015)
Алена, конечно хотим!)
Жаль, в этом году не получилось.
Впечатления точно на всю жизнь.
Алена (14/08/2015)
Это прекрасно! :)))
Зато впечатления на всю жизнь. Еще хотите на Алтай?
Marisha (14/08/2015)
Спасибо))
Мирина (14/08/2015)
Прекрасный рассказ!!! Как-будто с вами на экскурсии побывала, такое живое описание!!!