Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Барнаул – Акташ – Чулышман – Актру на 33-34 неделе беременности

Это пятая наша с мужем поездка в Горный Алтай; за плечами два похода на велосипедах (до Чемала и по тропе Тюнгур - Иня) и парочка соревнований (в т.ч. веломарафон от пер. Семинский до Бийска по старому Чуйскому тракту). Поскольку в этот раз мы были на машине, то решили забраться куда подальше: до впадения Чульчи в Чулышман через пер. Кату-Ярык. Побывавшие там родственники дружно пугали плохой дорогой от Акташа и уверениями, что я туда не доберусь с моим-то пузом. Дороги, как выяснилось на практике, там и вправду не очень: грунтовые, каменистые, раздолбанные местами. Но джип, хоть и паркетник немного (Pajero IO), но все-таки джип. К тому же муж постарался: колеса приспустил, ехал медленно. И в общем и целом мне по Улаганскому району ехалось легче, чем потом по тракту от Горно-Алтайска до Барнаула. Загруженность машины была довольно приличная: куча вещей, 5 взрослых и двое ребятишек, включая Тёмского в пузе.

На 1-й ночлег остановились почти сразу за Семинским. Очень пригодилась газовая горелка, поскольку погода была мокрая и дрова, соответственно, тоже.

Особенности ночевки в палатке беременной: очень болят ребра. И у меня еще на боку как-то отлеживались ноги и к утру тоже начинали болеть. Зато огромный плюс: свежий воздух. В квартире такого не дождешься.

Второй день. Немного полазив по горам, двинулись дальше по Чуйскому тракту. С небольшими остановками ехали почти весь день, поэтому к вечеру сидеть в машине, мягко говоря, задолбало. Доехали в тот день до Чаган-Узуна, отметились (сфотографировали указатель), и, немного вернувшись назад, встали на ночевку где-то в районе Курая.

День третий. От Акташа до Чулышмана. Дорога интересная. Красные Ворота, горные озера, курганы (их мы, правда, нашли только на обратном пути), перевалы. Судя по карте, из Балыктуюля выходило несколько дорог, и найти нужную было б не так просто (забегая вперед, скажу, что ее там и искать-то не надо, все понятно по указателям). Но мы уже имели печальный опыт общения с местным населением и, дабы больше не общаться с ними в поисках дороги, свернули почти сразу от Улагана с главной дороги на проселочную (проселочная была даже мягче). И довольно скоро благополучно заблудились. Потеряли дорогу вообще. Побили малость машину о камни, спрятанные в траве, поплутали, снова нашли дорогу, нашли на карте «себя» и определились, как нам ехать. Балыктуюль таки объехали.

Нам с Машей очень страшно было на перевале Кату-Ярык. То ли материнский инстинкт так сработал, но я, в общем-то не очень боясь высоты, вниз не могла глядеть совершенно (парень, ехавший с нами, преспокойно созерцал этот обрыв). На четвертый день мой муж и еще трое ребят, которых мы встретили на Чулышмане, ушли на Чульчинский водопад, а мы практически весь день вялились на солнце, охраняли палатки и машины. Иногда, вдохновленная Машиным примером, я даже купалась в холоднющем Чулышмане.

Кстати, путешественникам на заметку: в этот день хитрые алтайские детки ))) попытались «обследовать» охраняемые нами палатки. Несколько ребятишек подошли к нам с одной стороны, встали и просто стояли и смотрели – отвлекали. А двое пацанят в это же время хотели заехать на велосипеде с другой стороны – к палаткам. Ну им, надо сказать, вполне бы это удалось: из нас, четырех «охранников», только парень догадался, чего они замышляют.

Вечером с водопада вернулся муж, сказал, что дорога очень опасная (как дорога - тропа) и нам с детьми там делать нечего. Что ж, жаль, конечно, так хотелось. Решили на следующий день хоть на грибы сходить.

День пятый. Самым трудным участком по дороге к «грибам» был каменистый подъем (примерно 200 м). Добрались мы красные, запыханные, но довольные. И тут же охладились: дождик пошел.

До «грибов» добраться намного проще, чем до водопада, поэтому место посещаемое: пока мы сидели, хрумкали сушки и пережидали дождь, «грибочки» успели посетить 3 группы туристов.

Вечером ребята решили по-быстрому смотаться на Телецкое озеро (около 40 км). Мне тряска по плохим дорогам изрядно надоела, и я осталась в лагере. Весь вечер прыгала вокруг костра: собирала дрова, готовила ужин, как самая ответственная, так как оставшийся якобы на подмогу и защиту один из участников похода впал в необъяснимую (и надо сказать, несколько неуместную) грусть и весь оставшийся вечер просидел в палатке. Вот дрова собирать и таскать, поддерживать костер, было тяжеловато: и нагибаться с пузом трудно, и не наприседаешься каждый раз.

На следующий день выехали только в обед, скорость, как всегда, небольшая, поэтому к вечеру едва добрались до платной стоянки на Актру.

Утром бездетные и не обремененные пузами участники нашего похода отправились поближе к леднику. А мы с Машей и Настей опять почти весь день просидели около палаток. Охранять их было уже не нужно, но и гулять лень – жарко. Что меня в этом месте поразило: огромное количество мух самых разных размеров. И жуки какие-то дикие. Энтомолог из меня тот еще, поэтому «умных» названий не дам, опишу как могу: видели жука с усами, раза в полтора больше, чем туловище; кракозябру с туловищем, похожим на бревно; ноги откуда-то из головы растут… Парк Юрского периода!

К вечеру вернулись наши путешественники и мы выехали домой.

Самым сложным для меня оказался день восьмой – последний. Проехали мы что-то около 600 км: от места впадения Чуи в Катунь до Барнаула. Почти каждая кочка на дороге казалась уставшему организму огромной ямой, сидеть в одном положении быстро надоело. Помогала Настюшина хитрость: она в туалет, я – скорей разминаться! К вечеру у меня таки отекли ноги (боролась с отеками потом несколько дней. Но победила - ттт!). Итого, дома мы оказались часов в 11 вечера, обгоревшие как бобики, но живые и здоровые!

Конечно, я сомневалась, ехать ли мне в такую глушь да на таком сроке. Но не жалею ни капельки, что поехала. И Тёмыч пусть привыкает потихоньку, а то мы ему на следующий год уже новое путешествие планируем!

Рассказ mushka об этом же путешествии